Фонд социального страхования РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Основная цель работы заключается в исследовании системы социального страхования в России и поиск путей роста ее эффективности.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы социального страхования в Российской Федерации;
- рассмотреть сущность социального страхования и его организацию в Российской Федерации;
- провести анализ исполнения доходов и расходов Фонда социального страхования;
- выявить финансовые проблемы Фонда социального страхования;
-предложить рекомендации по улучшению финансового состояния Фонда социального страхования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….. 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………….... 6
Сущность, задачи, цели, и принципы построения социального страхования………………………………………………………..……….……….. 6
Система государственных внебюджетных фондов Российской Федерации….. 10
АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ……………………………………………………………………… 15
Фонд социального страхования, его организация в современных условиях………………………...……………………………………………………15
Анализ динамики и структуры доходов и расходов Фонда социального страхования…………………………………………………………………………..20
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………28
3.1 Современные методы улучшения финансового состояния ФСС………………...28
3.2 Реформирование системы внебюджетного финансирования социального обеспечения………………………………………………………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………....36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………….38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам1.docx

— 124.91 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

       ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….. 3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………….... 6
    1. Сущность, задачи, цели, и принципы построения социального страхования………………………………………………………..……….……….. 6
    2. Система государственных внебюджетных фондов  Российской Федерации….. 10
  2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ……………………………………………………………………… 15
    1. Фонд социального страхования, его организация в современных условиях………………………...……………………………………………………15
    2. Анализ динамики и структуры доходов и расходов  Фонда социального страхования…………………………………………………………………………..20
  3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………28

3.1 Современные методы улучшения  финансового состояния ФСС………………...28

3.2 Реформирование системы внебюджетного финансирования социального                                             обеспечения………………………………………………………………………………………32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………....36

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………….38

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………………………….40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в  социальной политике и соблюдение принципов  общественной солидарности и социальной справедливости.

К задачам  социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых  покрываются затраты, связанные  с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Учитывая  особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает  системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность  значительной концентрации ресурсов в  единых фондах и тем самым обеспечение  надежной социальной защиты населения  страны.

В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя  внебюджетными фондами:

- пенсионным;

- обязательного  медицинского страхования;

- социального  страхования.

Все эти  фонды называются внебюджетными  социальными фондами, потому что  они созданы в целях эффективной  реализации социальных программ РФ. Они  формируются за счет платежей и отчислений юридических и физических лиц  и образуют самостоятельную финансово-правовую базу федеральных и местных внебюджетных средств. Государственные внебюджетные социальные фонды имеют целевое  назначение, их формирование, отпуск средств, определение объемов финансирования, то есть исполнение их бюджетов находится  под контролем финансовых органов. Государство определяет уровень  страховых платежей, принимает решение  об изменении структуры и уровня денежных социальных выплат. Роль социального  обеспечения и его важнейшей  составной части - социального страхования  в России, становления новых отношений  в обществе значительно возрастает. Это связано, прежде всего, с необходимостью адаптации человека к принципиально  изменяющимся условиям существования  общества, реструктуризации функций  государства в вопросах трансфертных выплат, обеспечения социальных гарантий.

Вопрос  развития и совершенствования системы  социального страхования, организационным  воплощением которой выступает  Фонд социального страхования (ФСС), становится все более острым и  актуальным. Рост инфляции, уровня цен  либо временная нетрудоспособность человека приводит к угрозе снижения уровня жизни. Совершенствование государственной  системы социального страхования, а также механизма социальной защиты населения приобретает особую актуальность. Получение гарантированных  государством социальных пособий через  Фонд социального страхования нередко  является единственным средством существования  для человека.

Долгое  время социальная роль государства  была сильно ослаблена. Системный кризис 90х годов сильнее всего ударил по социальной сфере. Возникали острейшие  ситуации, угрожающие национальной безопасности страны: деградация социальной структуры, обеднение населения, падение цены труда, опасность массовой безработицы, глубокий кризис качества и образа жизни. Для решения задач социальной политики необходима мобилизация государственных  внебюджетных фондов социального назначения на основе более четкого разграничения  их функций в системе обязательного  социального страхования. В настоящее  время очень важно поддержать существование граждан, нуждающихся  в помощи. Данный фонд призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в  трудовом процессе. Как следствие  существует реальная потребность в  целевых финансовых ресурсах и целесообразность их концентрации на государственном  и территориальном уровнях.

Связи с  этим тема курсовой работы «Социальное страхование и его организация в современных условиях» представляется актуальной.

Итак, актуальность темы определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально - экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же их организации в современных условиях.

Обоснованная  система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения  социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

Как показывает опыт развитых стран, наличие сбалансированных систем социального страхования  и социального обеспечения как  базовых элементов социальной защиты трудящихся и всего населения  расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, усиливает национальный потенциал экономического роста, является необходимым условием проведения реформ, а также содействует политической и экономической стабилизации общества.

