Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счёт бюджетных источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются общественные фонды потребления. Их задачей является финансирование учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказание материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям и многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, безработным и др.)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ……………………………………………………………………………………6
1.1.Формирование, цели, задачи Фонда социального страхования РФ………6
1.2.Система организации ФСС РФ…………………………………………….9
1.3.Опыт зарубежных стран в сфере социального страхования……………15
1.3.1. История развития государственного социального страхования….16
1.3.2. Пенсионные реформы………………………………………………..19
2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ…21
2.1. Виды доходов и расходов ФСС………………………………………….21
2.2. Бюджет ФСС и его анализ………………………………………………..23
3.Направления развития Фонда социального страхования РФ (2012-2014 гг.)..30
Заключение………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Финансы Курсовик.docx

— 236.30 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Филиал  в г. Барнауле

 

 

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 Финансы 

Тема №23 «Фонд социального страхования  РФ и его роль в развитии социальной сферы»

 

 

 

 

 

 

 

Студентка

Салькова Ксения Викторовна

Специальность

Финансы и кредит

Образование

 

№ личного дела

Первое высшее

 

08ФФБ0702

Группа

4Фкп-3

Преподаватель

Воронова Надежда Анатольевна

   
   
   

Барнаул 2012

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ……………………………………………………………………………………6

1.1.Формирование, цели, задачи Фонда социального страхования РФ………6

1.2.Система  организации ФСС РФ…………………………………………….9

1.3.Опыт  зарубежных стран в сфере социального страхования……………15

1.3.1. История развития государственного социального страхования….16

1.3.2. Пенсионные  реформы………………………………………………..19

2. Особенности  доходов и расходов Фонда социального  страхования РФ…21

2.1. Виды доходов и расходов ФСС………………………………………….21

2.2. Бюджет  ФСС и его анализ………………………………………………..23

3.Направления развития Фонда социального страхования РФ (2012-2014 гг.)..30

Заключение………………………………………………………………………….35

Список используемой литературы……………………………………………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-2-

 

Введение.

       В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счёт бюджетных источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются общественные фонды потребления. Их задачей является финансирование учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказание материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям и многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, безработным и др.)

         Внебюджетные фонды – это совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих целевое назначение. Они, как и бюджет, способствуют государственному регулированию социальных процессов, содействуют более справедливому распределению национального дохода между социальными слоями населения.



 


 



 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Бюджетные  фонды. [5;c.392]

-3-

      В данной работе мы рассмотрим непосредственно Фонд социального страхования РФ. Страхование – одна из древнейших форм общественных отношений. Первоначальный  смысл рассматриваемого понятия связан со словом «страх». Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и т.п.

       Рискованный характер общественного производства – главная причина беспокойства каждого собственника. На этой почве возникла идея возмещения материального ущерба. Социальное страхование распространяется прежде всего, на активное, занятое население и финансируется за его счёт, а также за счёт работодателей. Оно основывается на анализе различных социальных рисков.

      Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества. Реформы, происходящие в России, направленные на реформирование прежде всего рыночных отношений, касаются и страхования. Страхование в России в современных условиях развивается на принципах, кардинально отличающихся от тех, которые существовали в течение семидесяти лет централизованной, командно-административной системы. Поэтому для современного менеджера, экономиста, предпринимателя, да и просто гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.

     Объектом исследования курсовой работы является Фонд социального страхования, предметом – система социального страхования.

 

 

-4-

     Цель работы – выявить направления развития Фонда социального страхования.

    Для достижения цели формируются  следующие задачи:

- показать  причины создания Фонда;

- охарактеризовать  современную систему организации Фонда;

- рассмотреть  зарубежный опыт в сфере социального  страхования;

- проанализировать  динамику и структуру социального страхования;

- рассчитать темпы прироста.

     В ходе выполнения данной работы  использовались следующие методы  исследования: сбор теоретической  информации, анализ, сравнение и  систематизация.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

-5-

1. Сущность и особенности функционирования  Фонда социального страхования  РФ.

1.1.Формирование, цели, задачи  Фонда социального страхования  РФ.

      Фонд социального страхования Российской Федерации был создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г в целях управления средствами государственного социального страхования России.

 

Рис.2 Логотип Фонда социального страхования РФ [13]

       Фонд социального страхования Российской Федерации  управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, законами, указами Президента, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.  

-6-

        Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

 

Основными задачами фонда  являются:

  1. обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а  также другие цели государственного социального страхования;
  2. участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  3. разработка совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  4. организация работы по подготовке и повышению квалификации

специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной  работы среди страхователей и  населения по вопросам социального  страхования.

  1. сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования. [5; c.146]

 

-7-

       Социальное страхование  существует в различных видах  и зависит от причин потери  заработка: страхование от несчастных  случаев, на случай болезни,  по старости, по инвалидности, страхование  материнства, на случай потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие способы их организации: обязательное, добровольное а также ряд переходных форм, таких как «условно обязательное страхование».       

         В Декларации прав человека социальное страхование определено как форма социальной защиты при наступлении случая социального риска и потери средств существования по независящим от человека причинам. Отсюда следует, что цель социального страхования – обеспечить трудящимся, прежде всего, экономическую защиту при наступлении разных случаев, которые приводят к потере дохода и утрате возможности заработка. К такого рода страховым случаям относятся: временная нетрудоспособность, инвалидность, старость, рождение ребёнка и уход за ним, смерть и др.

        Система социального  страхования характеризуется также принципом солидарности, что означает: размер взносов зависит от величины доходов страхуемого, а получаемые по системе социального страхования услуги – от состояния его здоровья и соответствующих потребностей. Важно подчеркнуть: социальное страхование финансируется за счёт страховых взносов как трудящихся по найму, так и предпринимателей, и лишь в некоторых случаях за счёт госбюджета. [1; с 201-204]

 

 

 

 

 

 

 

-8-

1.2. Система организации ФСС РФ.

       Управление фондом социального страхования РФ осуществляется правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.

В Фонд социального страхования  Российской Федерации входят следующие  исполнительные органы:

- региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;

- центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

- филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

       Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда. При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

       Председатель фонда социального страхования назначается Правительством РФ.

Председатели фонда:

Малахаткина Наталья Дмитриевна (1991—1993)

Шатыренко Юрий Павлович (29 сентября / 10 декабря 1993 — 29 мая 1996)

Косарев Юрий Алексеевич (4 ноября 1996 — 14 апреля 2004)

Карелова Галина Николаевна (14 апреля 2004 — 13 декабря 2007)

Калашников Сергей Вячеславович (25 марта 2008 — 29 января 2010)

И. о. председателя Фонда Рау Людмила Николаевна (29 января 2010 — 15 мая 2010)

Афанасьев Сергей Анатольевич —  с 15 мая 2010.  [13]

-9-

      

        Правление Фонда является коллегиальным органом. Заседания правления проводятся по мере необходимости. Состав правления Фонда численностью 35 человек формируется из лиц, входящих в него по должности (председатель Фонда и его заместители, 1 из руководителей ведущего структурного подразделения центрального аппарата Фонда), представительствующих на постоянной основе (3 представителя от Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, по 1 представителю от Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации) и представительствующих на основе ротации (8 представителей от общероссийских объединений профсоюзов, 8 представителей от общероссийских объединений работодателей, 3 - от региональных отделений Фонда, по 1 представителю от Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, организаций, деятельность которых связана с защитой интересов семей работников, и общероссийских общественных объединений инвалидов). Ротация членов правления осуществляется не чаще 1 раза в год.  [6]

       Председатель Фонда является председателем правления Фонда. Решения правления Фонда оформляются Постановлениями или Приказами председателя Фонда. Заседания правления назначаются председателем Фонда (при его отсутствии - первым заместителем председателя Фонда). В случае несогласия правления Фонда по основным вопросам деятельности Фонда с решением его председателя последний принимает самостоятельное решение, о чем в 5-дневный срок информирует Правительство Российской Федерации.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы