Фонд социального страхования РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Основная цель работы заключается в исследовании системы социального страхования в России и поиск путей роста ее эффективности.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы социального страхования в Российской Федерации;
- рассмотреть сущность социального страхования и его организацию в Российской Федерации;
- провести анализ исполнения доходов и расходов Фонда социального страхования;
- выявить финансовые проблемы Фонда социального страхования;
-предложить рекомендации по улучшению финансового состояния Фонда социального страхования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….. 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………….... 6
Сущность, задачи, цели, и принципы построения социального страхования………………………………………………………..……….……….. 6
Система государственных внебюджетных фондов Российской Федерации….. 10
АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ……………………………………………………………………… 15
Фонд социального страхования, его организация в современных условиях………………………...……………………………………………………15
Анализ динамики и структуры доходов и расходов Фонда социального страхования…………………………………………………………………………..20
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………28
3.1 Современные методы улучшения финансового состояния ФСС………………...28
3.2 Реформирование системы внебюджетного финансирования социального обеспечения………………………………………………………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………....36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………….38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам1.docx

— 124.91 Кб (Скачать)

Распределение фондов коллективного страхования  происходит на основе принципа субсидиарности: выплаты осуществляются в зависимости  от нуждаемости, но с учетом того, в  течение какого времени страхователь платил взносы в этот фонд. Обычно в  коллективном социальном страховании  устанавливаются тарифы взносов, а  также минимальные и максимальные пределы социальных выплат. Кроме  того, могут устанавливаться границы  доходов, в пределах которых страхователи обязаны уплачивать страховые взносы. За этими пределами они могут  страховаться на добровольных началах  или не страховаться вовсе.

Социальное  страхование - это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.

В Законе от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ (в ред. от  05.03.04 г. № 10-ФЗ) «Об основах обязательного социального страхования» (ч. 3 ст. 1) дано определение социального страхования. Оно сформулировано следующим образом: «Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного  лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному страхованию».

Объектом  социального страхования является все население в целом или  отдельные социальные группы, выделенные по критериям наличия социальных рисков. Условия государственного социального  страхования устанавливаются законодательными и нормативными актами и носят  обязательный характер. Управление фондами  государственного социального страхования  осуществляется специальными государственными финансово-кредитными учреждениями, создаваемыми при органах законодательной или исполнительной власти.

Субъектами  обязательного социального страхования  являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а  также иные органы, организации и  граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального  страхования.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные  уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного  социального страхования уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые  для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному  страхованию при наступлении  страховых случаев.

Застрахованные  лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых  отношения по обязательному социальному  страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального  страхования

Целью социального  страхования является защита имущественных  интересов, сохранение, восстановление или улучшение социального положения и материального уровня и качества жизни граждан, ухудшающихся вследствие страховых случаев как проявившихся в действительности социальных рисков.

В основе социального страхования лежат  следующие принципы, которые определяют его эффективность, возможность  адаптации к экономическим изменениям и подконтрольность:

1. Социальное страхование является обязательным для всех граждан и регулируется государством;

2. Обязанность по уплате взносов на социальное страхование несут совместно работники и работодатели с привлечением при необходимости финансовых средств государства;

3. Размер фондов социального страхования соответствует той степени защиты, которая необходима населению, исходя из установленных общественных стандартов уровня и качества жизни;

4. Социальные выплаты определяются размерами, сроками и другими условиями уплаты страховых взносов;

5. Право на получение социальных выплат определяется фактами уплаты взносов и наступления социального риска без дополнительной проверки нуждаемости в доходе.

Финансовую  основу социального страхования  составляют страховые отношения, условия  которых являются всеобщими в  рамках данного государства и  носят строго обязательный характер. В отличие от других типов страхования  социальное страхование является некоммерческим, т.е. не преследует цели получения прибыли.

В социальном страховании в определенной, но не в полной мере используется принцип  эквивалентности между взносами и выплатами. Чем меньше нарушается принцип эквивалентности страховых  взносов и социальных выплат, тем  ближе финансовый механизм социального  страхования к сугубо «страховому» механизму. Чем больше используется принцип солидарности в противовес эквивалентности, тем ближе механизм социального страхования к государственному социальному обеспечению.

 

1.2 Система государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации

Формирование современной  системы социального страхования  в России включает создание государственных  внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков. Они обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.

Плательщиками страховых  взносов в государственные внебюджетные социальные фонды являются предприятия  независимо от организационно-правовой формы деятельности. Все организации  регистрируются как страхователи в  течение 30 дней с момента регистрации. Если срок будет превышен, то к нарушителю применяют штраф в размере 10% причитающихся  к уплате страховых взносов.

В формировании государственных  внебюджетных фондов, основанных на страховых  взносах много схожего, но есть и  отличия. Все они организационно обособлены. Для каждого из фондов есть свой тариф; полностью не совпадает  круг выплат, на которые начисляются  взносы; имеется разница в применении штрафных санкций за нарушение страховых  взносов и сокрытие денежных сумм, на которые должны начисляться взносы.

