Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:07, курсовая работа
Основная цель работы заключается в рассмотрении источников формирования и расходования средств ФСС РФ на 2011, 2012 года и плановый 2013 год, их анализ РФ. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- проследить развитие Фонда социального страхования РФ;
определить задачи, возложенные на Фонд социального страхования государством в этой области;
изучить показатели расходной части бюджета ФСС РФ на 2011, 2012 года и плановый 2013 год, сделать выводы.
1 Введение ………………………………………………………………………...5
2 Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ …………………………………………………………………...7
2.1 Формирование, цели, задачи Фонда социального страхования РФ ………7
2.2 Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ ………11
3 Бюджет Фонда социального страхования …………………………………...13
3.1 Структуры доходов и расходов Фонда социального страхования ………13
3.2 Анализ структуры доходов и структуры расходов Фонда социального страхования РФ ………………………………………………………………….14
4 Перспективы развития социального страхования …………………………..20
4.1 Актуальные проблемы социального страхования ………………………...20
4.2 Пути повышения эффективности системы социального страхования …..22
5 Заключение …………………………………………………………………….25
Неналоговые доходы:
- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- недоимки, пени, штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ;
- доходы от размещения
временно свободных средств
- штрафы, санкции, суммы,
поступающие в результате
- безвозмездные поступления;
- межбюджетные трансферты
из федерального бюджета,
- прочие поступления.
Расходы бюджета Фонда
социального страхования
3.2 Анализ структуры доходов и структуры расходов Фонда социального страхования РФ
Общая сумма доходов в 2010 году составляет 463,8 млрд. руб., расходов – 491,2 млрд. руб. Доходы за 2011 год равны 558,6 млрд. руб., а расходы – 497,6 млрд. руб.
Бюджет Фонда формировался в 2011 году за счет страховых взносов, ставок налогов, средств, передаваемых из федерального бюджета, и иных поступлений. Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством поступили в 2011 году в сумме 313,6 млрд. руб.
Налоги, на совокупный доход зачисляемые в Фонд, поступили в размере 6 млрд. руб.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний поступили в сумме 71,5 млрд. руб.
Основная часть расходов Фонда 350,8 млрд. руб. направлена на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет и другие выплаты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В целом расходы на эти цели в 2011 году составили 101,0% от уточненной бюджетной росписи.
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности составили 151,7 млрд. руб.
Расходы на выплату пособий в связи с материнством, осуществляемые Фондом, выросли по сравнению с 2010 годом на 15,5% и составили 185,5 млрд. руб.
Страховые выплаты и другие расходы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2011 году составили 60 млрд. руб., что обусловлено в основном снижением числа оплаченных дней временной нетрудоспособности по этому виду страхования, а также количества единовременных и ежемесячных страховых выплат от запланированных показателей.
За счет средств федерального
бюджета в 2011 году финансировались
расходы Фонда на выплату предусмотренных
законодательством пособий
При этом в большинстве
случаев эти средства не были использованы
полностью (в целом на 92,5%) из-за позднего
их перечисления из федерального бюджета.
Остатки средств будут
За счет средств федерального бюджета осуществлялось в 2011 году выделение средств на покрытие дефицита бюджета Фонда в размере 65,4 млрд. руб. и на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в размере 5,4 млрд. руб.
В 2011 году Фондом за счет перечисляемых средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществлялась оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и после родов, а также диспансерного наблюдения ребенка в первый год жизни - всего в размере 18 млрд. руб., из которых было использовано 96,3%.
Остатки указанных средств в сумме 0,7 млрд. руб. будут использованы Фондом в 2012 году на те же цели.
3а 2011 год бюджет Фонда
исполнен с превышением
Динамика доходов и расходов Фонда социального страхования представлена на рисунке 3.1.
Рис. 3.1 – Динамика доходов и расходов ФСС за период 2009-2011 гг.
Данные о доходах Фонда
социального страхования
Рис. 3.2 – Доходы ФСС за 2011 г. (млрд. руб.)
Данные о расходах Фонда
социального страхования
Рис. 3.3 – Расходы ФСС за 2011 г. (млрд. руб.)
4 Перспективы
развития социального
4.1 Актуальные проблемы социального страхования
Социальное страхование
– одна из основных форм социального
обеспечения граждан, представляющая
собой систему (государственную
и общественную) денежного и материального
обеспечения граждан при
Социальное страхование распространяется на активное, занятое население и финансируется за его счет, а также за счет работодателей. Переход к рыночной экономике существенно меняет социально-экономическую среду. В общественное сознание возвращается понятие «социальный риск» - вероятность материальной необеспеченности трудящихся вследствие потери возможности участвовать в экономическом процессе. В связи с этим в сфере страхования возникает ряд проблем.
Одной из проблем можно назвать сохранение нестраховых принципов: существуют выплаты нестрахового характера; отсутствует зависимость уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений. Так, например, за счет Фонда социального страхования осуществляется финансирование таких нестраховых расходов, как: пособий по возмещению стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий на погребение; оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей; программ по оздоровлению детей; частичного содержания детско-юношеских спортивных школ. Кроме того, в системе пенсионного страхования объем поступлений сумм страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии не обеспечивает в полной мере расходы Пенсионного Фонда на выплату указанной части трудовых пенсий.
Второй проблемой является
несбалансированность государственных
обязательств и объема имеющихся
финансовых ресурсов. Сохранение в
системе обязательного
Третьей проблемой является
незавершенность правового
Следующей проблемой можно
назвать недостаточное
Еще одной проблемой является
неблагоприятные
4.2 Пути повышения
эффективности системы
Реформирование системы
Обязательного социального
Реализация указанных
принципов потребует
1) проведении анализа законодательной и нормативной правовой базы (федеральной и региональной) в сфере Обязательного социального страхования, ведомственных актов, регулирующих вопросы социального страхования;
2) ревизии перечня выплат
и расходов, осуществляемых в
системе Обязательного
3) осуществлении мер, направленных на приведение порядка, условий и размеров страхового обеспечения в соответствии с социально-экономическим положением страны;
4) определении потребности системы Обязательного социального страхования в финансовых средствах;
5) изменении законодательства
о внебюджетных
6) создании условий для привлечения частных страховых компаний к системам Обязательного социального страхования и Обязательного медицинского страхования.
Кроме того, необходимо предпринять
шаги, направленные на повышение эффективности
администрирования расходов, предназначенных
для страхового возмещения социальных
рисков. Для этих целей в среднесрочной
перспективе следует создать
единую информационную базу по всем видам
Обязательного социального
Введение персонифицированного
учета всех застрахованных граждан
позволит избежать случаев получения
страхового возмещения по одному и
тому же основанию из разных источников,
а также сделать систему
В этом контексте можно
рассмотреть возможность
Следует также иметь в виду, что решение об объединении внебюджетных фондов должно сопровождаться существенными изменениями в действующем законодательстве.
В настоящее время, скорее всего, невозможно разработать такую модель социального страхования, которая могла бы быть применима в будущем российском обществе. ПО всей видимости, сегодня можно говорить только о модели социального страхования переходного периода, четко указывая границы ее использования и возможности. Это не временная модель, а модель, которая должна соответствовать именно данному отрезку времени и решать свои специфические задачи. При этом ни зарубежный, ни отечественный опыт не может быть использован, по крайней мере в полной степени, поскольку каждая страна всегда находится в уникальной ситуации и поэтому стоит свою собственную, в большей или меньшей степени отличную от других стран, систему социального страхования.