Фонд социального страхования РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Основная цель работы заключается в исследовании системы социального страхования в России и поиск путей роста ее эффективности.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы социального страхования в Российской Федерации;
- рассмотреть сущность социального страхования и его организацию в Российской Федерации;
- провести анализ исполнения доходов и расходов Фонда социального страхования;
- выявить финансовые проблемы Фонда социального страхования;
-предложить рекомендации по улучшению финансового состояния Фонда социального страхования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….. 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………….... 6
Сущность, задачи, цели, и принципы построения социального страхования………………………………………………………..……….……….. 6
Система государственных внебюджетных фондов Российской Федерации….. 10
АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ……………………………………………………………………… 15
Фонд социального страхования, его организация в современных условиях………………………...……………………………………………………15
Анализ динамики и структуры доходов и расходов Фонда социального страхования…………………………………………………………………………..20
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………28
3.1 Современные методы улучшения финансового состояния ФСС………………...28
3.2 Реформирование системы внебюджетного финансирования социального обеспечения………………………………………………………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………....36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………….38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам1.docx

— 124.91 Кб (Скачать)

Таблица 2.1 Структура доходов  бюджета Фонда социального  страхования в млрд. рублях

 

Статьи доходов

2008 год

Удельный вес (%)

2009 год

Удельный вес(%)

2010 год

Удельный вес (%)

обязательное социальное страхование

233, 8

64

233,7

53

286,7

67

обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

60,2

17

58,3

13

59,7

15

передаваемые бюджету Фонда средства на исполнение государственных функций  из федерального бюджета

49,8

14

60,3

14

61,6

14

передаваемые бюджету Фонда средства на исполнение государственных функций  из бюджета ФОМС

16,7

5

17,0

4

17,5

4

средства федерального бюджета  на покрытие дефицита бюджета ФСС РФ

-

-

70,7

16

-

-

Итого

360,5

100

440,0

100

425,5

100


Источник: Федеральные законы об исполнение бюджета ФСС РФ за 2008-2010 года

Как видно  из таблицы, наблюдается рост доходов в периоде 2008-2009 года, а 2009-2010 годах их сокращение.

В 2009 году наблюдается понижение доходов от обязательного социального страхования и от обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по сравнению с 2008 годом. В 2010 году доходы от этих статьи повысились.

На протяжении всего периода исследования наибольшую часть доходов Фонду приносили поступления от обязательного социального страхования, наименьшую - межбюджетные трансферты из бюджета ФОМС.

В складывающейся ситуации согласно расчетам уменьшается  эффективная ставка единого социального  налога (ЕСН), являющегося основным видом доходов по обязательному  социальному страхованию, которая  составила в 2008 году - 2,3 %, в 2009 году – 2,2 % при предельной ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации 2,9%. Это объясняется уменьшение доходов от обязательного страхования 2009 года по сравнению 2008 годом. С 1 января 2010 года был отменен единого социального налога (ЕСН) и заменен страховыми взносами. Что оказало большое влияние на  доход от обязательного страхования Фонда.

Доходы  бюджета ФСС в 2009 году выросли  на 79,5 млрд. рублей по сравнению с 2008 годом, в том числе от средств передаваемые бюджету Фонда на исполнение государственных функций из федерального бюджета - на 10,5 млрд. рублей и средств передаваемые бюджету Фонда на исполнение государственных функций из бюджета ФОМС - на 0,3 млрд. рублей. Доходы по обязательному социальному страхованию уменьшились - на 0,1 млрд. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - на 1,9 млрд. рублей по сравнению с 2008 годом. Уменьшение поступлений в ФСС по последнему пункту объясняется уменьшением выплат в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы. В 2009 году из федерального бюджета поступили денежные средства в размере 70,7 млрд. рублей на покрытие дефицита бюджета ФСС РФ.

Доходы  бюджета ФСС в 2010 году уменьшилось  на 14,5 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом. Доходы по обязательному социальному страхованию повысилось  - на 53 млрд. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - на 1,4 млрд. рублей, поступление средств из федерального бюджета на реализации государственных функций - на 0,5 млрд. рублей и средств передаваемые бюджету Фонда на исполнение государственных функций из бюджета ФОМС – на1,3 млрд. рублей. Итак, снижение доходов 2010 года по сравнению с 2009 годом связана с тем что не было поступлений средств из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ФСС РФ.

Наибольшие  доходы в Фонд социального страхования наблюдаются в 2009 году – 440,0 млрд. рублей.

Расходы бюджета Фонда социального страхования  осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального  страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с  бюджетам и указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ.

Средства  государственного социального страхования  направляются на:

1) выплату  пособий:

2) санаторно-курортное  лечение и оздоровление работников  и членов их семей, а также  на другие цели государственного  социального страхования, предусмотренные  законодательством.

3) создание  резерва для обеспечения финансовой  устойчивости Фонда на всех  уровнях. 

4) обеспечение  текущей деятельности, содержание  аппарата управления Фонда;

5) финансирование  деятельности подразделений органов  исполнительной власти, обеспечивающих  государственную защиту трудовых  прав работников, охрану труда  (включая подразделения надзора  и контроля за охраной труда)  в случаях, установленных законодательством;

6) проведение  научно-исследовательской работы  по вопросам социального страхования  и охраны труда;

7) осуществление  иных мероприятий в соответствии  с задачами Фонда, включая разъяснительную  работу среди населения, поощрение  внештатных работников Фонда,  активно участвующих в реализации  мероприятий по социальному страхованию;

8) участие  в финансировании программ международного  сотрудничества по вопросам социального  страхования.

Структура расходов ФСС сформирована из трех разделов функциональной классификации  расходов бюджетов Российской Федерации: «Общегосударственные вопросы», «Образование», «Социальная политика».

Таблица 2.2 Расходы Фонда социального страхования РФ на 2008-2010 года

(тыс. рублей)

Статьи расходов

Сумма расходов на 2008 год,

тыс. руб

Сумма расходов на 2009 год,

тыс. руб

Сумма расходов на 2010 год,

тыс. руб

1) Общегосударственные вопросы

3 427,8

4 685,7

5 742,2

Международные отношения и международное  сотрудничество

3 427,8

4 685,7

5 742,2

2) Образование

16 939 310,2

19 535 263,4

19792 253,3

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

472 313,2

42 548,8

45 038,8

Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров

34 126,5

32 423,7

34 038,8

Молодежная политика и оздоровление детей

16 466 996,9

19 492 714,6

19713175,7

3) Социальная политика

362 442 165,9

428 960 868,0

453 767 989,7

Социальное обеспечение населения

361 423 471,1

427 602 866,7

 

452 136 900,7

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

9 220 399,5

11 579 397,4

8 495 300,6

Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет  гражданам, не подлежащим обязательному  соц. страхованию

31 971 079,1

11 579 397,4

45 791 508,4

Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному соц. страхованию

45 636 397,6

62 312 650,2

71 443 119,3

Пособия при рождении ребенка

14 549 221,4

17 185 056,0

14 312 073,6

Пособия при временной нетрудоспособности по обязательному соц. страхованию

132 122 688,3

149 058 348,2

158 180 471,0

Пособия по беременности и родам

44 417 119,5

57 309 631,0

60 853 799,0

Оплата мед. помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде

15 748 004,9

16 834 691,7

17 500 000,0

Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

2 393 871,6

2 498 331,0

2 933 532,0

Оплата путевок на санаторно-курортное  лечение работников

4 343 157,1

4 671 861,9

0,0

Другие вопросы в области соц. политике

953 806,9

1 314 676,3

1 611 089,0

Итого расходов

379 384 903,8

448 500 817,1

453 818 770,7


Источник: Федеральные  законы об исполнение бюджета ФСС  РФ за 2008-2010 года.

Общая сумма расходов на 2008 году составил - 379,3 млрд. рублей, из них: на обязательное социальное страхование предусмотрено 237,4 млрд. рублей, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 49,8 млрд. рублей.

На 2009 год расходы Фонда составил - 448,5 млрд. рублей, из них: на обязательное социальное страхование - 287,3 млрд. рублей, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 51,9 млрд. рублей.

На 2010 год расходы Фонда  составил – 453,8 млрд. рублей, из них: на обязательное социальное страхование – 306,3 млрд. рублей, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 55,3 млрд. рублей.

Структура расходов Фонда на 2008-2010 годы сгруппирована  по разделам классификации расходов бюджетов:

- по разделу 01 «Общегосударственные  вопросы» расходы ФСС составляют  на 2008 год - 3 427,8 тыс. рублей, на 2009 год -4 685,7 тыс. рублей, на 2010 год - 5 742,2 тыс. рублей;

- по разделу 07 «Образование» - на 2008 год - 16 939 310,2 тыс. рублей, на 2009 год - 19 492 714,6тыс. рублей, на 2010 год - 19 535 263,4 тыс. рублей;

- по разделу 10 «Социальная  политика» - на 2008 год -  362 442 165,9 тыс. рублей, на 2009 год - 428 960 868,0 тыс. рублей, на 2010 год - 453 767 989,7 тыс. рублей.

 Так расходы бюджета по обязательному страхованию представлены в Таблице 2.3.

 

 

Таблица 2.3 Расходы бюджета по обязательному страхованию

Статьи расходов

2008 год

Удельный вес, %

2009 год

Удельный вес, %

2010 год

Удельный вес, %

Пособия по временной  нетрудоспособности

132,1

56

149,1

52

158,1

52

Пособия по беременности и родам

44,4

19

57,3

20

60,9

20

Единовременные пособия при рождение ребенка

14,5

6

17,2

6

14,3

5

Ежемесячные пособия  по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет

45,6

19

62,3

22

71,4

23

Другие социальные пособия за счет средств ФСС РФ

0,9

0,4

1,4

0,5

1,6

0,5

Итого

237,5

100

287,3

100

306,3

100


Источник: Федеральные  законы об исполнение бюджета ФСС  РФ за 2008-2010 года.

Наибольший  темп роста наблюдался в период 2008-2009 годах на пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию. Наименьший наблюдался в тот же период на выплату единовременного пособия при рождении ребенка, 2010 году наблюдается их сокращение.

Таким образом, расходы на социальную политику на протяжении рассматриваемого периода  имели наибольшие темпы роста.

Анализ  показал, что основным видом расходов ФСС в 2008-2010 годах остаются расходы на выплату пособий по социальному страхованию. Расходы Фонда на выплату пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами.

Наибольший рост расходов наблюдается в 2010 году. Это обусловлено, прежде всего, новшествами в законодательстве о социальном обеспечении и активной реализацией национальных программ. Так, в 2010 году в рамках национального проекта «Здоровье» стоимость родового сертификата увеличилась до 11 тыс. рублей. Кроме того, в 2010 году существенно выросли пособия по материнству и детству. Пособия увеличились почти на 10%.

Динамику  доходов и расходов ФСС за период 2008-2010 годов рассмотрим на основе Таблицы 2.4.

Таблица 2.4 Динамика доходов и расходов Фонда социального страхования

Показатель

2008 год

2009 год

2010 год

Доходы бюджета Фонда социального  страхования

360,48

440,05

425,49

Расходы бюджета Фонда социального  страхования

379,38

448,50

453,82

Величина профицита /дефицита Фонда  социального страхования

-18,91

-8,45

-28,33


 Источник: Федеральные законы об исполнение бюджета ФСС РФ за 2008-2010 года.

Таким образом, в рассматриваемом периоде дефицит бюджета наблюдался за весь период с 2008 года по 2010 год. Так дефицит 2008 году составил – 18,91 млрд. рублей, 2009 году – 8,45 млрд.рублей, 2010 году – 28,33 млрд.рублей. Указанный дефицит бюджета Фонда обусловлен, прежде всего: увеличением дефицита средств на обязательное социальное страхование по страхователям, перешедшим на специальные налоговые режимы; увеличением (с учетом индексации) максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам; государственных пособий гражданам, имеющим детей; социального пособия на погребение. Динамика расходов и доходов представлена в диаграмме 2.1.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