Фонд социального страхования РФ и его роль в реализации социальных функций государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Социальная защита человека в той или иной форме осуществляется в любом обществе. Она, как показывает историческая практика, составляет неотъемлемое звено системы общественных отношений. В настоящий момент к прежним задачам социальной защиты населения (пенсионное обеспечение, детские и семейные пособия и т.д.) добавились новые - помощь безработным, адресная помощь семьям, где среднедушевой доход ниже прожиточного минимума и др. И как результат - резкое снижение жизненного уровня основной массы населения, обнищание его значительной части, сокращение объема и качества социальных услуг, небывалое расслоение общества по уровню доходов, огромная дифференциация регионов по уровню жизни населения, массовая безработица. Все это обуславливает небывалый рост потребности в социальной защите населения

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Система социального страхования РФ. 5
1.1. Развитие социального страхования в РФ. 5
1.2. Фонд социального страхования как инструмент реализации социального планирования государства. 9
Глава 2. Формирование ФСС РФ 13
2.1 Характеристика объектов и субъектов уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды 13
2.2 Размеры страховых взносов во внебюджетные фонды, дифференцированные по категориям плательщиков 14
2. 3. Освобождения от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды 20
2.4. Порядок и сроки уплаты страховых взносов в во внебюджетные фонды. 23
Глава 3. Механизм назначения и выплаты пособий ФСС РФ 25
3.1 Пособие по временной нетрудоспособности 25
3.2 Пособие по беременности и родам 35
3.3 Ежемесячное пособие по уходу за ребенком 39
3.4 Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель). 46
3.5 Пособие при рождении ребенка. 46
3.6 Пособие на погребение. 47
Глава 4. Проблемы функционирования ФСС РФ на современном этапе. 48
Заключение 50
Список использованной литературы. 52

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 99.19 Кб (Скачать)

Размер ежемесячного пособия  по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку. При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.

В районах и местностях, в которых в установленном  порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

В случае ухода за двумя  и более детьми до достижения ими  возраста полутора лет размер пособия  суммируется. При этом суммированный  размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100 процентов размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия), но не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

При определении размера  ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка.

В случае ухода за ребенком (детьми), рожденным (рожденными) матерью, лишенной родительских прав в отношении предыдущих детей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается без учета детей, в отношении которых она была лишена родительских прав.

Сроки назначения пособий:

Ежемесячное пособие по уходу  за ребенком назначается, если обращение  за ним последовало не позднее  шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

В случае если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей  ежемесячное пособие по уходу за ребенком -  выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) - по основному  или по совместительству  по выбору застрахованного лица

Для назначения и выплаты  ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит), справку из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком территориальным органом страховщика застрахованное лицо представляет также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено указанное пособие.

Сумма пособия на период отпуска по уходу за ребенком налогами не облагается и не учитывается в  доходах для налогообложения.

Отчисления на социальное страхование с сумм пособий действующим  законодательством не предусмотрено10.

3.4 Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель).

 

Для получения данного пособия женщине необходимо взять в женской консультации справку произвольной формы о постановке на учет в первые 12 недель беременности. С 1 января 2012 года размер данного пособия устанавливается в твердых суммах – 465,2 рубля.

Пособие выдается по месту работы женщины только в денежном выражении. Пособие выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам, если справка о постановке на учет представляется одновременно с документами, необходимыми для получения пособия по беременности и родам; либо в течение десяти дней после представления справки о постановке на учет в ранние сроки беременности, если указанная справка представлена позже.

Сумма единовременного пособия  налогами не облагается и не учитывается  в доходах для налогообложения.

Отчисления на социальное страхование  с суммы пособия действующим  законодательством не предусмотрены.

Пособие выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам  в сумме, установленной на день выплаты пособия по беременности и родам.

3.5 Пособие при рождении ребенка.

 

Право на единовременное пособие  при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее (опекун).

Единовременное пособие при  рождении ребенка с 01.01.2012 года выплачивается  в размере 12405 руб.

В случае рождения двух или более  детей указанное пособие выплачивается  на каждого ребенка.

При рождении мертвого ребенка данное пособие не выплачивается.

Работающим гражданам пособие  выдается по месту работы - за счет средств  Фонда социального страхования  Российской Федерации, неработающим, обучающихся по очной форме обучения в профессиональных образовательных учреждениях – органами социальной защиты населения по месту жительства – за счет средств федерального бюджета.

Сумма пособия при рождении ребенка  налогами не облагается и не учитывается  в доходах для налогообложения.

