Фонд социального страхования РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Основная цель работы заключается в исследовании системы социального страхования в России и поиск путей роста ее эффективности.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы социального страхования в Российской Федерации;
- рассмотреть сущность социального страхования и его организацию в Российской Федерации;
- провести анализ исполнения доходов и расходов Фонда социального страхования;
- выявить финансовые проблемы Фонда социального страхования;
-предложить рекомендации по улучшению финансового состояния Фонда социального страхования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….. 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………….... 6
Сущность, задачи, цели, и принципы построения социального страхования………………………………………………………..……….……….. 6
Система государственных внебюджетных фондов Российской Федерации….. 10
АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ……………………………………………………………………… 15
Фонд социального страхования, его организация в современных условиях………………………...……………………………………………………15
Анализ динамики и структуры доходов и расходов Фонда социального страхования…………………………………………………………………………..20
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………28
3.1 Современные методы улучшения финансового состояния ФСС………………...28
3.2 Реформирование системы внебюджетного финансирования социального обеспечения………………………………………………………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………....36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………….38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам1.docx

— 124.91 Кб (Скачать)

Диаграмма 2.1 Динамика изменения доходов и расходов ФСС за 3 года

Источник: Федеральные  законы об исполнение бюджета ФСС  РФ за 2008-2010 года.

Наибольший рост доходов наблюдался в 2009 году. Это обусловлено поступлением средств из федерального бюджета для покрытия дефицита бюджета ФСС.

Одной из причин, также повлиявших на дисбаланс  бюджета ФСС РФ, является непродуманное  проведение Правительством РФ манипуляции  с основным источником поступлений  в бюджеты внебюджетных фондов —  единым социальным налогом (ЕСН). С целью  уменьшить общий налоговый пресс  на работодателей, вывести зарплаты из «тени» и тем самым расширить  общую базу налогообложения, чтобы  не потерять, а увеличить суммарные объемы сбора налогов, 2009 году ставка ЕСН была снижена с 23% до 22%. Однако это оказалось лишь чисто механическим действием, полумерой и не принесло ожидаемого эффекта.

Кроме того, влияние на снижение наполняемости доходной части бюджета ФСС оказывает и то, что определенное число предприятий в соответствии с нормативными документами освобождаются от уплаты ЕСН, так как применяют специальный режим налогообложения. В данном случае возникли обоснованные возражения, исходящие от Фонда социального страхования, так как взнос в ФСС ни в коей мере не покрывает те расходы, которые несет Фонд, выплачивая работникам пособия. Получается, что взносы работодатель платит от расчетной налоговой суммы, где фиксированная ставка 2,9%, а пособия получает по факту. Поэтому для предприятий, перешедших на специальный режим налогообложения, в большинстве случаев Фонд социального страхования является дотационным.

С 1 января 2010 года работодатели вместо ЕСН платят страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохраняются (согласно 125-ФЗ от 24.07.1998). В отличие от ЕСН, при расчете которой применялся регрессивная шкала налогообложения в зависимости от размера выплат, с 2010 года взносы  взимаются по единой ставке и она равна -2,9%.

Установлена предельная базовая величина выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, при превышении которой взносы взиматься не будут (п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ). Она исчисляется нарастающим  итогом с начала расчетного периода.

Следует отметить, что сумма налога, подлежащая уплате в ФСС, подлежит уменьшению налогоплательщиками  на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального  страхования, предусмотренных законодательством  Российской Федерации. Такая «зачетная  система» позволяет повысить размер среднегодового уровня сбора единого  социального налога на 1% против предусмотренного размера среднегодового уровня сбора  единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет.

 

 

 

 

3) ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

3.1 Современные методы  улучшения финансового состояния  ФСС

Исходя  из предыдущей главы можно сказать  что, за весь период анализа доходов  и расходов ФСС наблюдается дефицит  бюджета. Для того что бы сократить  дефицит и улучшить финансовое состояние можно использовать метод трехканального финансирования, который применяется во многих странах.

Как свидетельствует мировая  практика этот метод является, в том числе:

- две трети средств,  идущих на компенсационные выплаты  при утрате дохода наемным  работником, вносится работодателем;

- одна треть - вносится  самими работниками, подлежащими  страхованию, и государством.

Средства госбюджета могут  направляться на выплаты всеобщего  характера и на обеспечение минимального уровня страховых пособий при  условии, если средств первых двух участников не хватает. Так устанавливается  совместная ответственность трех субъектов  страхования за социальный риск.

В наиболее общем виде можно  выделить три метода, которые различаются  тремя принципиальными положениями:

- распределением финансового  бремени между основными субъектами  страхования и финансовым обеспечением  по социальному страхованию;

- степенью полноты использования  “инструментария социальных рисков”;

- организационными формами  построения системы социального  страхования.

Первый метод не столь  давно использовался в СССР, но используется и в ряде других стран. По этому методу финансовая нагрузка никоим образом не ложится на самих  страхуемых. Значительная часть взносов  перекладывается на предприятия, которые  при этом не приобретают никаких  прав. Страховые взносы выполняют  роль некоторой “государственной повинности”, превращаются в “обязательный налог”, который предприятия, “проводя соответствующую  ценовую политику, стремятся переложить ... на потребителей их продукции”.

Устранение страхуемых от уплаты страховых взносов ведет  к тому, что никакой ответственности  они не несут и никакие обязательства  на них ложатся. Есть некоторые права, к примеру, право на пенсию, на обеспечение  по инвалидности, в случае потери кормильца  и некоторые др.

Этот метод составляет основу монопольной государственной  системы социального страхования, по которой утрачивается страховой  характер системы, нечеткой становится и ответственность за риск. Ее бюджет сливается с государственным, и  в итоге система страхования  превращается в систему социального  обеспечения.

Согласно второму методу страховые взносы платят и страхователи, и страхуемые, но инструментарий социального  риска не используется в полной мере, не осуществляется строгий расчет вероятности  наступления страхового случая, накопление страховых средств не увязывается  с ростом обязательств. В сущности, так сегодня организовано в нашей  стране пенсионное страхование. К тому же взимаемые по нему взносы направляются только на погашение текущих расходов, а будущие затраты по пенсионному  обеспечению в расчет не берутся.

Таким образом, организационное  построение и финансирование выплат, также мало отличается от принятых в системе социального обеспечения.

По третьему методу полностью  используется система социальных рисков и на ее основе устанавливаются размеры  взносов по социальному страхованию  и выплат при наступлении страховых случаев. Объемы взносов, и выплат строго взаимосвязаны. Согласно теории страхования социальных рисков существующие “правила страховой техники дают возможность с достаточной точностью определять, какие единовременные пособия или выплаты могут быть произведены”. Организационная форма такого метода обладает чрезвычайной гибкостью. Для покрытия возможного дефицита финансовых средств предусматривается создание специальных резервных фондов. Единство организационных принципов построения позволяет также разделять и объединять различные виды страхования безболезненно и без серьезных технических трудностей.

Устойчивость такого метода определяется за счет органичного сочетания  интересов как застрахованных, так  и страхователей. Метод содержит, таким образом, внутренние резервы  своего совершенствования, ибо предусматривает  представительство всех субъектов  системы страхования в системе  управления. Кроме того, использование  личных счетов страхуемых повышает как  их заинтересованность в страховании, так и ответственность за собственное  здоровье и условия труда. Возможность  накопления страховых средств на личных счетах увеличивает реальную защищенность трудящихся.

Бюджет социального страхования  зависит от необходимого объема обеспечения  социальной защиты трудового населения, который в свою очередь определяется численностью наемных работников и  состоянием их здоровья, природно-климатическими и экологическими условиями работы и проживания, национально-культурными  особенностями и др. Часть ответственности  за перечисленные факторы ложится  и на государство, что влечет за собой  появление государственных финансовых обязательств. В основе такого метода лежит принцип, согласно которому размеры  страховых взносов зависят от доли ответственности за страховые  риски. В организационном построении модели учтены интересы всех участников системы социально-трудовых отношений, соответственно представленных в системе  социального страхования. При принятии решений предусмотрены демократические  формы согласования интересов. Формы, виды и размеры финансирования могут быть неодинаковыми. В целом предполагаются три основных источника финансирования системы социального страхования: бюджет, предприятие и каждый работник в отдельности. И в прошлом, и сегодня имеется только один субъект финансирования - государство. Фактически основным источником выступало предприятие и все работающие, средства которых, отчуждались и передавались в распределительную систему. Одним из недостатков такой системы было неучастие предприятий и работников в деятельности системы социальной защиты и социального страхования.

Бюджет предполагает финансирование всей системы социального обеспечения - в большей доле, и части системы  социального страхования – в  меньшей доле. Этими средствами распоряжается  специально созданный фонд, в частности, пенсионный, занятости, страхования  в экстремальных условиях, социального  страхования по временной нетрудоспособности. Понятно, что средства бюджета составляют также деньги работающих - налогоплательщиков, но отчуждаются эти деньги в бесспорном порядке согласно закону о социальной защите, т.е. с разрешения работающих и всех граждан, которые передали эту функцию законодательному органу. Вторым источником финансирования, безусловно, остаются средства страхователей, составляющие основную долю поступлений в систему  социального страхования.

