Фонд социального страхования РФ и его роль в реализации социальных функций государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Социальная защита человека в той или иной форме осуществляется в любом обществе. Она, как показывает историческая практика, составляет неотъемлемое звено системы общественных отношений. В настоящий момент к прежним задачам социальной защиты населения (пенсионное обеспечение, детские и семейные пособия и т.д.) добавились новые - помощь безработным, адресная помощь семьям, где среднедушевой доход ниже прожиточного минимума и др. И как результат - резкое снижение жизненного уровня основной массы населения, обнищание его значительной части, сокращение объема и качества социальных услуг, небывалое расслоение общества по уровню доходов, огромная дифференциация регионов по уровню жизни населения, массовая безработица. Все это обуславливает небывалый рост потребности в социальной защите населения

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Система социального страхования РФ. 5
1.1. Развитие социального страхования в РФ. 5
1.2. Фонд социального страхования как инструмент реализации социального планирования государства. 9
Глава 2. Формирование ФСС РФ 13
2.1 Характеристика объектов и субъектов уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды 13
2.2 Размеры страховых взносов во внебюджетные фонды, дифференцированные по категориям плательщиков 14
2. 3. Освобождения от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды 20
2.4. Порядок и сроки уплаты страховых взносов в во внебюджетные фонды. 23
Глава 3. Механизм назначения и выплаты пособий ФСС РФ 25
3.1 Пособие по временной нетрудоспособности 25
3.2 Пособие по беременности и родам 35
3.3 Ежемесячное пособие по уходу за ребенком 39
3.4 Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель). 46
3.5 Пособие при рождении ребенка. 46
3.6 Пособие на погребение. 47
Глава 4. Проблемы функционирования ФСС РФ на современном этапе. 48
Заключение 50
Список использованной литературы. 52

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 99.19 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Система  социального страхования  РФ. 5

1.1. Развитие  социального страхования в РФ. 5

1.2. Фонд социального  страхования как инструмент реализации  социального планирования государства. 9

Глава 2. Формирование  ФСС РФ 13

2.1 Характеристика  объектов и субъектов уплаты  страховых взносов  во внебюджетные  фонды 13

2.2 Размеры  страховых взносов во внебюджетные  фонды, дифференцированные по  категориям плательщиков 14

2. 3. Освобождения  от уплаты страховых взносов  во внебюджетные фонды 20

2.4. Порядок  и сроки уплаты страховых взносов  в во внебюджетные фонды. 23

Глава 3. Механизм назначения и выплаты пособий ФСС РФ 25

3.1 Пособие по временной нетрудоспособности 25

3.2 Пособие по беременности и родам 35

3.3 Ежемесячное пособие по уходу за ребенком 39

3.4 Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель). 46

3.5 Пособие при рождении ребенка. 46

3.6 Пособие на погребение. 47

Глава 4. Проблемы функционирования ФСС РФ на современном  этапе. 48

Заключение 50

Список использованной литературы. 52

 

Введение

 

Актуальность темы обусловлена  той ролью, которую играет страхование  в жизни общества. Для современного гражданина необходимо иметь представление  о том, какую роль играет страхование  и каким образом его можно  использовать для защиты от возможных  убытков в процессе хозяйственной  деятельности и в личной жизни.

Социальная защита человека в той или иной форме осуществляется в любом обществе. Она, как показывает историческая практика, составляет неотъемлемое звено системы общественных отношений. В настоящий момент к прежним задачам социальной защиты населения (пенсионное обеспечение, детские и семейные пособия и т.д.) добавились новые - помощь безработным, адресная помощь семьям, где среднедушевой доход ниже прожиточного минимума и др. И как результат - резкое снижение жизненного уровня основной массы населения, обнищание его значительной части, сокращение объема и качества социальных услуг, небывалое расслоение общества по уровню доходов, огромная дифференциация регионов по уровню жизни населения, массовая безработица. Все это обуславливает небывалый рост потребности в социальной защите населения РФ. Причем речь идет не только социально уязвимых категориях населения (пожилых людях, инвалидах, многодетных семьях и др.), но и о значительной части экономически активного населения или так называемых «новых бедных» (безработные, низкооплачиваемые категории работников бюджетной сферы - учителя, врачи, ученые, работники культуры и др.). В этих условиях социальные пособия для многих слоев населения стали единственной гарантией выживания. И хотя сами по себе социальные выплаты мизерны, не обеспечивают нормального воспроизводства рабочей силы, тем не менее, они хотя бы на минимальном уровне гарантируют населению выживание. Отмеченные обстоятельства и предопределили актуальность проблемы исследования, обусловили выбор темы, цель и задачи данной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Система  социального страхования  РФ.

