Культурный код русского народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования: культура каждой отдельной нации и народности содержит и хранит в себе все пласты исторического развития данного этноса и обладает своим, свойственным только ей, информационнокультурным кодом, под воздействием которого и формируется индивидуальное национальное сознание и самосознание каждого человека. Значимость изучения культурных кодов отдельных этнических культур способствует правильной межкультурной коммуникации, развитию взаимопонимания и общения между народами, что особенно актуально в настоящее время развития глобализационных процессов.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ «КУЛЬТУРНОГО КОДА» В ТРУДАХ Ю.М. ЛОТМАНА
Ю.М. Лотман как исследователь русской культуры 6
«Культурный код русской культуры» в концепции Лотмана 12
ГЛАВА 2. «КУЛЬТУРНЫЙ КОД РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»
В НАСТОЯЩЕМ
«Культурный код русской культуры» в XX веке 22
2.2«Культурный код русской культуры» в XXI веке 34
Заключение ..39
Список использованной литературы……………………………………43

Файлы: 1 файл

ск курсовик ант.docx

— 117.90 Кб (Скачать)

Когда общество проходит через  эту критическую точку, и дальнейшее развитие начинает рисоваться не как  создание нового мира на развалинах старого, а в виде органического и непрерывного развития, история снова вступает в свои права. Но здесь происходит характерное смещение: интерес к  истории пробудился, а навыки исторического  исследования порой утеряны, документы  забыты, старые исторические концепции  не удовлетворяют, а новых нет. И  тут лукавую помощь предлагают привычные  приемы: выдумываются утопии, создаются  условные конструкции, но уже не будущего, а прошлого. Рождается квазиисторическая  литература, которая особенно притягательна  для массового сознания, потому что  замещает трудную и непонятную, не поддающуюся единому истолкованию реальность легко усваиваемыми мифами.

Особенно нужно выделить сферу поведения.

Сфера поведения — очень важная часть национальной культуры, и трудность ее изучения связана с тем, что здесь сталкиваются устойчивые черты, которые могут не меняться столетиями, и формы, изменяющиеся с чрезвычайной скоростью. Когда вы стараетесь объяснить себе, почему человек, живший 200 или 400 лет тому назад, поступил так, а не иначе, вы должны одновременно сказать две противоположные вещи: «Он такой же, как ты. Поставь себя на его место» — и: «Не забывай, что он совсем другой, он — не ты. Откажись от своих привычных представлений и попытайся перевоплотиться в него».

Предметы различаются  не только функциями, не только тем, с  какой целью мы их берем в руки, но и тем, какие чувства они  у нас вызывают. С одним чувством мы прикасаемся к старинной летописи, «пыль веков от хартий отряхнув», с другим — к газете, еще пахнущей свежей типографской краской. Свою поэзию имеют старина и вечность, свою — новость, доносящая до нас торопливый бег времени. Но между этими полюсами находятся документы, вызывающие особое отношение: интимное и историческое одновременно. Таковы, например, семейные альбомы. С их страниц на нас смотрят знакомые незнакомцы — забытые лица («А кто это?»

-«Не знаю, бабушка всех помнила »), старомодные костюмы, люди в торжественных, сейчас уже смешных позах, надписи, напоминающие о событиях, которых сейчас уже все равно никто не помнит. И тем не менее это не чужой альбом. И если вглядеться в лица и мысленно изменить прически и одежду, то сразу же обнаружатся родственные черты. XVIII — начало XIX века — это семейный альбом нашей сегодняшней культуры, ее «домашний архив», ее «близкое-далекое». Но отсюда и особое отношение: предками восхищаются — родителей осуждают; незнание предков компенсируют воображением и романтическим мнимопониманием, родителей и дедов слишком хорошо помнят, чтобы понимать. Все хорошее в себе приписывают предкам, все плохое — родителям. В этом историческом невежестве или полузнании, которое, к сожалению, удел большинства наших современников, идеализация допетровской Руси столь же распространена, как и отрицание послепетровского пути развития. Дело, конечно, не сводится к перестановке этих оценок. Но следует отказаться от школярской привычки оценивать историю по пятибалльной системе 9.

Таким образом, Ю.М.Лотман выделяет следующие составляющие культурного  кода вообще, а также элементы культурного  кода русского народа:

  1. «Близкое-далекое» культуры - восхищение предками (элемент русского культурного кода).
  2. Оценка истории по 5-тибалльной системе - идеализация допетровской Руси (элемент русского культурного кода).
  3. Материальные символы: (элементы русского культурного кода).