Проблемы  социальной защиты личности, отдельных  социальных групп и всего населения  имеют общегосударственное значение и характеризуются статусом национальной безопасности. От решения их зависит  социальное воспроизводство населения, социально-психологическое состояние  людей, стабильность функционирования общества, трансформация его в  гражданское состояние.

Предметом исследования данной курсовой работы являются система социального страхования Российской Федерации.

Объектом исследования выбран Фонд социального страхования, являющийся специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляющим средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.

Цели и задачи исследования. Основная цель работы заключается в исследовании системы социального страхования в России и поиск путей роста ее эффективности.

В связи с  поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- изучить  теоретические основы социального  страхования в Российской Федерации;

- рассмотреть  сущность социального страхования  и его организацию в Российской  Федерации;

- провести  анализ исполнения доходов и  расходов Фонда социального страхования;

- выявить  финансовые проблемы Фонда социального  страхования;

-предложить рекомендации по улучшению финансового состояния Фонда социального страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    1. Сущность, задачи, цели, и принципы построения социального страхования

Социальное  страхование занимает ведущее место  в системе защиты населения. На его  долю в развитых странах  приходится 60-70% всех расходов, приходящихся на социальную защиту  и 15-20% ВВП. В России доля обязательного социального страхования, осуществляемого через внебюджетные фонды, составляет около 45% затрат на социальную защиту и 8% ВВП. Это обусловлено тем, что обязательное социальное страхование охватывает все население (обязательное медицинское страхование) или большие по численности категории граждан.

 Государственное социальное страхование - государственная система материального обеспечения граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а так же семей, в которых есть дети.

Государственное социальное страхование находится  в ведении органов законодательной  и исполнительной власти, формирующих  государственный бюджет и его  расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через  эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который  означает, что выплаты не зависят  от уплачиваемых гражданином налогов  и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

Основными видами социального обеспечения  являются: обеспечение граждан РФ различными видами пособий по государственному социальному страхованию и иных социальных пособий.

Исторически определились три формы организации  систем социального страхования:

- Коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);

- Государственное;

- Смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

Коллективное  страхование представляет собой  самую раннюю форму социальной защиты. Оно появилось в Европе во второй половине XIX века вместе с профсоюзами, отстаивающими права наемных  работников перед работодателями и  государством. Характерным примером в этом отношении является Англия, где социальное обеспечение осуществлялось как коллективная самопомощь и самострахование  путем создания касс взаимопомощи, больничных касс, касс по безработице.

Государственное социальное страхование, введенное в Германии в 1883 году в рамках социальных реформ, проводимых Бисмарком, стало первым в истории законодательным решением вопроса социальной защиты населения. Были изданы законы о страховании на случай болезни, затем о страховании по инвалидности и старости. Эти виды страхования должны были осуществлять больничные кассы, кассы предприятий и свободные кассы взаимопомощи. Страховые взносы устанавливались законом и уплачивались работодателями и работниками пропорционально: одна треть и две трети суммы взносов, соответственно.

Смешанная форма социального страхования  впервые возникла в Швейцарии. При муниципалитете города Берна в 1893 году была учреждена касса по страхованию на случай безработицы, управление которой осуществляла комиссия, состоящая из работодателей, представителей профсоюзов и муниципалитета. Членство в кассе было добровольным. Туда мог вступить гражданин страны и после девяти месяцев уплаты страховых взносов он получал право на пособие по безработице сроком на 70 дней в течение года.

В России социальное страхование зародилось в начале ХХ в., одновременно с развитием  системы фабричной медицины. На предприятиях создавались больничные кассы, членство в которых было добровольным. Их правления состояли из представителей рабочих и работодателей. Основной задачей таких касс являлась компенсация  работникам ущерба от несчастных случаев  на производстве. В 1912 г. законом Государственной  Думы было введено обязательное больничное страхование работающих граждан, которое  должны были осуществлять больничные кассы. В 1916 г. в России было 2043 больничные кассы, насчитывающие 1962 тысячи членов.

Наряду, собственно, с социальным страхованием, складывалась еще одна система социальной защиты населения - государственное  социальное обеспечение, осуществляемое за счет налоговых поступлений в  бюджет. При этом государство самостоятельно, решениями своих властных органов  определяло, кому, в каких размерах и при каких условиях следует  оказывать социальную помощь.

Коллективное  социальное страхование имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однако его объект значительно уже: он ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного  социального страхования образуются за счет работников и работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается  государственным социальным законодательством. Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые  организации, получившие от государства  в установленном порядке разрешение на этот вид деятельности. Ими могут  быть страховые компании, общества взаимного страхования, страховые  кассы. Управление в системах коллективного  страхования осуществляется либо страховой  компанией, либо выбираемыми страхователями органами самоуправления, либо доверенными  лицами на основе договора траста.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