Фонд социального страхования РФ и его роль в реализации социальных функций государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:07, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы заключается в рассмотрении источников формирования и расходования средств ФСС РФ на 2011, 2012 года и плановый 2013 год, их анализ РФ. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- проследить развитие Фонда социального страхования РФ;
определить задачи, возложенные на Фонд социального страхования государством в этой области;
изучить показатели расходной части бюджета ФСС РФ на 2011, 2012 года и плановый 2013 год, сделать выводы.

Оглавление

1 Введение ………………………………………………………………………...5
2 Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ …………………………………………………………………...7
2.1 Формирование, цели, задачи Фонда социального страхования РФ ………7
2.2 Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ ………11
3 Бюджет Фонда социального страхования …………………………………...13
3.1 Структуры доходов и расходов Фонда социального страхования ………13
3.2 Анализ структуры доходов и структуры расходов Фонда социального страхования РФ ………………………………………………………………….14
4 Перспективы развития социального страхования …………………………..20
4.1 Актуальные проблемы социального страхования ………………………...20
4.2 Пути повышения эффективности системы социального страхования …..22
5 Заключение …………………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 43.34 Кб (Скачать)

Неналоговые доходы:

- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- недоимки, пени, штрафы по  взносам в Фонд социального  страхования РФ;

- доходы от размещения  временно свободных средств Фонда  социального страхования РФ;

- штрафы, санкции, суммы,  поступающие в результате возмещения  ущерба;

- безвозмездные поступления;

- межбюджетные трансферты  из федерального бюджета, передаваемые  фонду социального страхования  РФ;

- прочие поступления.

Расходы бюджета Фонда  социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного  социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ.

 

3.2 Анализ структуры доходов и структуры расходов Фонда социального страхования РФ

 

Общая сумма доходов в 2010 году составляет 463,8 млрд. руб., расходов – 491,2 млрд. руб. Доходы за 2011 год равны 558,6 млрд. руб., а расходы – 497,6 млрд. руб.

Бюджет Фонда формировался в 2011 году за счет страховых взносов, ставок налогов, средств, передаваемых из федерального бюджета, и иных поступлений. Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством поступили в 2011 году в сумме 313,6 млрд. руб.

Налоги, на совокупный доход  зачисляемые в Фонд, поступили  в размере 6 млрд. руб.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний поступили в сумме 71,5 млрд. руб.

Основная часть расходов Фонда 350,8 млрд. руб.  направлена на выплату  пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет и другие выплаты по обязательному  социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и  в связи с материнством. В целом  расходы на эти цели в 2011 году составили 101,0% от уточненной бюджетной росписи.

Расходы на выплату пособий  по временной нетрудоспособности составили 151,7 млрд. руб.

Расходы на выплату пособий  в связи с материнством, осуществляемые Фондом, выросли по сравнению с 2010 годом на 15,5% и составили 185,5 млрд. руб.

Страховые выплаты и другие расходы по социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  в 2011 году составили 60 млрд. руб., что  обусловлено в основном снижением  числа оплаченных дней временной  нетрудоспособности по этому виду страхования, а также количества единовременных и ежемесячных страховых выплат от запланированных показателей.

За счет средств федерального бюджета в 2011 году финансировались  расходы Фонда на выплату предусмотренных  законодательством пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных  испытаний, а также на государственную  социальную помощь отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению, на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, на выплату  неработающим гражданам пособия  по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Средства на эти цели в общей сумме 75,1 млрд. руб. были перечислены из федерального бюджета в бюджет Фонда.

При этом в большинстве  случаев эти средства не были использованы полностью (в целом на 92,5%) из-за позднего их перечисления из федерального бюджета. Остатки средств будут использованы Фондом в текущем году.

За счет средств федерального бюджета осуществлялось в 2011 году выделение  средств на покрытие дефицита бюджета  Фонда в размере 65,4 млрд. руб. и на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в размере 5,4 млрд. руб.

В 2011 году Фондом за счет перечисляемых  средств Федерального фонда обязательного  медицинского страхования осуществлялась оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и  после родов, а также диспансерного  наблюдения ребенка в первый год  жизни - всего в размере 18 млрд. руб., из которых было использовано 96,3%.

Остатки указанных средств в сумме 0,7 млрд. руб. будут использованы Фондом в 2012 году на те же цели.

3а 2011 год бюджет Фонда  исполнен с превышением доходов  над расходами в сумме 61 млрд. руб. При этом складывающийся  текущий дефицит по страхованию  на случай временной нетрудоспособности  и в связи с материнством  в сумме 26,7 млрд. руб. был обеспечен  за счет межбюджетных трансфертов,  перечисленных в бюджет Фонда  в 2011 году из федерального бюджета.

Динамика доходов и  расходов Фонда социального страхования  представлена на рисунке 3.1.

 

Рис. 3.1 – Динамика доходов  и расходов ФСС за период 2009-2011 гг.

 

Данные о доходах Фонда  социального страхования представлены на рисунке 3.2.

 

Рис. 3.2 – Доходы ФСС за 2011 г. (млрд. руб.)

 

Данные о расходах Фонда  социального страхования представлены на рисунке 3.3.

 

 

Рис. 3.3 – Расходы ФСС  за 2011 г. (млрд. руб.)

 

 

 

 

 

4 Перспективы  развития социального страхования

4.1 Актуальные проблемы социального страхования

 

Социальное страхование  – одна из основных форм социального  обеспечения граждан, представляющая собой систему (государственную  и общественную) денежного и материального  обеспечения граждан при достижении ими пенсионного возраста, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, в целях охраны их здоровья.

Социальное страхование  распространяется на активное, занятое  население и финансируется за его счет, а также за счет работодателей. Переход к рыночной экономике  существенно меняет социально-экономическую  среду. В общественное сознание возвращается понятие «социальный риск» - вероятность материальной необеспеченности трудящихся вследствие потери возможности участвовать в экономическом процессе. В связи с этим в сфере страхования возникает ряд проблем.

Одной из проблем можно  назвать сохранение нестраховых  принципов: существуют выплаты нестрахового характера; отсутствует зависимость  уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений. Так, например, за счет Фонда социального страхования  осуществляется финансирование таких  нестраховых расходов, как: пособий  по возмещению стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий  на погребение; оплаты путевок на санаторно-курортное  лечение и оздоровление работников и членов их семей; программ по оздоровлению детей; частичного содержания детско-юношеских  спортивных школ. Кроме того, в системе  пенсионного страхования объем  поступлений сумм страховых взносов  на финансирование страховой части  трудовой пенсии не обеспечивает в  полной мере расходы Пенсионного  Фонда на выплату указанной части  трудовых пенсий.

Второй проблемой является несбалансированность государственных  обязательств и объема имеющихся  финансовых ресурсов. Сохранение в  системе обязательного социального  страхования нестраховых выплат, с одной стороны, а также недостаточно высокий уровень администрирования  доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, с другой, постоянно воспроизводят проблему финансовой неустойчивости системы обязательного социального страхования. Для системы социального страхования, и особенно для системы обязательного медицинского страхования, характерна тенденция опережающего роста расходов над доходами.

Третьей проблемой является незавершенность правового регулирования  системы государственного обязательного  социального страхования. В частности, до настоящего времени не принят Федеральный  закон «О Фонде социального страхования  Российской Федерации».

Следующей проблемой можно  назвать недостаточное обоснование  уровня социальных выплат. По рискам, принимаемым  на социальное страхование в связи  со старостью, инвалидностью и потерей  кормильца, уровень социальных выплат в Российской Федерации ниже, чем  это предусмотрено Конвенцией Международной  организации труда №102 «О минимальных  нормах социального обеспечения» и  стандартам Европейского союза. Так, если средний уровень замещения пенсией  заработка в России составляет в  среднем 30-33%, то по Конвенции МОТ  этот показатель – 40%, в ЕС – 50%. Вместе с тем уровень замещения доходов  в результате временной потери нетрудоспособности в России может составлять 100%, тогда  как в других европейских странах  он не превышает 50%.