В фонды социального страхования  перечисляется определенный процент  страховых взносов, устанавливаемый  субъектами по согласованию.

Средствами социального  страхования управляют субъекты: фонды и страховые кассы. Для устойчивости функционирования системы соцстраха в субъектах образуются резервные средства. Субъекты осуществляют финансирование всего комплекса мероприятий: начиная от выплаты страховых сумм и пособий и заканчивая обеспечением мероприятий по оздоровлению и реабилитации трудящихся, членов их семей. Из средств социального страхования производится покрытие расходов на текущую деятельность субъектов по обеспечению социального страхования и социальной помощи.

Возмещение ущерба производится страховыми кассами предприятия. Средства предприятия и застрахованных у  предприятия не изымаются, а переходят  в статью расхода по социальному  обеспечению в системе социального  страхования. Предприятие при этом не вправе использовать эти средства на собственные нужды, и только страховые  кассы могут использовать их в  коммерческих целях.

Средства застрахованного, выделенные в отдельную статью доходов, накапливаются и впоследствии могут  использоваться им в системе социального  страхования даже потребности, как, например, на исключительно дорогостоящие  медицинские процедуры, на лечение  и отдых в санаториях и на курортах с семьей в любых точках земного  шара и др.

Включение средств застрахованного  в статью источников, на первый взгляд, представляется спорным. Некоторые  расценивают это как ущемление  прав работника. При более внимательном рассмотрении выявляются существенные преимущества данного предложения. Во-первых, работник включается в систему  социального страхования не только как субъект защиты, но и как  полноценный ее участник. Отчисление доли своего заработка заставит работника  экономить средства и осуществлять контроль за их расходованием. Средства работника остаются его личными  средствами, на них не производится никаких начислений и впоследствии он сможет использовать их по своему усмотрению, но в рамках системы социального  страхования.

Во-вторых, если работник не принимает финансового участия  в системе социального страхования, то она приобретает в его глазах отвлеченный характер. В этом случае система социального страхования  действует по образу и подобию  “старой”, когда работники даже не знали, что они являются застрахованными, а выплаты и пособия получали как благодеяние, часто не задумываясь  об их источниках.

При перечислении определенного  процента средств социального страхования  в фонды эти средства остаются на счетах фондов, открытых на имя каждого  страхователя. Неизрасходованные в  текущем бюджетном году средства поступают в распоряжение страхователей, которые, не изымая их из фондов, направляют на обеспечение потребностей застрахованных. Этим обеспечивается принцип возвратности неизрасходованных средств. Фонды  социального страхования могут  получать доходы за счет не только коммерческого  управления средствами, но и контрольно-ревизионной  деятельности и производимых с ее помощью взысканий в виде штрафов, пени и других регрессивных мер.

Размер отчислений строго определен законом о социальном страховании и не может быть изменен. Исходя из принципа социального страхования, т.е. возмещения утраченных средств  при наступлении страхового события, предприятия или работодатели платят не всю сумму возможного страхового возмещения, а только страховые взносы, которые и формируют страховой  фонд. При нехватке средств у предприятия  разницу выплачивает (в долг) страховой  фонд.

Таким образом, приведенная  схема финансового управления средствами системы обязательного социального  страхования имеет большие преимущества перед ранее существовавшей. В  новую систему включены элементы добровольного коммерческого страхования. Построение системы соцстраха на независимой от государства и  иных структур основе, выстраивание взаимоотношений  субъектов с учетом заинтересованности, взаимоуважения интересов делают ее эффективной, а ее функционирование и развитие - согласованным с общественными  условиями.

 

3.2 Реформирование системы внебюджетного  финансирования социального обеспечения

В связи  с вышеизложенным представляется необходимым  реформирование системы внебюджетного  финансирования социального обеспечения. Задача минимум при этом - передать органам Государственной налоговой  службы функции сбора страховых  платежей во внебюджетные фонды и  фискального контроля, а исполнение бюджетов фондов осуществлять через  органы Федерального казначейства. Это  позволит, с одной стороны, сократить  административную составляющую в бюджетах фондов, а с другой - повысить эффективность  исполнения их бюджетов. Кроме того, было бы целесообразно сократить  число внебюджетных фондов посредством  ликвидации или слияния некоторых  из них (конкретные предложения изложены ниже). Одновременно с процессом  реорганизации внебюджетных фондов было бы полезно снизить уровень  налоговых изъятий на нужды социального  обеспечения в целях повышения  налоговой дисциплины и устранения стимулов для уклонения от налогообложения.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