Правовые, экономические и социальные предпосылки создания Фонда социального страхования РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества.
Социальное страхование в России существует уже около 100 лет.
В 1991 году в нашей стране был создан Фонд социального страхования и с 1994 года в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации Фонд стал самостоятельным специализированным финансово - кредитным учреждением.
Фонд социального страхования на сегодняшний день один из трех государственных внебюджетных фондов, действующих на территории РФ (ПФ, ФОМС).

Файлы: 1 файл

Фонд социального страхования РФ - назначение и функции.doc

— 489.50 Кб (Скачать)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы работы обусловлена той  ролью, которую играет страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества.

Социальное страхование  в России существует уже около 100 лет.

В 1991 году в нашей стране был создан Фонд социального страхования и с 1994 года в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации Фонд стал самостоятельным специализированным финансово - кредитным учреждением.

Фонд социального страхования  на сегодняшний день один из трех государственных  внебюджетных фондов, действующих на территории РФ (ПФ, ФОМС).

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Фонде социального страхования, утвержденным постановлением Правительства  РФ от 12.02.94г. N 101.

Созданный при Правительстве  Российской Федерации, Фонд представляет собой финансово - кредитную систему. Денежные средства и имущество находятся в оперативном управлении Фонда и являются Федеральной собственностью.

Денежные средства Фонда  не входят в состав бюджетов соответствующих  уровней, других Фондов и изъятию не подлежат.

Преодоление неразвитости сферы страхования вообще и социального  страхования в частности превращается в России в проблему общегосударственную. Между тем, рынок социального страхования услуг может выступать в качестве важного стабилизирующего фактора экономики. 
Глава 1. Фонд социального страхования РФ, его назначение и место в реализации социальной политики государства.

1.1 Правовые, экономические и социальные предпосылки создания Фонда социального страхования РФ

 

Идея об обязательном страховании рабочих в России возникла в 1889 году: в Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих.

Спустя 14 лет  2 июня 1903 г. был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».

Закон 1903 года вводил не только обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели важное значение для становления в России государственного социального страхования.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении  трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья».  С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

С 1 января 1991 года на основании  Постановления Совета Министров  РСФСР и Федерации независимых  профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и  порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации :

-Указ Президента РФ  от 7 августа 1992 года 822 «О Фонде  социального страхования Российской Федерации»;

-Указ Президента РФ  от 28 сентября 1993 года 1503 «Об управлении  государственным социальным страхованием  в Российской Федерации»,

-Постановление Правительства  РФ от 26 октября 1993 года 1094 «Вопросы  Фонда социального страхования Российской Федерации»;

-Положение о Фонде  социального страхования Российской  Федерации

Управление системой обязательного социального страхования  осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Фонд социального страхования  Российской Федерации является одним  из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной  системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных  внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.

 

В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение  расходов по обязательному социальному  страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

В этом же году в соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации от 12.12. 2004 года 771 "Об утверждении Правил обеспечения  в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий  граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета"  на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

 

1.2 Основы функционирования Фонда социального страхования РФ, его место в реализации социальной политики государства

 

Фонд социального страхования  РФ создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным финансовo-кредитным учреждением.

Основные задачи Фонда закреплены в Положении «О Фонде социального страхования РФ». Ими являются:

- обеспечение гарантированных  государством пособий по временной  нетрудоспособности, беременности  и родам, женщинам, вставшим на  учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

- осуществление мер  обеспечивающих финансовую устойчивость  фонда;

- разработка совместно  с Министерством труда и социального  развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- организация работы  по подготовке и повышению  квалификации специалистов для  системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

- сотрудничество с  аналогичными фондами (службами) других государств и международными  организациями по вопросам социального  страхования.

Средства фонда образуются за счёт:

• части единого социального  налога по установленным налоговым ставкам ;

• доходов от инвестирования части временно свободных средств  фонда в ликвидные государственные  ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;

• ассигнований из федерального бюджета РФ;

• добровольных взносов  физических и юридических лиц;

• прочих доходов.

Осуществление контроля за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование возложена на ФСС и Министерство по налогам и сборам РФ, а за расходованием этих средств — на ФСС с участием профессиональных союзов.

Бюджет фонда и отчёт  о его исполнении утверждаются федеральным  законом, а бюджеты региональных и центpaльных отраслевых отделений фонда и отчёты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются председателем фонда.

Социальные страховые  фонды образуются за счет основных источников: страховых взносов застрахованных, страховых взносов предпринимателей и субсидий государства.

Взносы застрахованных представляют собой прямой вычет  из их дохода. По существу, это прямой целевой налог. Ставка взноса в большинстве  развитых стран устанавливается  в процентах к валовому заработку  и является пропорциональной независимо от величины дохода. При этом предусматривается минимальный и максимальный доход, с которого взимаются взносы. Взносы с работодателей взимаются в процентах не к общему фонду заработной платы занятых, а к заранее установленной максимальной валовой за работной плате, т.е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются.

Субсидии государства  фондам социального страхования  включают взносы за неработающих граждан, военнослужащих и государственных  служащих, дотации на возмещение дефицита бюджетов этих фондов и налоговые льготы. В последнее десятилетие возрастает значение нового источника финансирования фондов обязательного социального страхования - доходов от капитализации взносов.

Средства социального  страхования используются в виде денежных выплат, финансирования услуг и предоставления льгот. Наибольшее социально-экономическое значение принадлежит денежным выплатам, которые занимают первое место и по объему ресурсов. Денежные выплаты представлены пенсиями и пособиями, имеющими целевую направленность как по характеру использования, так и по контингенту получателей.

Пособие - это гарантированная денежная выплата при временном перерыве в работе (первая группа пособий), а также для компенсации повышенных расходов, возникающих в определенных случаях (вторая группа). В первую группу входят пособия по временной нетрудоспособности, по безработице, по уходу за ребенком после его рождения, пособие по беременности и родам. Вторую группу составляют пособия, выплачиваемые при рождении ребенка и на погребение умершего работника или члена его семьи. Особое место среди пособий по социальному страхованию занимает пособие по безработице, которое выплачивается из Государственного фонда занятости населения и негосударственных фондов страхования от безработицы.

Финансирование услуг, предоставляемых через социальное страхование, должно удовлетворить ряд потребностей нетрудоспособных и безработных граждан. Эта форма использования средств социального страхования включает оплату лечебно-профилактической помощи и лекарств, содержание домов-интернатов, возмещение затрат на организацию лечения и отдыха застрахованных граждан и членов их семей, профориентацию и переподготовку безработных и инвалидов, их трудоустройство и социальную реабилитацию.

Назначение льгот связано  с получением конкретного материального блага или услуги по льготным ценам. В силу этого льготы занимают промежуточное положение между натуральным и денежным распределением. Они дают возможность увеличения располагаемых доходов отдельных групп населения.

Современная система  социальной защиты населения включает следующие основные элементы: совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные выплаты); традиционную форму государственного вспомоществования (социальной помощи); социальное страхование (добровольное корпоративное и обязательное государственное).

Под системой социальных гарантии понимается предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. Минимальный набор и уровень этих гарантий является подвижным в зависимости от конкретно-исторических условий, ресурсных возможностей общества. Эта форма социальной защиты граждан основывается на принципах налогообложения и бюджетного финансирования социальных расходов.

К системе социальных гарантий примыкают социальные льготы, представляющие собой социальные гарантии отдельным категориям населения. Эта форма социальной защиты также характеризуется универсальностью предоставления социальных благ и услуг в пределах определенной социально-демографической группы населения (ветераны войны, инвалиды и др.) и обеспечением за счет бюджетной системы государства.

Информация о работе Правовые, экономические и социальные предпосылки создания Фонда социального страхования РФ