1.1. Развитие социального  страхования в РФ.

 

Для того чтобы проанализировать тему данной работы глубже, нужно обратиться к отечественному опыту социального  страхования. По временной протяженности  он занимает около столетия, но по внутренней сути - это, пожалуй, наиболее значительный опыт в сравнении с опытом других стран. В истории развития системы  социального страхования в России условно можно выделить три основных этапа.

Первый этап - с 1861 г. по 1917г. В этот период социальное страхование  в России развивалось в едином русле с аналогичными системами  других стран (Германии, Франции, Австрии). Обязательное устройство касс страхования восходит ещё к 1861 году, когда в России был принят закон о «вспомогательных товариществах» при казенных горных заводах. В более развернутом виде принципы социальной защиты нашли свое воплощение в законодательном акте от 15 мая 1901 г. «Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудничных работах». В 1903 г. был принят закон о вознаграждении потерпевших и их семейств за увечье и смерть в промышленных заведениях, который в основание права на вознаграждение пострадавших от несчастных случаев на. производстве положил понятие о профессиональном риске.

Базовые основы социального  страхования были заложены в стране в 1912 г., когда Третьей Государственной Думой был принят пакет законов: «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих»; «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих»; «Об обеспечении рабочих на случай болезни»; «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве». Принятая в 1912 г. система социального страхования была построена на тех же принципах и методологических подходах, которые были характерны для аналогичных систем в Австрии, Германии, Франции. С этого периода Россия влилась в строй цивилизованных стран с передовой для того времени, достаточно широкой системой обязательного социального страхования. Общее руководство деятельностью в этой области осуществлял Совет по делам страхования рабочих, созданный в Петербурге при Министерстве торговли и промышленности. В губерниях и крупнейших городах действовали страховые органы, носившие имя Страховых Присутствий и наблюдавшие за исполнением страховых законов. Основными рабочими органами на местах были больничные кассы и страховые товарищества. Основную роль в управлении страховыми кассами играли на паритетных началах рабочие и работодатели. Страховые товарищества объединяли в страховых целях предпринимателей по округам, границы которых устанавливались Советом по делам страхования рабочих. В дореволюционной России действовало несколько тысяч страховых касс и около десятка товариществ1.

Второй этап - с 1918 г. по 1933 г. В этот период была сделана попытка  реализовать большевистскую программу  социального страхования, разработанную  Пражской конференцией (1912 г.). Первым шагом  советской власти по реформированию социального страхования стало  принятие декларации Народным Комиссариатом  Труда о введении в России полного  социального страхования и Положения  о социальном обеспечении трудящихся (31 октября 1918 г.) в соответствии с  которым социальное страхование  заменялось социальным обеспечением, а все органы, ведающие страхованием, ликвидировались. Это положение  законодательно распространяет социальное обеспечение на всех без исключения трудящихся, источником существования  которых является собственный труд, независимо от того, работают они по найму или самостоятельно.

Такая модель социальной защиты подкреплялась установками «немедленно  осуществить социализм в области  социального страхования» путем  введения «бесплатного» социального  страхования для трудящихся. Необходимые финансовые средства предлагалось взимать с предприятий и предпринимателей, а в необходимых случаях и из государственного бюджета. Примерно через полгода после издания Положения предприятия и учреждения были освобождены от уплаты страховых взносов за рабочих и служащих, а с работников самостоятельного труда соответствующие взносы взимались через налоговые органы Наркомфина. В связи с «национализацией обеспечения» подверглась изменению вся организационная система, «оставшаяся в наследство от периода социального страхования».

В 1921 г. с переходом к  НЭПу наметилась необходимость возврата к социальному страхованию. В соответствии с декретом Совнаркома от 15 ноября 1921 г. «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом» обеспечение за счет государства было заменено обеспечением в порядке социального страхования, то есть из фондов социального страхования, формирующихся за счет взносов, уплачиваемых всеми предприятиями, хозяйствами и учреждениями, пользующимися наемным трудом. В дальнейшем (конец 20-х начало 30-х годов) вопросы социального страхования становятся объектом политической борьбы и политических спекуляций. Ученых, отстаивающих необходимость развития системы социального страхования при социализме, учета и снижения социальных рисков, подвергают критике и гонениям.

