Фонд социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом «страх». Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты деятельности Фонда социального страхования…..6
1.1. Становление и особенности функционирования Фонда социального страхования Российской Федерации...............................................................6
1.2. Цели, задачи и структура Фонда социального страхования Российской Федерации………………………………………………………………………..9
1.3. Роль Фонда социального страхования в системе социального обеспечения………………………………………………………………………12
2. Анализ бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации………………………………………………………………………..16
2.1. Анализ доходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации …………………………………………………………16
2.2. Анализ структуры расходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации………………………………………20
2.3. Перспективы развития Фонда социального страхования……………..24
Выводы и предложения………………………………………………………..27 Список использованной литературы…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Содержание (2).docx

— 101.64 Кб (Скачать)

-  добровольных взносов  физических и юридических лиц;

- ассигнований из государственного  бюджета РФ;

-  прочих доходов.

Страховые взносы не начисляются на:

- средства избирательных  фондов кандидатов в депутаты  федеральных органов государственной  власти, представительных и исполнительных  органов государственной власти  субъектов РФ и органов местного  самоуправления, полученные и израсходованные  на проведение избирательных  компаний;

-доходы, полученные от  избирательных комиссий;

- фонд оплаты труда  иностранных физических лиц, привлекаемых  на период реализации целевых  социально-экономических программ  жилищного строительства, лиц уволенных  с военной службы и членов  их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемые международными организациями;

- выплаты по договорам  гражданско-правового характера (подряда  и др.).

От уплаты взносов в ФСС освобождены:

- Министерство обороны  РФ, Министерство внутренних дел  РФ, Федеральная служба контрразведки  РФ, Федеральная пограничная служба, Федеральное агентство связи  и информации, Служба военной  разведки, Главное управление охраны  РФ, Служба безопасности Президента  РФ, другие воинские образования, Департамент налоговой полиции;

- общественные организации  инвалидов, находящиеся в собственности  этих организаций, а также предприятия  и организации, созданные для  осуществления их уставных целей [21].

Доходы Фонда социального страхования за 2010-2012 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1

Формирование доходов Фонда социального страхования РФ

 за 2010-2012 гг. [22]

Показатель

Годы

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Тыс. руб

Уд.вес

Тыс. руб

Уд.вес

Тыс. руб

Уд.вес

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

 

34841,20

 

17,2%

 

38796,20

 

16,8%

 

42143,90

 

16,3%

Средства федерального бюджета: передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации на выплату пособий гражданам подвергшимся воздействию радиации

 

168225,40

 

82,8%

 

192527,35

 

83,2%

 

216980,45

 

83,7%

Всего доходов:

203066,60

100%

231323,55

100%

259124,35

100%


 

Проанализировав доходы ФСС РФ за 2010-2012 годы можно сделать вывод, что общий объем доходов бюджета Фонда социального страхования изменяется положительно, т.е. доходы ФСС РФ растут. Доходная часть бюджета Фонда в 2010 году составила 203066,60 тыс. руб., в 2011 году 231323,55 тыс. руб. и в 2012 году 259124,35 тыс. руб. Доходы Фонда социального страхования с каждым годом увеличиваются, так как увеличиваются  поступления страховых взносов и поступления средств федерального бюджета. Средства федерального бюджета: передаваемые Фонду социального страхования РФ на выплату пособий гражданам подвергшимся воздействию радиации в 2010 году составлял 168225,4 тыс. рублей, в 2012 году он вырос на 200157,91 тыс. рублей. Страховые взносы за 2 года увеличились на 7302,7 тыс. рублей.

Динамику доходов ФСС РФ представим на рисунке 1.

Рис.1. Динамика доходов Фонда социального страхования РФ

за 2010-2012 гг.[22]

Проанализировав динамику доходов Фонда социального страхования Российской Федерации можно сделать вывод, что средства федерального бюджета: передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации по выплату пособий гражданам подвергшимся воздействию радиации  и страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с каждым годом увеличиваются. 

Статьей 146 Бюджетного кодекса (в редакции Федерального закона № 63-ФЗ) определены доходы, подлежащие зачислению в бюджет ФСС, в том  числе налоговые и неналоговые  доходы.

Установлено, что в 2012 году в доход бюджета Фонда подлежат зачислению:

1) средства от уплаты  сумм денежных взысканий (штрафов), налагаемых Фондом и его территориальными  органами в соответствии со  статьями 46 - 51 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», - по нормативу 100 процентов;

2) страховые взносы на  обязательное социальное страхование  на случай временной нетрудоспособности  и в связи с материнством - по  нормативу 100 процентов;

3) страховые взносы на  обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний - по нормативу 100 процентов [20].

Таким образом,Фонд осуществляя администрирование доходов бюджета по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, проводил определенную работу по увеличению сборов страховых взносов и средств федерального бюджета, что позволило перевыполнить плановые задания по сборам страховых взносов и уменьшить задолженность страхователей

 

2.2. Анализ структуры расходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации

Расходы бюджета Фонда социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с  бюджетами указанных фондов, утвержденными  федеральными законами субъектов РФ [22].