Отчисления на социальное страхование  с сумм пособий действующим законодательством не предусмотрено.

3.6 Пособие на погребение.

 

Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»  установлено, что социальное пособие  на погребение работавших граждан не может превышать десятикратный размер минимальной оплаты труда. С 1 января 2012 года размер социального пособия на погребение не может превышать 4515 рублей. Пособие выплачивается одному из родственников, взявшему на себя обязанность осуществить погребение. Выплата пособия производится организацией, где работал умерший.

В районах и местностях, где применяется районный коэффициент  к заработной плате, социальные пособия  на погребение выплачивается с учетом этих коэффициентов.

При этом следует иметь  в виду, что субъектами Российской Федерации могут быть установлены  другие размеры данного пособия, но его размер не должен превышать  4515 рублей.

Для получения данного пособия  необходимо написать заявление в  бухгалтерию предприятия и предоставить копию свидетельства о смерти.

Сумма пособия на погребение налогами не облагается и не учитывается в доходах для налогообложения.

Отчисления на социальное страхование  с сумм пособий действующим законодательством не предусмотрены.

Глава 4. Проблемы функционирования ФСС РФ на современном этапе.

 

Следует отметить, что действующая  в настоящее время в России система социального страхования  до сих пор сохраняет черты, в  большей степени характерные  для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой  нагрузке на работодателей уровень  большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом  вносимых страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует  реальное разделение системы социального  страхования и системы социальной помощи.

Это во многом объясняет  массовую незаинтересованность занятого населения (работников и работодателей) в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов во внебюджетные социальные фонды. Таким образом, приходится констатировать серьезные отставания в создании экономических условий  и институциональной базы для  формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования11.

Анализируя финансовую деятельность ФСС РФ, следует отметить, что  в последние годы были приняты  важнейшие решения в отношении  социального страхования как  экономической системы – в  частности были снижены тарифы на обязательное социальное страхование, введена регрессивная шкала по единому  социальному налогу. Декларируемые  при этом цели в целом совпали  с целями либерализации экономики  и облегчения налоговой нагрузки на работодателя и на социальные группы, имеющие более высокий доход.

Вместе с тем, снижение ставки единого социального налога имело  определенные негативные стороны. В современных условиях это усугубило  несбалансированность финансовой системы  внебюджетных фондов. Если проанализировать динамику доходов и расходов ФСС  за последние годы, то можно отметить появление в 2007 г. такой негативной тенденции, как превышение расходов над доходами. Снижение поступлений в ФСС в связи с введением регрессивной шкалы по взиманию страховых взносов с заработной платы резко ограничило возможности фонда по выполнению возложенных на него функций.

С 1 января 2010 года единый социальный налог заменен страховыми взносами. При этом максимальный размер отчислений для компаний вырос с 26 до 34%. Из них 26 процентов - обязательный пенсионный взнос. Он будет взиматься с годового заработка, не превышающего 415 000 рублей в год, начиная уже с 2011 года. При  этом в Фонд социального страхования  пойдут 2,9%. Предполагается, что это  сделает внебюджетные фонды более  адаптированными к рыночной экономике  и стать самодостаточными по источникам, перестав зависеть от бюджетных вливаний. Правда, эксперты предупреждают, что властям придется столкнуться с последствиями увеличения налоговой нагрузки на бизнес и трудностями переходного периода.

Таким образом, изменения  в законодательстве, регулирующем обязательное социальное страхование, в частности, порядок финансирования социальных внебюджетных фондов, говорят скорее о стихийном, чем последовательном развитии этой социально значимой сферы  жизни общества.

Очевидно, что по мере роста  благосостояния населения нашей  страны и в целях усиления стимулирующей  роли финансов, форми­рующих внебюджетные фонды, будет усиливаться страховая природа указанных фондов и нивелироваться их бюджетное прошлое. Таким образом, в перспективе эффективность деятельности вне­бюджетных социальных фондов, в том числе и Фонда социального страхования, будет зависеть от того, насколько успешно удастся заинтересовать и привлечь плательщика и выгодоприобретателя к механизму формирования этих фондов.

Заключение

 

Обязательное социальное страхование представляет собой  часть государственной системы  защиты населения. Спецификой его работы является страхование работающих граждан  от разного рода рисков, связанных  с изменением их материального или  социального положения. Если говорить просто, в случае потери трудоспособности Фонд должен помочь застрахованным работающим гражданам сохранить достигнутый  ими уровень и качество жизни, а также их социальный статус. Этим и обусловлены функции ФСС:

1. Обеспечение работающих граждан пособиями по социальному страхованию:

 

    • пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам;

 

    • пособия, связанные с материнством и детством.

 

2.  Оздоровление детей и санаторно-курортное лечение работающих в форме

 

    • долечивания после нахождения в стационаре.

 

3.  Социальное страхование от несчастных случаев на производстве:

 

    • возмещение вреда пострадавшим от несчастных случаев на производстве в виде единовременных и ежемесячных выплат;

 

    • мероприятия по реабилитации пострадавших;

 

    • обеспечение предупредительных мер по снижению травматизма.

 

Отечественный опыт социального  страхования по временной протяженности занимает около столетия. В истории развития системы социального страхования в России выделяют три этапа, по прошествии которых в сознании широких масс трудящихся и руководителей предприятий прочно укоренился негативный стереотип относительно роли государства в обеспечении граждан всеми видами социального страхования. В связи с этим в комплексе происходящих в России социально-экономических преобразований особое место занимает реформа социального страхования.

Необходимость её проведения вызвана рядом причин, среди которых  главная - переход к рыночной экономике. Он характеризуется, в частности, тем, что сокращаются бюджетные ассигнования в социальную сферу, уменьшаются  возможности граждан (особенно молодежи и женщин) в трудоустройстве, значительно  снижаются доходы социально уязвимых групп трудящихся, особенно пенсионеров, инвалидов, многодетных, появляются значительные по численности маргинальные слои.

В целях повышения эффективности  системы социального страхования  Правительством РФ утверждена Программа  социально-экономического развития РФ. Эта программа в качестве одного из важнейших приоритетов определяет задачу по повышению уровня и качества жизни населения. Это в свою очередь  требует реализации целого ряда мер, направленных на повышение доходов  населения, эффективности социальных услуг, предоставляемых государством, усиление чёткой направленности мер  социальной помощи и повышения эффективности  функционирования системы обязательного  социального страхования.

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Карпенко В. П. Охрана труда и Фонд социального страхования: усиление инвестиционного фактора в процессе обучения отдельных категорий застрахованных// Безопасность и охрана труда. - 2006. - №4. URL:  http://biota.ru/publish/magazine/article/136 (дата обращения 30.08.2010 г.)
  2. Махдиева Ю. М. Государственные внебюджетные фонды. Учебное пособие. – Махачкала: НП «ДТИПБ», 2009. - 192 с.
  3. Страхование: учебник/ под ред. Т.А. Федоровой. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Магистр, 2008. - 1006 с.
  4. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Карчевского. — М.: Вузовский учебник, 2008. - 224 с.
  5. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993. С. 94-109.
  6. Пиляева, В.В. Трудовой кодекс РФ/В.В.Пиляева. - М.: Аст-Пресс, 2006. - 478 с.
  7. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" // САПП от 21 февраля 1994 г., № 8, ст. 599.
  8. Постановление Фонда социального страхования РФ от 5 января 1995 г. № 1 "Об утверждении Положения об отделении Фонда социального страхования Российской Федерации"
  9. Ветрова Н.С. Социальные программы в странах Запада/ Н.С. Ветрова.- М.,1999 - 156 с.
  10.   Роик, В.Д. Основы социального страхования/В.Д. Роик. - РАГС, 2007.- 456 с.
  11. Обязательное социальное страхование. Комментарий к КЗоТ. - Инфра-М, 2001.-152 с.
  12.   Фаильев, В.И. Социальное страхование в России и зарубежных странах/В.И.Фаильев, практическое пособие . - М., 2008. - 136 с.
  13.   Постановление Правительства РФ «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ» от 7 июля 1999 г. № 765.
  14.   Поляк, Г.Б. Финансовое обеспечение социальной сферы/ Г.Б. Поляк. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 272 с.
  15. Бабич А.М., Павлова, Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит/А.М.Бабич, Л.Н.Павлова: Учебник. М.: Юнити Дана, 2008. - 347 с.
  16. Багудина, Е.Г. Экономический словарь/ Е.Г.Багудина. - М.: ТК Велби, изд - во Проспект, 2006. - 624 с.
  17.   Поляк, Г.Б. Бюджетная система России: учебник для вузов/ под ред. Проф. Г.Б.Поляка.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. - 540 с.
  18.   Пешехонов, Ю.В. "Внебюджетные социальные фонды: состояние и перспективы" / Ю.В. Пешехонов. - М.: Финансы, 2008.- 232 с.
  19.   Смирнов С., Малеева Т. "Внебюджетные социальные фонды: варианты реформирования" // Человек и труд, 2008, № 5.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в реализации социальных функций государства