Фонд социального страхования РФ и его роль в реализации социальных функций государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:07, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы заключается в рассмотрении источников формирования и расходования средств ФСС РФ на 2011, 2012 года и плановый 2013 год, их анализ РФ. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- проследить развитие Фонда социального страхования РФ;
определить задачи, возложенные на Фонд социального страхования государством в этой области;
изучить показатели расходной части бюджета ФСС РФ на 2011, 2012 года и плановый 2013 год, сделать выводы.

Оглавление

1 Введение ………………………………………………………………………...5
2 Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ …………………………………………………………………...7
2.1 Формирование, цели, задачи Фонда социального страхования РФ ………7
2.2 Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ ………11
3 Бюджет Фонда социального страхования …………………………………...13
3.1 Структуры доходов и расходов Фонда социального страхования ………13
3.2 Анализ структуры доходов и структуры расходов Фонда социального страхования РФ ………………………………………………………………….14
4 Перспективы развития социального страхования …………………………..20
4.1 Актуальные проблемы социального страхования ………………………...20
4.2 Пути повышения эффективности системы социального страхования …..22
5 Заключение …………………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 43.34 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию РФ

 

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

 

Кафедра экономики

 

 

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО  СТРАХОВАНИЯ РФ И ЕГО РОЛЬ В  РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

 

Курсовая работа по дисциплине «Финансы»

 

 

Выполнила:

студентка гр. 820-2

__________ Е.В. Хатунцева

«___» _________ 2012 г.

 

Руководитель

к. э. н., доцент каф. экономики

__________ Н.Б. Васильковская

«___» _________ 2012 г.

 

 

2012

Содержание

 

1 Введение ………………………………………………………………………...5

2 Сущность и особенности  функционирования Фонда социального  страхования РФ …………………………………………………………………...7

2.1 Формирование, цели, задачи  Фонда социального страхования  РФ ………7

2.2 Место и роль Фонда  социального страхования РФ в  системе государственных внебюджетных  фондов и финансовой системе  РФ ………11

3 Бюджет Фонда социального  страхования …………………………………...13

3.1 Структуры доходов и  расходов Фонда социального страхования  ………13

3.2 Анализ структуры доходов  и структуры расходов Фонда  социального страхования РФ ………………………………………………………………….14

4 Перспективы развития  социального страхования …………………………..20

4.1 Актуальные проблемы  социального страхования ………………………...20

4.2 Пути повышения эффективности  системы социального страхования  …..22

5 Заключение …………………………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Введение

 

Социальное страхование  – объективная необходимость, которая  на определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые  в силу некоторых причин не могут  трудиться и получать оплату за труд.

Обоснованная система  социального страхования – одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания  политической стабильности.

К задачам социального  страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются  затраты, связанные с содержанием  нетрудоспособных или лиц, не участвующих  в трудовом процессе; сокращение разрыва  в уровне материального обеспечения  неработающих и работающих членов общества.

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние  на общественные процессы, государство  во многих странах создает системы  обязательного государственного социального  страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.

В России государственное  обязательное социальное страхование  представлено четырьмя фондами:

- пенсионным;

- обязательного медицинского  страхования;

- социального страхования.

В формировании и использовании  этих фондов есть свои особенности. В  их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность  отчислений, плановое расходование средств  и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

Наряду с обязательным государственным  социальным страхованием возникают  и постепенно развиваются негосударственные  пенсионные фонды; некоторые страховые компании заключают договоры медицинского страхования.

Основная цель работы заключается  в рассмотрении источников формирования и расходования средств ФСС РФ на 2011, 2012 года и плановый 2013 год, их анализ РФ. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

- проследить развитие  Фонда социального страхования  РФ;

  • определить задачи, возложенные на Фонд социального страхования государством в этой области;
  • изучить показатели расходной части бюджета ФСС РФ на 2011, 2012 года и плановый 2013 год, сделать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Сущность и  особенности функционирования Фонда  социального страхования РФ

2.1 Формирование, цели, задачи Фонда социального страхования РФ

 

На основании Положения  о Фонде социального страхования  от 12.02.1994 года № 101 (в ред. Постановлений  Правительства РФ от 02.08.2005 № 484)   Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования  Российской Федерации.

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением  при Правительстве Российской Федерации.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном  управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными  Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Денежные средства Фонда  не входят в состав бюджетов соответствующих  уровней, других фондов и изъятию  не подлежат.

В Фонд социального страхования  РФ входят следующие исполнительные органы:

а) региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;

б) центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования  в отдельных отраслях хозяйства;

в) филиалы отделений, создаваемые  региональными и центральными отраслевыми  отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью  Фонда осуществляется его председателем.

Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный  аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда.

При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных  отраслевых отделениях – координационные  советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

Основными задачами Фонда  являются:

а) обеспечение гарантированных  государством пособий по временной  нетрудоспособности, беременности и  родам, женщинам, вставшим на учет в  ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также  социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное  обслуживание работников и их детей;

б) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального  страхования;

в) осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

г) разработка совместно  с Министерством труда и социального  развития Российской Федерации и  Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное  социальное страхование;

д) организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной  работы среди страхователей и  населения по вопросам социального  страхования;

е) сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями  по вопросам социального страхования.

Средства Фонда образуются за счет: страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих  субъектов независимо от форм собственности); страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью  и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; страховых  взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих  право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд; доходов от инвестирования части  временно свободных средств Фонда  в ликвидные государственные  ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда  в банковские вклады производится в  пределах средств, предусмотренных  в бюджете Фонда на соответствующий  период; добровольных взносов граждан  и юридических лиц; поступления  иных финансовых средств, не запрещенных  законодательством; ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных  с предоставлением льгот (пособий  и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или  военного назначения и их последствий, а также в других установленных  законом случаях; прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда.

Средства Фонда направляются на: выплату пособий по временной  нетрудоспособности, беременности и  родам, женщинам, вставшим на учет в  ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также  социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах-участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание; частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание); частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса); оплату проезда к месту лечения и обратно; создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации; обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда; финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством; проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда; осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию; участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящем Положении. Не допускается зачисление средств  социального страхования на личные счета застрахованных.

 

2.2 Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ

 

В советский период подавляющая  часть социальных расходов осуществлялась из бюджета, что соответствовало  уравнительному характеру существовавшей системы оплаты труда и социального  обеспечения. С началом экономических реформ ресурсы для финансирования пенсионного, медицинского и иных видов социального обеспечения были обособлены из бюджета и переданы в систему государственных внебюджетных фондов, действующих на принципах обязательного государственного страхования. В настоящее время среди объективных и субъективных мотивов, лежавших в основе этого решения, трудно выделить главный. Теоретически в пользу внебюджетного финансирования социальных расходов с использованием страховых механизмов можно привести тот аргумент, что оно позволяет установить более жесткую зависимость между вкладом гражданина в производство национального продукта и объемом предоставляемых ему в случае утраты работы или трудоспособности социальных льгот.

В системе социальных услуг, предоставляемых бюджетной системой Российской Федерации, федеральные  внебюджетные фонды занимают основное место. Через систему социальных внебюджетных фондов осуществляется финансирование почти половины всех социальных расходов консолидированного бюджета России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Бюджет Фонда  социального страхования

3.1 Структура доходов  и расходов Фонда социального страхования РФ

 

Бюджет Фонда и отчет  о его исполнении утверждаются федеральным  законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений  Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда  утверждаются председателем Фонда.

В бюджет Фонда социального  страхования подлежат зачислению следующие  доходы:

Налоговые доходы:

- единый социальный налог  – по ставке, установленной НК  РФ в части, зачисляемой в  Фонд социального страхования  РФ

- доходы, распределяемые  органами Федерального казначейства  между бюджетами бюджетной системы  РФ, поступающие от уплаты следующих  налогов, предусмотренных специальными  налоговыми режимами: налога, взимаемого  в связи с применением упрощенной  системы налогообложения, - по нормативу  5%; налога, взимаемого в виде стоимости  патента в связи с применением  упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 5%; единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 6,4%;

Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в реализации социальных функций государства