Средства ФСС направляются на:

- выплату пособий по  временной нетрудоспособности, беременности  и родам, женщинам, вставшим на  учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении  ребенка, по уходу за ребенком  до достижения им возраста  полутора лет, а также социального  пособия на погребение или  возмещение стоимости гарантированного  перечня ритуальных услуг;

- оплату дополнительных  выходных дней по уходу за  ребенком - инвалидом или инвалидом  с детства до достижения им  возраста 18 лет;

- оплату путевок для  работников и их детей в  санаторно-курортные учреждения;

- частичное содержание  находящихся на балансе страхователей  санаториев-профилакториев;

- частичную оплату путевок  в детские загородные оздоровительные  лагеря;

- частичное содержание  детско-юношеских спортивных школ;

- оплату проезда к месту  лечения и обратно;

- создание резерва для  обеспечения финансовой устойчивости  Фонда на всех уровнях;

- обеспечение текущей  деятельности, содержание аппарата  управления Фонда;

- проведение научно - исследовательской  работы по вопросам социального  страхования и охраны труда;

- участие в финансировании  программ международного сотрудничества  по вопросам социального страхования.

Динамику расходов ФСС РФ представим на рисунке 1.

Рис. 2. Динамика расходов Фонда социального страхования

 за 2010-2011 гг.[22]

Структура расходов ФСС сформирована из трех разделов функциональной классификации  расходов бюджетов Российской Федерации: «Социальное страхование», «Образование», «Оздоровление детей».

Общая сумма расходов на 2010 год законопроектом предусмотрена в объеме 182992425,4 тыс. рублей, из них: на обязательное социальное страхование предусмотрено 155686714,3 тыс. рублей, на образование предусмотрено 13864931,9 тыс. рублей, на оздоровление детей предусмотрено 13440779,2 тыс. рублей; на 2011 год расходы Фонда предусмотрены в объеме 245083904,9 тыс.  рублей из них: на обязательное социальное страхование –214640461,9 рублей, на образование 15470415,6 тыс. рублей, на оздоровление детей 14973027,4 тыс. рублей[24].

 

Счетная палата Российской Федерации полагает целесообразным обратить внимание на необходимость рассмотрения и решения в ближайшей перспективе следующих вопросов: принятия мер по разработке ФЗ, определяющего статус фонда с учетом современного состояния системы социального страхования и перспектив ее развития; возможности изменения налогового законодательства в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц пособий по временной нетрудоспособности.

Вертикальный анализ бюджетных показателей расходной части ФСС РФ представим в таблице 2.

Таблица 2

Вертикальный анализ бюджетных показателей расходной части ФСС за 2010-2011 гг. [22]

 

Статьи расходов

Годы

2010 г.

Уд.вес %

      2011 г.

Уд.вес, %

Фонд социального страхования Российской Федерации

88109042,6

      100%

389678223,5

       100%

Международное сотрудничество

3427,8

0,001

3164,4

0,001

Образование

138649,319

6,51

154704,156

5,38

Переподготовка и повышение квалификации

424152,7

0,2

497388,2

1,73

Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров

424152,7

0,2

497388,2

1,73

Молодежная политика и оздоровление детей

13440779,2

6,3

14973027,4

5,28

Социальная политика

        35842499

6,3

338943928,1

5,28

Оздоровление детей

134407,792

6,3

149730,274

5,28

Социальное обслуживание населения

4979794,0

2,33

6378591,2

2,18

Социальное обеспечение населения

166270327,3

57,5

226202014,9

57,031

Социальное страхование

155686,714

3,1

214640,462

4,6

Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию

82026000,0

8,5

98684300,0

4,3

Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

1657617,5

0,77

1602943,1

5,5

Пособия по беременности и родам

15870000,0

7,45

23760236,0

8,2

Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

8624000,0

4,05

36533338,7

1,27

Пособия при рождении ребенка

11440000,0

5,37

13147200,0

4,57


Общая сумма расходов на 2010 год законопроектом предусмотрена в объеме 88109042,6 рублей, из них: на обязательное социальное страхование предусмотрено 155686714,3 рублей, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 1657617,5 рублей; на 2011 год расходы Фонда предусмотрены в объеме 389678223,5 рублей из них: на обязательное социальное страхование –214640461,9 рублей, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 1602943,1 рублей [25].

Структура расходов Фонда на 2010-2011 годы сгруппирована по разделам классификации расходов бюджетов:

- по разделу 07 «Образование» - на 2010 год – 138649,319 тыс. рублей, на 2011 год – 154704,156 тыс. рублей;

- по разделу 10 «Социальная политика» - на 2010 год – 35842499 рублей, на 2011 год - 338943928,1 рублей.

По разделу 07 «Образование» предусмотрены расходы ФСС на переподготовку и повышение квалификации кадров и оздоровление детей.

Следует отметить, что Законопроектом не предусматривается на 2010-2011 годы положение о дополнительном финансировании расходов на оздоровление детей в случае получения дополнительных доходов, которое допускалось пунктом 4 статьи 11 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год».

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» Законопроектом предусмотрены выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 2010 году в размере 82026000,0 рублей , в 2011 году – 214640461,9 рублей.

Расходы ФСС на выплату пособий по беременности и родам предусмотрены Законопроектом в 2010 году в сумме 15870000,0 рублей (145,5% к уровню предыдущего года), в 2011 году – 23760236 рублей (85,4%). При расчете расходов на выплату пособий по беременности и родам учитывался рост рождаемости в 2010 году - 2,1%, в 2011 году – 2,4%.

Итак следует отметить, что расходы Фонда социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством. Основным видом расходов ФСС РФ в 2010-2011 гг. остаются расходы на выплату пособий по социальному страхованию.

 

2.3. Перспективы  развития социального страхования

В России на этапе перехода к рыночной экономике возникает необходимость в разработке новых, адекватных нарождающимся социально-экономическим условиям механизмов и форм социального страхования, наряду с воссозданием ранее известных, но забытых и утраченных в законодательном разграничении и распределении ответственности, прежде всего, финансовой, между работниками, работодателями и государством.

Информация о работе Фонд социального страхования