Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:20, курсовая работа
Социальная защита человека в той или иной форме осуществляется в любом обществе. Она, как показывает историческая практика, составляет неотъемлемое звено системы общественных отношений. В настоящий момент к прежним задачам социальной защиты населения (пенсионное обеспечение, детские и семейные пособия и т.д.) добавились новые - помощь безработным, адресная помощь семьям, где среднедушевой доход ниже прожиточного минимума и др. И как результат - резкое снижение жизненного уровня основной массы населения, обнищание его значительной части, сокращение объема и качества социальных услуг, небывалое расслоение общества по уровню доходов, огромная дифференциация регионов по уровню жизни населения, массовая безработица. Все это обуславливает небывалый рост потребности в социальной защите населения
Введение 3
Глава 1. Система социального страхования РФ. 5
1.1. Развитие социального страхования в РФ. 5
1.2. Фонд социального страхования как инструмент реализации социального планирования государства. 9
Глава 2. Формирование ФСС РФ 13
2.1 Характеристика объектов и субъектов уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды 13
2.2 Размеры страховых взносов во внебюджетные фонды, дифференцированные по категориям плательщиков 14
2. 3. Освобождения от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды 20
2.4. Порядок и сроки уплаты страховых взносов в во внебюджетные фонды. 23
Глава 3. Механизм назначения и выплаты пособий ФСС РФ 25
3.1 Пособие по временной нетрудоспособности 25
3.2 Пособие по беременности и родам 35
3.3 Ежемесячное пособие по уходу за ребенком 39
3.4 Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель). 46
3.5 Пособие при рождении ребенка. 46
3.6 Пособие на погребение. 47
Глава 4. Проблемы функционирования ФСС РФ на современном этапе. 48
Заключение 50
Список использованной литературы. 52
В соответствии с п. 10 «Положения о Фонде» выплаты страхового обеспечения осуществляют бухгалтерии работодателей, т.е. страхователей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Практическую работу по социальному страхованию на каждом предприятии (в организации) осуществляют комиссии (или уполномоченные) по социальному страхованию.
Они создаются в соответствии с п. 11 «Положения о Фонде» и действуют на основании «Положения о комиссии по социальному страхованию», утверждаемого в каждой организации.
Региональные отделения Фонда проводят непосредственную работу по сбору страховых взносов со страховщиков, а также выплате тех пособий, которые не выплачиваются бухгалтериями организаций. Отделения руководствуются нормативными документами, принимаемыми центральным аппаратом Фонда.
До 1999 г. Фонд имел центральные отраслевые отделения, т.е. его организационная структура строилась как по территориальному, так и по отраслевому принципам. В соответствии с Приказом по Фонду от 29 марта 1999 г. центральные отраслевые отделения были упразднены, а их филиалы переподчинены региональным отделениям. В настоящее время организационная структура Фонда строится по территориальному принципу.
Отделения Фонда осуществляют оперативное управление средствами социального страхования. Непосредственным распорядителем средств является управляющий отделением. Деятельность отделений обеспечивается их аппаратом.
Отделения имеют филиалы, которые являются их обособленными структурными подразделениями.
Директор филиала назначается и освобождается от должности Управляющим отделения. Филиалы осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о филиале. Филиал может осуществлять все или часть функций отделения Фонда.
В региональных отделениях и филиалах проводится вся текущая работа Фонда: осуществляется сбор страховых взносов, принимается отчетность организаций-страхователей, проводятся ревизии организаций-страхователей по правильности начисления взносов и выплате Пособий, обеспечивается выполнение доходной и расходной частей бюджета отделения, который входит составной частью в бюджет Фонда.
Центральный аппарат Фонда имеет в своем составе юридическое финансовое, материально-техническое, информационное подразделения, которые обеспечивают:
С 2010 года меняется принцип уплаты страховых взносов в связи с заменой единого социального налога (ЕСН) страховыми взносами в бюджеты Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и фондов – Федерального и территориальных – обязательного медицинского страхования (ФЗ от 24.07.2009 № 212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского обязательного пенсионного страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).
Страховые взносы обязаны уплачивать все работодатели – юридические лица без исключения, а также индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, – адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Страхователи должны быть
зарегистрированы в территориальных
органах Пенсионного фонда
Если плательщик страховых взносов относится одновременно к двум категориям плательщиков страховых взносов (является работодателем и ведет индивидуальную предпринимательскую деятельность), он регистрируется и уплачивает страховой взнос по каждому основанию4.
С принятием нового законодательства пенсионная система полностью переходит на страховые принципы. В отличие от ЕСН, налога, который поступал в федеральный бюджет, страховые платежи поступают напрямую в Пенсионный фонд Российской Федерации. Важно, что это персонифицированные платежи, которые сразу отражаются на индивидуальных лицевых счетах работников в Пенсионном фонде.