Взносы во внебюджетные государственные  социальные фонды начисляют по страховым  тарифам, размеры которых установлены  федеральным законом. В настоящее  время они составляют:

В 2010 году общая величина тарифа страховых взносов равна максимальной ставке ЕСН - 26 процентов (ст. 57 Закона № 212-ФЗ), в том числе:

Пенсионный фонд РФ – 20%

Фонд социального страхования  РФ -2,9%

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 1,1%

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2%

Если на предприятии практикуются расчеты по оплате труда в натуре, то фонд заработной платы увеличивается  на стоимость продукции по государственным  регулируемым ценам, а при их отсутствии - по рыночным, и на указанные выплаты  начисляются платежи во все внебюджетные социальные фонды. На выплаты по договорам  перевозки, возмездного оказания услуг, авторским договорам, лицензионным договорам аренды страховые платежи  во внебюджетные социальные фонды не производятся.

Начисленные платежи перечисляются  не позднее дня получения средств  в банке на выдачу заработной платы  за истекший месяц, но не позднее 15 числа  месяца, следующего за месяцем, на который  начислены взносы. Для этого предприятия  представляют в учреждение банка  платежные поручения на перечисление страховых взносов в названные  фонды одновременно с чеком на получение денег на заработную плату. Платежное поручение представляется в банк независимо от состояния расчетного счета. За нарушение установленных  сроков платежа предприятия сами начисляют и уплачивают пеню в  установленном размере из чистой прибыли за весь период просрочки.

Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Правительства России от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в стране.

ПФР обеспечивает:

- аккумуляцию страховых взносов и финансирование расходов, 
предусмотренных Положением о нем;

- контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР 
страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием его 
средств;

- международное сотрудничество по вопросам, относящимся к 
компетенции ПФР;

-  проведение   научно-исследовательской    работы    в   области государственного пенсионного страхования.

ПФР может принимать участие  в  финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства  ПФР направляются на:

- выплату  государственных пенсий;

- выплату  пособий по уходу за ребенком  в возрасте старше полутора  лет;

- оказание      материальной      помощи      престарелым      и  нетрудоспособным  гражданам;

- обеспечение  деятельности ПФР.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Закон   "О   медицинском   страховании граждан в Российской Федерации".

Он обеспечивает конституционное  право  граждан  России  на  медицинскую  помощь  и  направлен  на повышение ответственности граждан, государства и работодателей в области охраны здоровья. Законом введено обязательное медицинское страхование (с 1993 года), в России оно является всеобщим, составной частью государственного социального страхования и реализуется посредством программ обязательного медицинского страхования (базовой и региональных).

   Согласно закону, граждане России имеют право на:

- выбор страховой медицинской организации, свободный выбор 
медицинского учреждения и врача;

-      медицинскую помощь на всей территории России;

- предъявление иска страхователю, страховщику и медицинскому 
учреждению на возмещение ущерба пациенту.

 Для выполнения задач по обязательному медицинскому страхованию в РФ образован Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Средства ФОМС направляются на:

- финансирование ОМС проводимого страховыми медицинскими органами;

- осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС;

- выравнивание ресурсов городов, районов для проведения ОМС;

- направление финансовых ресурсов для разработки тарификации стоимости медицинских услуг;

- создание финансовых резервов устойчивого медицинского страхования;

- текущее содержание.   

Фонд социального страхования  Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования России.  Он является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве      РФ.     

Основные задачи фонда:

- обеспечение гражданам государственных пособий,  санаторно- 
курортного лечения, оздоровления работников и членов их семей;

- участие в разработке и реализации государственных программ 
охраны здоровья работников;

-     осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;

-     разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов;

-  подготовка и повышение квалификации специалистов системы государственного социального страхования;

- сотрудничество с аналогичными фондами других государств и 
международными организациями по вопросам социального страхования.

Из средств этого фонда  выплачиваются членам трудового  коллектива пособия по временной  нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие  при рождении ребенка, на погребение, ежемесячное пособие на период отпуска  по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, о также расходы, связанные с санаторно-курортным  обслуживанием работников и членов их семей и рядом нужд социальной защиты работников.

Социальное  страхование является формой социальной защиты экономически активного населения  от различных рисков, связанных с  потерей работы, трудоспособности и  доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Особенностью социального  страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов  работодателей и работников при  поддержке государства.

Социальное страхование построено на принципе нежесткой эквивалентности: существует определенная зависимость страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа.

Понятие социального страхования охватывает различные формы (государственного, или обязательного, и добровольно-общественного) страхования населения от различного рода социальных рисков, связанных  с потерей работы, трудоспособности и доходов.

Особенность социальных рисков состоит в крупномасштабности их возникновения и высокой значимости последствий для личности и общества в целом (например, безработица ведет  к росту заболеваемости, преступности, распаду семей и т.д.). По характеру  выплат в системе социального  страхования выделяются страхование  пенсий, пособий, социальных услуг и  льготных благ.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