Культурный код русского народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования: культура каждой отдельной нации и народности содержит и хранит в себе все пласты исторического развития данного этноса и обладает своим, свойственным только ей, информационнокультурным кодом, под воздействием которого и формируется индивидуальное национальное сознание и самосознание каждого человека. Значимость изучения культурных кодов отдельных этнических культур способствует правильной межкультурной коммуникации, развитию взаимопонимания и общения между народами, что особенно актуально в настоящее время развития глобализационных процессов.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ «КУЛЬТУРНОГО КОДА» В ТРУДАХ Ю.М. ЛОТМАНА
Ю.М. Лотман как исследователь русской культуры 6
«Культурный код русской культуры» в концепции Лотмана 12
ГЛАВА 2. «КУЛЬТУРНЫЙ КОД РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»
В НАСТОЯЩЕМ
«Культурный код русской культуры» в XX веке 22
2.2«Культурный код русской культуры» в XXI веке 34
Заключение ..39
Список использованной литературы……………………………………43

Файлы: 1 файл

ск курсовик ант.docx

— 117.90 Кб (Скачать)

В отличие от изобразительных  искусств и литературы в театре и  балете ставились пьесы в основном романтического, лёгкого содержания, благодаря тому, что ставятся более  ранние классические произведения А.П. Чехова, М. Горького, А.С. Грибоедова, И.С. Тургенева. В которых наиболее раскрываются коды культуры такие как: «Чайка, «Дядя Ваня», «Три сестры», «Мещане», «На дне», «Месяц в деревне», «Синяя птица» и др. В этих произведения хорошо раскрываются темы: о чести, нищете, стыде, мечтательности, о быте, о вере и многие др.

Перестроить всю жизнь  русского театра, убрать всю казенщину, увлечь общностью интересов все  художественные силы — так были определены задачи нового театра. Станиславский и Немирович-Данченко, используя отечественный и мировой опыт театра, утверждали искусство нового типа, отвечающего духу времени.

 

 

______________________________________________

13 Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 600 е.; илл. цв.

Этот репертуар требовал талантливых исполнителей. К. Станиславский разработал систему актерской игры и режиссуры, выступив против дилетантства, добиваясь воспитания актера-гражданина, игра которого вела бы к созданию органического процесса по продуманной логике характера сценического героя, актер должен был стать первенствующей фигурой театра. Художественный театр очень скоро стал ведущим, передовым театром России, что было прежде всего обусловлено его демократической сущностью.

Те же веяния также затронули балетную сцену. Они связаны с именем балетмейстера М.М. Фокина (1880—1942). Одним из создателей объединения «Мир искусства» С.П. Дягилевым были организованы Русские сезоны в Париже — выступления артистов русского балета в 1909—1911 гг. Были показаны спектакли «Сильфиды» (музыка Ф. Шопена), Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» Бородина, «Жар-птицам и «Петрушкам (музыка И. Стравинского) и т.д. Выступления были триумфом русского хореографического искусства. Артисты доказали, что классический балет может быть современным, волновать зрителя, если танец соответствующими танцевальными средствами несет смысловую нагрузку, органически  соединяется с музыкой и живописью. Лучшими постановками Фокина были«Петрушка» «Жар-птица», «Шехерезада», «Умирающий лебедь», в которых музыка, живопись и хореография были едины. 14

Таким образом в «серебряный век русской культуры» именно в театре и . балете оставались более актуальными классические произведения.

Период советской власти

Следующим периодом русской культуры является, период советской власти. С победой Октябрьской революции советская власть сразу приступила к осуществлению культурной политики, призванной создать новую культуру, базирующуюся на марксистско-ленинской идеологии и общественной собственности на средства производства. Политика Советского государства и большевистской партии в области культуры получила название культурной революции. Ее важнейшими задачами явились: формирование подлинно народной, социалистической культуры; ликвидация неграмотности населения, создание новой системы народного образования, всеобщее обязательное обучение на языках народов России, приобщение широких масс к достижению общечеловеческой культуры, подготовка кадров народной интеллигенции из рабочих и крестьян, обеспечение расцвета науки и искусства.

 

 

______________________________________________

14 Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 600 е.; илл. цв.

Это были прогрессивные и  благородные задачи.

Культурное строительство началось в сложных условиях. Российская интеллигенция  в зависимости от ее отношения  к Октябрьской революции разделилась  на тех, кто поддерживал советскую  власть, колеблющихся и выступавших  против советской власти. Среди первых были: ученые К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, И.П. Павлов, А.П. Карпинский, И.М. Губкин, И.Р. Александров, Н.Е. Жуковский, поэты  В.В. Маяковский и А.А. Блок, режиссеры  Е.Б. Вахтангов и В. Э. Мейерхольд и др. Часть интеллигенции вначале  отказывалась от какого-либо сотрудничества с советской властью. К сожалению, государство же не ограничилось попытками  привлечь интеллигенцию к участию  в социалистическом строительстве, а перешло к репрессиям. После ряда экспериментов к концу 20-х гг. система народного образования была радикально перестроена: образование стало доступным для рабочих и крестьян, утверждена идеологическая основа образования — марксистское учение.15

Таким образом произошло некоторое  усиление и ослабление основных социокультурных  кодов. Таких как: патриотизм, искусство, сфера поведения, религиозная вера, секс, явление народного царя, боязнь смерти, быт и др.

Поэтому нужно рассмотреть  эти изменения.

Сфера поведения

Надзор со стороны государства  присутствовал во всех сферах жизнедеятельности. Науке, образовании, искусстве, повседневной жизни и др. Таким образом, государство  навязывало модель поведения человека.

Явление народного  царя

Вера людей в гениальность JI. И. Ленина и последующих руководителей как продолжателей его дела было основой коммунизма.

Секс

Существовала жесткая  цензура и запреты в сферах массовой информации и искусства.

Религиозная вера

Ещё в 20х годах происходила  антирелигиозная пропаганда. Сопровождалось массовым закрытием храмов. "Сталинская Конституция" 1936 года статьей 124 еще  больше ослабляет положение вероисповеданий  и верующих, предоставляя им вместо "свободы религиозного вероисповедания" (поправки к Конституции РСФСР, 1929 г.) лишь "свободу отправления  религиозных культов", в то время  как атеистам гарантируется "свобода  антирелигиозной пропаганды" . Одновременно по настоянию властей изо дня  в день число действующих церквей  уменьшается, а количество арестованных епископов, священников и верующих неуклонно растет. Церкви строились 

 

 

___________________________

15 Кармин А.С. Культурология. Учебник для вузов. - СПб: Изд-во «Лань», 2001 .-832 с.тайно в

 

глубинках без разрешения. Таким образом количество верующих сократилось.

Боязнь  смерти

Строгий надзор НКВД за гражданами. За противоправные действия против правительства  принимались особо жестокие меры.

Быт

Быт тесно связан со сферой поведения. Политическое влияние оказывало  действия на традиции, праздники, обычаи.

Патриотизм

Наибольшему усилению подвергся  элемент социокультурного кода как  патриотизм на которого сильно повлияло искусство.

Патриотизм в  искусстве 20-30х годов

В литературе 20-3Ох. годов  это хорошо видно на примере революционных  трудов С.А. Есенина, В.В. Маяковского.

В первые послереволюционные годы творчество С. А. Есенина (1895—1925) находилось под влиянием группы поэтов-имажинистов. Есенин приходит к полному разрыву с имажинистами и в его творчестве все большее место занимают современные темы, темы новой, революционной России («Русь Советская», «Возвращение на Родину», «Анна Онегина»).

Тема любви к Родине на протяжении всей его жизни составляла внутренний пафос поэзии, была источником вдохновения и составляла главную  черту творчества Есенина.

Ведущей темой творчества В.В. Маяковского (1893—1930) становится тема революции и строительства социалистического общества. В поэзии появляется новый лирический герой, отличающийся богатством эмоций и гармоничностью.

Первый советской пьесой, поставившей современные вопросы, была «Мистерия-Буффо Маяковского, в которой поэт показал величие и героизм простого человека, а в поэме «150000000» — русский народ как провозвестника социалистической революции.

Также в 20-е гг. связаны  с деятельностью Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), которая представляла левое течение в культуре. Группа «Перевал» (М. А. Светлов, М. М. Пришвин, А. К. Воронский, Э. Г. Багрицкий и др.), выступающая оппозиционной силой в РАППе, боролась за преемственность современной культуры рабочего класса с отечественной и мировой классикой. Другие члены РАППа выступали за утверждение новых форм в литературе.

В 1934 г. возникла профессиональная организация литераторов — Союз писателей СССР, председателем которого был избран вернувшийся в СССР М. Горький, пользующийся непререкаемым авторитетом в литературной и общественной жизни. В романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина» (1925—1936) он показал широкую картину социальной, политической и духовной жизни предреволюционной России.

Значительна роль в достижении победы литературы и искусства, ведущей  темой которых были патриотизм и  гражданственность. Живейший интерес  как на фронте, так и в тылу вызывали произведения М. А. Шолохова, А. Н. Толстого, Л. Леонова, А. Фадеева, Б. Полевого, стихи К. Симонова, А. Твардовского, С. Маршака, В. Инбер, Н. Тихонова. Большим успехом пользовались пьесы «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова.

Живопись

В 20-х гг. продолжало знакомить  широкую публику с российской живописью Товарищество передвижных  выставок. Возникли новые организации: Ассоциация пролетарских художников, Ассоциация художников революционной  России, Общество московских художников. Художники стремились найти новые  средства и формы изображения  советской действительности, которые  были бы приняты широкой общественностью: «Председательница» Г.Г. Ряжского (1895 — 1952), «Тачанка» М. Б. Грекова (1882—1934), «Расстрел 26 бакинских комиссаров» И.И. Бродского (1884— 1939), «На стройке новых цехов» А.А. Дейнеки (1899-1969).

Театр

Хотя театральное искусство, казалось, не испытывало потрясений и  радикальных изменений, но и здесь  были поиски новых форм обращения  к зрителю. В 1920 г. В. Э. Мейерхольд (1874—1940), выступая за революционное преобразование театра, выдвинул программу полной переоценки эстетических ценностей и политической активизации театра и возглавил движение «Театрального Октября». Он хотел сделать театр политическим и агитационным, в котором и зрители должны были стать участниками спектакля. Однако поиск талантливого режиссера не увенчался успехом. Он не был понят ни зрителем, ни деятелями искусства. В театре преобладали традиции дореволюционного театрального искусства. В 1939 г. В. Э. Мейерхольд был репрессирован.

Музыка

В музыке преобладали как  патриотические, так и классические произведения. В 1918 г. в ведение государства  перешли крупнейшие музыкальные  учреждения: консерватории, Большой  театр, Мариинский театр, фабрики музыкальных  инструментов, нотные издательства. Были созданы новые концертные и музыкально-просветительские организации, музыкальные учебные  заведения, организованы самодеятельные коллективы. В годы Гражданской войны  были написаны песни как самодеятельными  авторами, так и профессиональными  композиторами.

Репертуар музыкальных театров  составляли в целом классические произведения. В 1927 г. Р. М. Глиэр (1875—1956) написал балет «Красный мак», ставший классикой советской балетной музыки.

В 20-х гг. успешно работал  ДД Шостакович (1905—1975): Вторая симфония «Октябрь», Третья симфония «Первомайская», балеты «Золотой век», «Болт» и опера «Леди Макбет Мценскоео уезда».

Киноиндустрия

В 1925 г. на экраны вышли историко-революционные  фильмы С. М. Эйзенштейна (1898—1948) «Стачка» и «Броненосец Потемкин», ставший шедевром советского и мирового киноискусства. В 30-е гг. патриотическая тема была им воплощена в фильме «Александр Невский».

Ведущей темой советской  кинематографии была революционная: «Мы из Кронштадта» (реж. Е. Дзиган), «Депутат Балтики» (реж. А. Зархи и И. Хейфец), «Человек с ружьем» (реж. С. Юткевич) и др. С возникновением звукового кино открылись огромные возможности обращения к сложным вопросам и глубокого их разрешения, к экранизации произведений классической литературы, а также к раскрытию таланта актеров.

Значительным событием в  культурной жизни советского общества был выход на экраны страны кинокомедий Г. Александрова (1903—1983) «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь».

Патриотизм в  искусстве в 40-50х годах.

Литература

В 40-ые годы в связи с  войной потребность в патриотизме  и гражданственности только увеличивается. Живейший интерес как на фронте, так и в тылу вызывали произведения М. А. Шолохова, А. Н. Толстого, Л. Леонова, А. Фадеева, Б. Полевого, стихи К. Симонова, А. Твардовского, С. Маршака, В. Инбер, Н. Тихонова. Большим успехом пользовались пьесы «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова.

Живопись

В 40-ые годы художественная культура была слабо развита, до нас  дошли лишь патриотические картины  А.А. Дейнека, Б.Б. Сельцева и др.

Музыка

В года войны развивалось  музыкальное искусство и прежде всего песенный жанр. Особой популярностью  пользовались песни М. Блантера, И. Дунаевского; Б. Мокроусова, В. Соловьева-Седого, А. Александрова. Д.Д. Шостакович написал выдающуюся Седьмую (Ленинградскую) симфонию, воплотившую ненависть советских людей к врагу и веру в победу.

Киноиндустрия

Кино, самый массовый вид  искусства, уделяло особое внимание созданию документальных фильмов, быстро отзывающихся на события военного времени. Уже в конце 1941 г. вышел фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (реж. J1. Варламов и И. Копалин). Около 150 кинооператоров создавали киноэпопею Великой Отечественной войны. Героическая тема нашла воплощение в художественных фильмах: «Секретарь райкома» (реж. И. Пырьев), «Нашествие» (реж. А. Роом), «Радуга» (реж. М. Донской), «Она защищает Родину» (реж. Ф. Эрмлер) и др.

Патриотизм в  искусстве в 50-90х годах.

Литература

В 50-е и 60-е годы происходи  оживление в художественной культуре говорило также возрастание сети культурно-просветительских учреждений, увеличение количества издаваемых книг, газет, журналов и их тиражей. К концу 50-х гг. в стране было издано 63,3 тыс. книг общим тиражом 1103 млн. экз., 3824 журнала  и другой периодики, 10463 газеты разовым  тиражом 59 млн. экз. (в 1940 г. было издано 45,8 тыс. книг тиражом 462 млн. экз., 8806 газет тиражом 38 млн. экз.). Тенденция роста числа изданий и их тиражей сохранилась и в последующие десятилетия. Появились новые литературнохудожественные журналы: «Молодая гвардия», «Юность», «Москва», «Наш современник»; возродилось издание журнала «Иностранная литература», который давал возможность советским читателям знакомиться с произведениями зарубежных авторов.

В литературной и общественной жизни большую роль играл журнал «Новый мир», которым руководил замечательный поэт АЛ. Твардовский (1910— 1971), автор поэм «Страна Муравия», «Василий Теркин», «Теркин на том свете», «Дом у дороги», прозы «Родина и чужбина». Страницы журнала предоставлялись литературе демократического характера. Впервые на страницах журнала была опубликована повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Информация о работе Культурный код русского народа