В 2010 году база для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам (в частности, для организаций, индивидуальных предпринимателей) ограничена предельной величиной, равной 415000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающих этот лимит, страховые взносы не взимаются (п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).
Законодательством предусматривается ежегодная (с 1 января соответствующего года) индексация этой суммы с учетом роста средней заработной платы в РФ. В 2011 году размер предельной величины базы страховых взносов был установлен в сумме 463000 руб., а в 2012 г. – 512000 руб. Если же работник работал в двух и более организациях, ограничение выплат применяется по каждой организации отдельно.
В 2010 году общий размер страховых взносов остался на уровне предыдущего года: ЕСН – 26% от фонда оплаты труда. Но с 1 января 2011 г. ставка страховых взносов была увеличена (см. табл. 1).
Таблица 1.
Распределение тарифов страховых взносов по государственным
внебюджетным фондам в 2010–2012 гг., %
Годы |
ПФР |
ФСС |
ФОМС |
ТФОМС |
Единый размер страховых взносов |
2010 |
20 |
2,9 |
1,1 |
2,0 |
26 |
2011 |
26 |
2,9 |
3,1 |
2,0 |
34 |
2012 |
22 |
2,9 |
5,1 |
– |
30 |
Для тех работодателей, которые платят льготные налоги, тариф отчислений должен был расти постепенно с 2011 по 2014 год. Это касается сельхозтоваропроизводителей, плательщиков единого сельскохозяйственного налога, резидентов техниковнедренческих особых экономических зон, предприятий, использующих труд инвалидов, и предприятий, принадлежащих обществам инвалидов.
Однако, Федеральный закон от 16.10.2010 № 272-ФЗ внес коррективы в два Федеральных закона: от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Закон № 272-ФЗ вступил в силу с 19 октября 2010 года.
В соответствии с этим законом предусмотрено существенное увеличение налоговой нагрузки (с 14% начислений на фонд оплаты труда до 34%) на предприятия малого бизнеса, которые в большинстве своем применяют упрощенную систему налогообложения или уплачивают единый налог на вмененный доход.
Закон № 272-ФЗ оставил в силе нормы Закона № 212-ФЗ о лишении с 1 января 2011 года «упрощенцев» и плательщиков ЕНВД, производящих выплаты физическим лицам, права на применение пониженных тарифов страховых взносов.
Это означает, что вышеназванные категории плательщиков страховых взносов с 1 января 2011 года обязаны производить начисления во внебюджетные фонды по следующим тарифам (п. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ в новой редакции):
Отдельным категориям плательщиков страховых взносов в 2010 году было разрешено уплачивать эти взносы по пониженным тарифам. Все «льготники» были объединены в три группы, для каждой из которых был установлен свой пониженный тариф.
Так, лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивающие налог на вмененный доход, резиденты технико-внедренческих особых экономических зон, лица, производящие выплаты инвалидам, применяли следующий пониженный тариф:
Закон № 272-ФЗ расширил перечень льготных категорий плательщиков страховых взносов: к ним добавились организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидентов технико-внедренческих особых экономических зон).
К их числу относятся российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи (независимо от вида договора) и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.
В течение 2010 года подобные организации имели право уплачивать страховые взносы в ПФР по тарифу 14% (с тем же распределением на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, что и «упрощенцы» в 2010 году). От уплаты страховых взносов в ФСС России и в фонды обязательного медицинского страхования (как в ФФОМС, так и в ТФОМС) они вообще были освобождены.
Перечень «льготных» категорий плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам, выглядит следующим образом:
В отношении участников первой группы льготников в 2011–2014 годах будут применяться следующие тарифы страховых взносов (см. табл. 2).
Таблица 2.
Тарифы страховых взносов для первой группы льготников, %
Наименование фонда |
2011 г. |
2012 г. |
2013–2014 гг. |
Пенсионный фонд России |
16 |
16 |
21 |
ФСС России |
1,9 |
1,9 |
2,4 |
Федеральный ФОМС |
1,1 |
2,3 |
3,7 |
Территориальный ФОМС |
1,2 |
0 |
0 |
Размер тарифа страховых взносов, направляемых в ФФОМС, будет постепенно расти. В то же время будет уменьшаться размер тарифа страховых взносов, зачисляемых в территориальные ФОМС. В совокупности по двум фондам (федеральному и территориальному) размер тарифа не изменится.
4) хозяйственные общества,
созданные после 13 августа 2009
года бюджетными научными
Хозяйственные общества, созданные бюджетными учреждениями, вправе применять пониженный тариф страховых взносов при выполнении ими следующих условий:
5) организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории этой зоны;
6) организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны).
Плательщики страховых взносов, указанные в п.п. 4–6, входят во вторую группу организаций-льготников. В эту группу Законом № 272-ФЗ добавлены два новых участника: