Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:18, курсовая работа
Актуальность темы исследования: культура каждой отдельной нации и народности содержит и хранит в себе все пласты исторического развития данного этноса и обладает своим, свойственным только ей, информационнокультурным кодом, под воздействием которого и формируется индивидуальное национальное сознание и самосознание каждого человека. Значимость изучения культурных кодов отдельных этнических культур способствует правильной межкультурной коммуникации, развитию взаимопонимания и общения между народами, что особенно актуально в настоящее время развития глобализационных процессов.
Введение 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ «КУЛЬТУРНОГО КОДА» В ТРУДАХ Ю.М. ЛОТМАНА
Ю.М. Лотман как исследователь русской культуры 6
«Культурный код русской культуры» в концепции Лотмана 12
ГЛАВА 2. «КУЛЬТУРНЫЙ КОД РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»
В НАСТОЯЩЕМ
«Культурный код русской культуры» в XX веке 22
2.2«Культурный код русской культуры» в XXI веке 34
Заключение ..39
Список использованной литературы……………………………………43
«Поле чудес», «Угадай мелодию», «Пусть говорят».
Говоря о других известных «русских культурных кодов» в веке необходимо выделить: бедность, «явление народного царя», религиозная вера, низкий уровень патриотизма, вещи (материальные коды культуры - создают манеру поведения), честь, семейные альбомы.18
Бедность
В советское время эта проблема была не столь велика, т.к. признавалось равенство между людьми, и присутствовала пренебрежительность к мещанам. В XXI веке в связи появлением нового государства и сложной политической ситуацией люди разделяются по принципу очень богатые и очень бедные, где процент среднего класса очень низок. Причина, которой является коррупция.
______________________________
18 Георгиева Г. С. Русская культура: история и современность. М., 1998.
«Явление народно царя»
Распространено на Руси ещё с древнейших времён. Этот элемент очень свойственен русскому обществу. Выражается в двух причинах:
«Религиозная вера»
Значительно увеличилась
в общественной жизни современной
России роль церкви. Можно сказать,
что религия постепенно заполняет
место канувшей в небытие коммунистической
идеологии. Во многом повышение уровня
религиозности на сегодняшний день
объясняется социально-
На сегодняшний день большая часть верующих принадлежит к конфессиям, издавна существовавшим на территории страны: православной, мусульманской, иудаистской. Обращение к традиционным религиям может считаться положительным явлением, т. к. церковь является хранительницей многих исторических традиций и может дать духовные ориентиры, недостаток в которых является одной из главных проблем современного общества. Вместе с тем тревожным фактом является быстрое расширение влияния разного рода тоталитарных сект и западных проповедников, деятельность которых чаще всего имеет ярко выраженную деструктивную направленность. Губительность воздействия сект на души людей наглядно проявилась в деятельности «Белого братства» (1993 г.), организаторам которого удалось вовлечь в свои сети огромное количество молодежи.
Патриотизм
Проблема низкого уровня
патриотизма сегодня очень
Патриотизм должен соответствовать этим трём признакам:
1.Главный из них - наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций должна совпадать с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством. Низшими уровнями данного параметра, граничащего с антипатриотизмом, являются мещанско- обывательские понятия, отраженные в поговорке: "Моя хата с краю, ничего не знаю".
2.Уважение к своим предкам,
любовь и проявление
3. Делать конкретные
Семейные альбомы
Связано с патриотизмом.
В отличие от советской эпохи
сегодня уделяется меньше внимания
памяти о своих предках и
Вещи (материальные коды культу ры - создают манеру поведения)
В современной России вещи являются важнейшими атрибутами культуры.
По вещам судят о материальном достатке (что является одним из культурных элементов рыночной экономики) основу которой заложили небезызвестные «новые русские», у молодёжи появляются собственные субкультуры, которые различаются по манере одежды (скинхеды, готы, эмо и др.). С вещами связано появление кибер - культуры (компьютеров), также сейчас известно явление как «культ мобильника» и др.
Честь
Сегодня, в связи с малоэффективной работой судебных и правоохранительных органов, современный российский человек часто не может постоять за свою честь. Высокая коррумпированность часто является помехой для этого.
Из этого можно сделать
вывод: «коды русской культуры»
в XXI веке во многом утрачивают свой истинный
смысл, виной тому процесс «западнизации»,
и рыночная экономика нацеленная,
прежде всего на получение денег.
Причиной является бездействие государства
в культурных сферах и переходный
период к рыночной экономике. Однако
уже сегодня предпринимаются
действия правительства по защите «русского
национального культурного
Заключение
В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что «культурные коды русской культуры» являются важнейшим показателем культуры и менталитета русского человека в его тысячелетней истории.
Культурный код - набор культурных архетипов (самотождественности), характеризующий идентичность историко-культурного типа личности, социальные и групповые солидарности.
