Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счёт бюджетных источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются общественные фонды потребления. Их задачей является финансирование учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказание материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям и многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, безработным и др.)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ……………………………………………………………………………………6
1.1.Формирование, цели, задачи Фонда социального страхования РФ………6
1.2.Система организации ФСС РФ…………………………………………….9
1.3.Опыт зарубежных стран в сфере социального страхования……………15
1.3.1. История развития государственного социального страхования….16
1.3.2. Пенсионные реформы………………………………………………..19
2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ…21
2.1. Виды доходов и расходов ФСС………………………………………….21
2.2. Бюджет ФСС и его анализ………………………………………………..23
3.Направления развития Фонда социального страхования РФ (2012-2014 гг.)..30
Заключение………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Финансы Курсовик.docx

— 236.30 Кб (Скачать)

-18-

1.3.2. Пенсионные реформы.

 

Серьезные демографические изменения, произошедшие за последние десятилетия, заставили  многие страны пересмотреть систему  помощи пожилым гражданам.

Прежде  всего, проблемы возникли в отношении  пенсионного обслуживания, поскольку  резко возросло число пенсионеров  по старости. Положение во многих странах  обострилось в связи с довольно высоким уровнем безработицы. Это  заставило правительства многих стран изыскивать возможности для  организации преждевременного ухода  на пенсию, чтобы освободить рабочие  места для молодых работоспособных  людей.

Программы преждевременного выхода на пенсию стали  разрабатываться в середине 80-х  гг. и были приняты почти во всех странах Европейского Содружества. В разных странах были приняты  два четко выраженных решения: 1) ранняя пенсия с правом работать; 2) ранняя пенсия без права работать.

Так в Бельгии на пенсию можно уходить уже в 50 лет. Если увольнение связано с потребностями фирмы, пожилые люди получают пенсию в размере 80% заработка. Основная часть средств выплаты поступает за счет страхования по безработице, но некоторая доля может обеспечиваться работодателем. Пенсионеру разрешается подрабатывать, но в ограниченных размерах. Обязательство принять на место пенсионера молодого человека из числа безработных оговаривается в Бельгии четко и жестко с тем, чтобы обеспечить переход от одной возрастной группы занятых к другой.

Во Франции пожилые работники в случае увольнения могут получать пособие по раннему выходу на пенсию в размере 70% от предыдущей зарплаты, если их работодатель нанимает вместо них безработных моложе 26 лет. Финансируется данное пособие из фонда страхования по безработице и правительственного фонда.

-19-

В Германии было предложено желающим выходить на пенсию по желанию в возрасте от 60 до 65 лет, а позднее минимальный возраст был снижен до 57 лет, если желающие накопили достаточно средств. Пособие финансировалось компаниями (65% среднего заработка). Там, где вышедший на пенсию был заменен безработным, компания могла получить грант от трудовой администрации. Все это оговаривалось в Законе о раннем выходе на пенсию, вышедшем в 1984г.

В ряде стран  Европы правительства вынуждены  были предпринять определенные меры в области социального обслуживания, чтобы уравнять в правах мужчин и  женщин. Речь шла, прежде всего, о возможности  получать пенсию за умершего супруга. В Германии был принят закон, согласно которому переживший супруг имел право  на 60% от пенсии умершего супруга. В  Дании в 1985 году было отменено пособие  по случаю потери кормильца вместе со всеми правами на социальное страхование  умершего супруга.

Среди других мероприятий направленных на сокращение расходов по пенсионной статье можно  назвать такие как сокращение размеров пенсии, изменение порядка  ее начисления, продление сроков взносов  в страховой фонд для получения  права на пенсию. Например, в Великобритании в 1986 году размер пенсии был сокращен на 5% и введен новый порядок ее начисления. Этот порядок состоял в том, что вместо точки отсчета от самой высокой заработной платы в течение 20 лет, бралась средняя заработная плата за весь трудовой стаж. Одновременно были введены поощрения, которые делали более доступными для трудящихся возможности получения пенсии от частных компаний, а не государственных. [2;c.534]

Страны  Западной Европы являются одними из наиболее передовых в области развития социальной защищенности людей. Несмотря на ряд различий, система государственного страхования в этих странах имеет  достаточно много общих черт.

-20-

2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ.

2.1. Виды доходов и расходов ФСС.

       Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

       В бюджет Фонда социального страхования подлежат зачислению следующие доходы:

Налоговые доходы:

- страховые взносы– по ставке, установленной НК РФ в части, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ

- доходы, распределяемые  органами Федерального казначейства  между бюджетами бюджетной системы  РФ, поступающие от уплаты следующих  налогов, предусмотренных специальными  налоговыми режимами: налога, взимаемого  в связи с применением упрощенной  системы налогообложения, - по нормативу  5%; налога, взимаемого в виде стоимости  патента в связи с применением  упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 5%; единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 6,4%;

Неналоговые доходы:

- страховые  взносы на обязательное социальное  страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний;

- недоимки, пени, штрафы по взносам в Фонд  социального страхования РФ;

- доходы  от размещения временно свободных  средств Фонда социального страхования  РФ;

- штрафы, санкции,  суммы, поступающие в результате  возмещения ущерба;

-21-

- безвозмездные поступления;

- межбюджетные  трансферты из федерального бюджета,  передаваемые фонду социального страхования РФ.  [4;с.205]

       Доходы и расходы Фонда социального страхования условно можно разделить на три части:

1)страхование от временной утраты трудоспособности в связи с общими заболеваниями, материнством и смертью;

2)страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональные заболевания;

3)предоставление льгот лицам, пострадавшим в результате последствий радиационных аварий, и ветеранам Великой Отечественной войны.

Расходы бюджета Фонда социального страхования  осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального  страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с  бюджетами указанных фондов, утвержденными  федеральными законами субъектов РФ.

Табл.2 Основные группы доходов Фонда социального страхования Российской Федерации и направления их использования.

Группы доходов

Основные виды выплат

Страховые взносы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск.

Суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые членам семьи умершего работника.

Выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда.

Выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания и личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих  международные рейсы;

Стоимость форменной одежды, выдаваемой обучающимся и воспитанникам в

 

 

 

 

 

 

соответствии с законодательством РФ;

Стоимость льгот по проезду, предоставляемых  обучающимся и воспитанникам.


-22-

 

Страховые взносы на социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Пособие по временной нетрудоспособности в результате производственной травмы или профессионального заболевания.

Единовременное пособие.

Ежемесячное пособие.

Оплата санаторно-курортного лечения, дополнительного медицинского ухода, расходов, связанных с социальной и профессиональной реабилитацией.

 

Средства федерального бюджета

Оплата льгот при выплате пособий  и санаторно-курортному лечению  лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф и ветеранов Великой  Отечественной войны


 

2.2. Бюджет ФСС и его анализ.

Табл.3 Показатели бюджета Фонда социального страхования, млрд. руб.

Рис.5 Расходы бюджета ФСС

-23-

Рис.6 Доходы бюджета ФСС [12]

Бюджет ФСС на 2009 год.

Утверждено:

         Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2009 год в сумме 346 470 113,2 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 28 081 766,2 тыс. рублей и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 17 000 000,0 тыс. рублей.

          Общий объем расходов бюджета Фонда на 2009 год в сумме 356 067 380,0 тыс. рублей.

          Предельный объем дефицита бюджета Фонда на 2009 год в сумме 9 597 266,8 тыс. рублей.

Исполнено:

         В соответствии с федеральным  законом об исполнении бюджета  ФСС от 29 сентября 2010 года: [9]

         Общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 440 045 731,7 тыс. рублей, включая межбюджетные трансферты из федерального бюджета в сумме 131 098 999,5 тыс. рублей и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 17 000 000,0 тыс. рублей, возврат остатков средств субсидий и субвенций прошлых лет из Фонда в сумме 118 415,6 тыс. рублей и

-24-

поступление в Фонд неправомерно использованных в 2008 году средств федерального бюджета  и бюджета Федерального фонда  обязательного медицинского страхования  в сумме 34 891,9 тыс. рублей.

Важнейшими составными частями  структуры доходной части Фонда  являются:

1)налоги и взносы на социальные нужды 281,6 млрд.руб.

2)доходы по обязательному социальному страхованию - в 2009 году- 250,7 млрд. рублей (в том числе средства федерального бюджета на покрытие дефицита – 0,56 млрд. рублей), или 115,3% к уровню 2008 года;

3) доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний –в 2009 году – 51,24 млрд. рублей, или 115,3% к уровню 2008 года,

4) межбюджетные трансферты из федерального бюджета - в 2009 году - 28,1 млрд. рублей (с учетом средств на покрытие дефицита бюджета Фонда в сумме 0,56 млрд. рублей) или 103,2% к уровню 2008 года.

           Общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 448 500 817,1 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета в сумме 57 819 098,6 тыс. рублей и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 16 834 691,7 тыс. рублей.

Расходы производились по следующим видам:

1)на обязательное социальное страхование –в 2009 году - 259,6 млрд. рублей, или 111,8% к уровню 2008 года;

2)на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний –в 2009 году – 51,9 млрд. рублей, или 108,6% к уровню 2008 года.

Дутв.= 346 470 113,2  <  Дисп.= 440 045 731,7 (тыс.руб.)

Рутв.= 356 067 380,0  <  Рисп.= 448 500 817,1 (тыс.руб.)

-25-

         Бюджет Фонда исполнен с дефицитом в сумме 8 455 085,4 тыс. рублей, объем дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию в сумме 16 603 336,9 тыс. рублей, объем профицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 5 488 595,2 тыс. рублей.

Бюджет ФСС на 2010 год.

Утверждено:

  Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 425 488 232,6 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 61 579 366,1 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 17 500 000,0 тыс. рублей.

  Общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 453 818 770,7 тыс. рублей.

          Предельный объем дефицита в сумме 28 330 538,1 тыс. рублей, включая предельный объем дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 30 532 539,6 тыс. рублей.

Рис.7 Утверждённая структура расходов ФСС РФ в 2010г. [12]

-26-

Исполнено:

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2001г №267-ФЗ «Об исполнении Бюджета  ФСС РФ за 2010 год» [11]

         Общий объем доходов  составил 463 776,7 млн руб. (или 109% к плановым показателям). Из них доходы по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 319 404 090,2 тыс. руб. Доходы по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – 62 788 294,3. Доходы от страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством достигли 243 432,3 млн руб. Это на 19 384,9 млн руб. больше, чем доходы от ЕСН в 2009 г., и на 26 213,2 млн руб. ниже плановых показателей. По итогам 2010 г. уровень сбора указанных страховых взносов составил 98,9%. Доходы от налогов на совокупный доход составили 11 762,3 млн руб. (85,6% к запланированным) и увеличились по сравнению с 2009 г. на 1 886,5 млн. руб. (или на 19,1%). Взносы на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний составили 62 219,4 млн руб., фактический уровень их сбора - 97,8%.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы