Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счёт бюджетных источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются общественные фонды потребления. Их задачей является финансирование учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказание материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям и многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, безработным и др.)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ……………………………………………………………………………………6
1.1.Формирование, цели, задачи Фонда социального страхования РФ………6
1.2.Система организации ФСС РФ…………………………………………….9
1.3.Опыт зарубежных стран в сфере социального страхования……………15
1.3.1. История развития государственного социального страхования….16
1.3.2. Пенсионные реформы………………………………………………..19
2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ…21
2.1. Виды доходов и расходов ФСС………………………………………….21
2.2. Бюджет ФСС и его анализ………………………………………………..23
3.Направления развития Фонда социального страхования РФ (2012-2014 гг.)..30
Заключение………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Финансы Курсовик.docx

— 236.30 Кб (Скачать)

          Общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 491 199,3 млн руб. (108,2% к плановым показателям). Основная часть расходов ФСС (72%) в 2010 году была связана с выплатой пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет и другими выплатами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Расходы на эти цели в 2010 году составили 353 610 741,7 (102,0% от уточненной бюджетной росписи). Дефицит по данной статье составил 34 206 651,5. Расходы по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – 54 905 348,6 соответственно (профицит - 7 882 945,7) или

 

-27-

95,4% от  плана, что обусловлено в основном  снижением числа несчастных случаев  с тяжелым исходом и профзаболеваний. Расходы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством выросли на 22,3% и составили 343425,2млнруб. В 2010 г. было оплачено 392,6 млн. календарных дней по временной нетрудоспособности. Расходы на выплату пособий при рождении ребенка - 13 764,1 млн. руб. Средний размер пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет достиг 5 380,7 руб. (по сравнению с 2009 г. это больше на 1 121,6 руб.). Правом на его получение воспользовались более 2 млн граждан. Произведено 19,8 тыс. единовременных страховых выплат в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями (их средний размер - 32 238,4 руб.), 5,9 млн - ежемесячных (5 991,5 руб). [11]

 

Дутв.= 425 488,2 <  Дисп.= 463 776,7 (млн.руб.)

Рутв.= 453 818,8 <  Рисп.= 491 199,3 (млн.руб.)

 

          В целом за 2010 год бюджет Фонда исполнен с превышением расходов над доходами в сумме 27,4 милллиарда рублей. При этом сложился текущий дефицит по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 34,2 миллиарда рублей и текущий профицит по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 7,9 миллиарда рублей.

           Источником финансирования дефицита бюджета Фонда явились средства страхового резерва от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 30,5 миллиарда рублей.

Бюджет ФСС на 2011 год. Утверждено:

        Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 458,8 млрд. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на

-28-

случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством в сумме 311,1 млрд. рублей, из них 5,4 млрд. рублей средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 65,3 млрд. рублей, межбюджетные трансферты из федерального бюджета в сумме 64,5 млрд. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 18 млрд. рублей на исполнение государственных функций, возложенных на Фонд. [8]

          Общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 456,9 млрд. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 311,1 млрд. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 63,3 млрд. рублей, за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 82,5 млрд. рублей на исполнение государственных функций, возложенных на Фонд.

          Предельный объем профицита бюджета Фонда в сумме 1,9 млрд. рублей, включая предельный объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 0,03 млрд. рублей и предельный объем профицита в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 1,9 млрд. рублей.

          Закон об исполнении бюджета ФСС РФ за 2011 год пока не вышел, поэтому мы не можем сопоставить плановые показатели с реальными.

 

-29-

3. Направления развития Фонда социального страхования РФ (2012-2014 гг.)[12]

        Проектом бюджета ФСС РФ предусмотрены доходы в сумме: на 2012 г. - 579,6 млрд рублей, на 2013 г. - 618,8 млрд рублей, на 2014 г. - 667,5 млрд рублей (бюджет 2011 г. - 458,8 млрд рублей). Рост доходов по годам составит соответственно 126,3, 106,8 и 107,9%.

         Расходы предусмотрены в сумме: на 2012 г. - 577,2 млрд рублей, на 2013 г. - 613,4 млрд рублей, на 2014 г. - 658,6 млрд рублей (бюджет 2011 г. - 456,9 млрд рублей). Рост расходов составит соответственно 126,3, 106,3 и 107,4%.

         В 2012 г. и в плановом периоде предусматривается превышение в целом доходов над расходами в размере 2,3, 5,5, и 8,9 млрд рублей соответственно. При этом планируется покрытие складывающегося дефицита средств на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за счет средств федерального бюджета, передаваемых Фонду, в размере в 2012 г. - 84,5 млрд рублей, в 2013 г. - 75,2 млрд рублей и в 2014 г. - 78,6 млрд рублей.

         В доходной части проекта бюджета Фонда поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством планируются на 2012 г. в сумме 309,9 млрд рублей, на 2013 г. - 345,5 млрд рублей и на 2014 г. - 397,2 млрд рублей (бюджет 2011 г. - 304,5 млрд рублей). Эти поступления составят соответственно 53,5, 55,5 и 58,9% всех доходов (2011 г. - 66,4%). Снижение доли страховых взносов по этому виду обязательного социального страхования в общем объеме поступлений связано с ростом числа плательщиков с льготным тарифом страховых взносов. Теперь в их число входят следующие организации:

  • аптечные организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход,

-30-

  • некоммерческие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта (за исключением профессионального),
  • благотворительные организации, применяющие упрощенную систему налогообложения,
  • организации, оказывающие инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности. [2;c.386]

Так же снижение доли страховых взносов связано с увеличением доли поступающих средств из федерального бюджета, в том числе на компенсацию выпадающих доходов из-за устанавливаемых пониженных тарифов взносов. Предусматривается указанная компенсация в размере в 2012 г. - 22,5, в 2013 г. - 23,6 и в 2014 г. - 5,6 млрд рублей.

           Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством рассчитаны из базы для их начисления в отношении каждого физического лица, не превышающей в расчете на год 512 тыс. рублей в 2012 г., 573 тыс. рублей в 2013 г. и 641 тыс. рублей в 2014 г. За счет средств на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусматривается на 2012–2014 гг. выплата пособий застрахованным лицам:

  • по временной нетрудоспособности в размере соответственно - 182,2, 203,8 и 224,3 млрд рублей (бюджет 2011 г. - 136,1 млрд рублей);
  • по беременности и родам в размере соответственно - 86,4, 86,0 и 94,4 млрд рублей (бюджет 2011 г. - 63,2 млрд рублей);

-31-

  • при рождении ребенка в размере соответственно - 17,0, 17,9 и 18,8 млрд рублей (бюджет 2011 г. - 15,3 млрд рублей);
  • по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере соответственно - 111,8, 116,4 и 123,3 млрд рублей (бюджет 2011 г. - 81,1 млрд рублей);
  • женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, в размере - 0,36, 0,39 и 0,41 млрд рублей (бюджет 2011 г. - 0,33 млрд рублей);
  • на погребение в размере - 0,61, 0,64 и 0,68 млрд. рублей (бюджет 2011 г. - 0,58 млрд рублей). [12]

         Поступления на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний планируются в сумме на 2012 г. - 71,8, на 2013 г. - 80,1 и на 2014 г. - 88,6 млрд рублей (бюджет 2011 г. - 65,2 млрд рублей). Они составят соответственно 12,4, 12,9 и 13,3% всех доходов. 

       Предусматривается также перечисление средств из федерального бюджета на исполнение Фондом возложенных государственных функций в сумме на 2012 г. - 70,7, на 2013 г. - 74,5 и на 2014 г. - 77,8 млрд рублей (бюджет 2011 г. - 64,5 млрд рублей).

Планируется эти средства направить  на выплату:

  1. гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию,
  2. пособий при рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  3. на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами;
  4. на выплату пособий «чернобыльцам»;
  5. на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим лицам для ухода за детьми-инвалидами;
  6. прочие администрируемые расходы.

-32-

        Кроме того, предусматриваются поступления средств, передаваемых Фонду из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде и диспансерного наблюдения ребенка в начальный период его жизни. Эти средства планируются на 2012-2014 гг. в размере 19,0 млрд рублей ежегодно (бюджет 2011 г. - 18,0 млрд рублей).

         Расходы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством планируются в размере на 2012 г. - 417,7, на 2013 г. - 444,9 и на 2014 г. - 481,7 млрд рублей (соответственно 72,4, 72,5 и 73,1% всех расходов). 

         На обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере - 69,8, 75,0 и 80,1 млрд. рублей (соответственно 12,1, 12,2, 12,2% всех расходов).

         С 1 января 2012 года вступают в силу изменения, внесенные в закон о страховых взносах. Изменения коснулись, в первую очередь, ставки страховых взносов, а также льготных категорий работодателей, имеющих право на пониженный тариф страховых взносов. В 2011 году совокупная ставка страховых взносов составляла 34%. Из них 26% в Пенсионный фонд Российской Федерации, 2,9% - в Фонд социального страхования Российской Федерации, 3,1% и 2% - в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования соответственно. Ставка страховых взносов в ФСС и ФОМС в 2012 году не изменилась и осталась на уровне 2011 года. [11]

         

 

 

-33-

        Рассмотрев проект  бюджета на предстоящие годы можно сделать вывод об основных его направлениях:

1)обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Данной статье ФСС отведено наибольшее количество всей денежной массы (>70% всех расходов). Это в свою очередь показывает направление политики не только Фонда, но и всей страны. Это мера по улучшению демографической ситуации в стране. Её примером может быть Национальный проект «Здоровье».

2)обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данной статье ФСС отведено >12% всех расходов бюджета. Она связана с развитием в сфере производства и недавним экономическим кризисом 2008 года. Планируется, что к 2014 году ВВП будет превышать свой предкризисный уровень на 13%.

3)трансферты из Федерального Бюджета составят в районе 12,3% от всех планируемых расходов. По словам министра финансов Антона Силуанова, соотношение трансфертов в адрес ФСС с 2006 года выросло вдвое. В 2012 году эти перечисления составили практически пятую часть (18,2%) общих расходов федерального бюджета. Причиной увеличения трансфертов – является несбалансированность Фонда социального страхования.

 

 

 

 

 

 

 

-34-

 

 

Заключение.

           Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли государственные внебюджетные фонды.

             Государственным внебюджетным фондом называют форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Фонд социального страхования имеет большое социально-экономическое значение. К его задачам относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

           Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы