Культурный код русского народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования: культура каждой отдельной нации и народности содержит и хранит в себе все пласты исторического развития данного этноса и обладает своим, свойственным только ей, информационнокультурным кодом, под воздействием которого и формируется индивидуальное национальное сознание и самосознание каждого человека. Значимость изучения культурных кодов отдельных этнических культур способствует правильной межкультурной коммуникации, развитию взаимопонимания и общения между народами, что особенно актуально в настоящее время развития глобализационных процессов.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ «КУЛЬТУРНОГО КОДА» В ТРУДАХ Ю.М. ЛОТМАНА
Ю.М. Лотман как исследователь русской культуры 6
«Культурный код русской культуры» в концепции Лотмана 12
ГЛАВА 2. «КУЛЬТУРНЫЙ КОД РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»
В НАСТОЯЩЕМ
«Культурный код русской культуры» в XX веке 22
2.2«Культурный код русской культуры» в XXI веке 34
Заключение ..39
Список использованной литературы……………………………………43

Файлы: 1 файл

ск курсовик ант.docx

— 117.90 Кб (Скачать)

«Поле чудес», «Угадай мелодию», «Пусть говорят».

Говоря о других известных  «русских культурных кодов» в веке необходимо выделить: бедность, «явление народного царя», религиозная вера, низкий уровень патриотизма, вещи (материальные коды культуры - создают манеру поведения), честь, семейные альбомы.18

Бедность

В советское время эта  проблема была не столь велика, т.к. признавалось равенство между людьми, и присутствовала пренебрежительность  к мещанам. В XXI веке в связи появлением нового государства и сложной  политической ситуацией люди разделяются  по принципу очень богатые и очень  бедные, где процент среднего класса очень низок. Причина, которой является коррупция.

 

 

__________________________________

 18 Георгиева Г. С. Русская культура: история и современность. М., 1998.

 «Явление народно царя»

Распространено на Руси ещё  с древнейших времён. Этот элемент  очень свойственен русскому обществу. Выражается в двух причинах:

  1. Современное общество мало участвует в политической жизни страны, и не делает определенных действий на её улучшение, что приводит к надежде об успешной властной деятельности правителя.
  2. Остаток советского прошлого связан со страхом и уважением перед правительством.

 

«Религиозная  вера»

Значительно увеличилась  в общественной жизни современной  России роль церкви. Можно сказать, что религия постепенно заполняет  место канувшей в небытие коммунистической идеологии. Во многом повышение уровня религиозности на сегодняшний день объясняется социально-экономическими проблемами, рождающими чувство неуверенности  в завтрашнем дне, душевной подавленности, ощущение разобщенности.

На сегодняшний день большая  часть верующих принадлежит к  конфессиям, издавна существовавшим на территории страны: православной, мусульманской, иудаистской. Обращение к традиционным религиям может считаться положительным  явлением, т. к. церковь является хранительницей многих исторических традиций и может  дать духовные ориентиры, недостаток в  которых является одной из главных  проблем современного общества. Вместе с тем тревожным фактом является быстрое расширение влияния разного  рода тоталитарных сект и западных проповедников, деятельность которых  чаще всего имеет ярко выраженную деструктивную направленность. Губительность  воздействия сект на души людей наглядно проявилась в деятельности «Белого  братства» (1993 г.), организаторам которого удалось вовлечь в свои сети огромное количество молодежи.

Патриотизм

Проблема низкого уровня патриотизма сегодня очень актуальна. Связан, прежде всего, с отсутствием  чётких государственных программ и  отсутствием его финансирования. Также это связано с низким уровнем жизни и преступностью, в связи, с чем у людей чувство  патриотизма развито очень слабо.

Патриотизм должен соответствовать  этим трём признакам:

1.Главный из них - наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций должна совпадать с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством. Низшими уровнями данного параметра, граничащего с антипатриотизмом, являются мещанско- обывательские понятия, отраженные в поговорке: "Моя хата с краю, ничего не знаю".

2.Уважение к своим предкам,  любовь и проявление терпимости  к своим землякам, проживающим  на данной территории, желание  помогать им, отучать от всего  дурного. Высший показатель данного  параметра - благожелательность  ко всем своим соотечественникам,  являющимся гражданами данного  государства, т.е. осознание того  общественного организма, называемого  во всем мире "нацией по гражданству":

3. Делать конкретные каждодневные  дела для улучшения состояния  своей родины, ее приукрашения  и обустройства, помощи и взаимовыручки  своих земляков и соотечественников  (начиная от поддержания порядка,  опрятности и упрочения дружеских  отношений с соседями в своей  квартире, подъезде, доме, дворе до  достойного развития всего своего  города, района, края, Отчизны в целом).

Семейные  альбомы

Связано с патриотизмом. В отличие от советской эпохи  сегодня уделяется меньше внимания памяти о своих предках и родственниках.

Вещи (материальные коды культу ры - создают манеру поведения)

В современной России вещи являются важнейшими атрибутами культуры.

По вещам судят о  материальном достатке (что является одним из культурных элементов рыночной экономики) основу которой заложили небезызвестные «новые русские», у  молодёжи появляются собственные субкультуры, которые различаются по манере одежды (скинхеды, готы, эмо и др.). С вещами связано появление кибер - культуры (компьютеров), также сейчас известно явление как «культ мобильника» и др.

Честь

Сегодня, в связи с малоэффективной  работой судебных и правоохранительных органов, современный российский человек  часто не может постоять за свою честь. Высокая коррумпированность часто является помехой для этого.

Из этого можно сделать  вывод: «коды русской культуры»  в XXI веке во многом утрачивают свой истинный смысл, виной тому процесс «западнизации», и рыночная экономика нацеленная, прежде всего на получение денег. Причиной является бездействие государства  в культурных сферах и переходный период к рыночной экономике. Однако уже сегодня предпринимаются  действия правительства по защите «русского  национального культурного кода».

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что «культурные  коды русской культуры» являются важнейшим показателем культуры и менталитета русского человека в его тысячелетней истории.

Культурный код - набор культурных архетипов (самотождественности), характеризующий идентичность историко-культурного типа личности, социальные и групповые солидарности.

Понятием - «культурный код» занимались такие исследователи как: М.К.Петров, Г.М.Маклюэн, Ю.М.Лотман.

Наибольший вклад в  его изучение внес Ю.М. Лотман. Благодаря его работам мы приходим к выводу, что «культурные коды русской культуры» наибольше всего были отражены в XVIII веке. Он не зря рассматривал именно эту эпоху т.к. этот период был обусловлен пиком русской культуры основу, которого заложило дворянство. Век является временем великих писателей, философов, историков и общественных деятелей. В своих работах: «Семиосфера», «Беседы о русской культуре». Ю.М.Лотман описывает проявления культурных кода в общественной и творческой жизни людей.

Таким образом, он рассматривает  различные материальные и нематериальные архетипы культуры. Благодаря чему из его работ мы выделили такие  социокоды как:

  1. Близкое-далекое» культуры - восхищение предками (элемент русского культурного кода).
  2. Оценка истории по 5-тибалльной системе - идеализация допетровской Руси (элемент русского культурного кода).
  3. Материальные символы: (элементы русского культурного кода).

1) Вещи - навязывают нам манеру поведения, поскольку создают вокруг себя определенный культурный контекст

2)Хлеб - «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», — слово «хлеб» означает не просто хлеб как вещь, а имеет более широкое значение: «пища, потребная для жизни».

3) Меч - Меч символизирует свободного человека и является «знаком свободы», он уже предстает как символ и принадлежит культуре.

4)Шпага - она означает меч, а меч означает принадлежность к привилегированному сословию.

5) Семейные альбомы - с их страниц на нас смотрят знакомые незнакомцы — забытые лица («А кто это?» — «Не знаю, бабушка всех помнила »), старомодные костюмы, люди в торжественных, сейчас уже смешных позах, надписи, напоминающие о событиях, которых сейчас уже все равно никто не помнит.

4. Честь - выражается в символическом ответе на оскорбление (Удар же необнаженным мечом, рукояткой, палкой — вообще не оружием — бесчестит, поскольку так бьют раба.) (элемент русского культурного кода).

5.Секс - относится к физиологической стороне практической жизни; все переживания любви, связанная с ними выработанная веками символика, условные ритуалы (элемент русского культурного кода).

6.Быт - это и обычаи, весь ритуал ежедневного поведения, тот строй жизни, который определяет распорядок дня, время различных занятий, характер труда и досуга, формы отдыха, игры, любовный ритуал и ритуал похорон (элемент русского культурного кода).

7.Бедность - один из определяющих символов петербургской культуры (элемент русского культурного кода).

8.Стыд - же один из наиболее мощных психологических рычагов культуры (элемент русского культурного кода).

