Фонд социального страхования. Его роль и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

В связи с кардинальной перестройкой в 90-е годы экономики и политической структуры российского общества предметом пристального внимания ученых и практиков стала система государственного социального страхования. Будучи одной из форм социальной защиты населения, она становилась все менее эффективной и неадекватной новым, порождаемым переходом к рыночной экономике, потребностям общества. Причина тому - генетическая связь этой системы с административно-плановой экономикой советской эпохи, слабая адаптация к рыночным социально-экономическим и производным от них реалиям.

Оглавление

Введение
1. Сущность Фонда социального страхования Российской Федерации
1.1. Роль ФСС в системе социальной защиты
1.2. Источники формирования средств ФСС РФ
1.3. Направления использования ресурсов

2. Современный порядок формирования и использования ресурсов ФСС
2.1. Система контроля за финансовыми поступлениями в ФСС
. Виды выплат за счет ресурсов ФСС

3. Бюджет Фонда социального страхования РФ
3.1. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
3.2. Анализ изменения структуры доходов и структуры расходов Фонда социального страхования РФ
3.3. Анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования РФ
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовя фсс.doc

— 164.00 Кб (Скачать)
 
 

2.3. Предложения по формированию финансовой модели социального страхования в Российской Федерации

     Формирование  системы обязательного социального  страхования в стране требует  концептуального и законодательного решения ряда крупных задач национального масштаба. Важнейшими среди них являются:

  • определение финансовых механизмов отдельных видов и всей системы социального страхования с учетом формирования оптимальной нагрузки субъектов страхования, увязанной с политикой заработной платы, доходов и налоговой политикой;
  • разработка методологических и правовых основ для формирования собственного правового поля социального страхования, имеющего четкие законодательные рамки и не допускающие смешения с правоотношениями, регулирующими социальную помощь и государственное социальное обеспечение;
  • разграничение функций и полномочий по организации и управлению системой и отдельными видами социального страхования основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства) с их ролевых позиций: страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов;
  • определение инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием — моделей актуарных расчетов, информационной базы, статуса актуарных центров и контрольных органов, медико-реабилитационных служб.

     Так как каждый вид социального риска  имеет свою природу и по-разному проявляется для разных категорий трудящихся, то и формы защиты и организация социального страхования развиваются по видам, которые имеют свои особенности. Только таким образом можно достаточно обоснованно рассчитывать финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков и не допускать скрытого перераспределения средств при страховании различных рисков.

     Развитие  отдельных отраслей системы социального  страхования во многом определяется, тремя основными факторами:

  • уровнем социального риска в обществе, выражающемся в стоимостном выражении утратившего доход по этой причине;
  • степенью потери дохода, полной или частичной, постоянной или временной;
  • мерой покрытия риска, устанавливаемой государством исходя из целей социальной политики.

     В этой связи построение рыночной финансовой модели социального страхования имеет три взаимоувязанных аспекта:

  • определение источников финансирования, как способа привлечения средств, достаточных для обеспечения гарантий социальной защиты;
  • распределение финансового бремени между основными субъектами страхования;
  • способы использования страховых средств и нахождения оптимальных пропорций распределения и перераспределения ресурсов на основе сочетания принципа эквивалентности (по схеме взносы – выплаты) и солидарной взаимопомощи.

      Рыночная  модель системы социального страхования  базируется на следующих принципиальных положениях:

  • финансирование обеспечивается в основном за счет взносов работодателей (включаемых в себестоимость продукции) и работников (удерживаемых из зарплаты);
  • размеры страховых услуг находятся в зависимости от размеров взносов. Только делающие взносы имеют право на получение услуг, которые тем значительней, чем больше размеры взносов и чем дольше их производят. Особенности демографического и социально-экономического развития России вызывают необходимость смешанного финансирования пенсионного и других видов социального страхования (за счет средств работодателей, работников и государства).

     Формирование  средств на социальное страхование  предлагается организовать из трех источников: большую часть следует оплачивать работодателям (примерно 60% от всего объема), а две другие части распределить между работниками и государством.

     Доля  отдельных источников финансирования определяет сам характер системы страховых выплат: взносы выражают ее страховые принципы, а участие государства символизирует идею солидарности перед лицом потребностей, удовлетворение которых невозможно обеспечить лишь за счет страховых взносов, что заставляет обращаться к дофинансированию систем из государственных источников. Страховые взносы работодателей и самих застрахованных прежде всего играют роль источника, обеспечивающего

                                

       Дотации национальных систем  социального страхования за счет  федерального бюджета довольно типичное явление, например, в Австрии они составляют 25%, в Германии – 21%, в Канаде – около 30% от их общего объема.

 

     выплату компенсаций за утрату дохода пропорционально  его величине, а средства государства  предназначаются для выплат всеобщего характера и обеспечения минимального уровня страховых пособий, если для этого недостает поступающих страховых взносов.

     С учетом вышеперечисленных аргументов, выполненных макроэкономических расчетов и зарубежного опыта нами предлагается следующая экономическая модель социального страхования для России (см. Таблицу 1).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Бюджет Фонда социального  страхования РФ

   3.1. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ

Бюджет  Фонда  и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

В бюджет Фонда социального страхования  Российской Федерации подлежат зачислению следующие доходы:

налоговые доходы:

- доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5 процентов;

налога, взимаемого в виде стоимости патента  в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5 процентов;

минимального  налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20 процентов;

единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 6,4 процента;

 

неналоговые доходы:

- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;

- доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

- безвозмездные поступления:

межбюджетные  трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования  Российской Федерации;

- прочие поступления;

 

Расходы бюджета  Фонда социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ

Информация о работе Фонд социального страхования. Его роль и значение