 

 

 

___________________________________

9 Ю. М. Лотман // Беседы о русской культуре М., с. 578

  1. Вещи - навязывают нам манеру поведения, поскольку создают вокруг себя определенный культурный контекст
  2. Хлеб - «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», — слово «хлеб» означает не просто хлеб как вещь, а имеет более широкое значение: «пища, потребная для жизни».
  3. Меч - Меч символизирует свободного человека и является «знаком свободы», он уже предстает как символ и принадлежит культуре.
  4. Шпага - она означает меч, а меч означает принадлежность к привилегированному сословию.
  5. Семейные альбомы - с их страниц на нас смотрят знакомые незнакомцы — забытые лица («А кто это?» — «Не знаю, бабушка всех помнила »), старомодные костюмы, люди в торжественных, сейчас уже смешных позах, надписи, напоминающие о событиях, которых сейчас уже все равно никто не помнит.
  6. Честь - выражается в символическом ответе на оскорбление (Удар же необнаженным мечом, рукояткой, палкой — вообще не оружием — бесчестит, поскольку так бьют раба.) (элемент русского культурного кода).
  7. Секс - относится к физиологической стороне практической жизни; все переживания любви, связанная с ними выработанная веками символика, условные ритуалы (элемент русского культурного кода).
  8. Быт - это и обычаи, весь ритуал ежедневного поведения, тот строй жизни, который определяет распорядок дня, время различных занятий, характер труда и досуга, формы отдыха, игры, любовный ритуал и ритуал похорон (элемент русского культурного кода).
  9. Бедность - один из определяющих символов петербургской культуры (элемент русского культурного кода).
  10. Стыд - же один из наиболее мощных психологических рычагов культуры (элемент русского культурного кода).
  11. Обычай - эти нормы принадлежат культуре, они закрепляются в формах бытового поведения, всего того, о чем говорится: «так принято, так прилично». Эти нормы передаются через быт и тесно соприкасаются со сферой народной поэзии. Они вливаются в память культуры (элемент

русского культурного  кода).

  1. Сфера поведения - очень важная часть национальной культуры, и трудность ее изучения связана с тем, что здесь сталкиваются устойчивые черты, которые могут не меняться столетиями, и формы, изменяющиеся с чрезвычайной скоростью (элемент русского культурного кода).
  2. Игра - одна из основных форм быта и именно из таких форм, в которых с особенной резкостью отражается эпоха и ее дух (элемент русского культурного кода).
  3. Патриотизм - был тесно связан с личной преданностью государю и имел государственный характер (элемент русского культурного кода).
  4. Явление «народного царя» - особое почитание главы государства (элемент русского культурного кода).
  5. Искусство - становится моделью, которой жизнь подражает (элемент русского культурного кода).
  6. Боязнь смерти - каждая культура по-своему отражается в созданной ею концепции смерти, а смерть бросает свое зловещее или героическое отражение на каждую культуру (элемент русского культурного кода).
  7. Религиозная вера - важнейшая сторона русской культуры (элемент русского культурного кода).
  8. Природные условия - значительно отразились на русской культуре (например: для Японца снеговой покров недолог и вызывает образы кратковременной, быстро исчезающей красоты, а для русского человека вызывает определённые эстетические чувства, в связи с обилием снежных пейзажей) (элемент русского культурного кода).
  9. Мечтательность - стремление к явлению «русское авось» (элемент русского культурного кода)
  10. Явление «бунта» - свойственность русского человека в желании настоять на своём (элемент русского культурного кода)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. «КУЛЬТУРНЫЙ  КОД» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В

НАСТОЯЩЕМ

 

 

    1. «Культурный код русской культуры» в XX веке.

 

«Культурный код русской  культуры» в XX веке характеризуется  связью с тремя важными историческими  этапами. Первым этапом является дореволюционный  этап называемым ещё «серебряным  веком русской культуры», второй охватывает советский и постсоветский  периоды. «Серебряный век русской культуры».

«Серебряный век» - это эпоха выдающихся художников, писателей, поэтов, живописцев, композиторов, актеров, философов. Это время создания новых направлений и открытий. Ни в одной стране, ни в одной национальной культуре мира XX век не дал такого ее взлета, как в России. Это был синтез, сплав реализма и романтизма, науки и полета фантазии, действительности и мечты, сущего и должного, прошедшего и настоящего, озаряемых грядущим.

«Культурно символические  коды» нашли отражение в трудах современниках того времени.

Они объявили «культ творчества», себя же — предвестниками нового мира. Они сделали ставку на искусство как средство объединения людей, обратившись к таким направлениям, как символизм, акмеизм, футуризм, авангардизм, ставшие основой модернизма как художественно-эстетического направления XX века. Эти направления проявились как в литературе, музыке, живописи и архитектуре. 10

Символизм - характеризуется монархизмом, мистицизмом, аристократизмом, острой ностальгией по прошлому, мечтательностью, причудливым сочетанием меланхоличности и бунтарства, утончённостью. Священное отношение к благородству и красоте, повышенное внимание к духовной сущности человека и его нравственному выбору, обожествление высшей мистической сверхреальности.

Д.С. Мережковский (1866—1941), К. Бальмонт (1867—1942), А.А. Блока (1880—1921), В.Я. Брюсов (1873—1924) и многие другие.

Акмеизм - творчеству акмеистов были свойственны отказ от нравственных исканий, нежелание видеть негативные явления действительности, склонности к эстетизму, усложненной метафоричности. Наиболее талантливые представители направления отступали от своих постулатов.

Н. Гумилев (1886—1921), А. Ахматова (1889—-1966), О. Мандельштам (1891—1938), М Кузмин (1875-1936), С. Городецкий (1884-1967).