9. Обычай - эти нормы принадлежат культуре, они закрепляются в формах бытового поведения, всего того, о чем говорится: «так принято, так прилично». Эти нормы передаются через быт и тесно соприкасаются со сферой народной поэзии. Они вливаются в память культуры (элемент русского культурного кода).

         10.  Сфера поведения - очень важная часть национальной культуры, и трудность ее изучения связана с тем, что здесь сталкиваются устойчивые черты, которые могут не меняться столетиями, и формы, изменяющиеся с чрезвычайной скоростью (элемент русского культурного кода).

  1. Игра - одна из основных форм быта и именно из таких форм, в которых с особенной резкостью отражается эпоха и ее дух (элемент русского культурного кода).
  2. Патриотизм - был тесно связан с личной преданностью государю и имел государственный характер (элемент русского культурного кода).
  3. Явление «народного царя» - особое почитание главы государства (элемент русского культурного кода).
  4. Искусство - становится моделью, которой жизнь подражает (элемент русского культурного кода).
  5. Боязнь смерти - каждая культура по-своему отражается в созданной ею концепции смерти, а смерть бросает свое зловещее или героическое отражение на каждую культуру (элемент русского культурного кода).
  6. Религиозная вера - важнейшая сторона русской культуры (элемент русского культурного кода).
  7. Природные условия - значительно отразились на русской культуре (например: для Японца снеговой покров недолог и вызывает образы кратковременной, быстро исчезающей красоты, а для русского человека вызывает определённые эстетические чувства, в связи с обилием снежных пейзажей) (элемент русского культурного кода).
  8. . Мечтательность - стремление к явлению «русское авось» (элемент русского культурного кода)
  9. Явление «бунта» - свойственность русского человека в желании настоять на своём (элемент русского культурного кода)

В связи с ними, мы можем  рассмотреть «культурный код  русской культуры» в XX и XXI веке.

XX век характеризуется  тремя важными этапами «Серебряный  век русской культуры», советский  и постсоветский периоды.

«Серебряный век» появился в конце XIX и в начале XX века. Особенностями  этой культуры являются новые реформаторские движения и стили, как в общественной жизни, так и в искусстве.

Основными его направлениями  в искусстве были:

  1. Символизм
  2. Акмеизм
  3. Футуризм
  4. Авангардизм

Изучив их во всех сферах искусства, мы выделили в них основные социокультурные коды: «мечтательность» и «бунт русской души». Мечтательность выразилось в свойственным этим стилям: романтизме, символизме, лиричности.

«Бунт русской души» проявился  в: нежелании следовать канонам  прошлой культуры, создании новой  культуры.

Единственным направлением в искусстве ставившим классические произведения был театр. Здесь ставились  произведения А.П. Чехова, М. Горького и  др.

Следующим этапом в культуре XX века стал период советской власти. Этот период обусловлен революцией и  появлением нового государства. Советское  правительство создаёт новую  культуру, направленную на политизацию  общества.

Эта эпоха характеризуется  ослаблением или усилением социокультурных  кодов, поэтому мы рассмотрели основные такие как: патриотизм, искусство, сфера  поведения, религиозная вера, секс, явление народного царя, боязнь смерти, быт и др. Например: притеснение  государством церквей и повышение  значимости «явления народного царя»  т.е. возвеличивания власти.

Наиболее значительным социокультурном  кодом в культуре этого времени  является патриотизм, который тесно  связан с искусством, он является одним  из главных во всех его видах: литературе, музыке, живописи, театре, кинематографе.

Третьим этапом является постсоветский  период. Он обусловлен падением советской  власти и перестройкой. Происходит становление новой власти.

В связи с этим происходит изменение социокультурных кодов. Одними из главных элементов этой эпохи можно выделить: бедность, актуальным остаётся любовь к правителю, секс становиться становиться свободным  элементом, религиозная вера отдельна от государства, в связи с появлением новых стилей искусство приобретает  лёгкую ненавязчивою форму, сохраняются  некоторые советские формы быта, правительство не навязывает сферу  поведения, боязнь смерти не исходит  от государства.

Культура XXI века складывается из постсоветского периода. Рассматривая культурные коды через искусство, становиться  сложно, выделить «культурно-символические  коды», так как оно сегодня  очень многообразно. Особенностью этого периода является, что «культурный код» подвержен изменению в связи с западнизацией и массовой культурой. При изучении видов искусств, этого периода становиться видно, русский код культуры как бы подстраивает под себя различные стили и жанры зарубежной культуры, например в романе «Волкодав», который является направлением фэнтэзи, главный герой сохраняет национальные черты.

Информация о работе Культурный код русского народа