Понятием - «культурный код» занимались такие исследователи как: М.К.Петров, Г.М.Маклюэн, Ю.М.Лотман.
Наибольший вклад в его изучение внес Ю.М. Лотман. Благодаря его работам мы приходим к выводу, что «культурные коды русской культуры» наибольше всего были отражены в XVIII веке. Он не зря рассматривал именно эту эпоху т.к. этот период был обусловлен пиком русской культуры основу, которого заложило дворянство. Век является временем великих писателей, философов, историков и общественных деятелей. В своих работах: «Семиосфера», «Беседы о русской культуре». Ю.М.Лотман описывает проявления культурных кода в общественной и творческой жизни людей.
Таким образом, он рассматривает различные материальные и нематериальные архетипы культуры. Благодаря чему из его работ мы выделили такие социокоды как:
1) Вещи - навязывают нам манеру поведения, поскольку создают вокруг себя определенный культурный контекст
2)Хлеб - «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», — слово «хлеб» означает не просто хлеб как вещь, а имеет более широкое значение: «пища, потребная для жизни».
3) Меч - Меч символизирует свободного человека и является «знаком свободы», он уже предстает как символ и принадлежит культуре.
4)Шпага - она означает меч, а меч означает принадлежность к привилегированному сословию.
5) Семейные альбомы - с их страниц на нас смотрят знакомые незнакомцы — забытые лица («А кто это?» — «Не знаю, бабушка всех помнила »), старомодные костюмы, люди в торжественных, сейчас уже смешных позах, надписи, напоминающие о событиях, которых сейчас уже все равно никто не помнит.
4. Честь - выражается в символическом ответе на оскорбление (Удар же необнаженным мечом, рукояткой, палкой — вообще не оружием — бесчестит, поскольку так бьют раба.) (элемент русского культурного кода).
5.Секс - относится к физиологической стороне практической жизни; все переживания любви, связанная с ними выработанная веками символика, условные ритуалы (элемент русского культурного кода).
6.Быт - это и обычаи, весь ритуал ежедневного поведения, тот строй жизни, который определяет распорядок дня, время различных занятий, характер труда и досуга, формы отдыха, игры, любовный ритуал и ритуал похорон (элемент русского культурного кода).
7.Бедность - один из определяющих символов петербургской культуры (элемент русского культурного кода).
8.Стыд - же один из наиболее мощных психологических рычагов культуры (элемент русского культурного кода).
9. Обычай - эти нормы принадлежат культуре, они закрепляются в формах бытового поведения, всего того, о чем говорится: «так принято, так прилично». Эти нормы передаются через быт и тесно соприкасаются со сферой народной поэзии. Они вливаются в память культуры (элемент русского культурного кода).
10. Сфера поведения - очень важная часть национальной культуры, и трудность ее изучения связана с тем, что здесь сталкиваются устойчивые черты, которые могут не меняться столетиями, и формы, изменяющиеся с чрезвычайной скоростью (элемент русского культурного кода).
В связи с ними, мы можем рассмотреть «культурный код русской культуры» в XX и XXI веке.
XX век характеризуется
тремя важными этапами «
«Серебряный век» появился в конце XIX и в начале XX века. Особенностями этой культуры являются новые реформаторские движения и стили, как в общественной жизни, так и в искусстве.
Основными его направлениями в искусстве были:
Изучив их во всех сферах искусства, мы выделили в них основные социокультурные коды: «мечтательность» и «бунт русской души». Мечтательность выразилось в свойственным этим стилям: романтизме, символизме, лиричности.
«Бунт русской души» проявился в: нежелании следовать канонам прошлой культуры, создании новой культуры.
Единственным направлением
в искусстве ставившим
Следующим этапом в культуре XX века стал период советской власти. Этот период обусловлен революцией и появлением нового государства. Советское правительство создаёт новую культуру, направленную на политизацию общества.
Эта эпоха характеризуется
ослаблением или усилением
Наиболее значительным социокультурном кодом в культуре этого времени является патриотизм, который тесно связан с искусством, он является одним из главных во всех его видах: литературе, музыке, живописи, театре, кинематографе.
Третьим этапом является постсоветский период. Он обусловлен падением советской власти и перестройкой. Происходит становление новой власти.
В связи с этим происходит
изменение социокультурных
Культура XXI века складывается из постсоветского периода. Рассматривая культурные коды через искусство, становиться сложно, выделить «культурно-символические коды», так как оно сегодня очень многообразно. Особенностью этого периода является, что «культурный код» подвержен изменению в связи с западнизацией и массовой культурой. При изучении видов искусств, этого периода становиться видно, русский код культуры как бы подстраивает под себя различные стили и жанры зарубежной культуры, например в романе «Волкодав», который является направлением фэнтэзи, главный герой сохраняет национальные черты.