Футуризм - отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в

 

____________________________

10 Кармин А.С. Культурология. Учебник для вузов. - СПб: Изд-во «Лань», 2001.-832 с

качестве основной программы  выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма  как главных признаков настоящего и будущего.

Авангардизм - как и предварившие его направления модернизма, авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества, — при этом его художественно-утопические стратегия и тактика были гораздо более решительными, анархически-бунтарскими. Не удовлетворяясь созданием изысканных «очагов» красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои образы грубую материю

жизни, «поэтику улицы», хаотическую  ритмику современного города, природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой, он не раз декларативно подчеркивал  в своих произведениях принцип  «антиискусства», отвергая тем самым  не только прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие  искусства в целом. 11

Главной особенностью этих направлений является такие черты  как: критика сложившиеся культуры, стремление к новым идеалам, романтические  предствления.

Русскому человеку всегда было свойственно бунтарство и мечтательность, (элементы русского культурного кода). Что особенно выразилось в этих направлениях появившихся в начале XX века, связанных  с развитием промышленности, общественно-политических сфер, а также науки и техники.

Примером этого, в символизме хорошо видно из творчества А.А Блока (1880—1921). Поэзию Блока определяли оторванность от реальной действительности, анализ личных душевных переживаний, мистические элементы.

«Те, кто исполнен музыкой, услышат вздох всеобщей души, если не сегодня, то завтра»

или «...под игом насилия человеческая совесть умолкает; тогда человек замыкается в старом; чем наглей насилие, тем прочнее замыкается человек в старом. Так случилось с Европой под игом войны, с Россией - ныне».

В творчестве К. Бальмонта (1867—1942) хорошо отображена мечтательность. Для поэзии Бальмонта характерны самоутверждение сильной личности, восторженное отражение природы, смутность мысли, эгоистический кодекс избранничества:

Я в этот мир  пришел, чтоб видеть море и пышный цвет долин.

Я заключил миры в един ом взоре.

Я властелин поэт.

В изобразительном искусстве  символист Н.М. Гущин (1888-1965) выразил  эти 

 

 

______________________________________________

11 Шишова II.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. История и культурология. Учебное пособие для вузов. /Под ред. Н.В.Шишовой - М.: Изд-во корпорация «Логос», 1999. - 368 с.

элементы в своих работах. В живописи сформировал свою собственную  стилистику, сочетающую изысканность модерна и символизма с энергией экспрессионизма и яркостью фовизма. К стилистическим особенностям пластического  языка Гущина можно отнести и  редкое для двадцатого века соединение классического ясного и чёткого  рисунка с большой свободой цветотональных решений. Фактура живописи (особенно произведений последнего, российского  периода) богатая, пастозный мазок  может соседствовать с гладким, пейзажи по фактуре обычно более  однородны, чем портреты и композиции. Цвет в работах последнего периода  форсированный, интенсивный, при этом каждый миллиметр полотна содержит огромное количество оттенков. В Европе был славен как блестящий портретист, в прессе акцентировалась самобытность художника, живописца называли гениальным.12

Что касается акмеизма, ему  больше было свойственно бунтарство (элемент русского культурного кода)

Н.С. Гумилёв (1886-1921)

            Мой прадед был ранен под Аустерлицем,

И замертво в лес  унесён денщиком,

Чтоб долгие, долгие годы томиться,

В унылом и бедном поместье своём

 

О. Мандельштам (1891—1938)

Идут года железными  полками,

И воздух полн железными  шарами.

Оно бесцветное — в воде железясь,

И розовое, на подушке  грезясь.

Железная правда — живой на зависть,

Железен пестик, и железна завязь.

И железой поэзия в железе,

Слезящаяся в  родовом разрезе.

В футуризме явление бунта  выражено ещё больше, но присутствет  и немалая доля мечательности.

Один из основоположников этого течения — В. Хлебников особенно был занят революцией в области русского языка. Он писал: «Найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращения всех славянских слов, одно в другое — свободно плавить славянские слова, — вот мое первое отношение к слову». Стремясь реализовать эту программу, он проводил эксперименты над словом, добиваясь «самоценности». Стихотворение «Заклятие словом» построено на словообразовании из одного корня:

Смейво, смейво,

У смей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики,

 

 

 

___________________________________________________________________

12 Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н.

Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 600 с.; илл. цв.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Несмотря на то, что молодой  В. Маяковский примыкал к футуристам, уже в его ранней лирике, в поэмах «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир» ярко проявилась гуманистическая направленность, что не совпадало с принципами этого течения: предчувствия революционной ломки претворилось у поэта в художественном строе его стиха — необычном расположении строки «лесенкой», в атакующей, поступательной, «взрывной» рифме:

Хотите —

буду от мяса бешеный

-и, как небо, меняя тона —

 хотите —

буду безукоризненно нежный,

 не мужчина,  а — облако в штанах!

Футуризм в изобразительном  искусстве выражал те же черты. Футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя  у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному  эмоциональному выражению динамики современного мира. 13

В живописи, главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение — так называемый принцип симультанности.

Информация о работе Культурный код русского народа