Еще одной проблемой является неблагоприятные демографические  тенденции, которые связаны с  сокращением доли населения в  трудоспособном возрасте.

 

 

 

 

4.2 Пути повышения  эффективности системы социального  страхования

 

Реформирование системы  Обязательного социального страхования  должно осуществляться на основе соблюдения конституционных прав граждан Российской Федерации и четкого определения  целей, задач и источников финансирования по различным видам социального  страхования, соблюдения страховых  принципов и развития персонифицированного учета во всей системе Обязательного  социального страхования, адекватности уровня социальной защиты размерам страховых  платежей, устранения дублирования функций  и создания условий для достижения финансовой устойчивости системы Обязательного социального страхования.

Реализация указанных  принципов потребует осуществление  целого комплекса мероприятий. В  частности, необходимо продолжить формирование институциональных условий для  эффективного функционирования системы  Обязательного социального страхования. Соответственно, Правительству Российской Федерации потребуется сосредоточить  усилия на следующих направлениях:

1) проведении анализа законодательной и нормативной правовой базы (федеральной и региональной) в сфере Обязательного социального страхования, ведомственных актов, регулирующих вопросы социального страхования;

2) ревизии перечня выплат  и расходов, осуществляемых в  системе Обязательного социального  страхования, и подготовке предложений  по установлению четких границ  для страховых и нестраховых  выплат и расходов, определении  источников финансирования для  каждого их вида;

3) осуществлении мер, направленных на приведение порядка, условий и размеров страхового обеспечения в соответствии с социально-экономическим положением страны;

4) определении потребности системы Обязательного социального страхования в финансовых средствах;

5) изменении законодательства  о внебюджетных государственных  социальных фондах, о системе  управления системой и ресурсами  социального страхования, об обеспечении  паритетности участия представителей  субъектов Обязательного социального  страхования в органах системы   Обязательного социального страхования;

6) создании условий для привлечения частных страховых компаний к системам Обязательного социального страхования и Обязательного медицинского страхования.

Кроме того, необходимо предпринять  шаги, направленные на повышение эффективности  администрирования расходов, предназначенных  для страхового возмещения социальных рисков. Для этих целей в среднесрочной  перспективе следует создать  единую информационную базу по всем видам  Обязательного социального страхования, разработать систему присвоения гражданам единого социального  номера и выдачи персональных карточек социального страхования.

Введение персонифицированного учета всех застрахованных граждан  позволит избежать случаев получения  страхового возмещения по одному и  тому же основанию из разных источников, а также сделать систему социальной защиты более адресной.

В этом контексте можно  рассмотреть возможность организационного объединения всех социальных внебюджетных фондов в один. При этом необходимо учесть административно-организационную  самостоятельность территориальных  фондов ОМС. Данное решение имеет  свои преимущества и недостатки: с  одной стороны, оно позволяет  снизить уровень административных расходов, с другой – возникает  проблема обеспечения финансовой устойчивости единого фонда и соблюдения интересов  страхователей, осуществляющих взносы на различные цели.

Следует также иметь в  виду, что решение об объединении  внебюджетных фондов должно сопровождаться существенными изменениями в  действующем законодательстве.

В настоящее время, скорее всего, невозможно разработать такую  модель социального страхования, которая  могла бы быть применима в будущем  российском обществе. ПО всей видимости, сегодня можно говорить только о  модели социального страхования  переходного периода, четко указывая границы ее использования и возможности. Это не временная модель, а модель, которая  должна соответствовать  именно данному отрезку времени  и решать свои специфические задачи. При этом ни зарубежный, ни отечественный  опыт не может быть использован, по крайней мере в полной степени, поскольку каждая страна всегда находится в уникальной ситуации и поэтому стоит свою собственную, в большей или меньшей степени отличную от других стран, систему социального страхования.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в реализации социальных функций государства