Фонд социального страхования. Его роль и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

В связи с кардинальной перестройкой в 90-е годы экономики и политической структуры российского общества предметом пристального внимания ученых и практиков стала система государственного социального страхования. Будучи одной из форм социальной защиты населения, она становилась все менее эффективной и неадекватной новым, порождаемым переходом к рыночной экономике, потребностям общества. Причина тому - генетическая связь этой системы с административно-плановой экономикой советской эпохи, слабая адаптация к рыночным социально-экономическим и производным от них реалиям.

Оглавление

Введение
1. Сущность Фонда социального страхования Российской Федерации
1.1. Роль ФСС в системе социальной защиты
1.2. Источники формирования средств ФСС РФ
1.3. Направления использования ресурсов

2. Современный порядок формирования и использования ресурсов ФСС
2.1. Система контроля за финансовыми поступлениями в ФСС
. Виды выплат за счет ресурсов ФСС

3. Бюджет Фонда социального страхования РФ
3.1. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
3.2. Анализ изменения структуры доходов и структуры расходов Фонда социального страхования РФ
3.3. Анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования РФ
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовя фсс.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

специального  профессионального образования

«Пензенский торгово-экономический колледж ». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине «Финансы и кредит»

Тема: «Фонд  социального страхования. Его роль и значение». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        Выполнила:               

                           студентка  3 курса

                           гр.Фо1-09 спец. 080106

                           Исполатова П. В.

                           Проверила:

                           Курникова Е.Г. 
                 

г. Пенза, 2011

Содержание  

Введение   

1. Сущность Фонда социального страхования Российской Федерации 

    1.1. Роль ФСС в системе социальной защиты

    1.2. Источники формирования средств ФСС РФ

  1.3. Направления использования ресурсов 
 

2. Современный  порядок   формирования  и использования  ресурсов ФСС

    2.1. Система контроля за финансовыми поступлениями в ФСС

    1. . Виды выплат за счет ресурсов ФСС
 

3. Бюджет Фонда социального  страхования РФ

   3.1. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ

   3.2. Анализ изменения структуры доходов и структуры расходов Фонда социального страхования РФ

   3.3. Анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования РФ 

Заключение 

Список  использованных источников и литературы 

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

      В связи с кардинальной перестройкой в 90-е годы экономики и политической структуры российского общества предметом пристального внимания ученых и практиков стала система государственного социального страхования. Будучи одной из форм социальной защиты населения, она становилась все менее эффективной и неадекватной новым, порождаемым переходом к рыночной экономике, потребностям общества. Причина тому - генетическая связь этой системы с административно-плановой экономикой советской эпохи, слабая адаптация к рыночным социально-экономическим и производным от них реалиям.

      Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

     Прежняя хозяйственная система аккумулировала в Государственном бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные из которых заключались в возможности мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных территорий, сфер, отраслей или межотраслевых комплексов. Однако недостатком такой централизации финансовых средств было малоэффективное их использование в масштабе всей хозяйственной системы и отдельных объектов финансирования.

     На  историческом переходе от одной хозяйственной  системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.

      Постепенно  из бюджета  выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

      Статья  144 Бюджетного Кодекса РФ В Состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включает:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

     Целью исследования является рассмотрение особенностей деятельности Фонда Социального страхования в РФ и порядок формирования и использования ресурсов ФСС.

     Фонд  социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. 
 
 
 

1. Сущность Фонда  социального страхования  Российской Федерации 

    1.1. Роль ФСС в системе  социальной защиты

     На нынешнем этапе развития нашей страны весьма важным вопросом является построение рыночной модели социального страхования. Его социалистическая модель характеризовалась явным сходством с социальным обеспечением. Такая система имела несомненные положительные черты, прежде всего здесь имеется в виду то, что государство все функции социальной защиты брало на себя, и на этой основе достигалась стабильность функционирования. Но в то же время по самой природе своей она освобождала людей от личной ответственности за свое будущее. Государство с помощью профсоюзов собирало ресурсы и распределяло их в виде пособий и пенсий, получатель которых играл роль иждивенца. Поскольку такое положение было всеобщим, оно, естественно никак не могло способствовать заинтересованности трудящихся в повышении эффективности их участия в общественном производстве.

     Социальное  страхование базируется на других подходах. Они таковы, что государство устанавливает лишь общие правила, утверждает их в виде нормативных актов, регулирующих взаимоотношения трех социальных субъектов: работодателей, работников и государственных органов. Страховые взносы аккумулируются в страховых фондах и расходуются на строго определенные цели при наступлении страховых случаев.

     На  смену единой системе государственного социального страхования сегодня приходит новая, с разветвленной сетью внебюджетных видов страхования: социального, медицинского, пенсионного, а также связанного с проблемой занятости. Сюда же входит и добровольное, т.е. негосударственное социальное страхование.

     Социальное  страхование существует в различных  видах и зависит от причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие способы их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных форм, которые можно определить как условно обязательное страхование. Страхование может иметь общегосударственный характер, а может быть местным.

     Но, несмотря на наличие разнообразных  форм, сохраняются некие общие принципы социального страхования. В частности, в Декларации прав человека социальное страхование определено как форма социальной защиты при наступлении случая социального риска и потери средств к существованию по независящим от человека причинам. Отсюда следует, что цель социального страхования — обеспечить трудящимся, прежде всего экономическую защиту при наступлении разных случаев, которые приводят к потере дохода и утрате возможности заработка. К такого рода страховым случаям относятся: временная нетрудоспособность, инвалидность, старость, рождение ребенка и уход за ним, смерть, и др.

     Одним из важных принципов, обеспечивающих существование  и развитие системы социального страхования, должна стать личная ответственность каждого гражданина за сохранение своего благосостояния, которая обеспечивается его участием как в финансировании, так и в управлении системой. Для рыночной экономики, а значит, и для социального страхования, принцип личной ответственности является основным. Согласно этому принципу каждый человек должен самостоятельно принимать решение, каким образом он участвует в экономической жизни общества и как он обустраивает свою жизнь

     Система социального страхования характеризуется  также принципом солидарности, что означает: размер взносов зависит от величины доходов страхуемого, а получаемые по системе социального страхования услуги — от состояния его здоровья и соответствующих потребностей. Важно подчеркнуть: социальное страхование финансируется за счет страховых взносов как трудящихся по найму, так и предпринимателей, и лишь в некоторых случаях могут привлекаться средства госбюджета. В то же время социальная помощь строится исключительно на использовании госбюджетных средств; из них выплачиваются пособия нуждающимся, тогда как в страховании организуются специальные страховые фонды. Тем самым трудящиеся с более высоким заработком оказывают определенную компенсационную помощь тем, чьи заработки ниже.

     Социальное  страхование — это по сути институт социального партнерства, солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной зрелостью основных субъектов — работников, предпринимателей и государства, балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие утрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги: профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой системы.

     Цель  социального страхования — профилактика, снижение уровня социального риска для трудового населения и компенсация при наступлении страховых случаев.

     С развитием рыночной экономики переход  к системе социального страхования на новых принципах закономерен, но при этом принципиально меняется роль каждого субъекта.

     Государство перестает быть единственным собственником средств производства и главным страхователем, но оно остается одним из участников системы социального страхования.

     Его основными функциями становятся:

  • формирование экономических и правовых предпосылок, условий для становления и развития социального страхования, включая содействие развитию инфраструктуры; создание законодательной базы социального страхования, определение обязательных его видов, а также размеров страховых взносов, пособий и услуг;
  • гарантирование социальной защиты в области социального страхования, контроль за исполнением законов и за уровнем обеспечения социальной защищенности трудящихся;
  • посредничество в области трудовых отношений с целью согласования интересов субъектов этих отношений;
  • оказание необходимой целевой помощи наиболее социально-уязвимым категориям населения в рамках социальной помощи, а также финансовое участие в некоторых видах социального страхования, предполагающих долю ответственности государства.

     Работодатели (или предприятия):

  • участвуют в социальной защите своих работников в процессе трудовой деятельности, а также в социальном обеспечении при утрате ими трудоспособности или прекращении трудовой деятельности вследствие сокращения рабочих мест, либо при выходе на пенсию;
  • финансируют расходы на страховую защиту, а также на проведение профилактических мер по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.

Информация о работе Фонд социального страхования. Его роль и значение