Третий этап - с 1933 г. по 1990 г. В начале этого периода социальное страхование в СССР передается профсоюзам, а страховые кассы и все  наработки, связанные со страховой  медициной и дифференциацией  тарифов в зависимости от социальных рисков, ликвидируются. В 1937 и 1938 г.г. профсоюзы  были освобождены от выплаты пенсий неработающим пенсионерам. Эти расходы  взял на себя государственный бюджет, а бюджет социального страхования  консолидировался с государственным. Таким образом, в отличие от подавляющего большинства промышленно развитых государств в нашей стране долгое время применялась неразвитая модель формирования фондов на социальное страхование по принципу «единого котла» без учета социальных рисков.

С переходом к такой  модели социальное страхование утрачивает страховой характер. Отказ от уплаты взносов самими страхуемыми резко  снижает мотивацию работников по личному формированию своей социальной защиты. Принципы, определяющие ответственность  за возмещение ущерба от утраты трудоспособности, трансформируются: со страхования на возмещение ущерба предприятием или  его причинителями. Большую часть страхового бремени несут предприятия, не имеющие никаких прав на распоряжение фондами социального страхования, хотя размер взносов по всем видам социального страхования достигал 38% фонда заработной платы. Для них страховые платежи превратились в государственную повинность, в обязательный налог.

Социальное страхование  становится инструментом перераспределительной политики государства, утрачивает свои основные черты и трансформируется в социальное обеспечение. Страховая защита в результате эволюции возвращается к далекому от совершенства первоисточнику социального страхования - к организованной взаимопомощи, приобретшей общегосударственный характер. С 1956 г. для возмещения возросших расходов на пенсионные выплаты государство стало направлять средства из государственного бюджета. Длительное применение низких страховых тарифов, не покрывающих расходы по социальному страхованию, привело к занижению в себестоимости продукции совокупных затрат труда и искажению действительного соотношения издержек производства и прибыли. Предприятия утратили верные представления о реальной величине расходов на воспроизводство рабочей силы, а государство под предлогом финансирования социального обеспечения из государственного бюджета продолжало изымать большую часть прибыли трудовых коллективов, оставляя предприятиям крайне мало возможностей как для улучшения условий труда, так и для развития автономных (на уровне отраслей, регионов и предприятий) систем социального страхования.

В результате в сознании не только широких масс трудящихся, но и руководителей предприятий  и ведомств прочно укоренился негативный стереотип относительно роли государства в обеспечении граждан всеми видами социального страхования2.

1.2. Фонд социального  страхования как инструмент реализации  социального планирования государства.

 

Фонд социального  страхования РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с «Положением о Фонде социального страхования РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 (с изменениями и дополнениями, внесенными в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 июля 2002 г. № 541).

В «Положении о  Фонде» содержится определение Фонда  соц. страхования РФ как специализированного финансово-кредитного учреждения.

Средства Фонда  являются государственной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней.

Фонд имеет  следующие исполнительные органы: центральный  аппарат; региональные отделения; филиалы, создаваемые региона ми отделениями.

Основными задачами Фонда являются:

1)  обеспечение выплат гарантированных государством пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
  • единовременного пособия при рождении ребенка;
  • ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • социального пособия на погребение;
  • пособия в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием.
  1.   разработка предложений по тарифам страховых взносов;

3)  осуществление  мер, обеспечивающих финансовую  устойчивость Фонда.

Средства Фонда  образуют:

  • страховые взносы;
  • добровольные взносы;
  • доходы от инвестирования временно свободных средств;
  • бюджетные ассигнования.

Основными направлениями  расходов средств Фонда являются:

  • выплаты пособий;
  • санаторно-курортное лечение;
  • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости;
  • содержание аппарата.

Руководство деятельностью  Фонда осуществляет его председатель, обладающий широким кругом полномочий. В частности, председатель вносит проект бюджета Фонда в Правительство РФ, утверждает сводный финансовый отчет об использовании средств государственного страхования, руководит деятельностью региональных отделений по исполнению доходной и расходной частей бюджета Фонда.

 В субъектах Федерации открыты региональные отделения Фонда.

Для контроля за полной и своевременной уплатой  страхователями страховых взносов в Фонде создана контрольно-ревизионная служба.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в реализации социальных функций государства