Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счёт бюджетных источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются общественные фонды потребления. Их задачей является финансирование учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказание материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям и многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, безработным и др.)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ……………………………………………………………………………………6
1.1.Формирование, цели, задачи Фонда социального страхования РФ………6
1.2.Система организации ФСС РФ…………………………………………….9
1.3.Опыт зарубежных стран в сфере социального страхования……………15
1.3.1. История развития государственного социального страхования….16
1.3.2. Пенсионные реформы………………………………………………..19
2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ…21
2.1. Виды доходов и расходов ФСС………………………………………….21
2.2. Бюджет ФСС и его анализ………………………………………………..23
3.Направления развития Фонда социального страхования РФ (2012-2014 гг.)..30
Заключение………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Финансы Курсовик.docx

— 236.30 Кб (Скачать)

       Работа членов правления Фонда не является платной. Расходы членов правления Фонда, связанные с работой в правлении (командировочные и другие), оплачиваются за счет средств Фонда.

-10-

        Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении фонда, а также имущество, закреплённое за подведомственными фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. ФСС совместно с Государственной налоговой инспекцией осуществляют контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов. Кроме того, с участием профсоюзов ФСС

контролирует расходование средств, выделенных и предоставленных в  распоряжение предприятий и организаций. [1;c.436-437]

Рассмотрим из чего образуются средства фонда социального страхования:

  1. за счёт страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  2. страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  3. страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
  4. доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
  5. добровольных взносов граждан и юридических лиц, поступления иных финансовых средств, не запрещённых законодательством;
  6. ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов,

связанных с предоставлением льгот  лицам, пострадавшим вследствие радиационных аварий и их последствий, а также  в других установленных законом  случаях;

  1. прочих доходов.  [5;c.400]

-11-

      Начертим схему  финансовых потоков. Она даёт представление о финансовых взаимоотношениях ее субъектов.


 


 




 


 

 

Рис.3 Финансовые взаимоотношения субъектов ФСС РФ

       В частности, в ней отражено то положение, что большая часть средств социального страхования поступает работникам непосредственно от работодателей, а меньшая (примерно 1/4) перечисляется в Фонд социального

страхования для перераспределения между отдельными предприятиями, организациями, учреждениями. Из нее видно также и то, что часть поступлений в ФСС осуществляется из федерального бюджета. [2; с.148]

Средства фонда направляются на:

  1. выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
  2. оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения,

-12-

расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные  учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет  в Российской Федерации, а также  на лечебное (диетическое) питание;

  1. частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
  2. частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
  3. частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
  4. оплату проезда к месту лечения и обратно;
  5. создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
  6. обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
  7. финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда в случаях, установленных законодательством;
  8. проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
  9. участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования. [5;c.401-402]

-13-

       Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящем Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

       Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций, являются базой развития ФСС. [3; c.295-296]

      Страховые взносы в ФСС регулируются Постановлением Правительства РФ и уплачиваются ежемесячно одновременно  с  получением (перечислением)  в  банках или иных кредитных организациях средств на  выплату  заработной  платы  работникам  за   истекший   месяц. Указанные  средства  перечисляются  на единый текущий счет Фонда и  его исполнительных органов.  Суммы начисленных  в  ФСС  страховых   взносов включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

       Ответственность за расходование и правильность назначения пособий несет администрация предприятия в лице руководителя и главного бухгалтера. С 1999 года предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность (ст. 145_1 УК РФ).

Кроме того, с 2000 года на Фонд социального страхования  РФ возложены функции по новому виду страхования - по обязательному социальному  страхованию от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний, за счет которого выплачивается  страховое обеспечение пострадавшим на производстве.

На сегодня  Фонд социального страхования РФ - наиболее стабильно работающий государственный  внебюджетный фонд, благодаря которому обеспечиваются социальные нужды населения.

 

 

 

 

-14-

 

1.3. Опыт зарубежных стран в сфере социального страхования.

 

        Государственное социальное страхования является неотъемлемой составляющей социальной системы любой экономически развитой страны. Любое государство заинтересовано в том, чтобы в обществе не происходили социальные потрясения, а развитие страны шло стабильно и планомерно. Поэтому система государственного социального страхования так важна.

         Рассмотрение опыта зарубежных стран в этой сфере должно указать на те достижения и те ошибки, которые были допущены иностранными государствами в организации системы государственного социального страхования. Ведь учиться на ошибках других – гораздо более целесообразно и безболезненно, чем на своих.

Таким образом, изучение опыта других стран в  сфере государственного социального  страхования должно способствовать тому, чтобы в России проводилась  такая политика в области социального  страхования, которая доказала свою состоятельность и общественную полезность и отвергались те решения, которые могут негативно сказаться  на общественной жизни страны.[3;c.399]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-15-

1.3.1.История развития государственного социального страхования.

К началу двадцатого столетия во многих европейских  странах были приняты законы о  страховании работающих на случай болезни, инвалидности, старости, безработицы. Согласно этим законам в формировании страховых взносов помимо самих  работников стали участвовать предприниматели, владельцы фабрик и мануфактур, выплачивавшие  от 25 до 40% страховых взносов. В более  поздний период в страховые фонды  стали поступать субсидии и дотации  государства. Чем больше государство вносило средств в систему обязательного страхования здоровья, тем больше оно контролировало этот процесс.

 

Табл.1 Возникновение социального страхования за рубежом.

 

Страна

Закон

Дата

Принцип страхования

Субъект

Исполнительный орган

Великобритания

«Акт о национальном страховании»

15 января 1911г.

Богатый платит за бедного, здоровый — за больного

Страховые взносы, дотации из государственного бюджета

Страховые комиссии

Франция

Закон

Июль 1913г.

Страх. Рабочих от несчастных случаев и профессиональных заболеваний

Предприниматель

Страховые учреждения


 

 

 

 

-16-

 

Швеция

"Закон об обязательном страховании  на случай болезни, инвалидности, старости"

21 мая 1913г.

Обеспечить денежными средствами граждан по наступлению пожилого возраста или утрате трудоспособности

Взносы страхуемых, дотации от общин  и государства.

Германия

das Krankenversicherungsgesetz (больничная касса)

1883г.

Отсутствовало страхование по старости и инвалидности. Предоставлялось санаторное лечение, аптеки. Выделялись чрезвычайные фонды для помощи нетрудоспособным

2/3 — взносы самих рабочих и  1/3 — взносы предпринимателей


         Все страны Западной Европы используют социальное страхование на случай социального риска и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности.

В Германии, Франции, Бельгии и Люксембурге  системы защиты населения базируются на договорно-страховых принципах. Наемные трудящиеся выплачивают  определенную часть своих доходов  в страховой фонд, что дает им право воспользоваться услугами фонда, когда им понадобиться помощь в размерах, соответствующих накоплениям  в страховом фонде. Одновременно работодатели от имени своих наемных  рабочих также отчисляют определенные суммы в этот страховой фонд. В большинстве случаев сумма выплат из страхового фонда зависит от заработной платы и связана с той суммой, которая была накоплена за счет взносов работающего и работодателя. Исключение составляют расходы на медицинское обслуживание и семейные пособия.

-17-

 Основная  цель этой системы – поддержать  уровень жизни человека в случае  его болезни, инвалидности и  потери работы. Такая система  позволяет перераспределить доходы  человека на протяжении его  физической жизни. Во всех европейских странах страховые отчисления являются основным источником финансирования социальной защиты. В некоторых случаях фонд может быть расширен за счет отчислений из национального бюджета.

Великобритания, Дания, Ирландия отличаются от вышеперечисленных  тем, что социальная защита в меньшей  степени связана со страховыми накоплениями. В этих странах большую роль в  финансировании социальной сферы играет государственный бюджет. Социальные выплаты распределяются более равномерно. В основе такого распределения лежит  идея о том, что люди в нужде  равны, поэтому социальная помощь должна быть оказана, исходя из потребностей человека, а не из его прежних  доходов.

         Разница между выплатами и пособиями заключается в основном в том, что социальные выплаты обязательны, на них имеет право претендовать каждый гражданин по закону, а пособия даются далеко не всем, в зависимости от нуждаемости и характера социального риска. В этих странах медицинское обслуживание сосредоточено в основном в общественном секторе.[2;c.517]

Во всех европейских странах социальная защита многофункциональна. Как правило, она выполняет ряд функций, соответствующих  основным социальным рискам, которым  подвергается человек в течение  жизни:






 

 

Рис.4 Социальные риски.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы