Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:24, курсовая работа
В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счёт бюджетных источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются общественные фонды потребления. Их задачей является финансирование учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказание материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям и многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, безработным и др.)
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ……………………………………………………………………………………6
1.1.Формирование, цели, задачи Фонда социального страхования РФ………6
1.2.Система организации ФСС РФ…………………………………………….9
1.3.Опыт зарубежных стран в сфере социального страхования……………15
1.3.1. История развития государственного социального страхования….16
1.3.2. Пенсионные реформы………………………………………………..19
2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ…21
2.1. Виды доходов и расходов ФСС………………………………………….21
2.2. Бюджет ФСС и его анализ………………………………………………..23
3.Направления развития Фонда социального страхования РФ (2012-2014 гг.)..30
Заключение………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………….37
-18-
1.3.2. Пенсионные реформы.
Серьезные демографические изменения, произошедшие за последние десятилетия, заставили многие страны пересмотреть систему помощи пожилым гражданам.
Прежде
всего, проблемы возникли в отношении
пенсионного обслуживания, поскольку
резко возросло число пенсионеров
по старости. Положение во многих странах
обострилось в связи с довольно
высоким уровнем безработицы. Это
заставило правительства многих
стран изыскивать возможности для
организации преждевременного ухода
на пенсию, чтобы освободить рабочие
места для молодых
Программы преждевременного выхода на пенсию стали разрабатываться в середине 80-х гг. и были приняты почти во всех странах Европейского Содружества. В разных странах были приняты два четко выраженных решения: 1) ранняя пенсия с правом работать; 2) ранняя пенсия без права работать.
Так в Бельгии на пенсию можно уходить уже в 50 лет. Если увольнение связано с потребностями фирмы, пожилые люди получают пенсию в размере 80% заработка. Основная часть средств выплаты поступает за счет страхования по безработице, но некоторая доля может обеспечиваться работодателем. Пенсионеру разрешается подрабатывать, но в ограниченных размерах. Обязательство принять на место пенсионера молодого человека из числа безработных оговаривается в Бельгии четко и жестко с тем, чтобы обеспечить переход от одной возрастной группы занятых к другой.
Во Франции пожилые работники в случае увольнения могут получать пособие по раннему выходу на пенсию в размере 70% от предыдущей зарплаты, если их работодатель нанимает вместо них безработных моложе 26 лет. Финансируется данное пособие из фонда страхования по безработице и правительственного фонда.
-19-
В Германии было предложено желающим выходить на пенсию по желанию в возрасте от 60 до 65 лет, а позднее минимальный возраст был снижен до 57 лет, если желающие накопили достаточно средств. Пособие финансировалось компаниями (65% среднего заработка). Там, где вышедший на пенсию был заменен безработным, компания могла получить грант от трудовой администрации. Все это оговаривалось в Законе о раннем выходе на пенсию, вышедшем в 1984г.
В ряде стран
Европы правительства вынуждены
были предпринять определенные меры
в области социального
Среди других мероприятий направленных на сокращение расходов по пенсионной статье можно назвать такие как сокращение размеров пенсии, изменение порядка ее начисления, продление сроков взносов в страховой фонд для получения права на пенсию. Например, в Великобритании в 1986 году размер пенсии был сокращен на 5% и введен новый порядок ее начисления. Этот порядок состоял в том, что вместо точки отсчета от самой высокой заработной платы в течение 20 лет, бралась средняя заработная плата за весь трудовой стаж. Одновременно были введены поощрения, которые делали более доступными для трудящихся возможности получения пенсии от частных компаний, а не государственных. [2;c.534]
Страны Западной Европы являются одними из наиболее передовых в области развития социальной защищенности людей. Несмотря на ряд различий, система государственного страхования в этих странах имеет достаточно много общих черт.
-20-
2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ.
2.1. Виды доходов и расходов ФСС.
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
В бюджет Фонда социального страхования подлежат зачислению следующие доходы:
Налоговые доходы:
- страховые взносы– по ставке, установленной НК РФ в части, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ
- доходы, распределяемые
органами Федерального
Неналоговые доходы:
- страховые
взносы на обязательное
- недоимки, пени, штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ;
- доходы
от размещения временно
- штрафы, санкции,
суммы, поступающие в
-21-
- безвозмездные поступления;
- межбюджетные
трансферты из федерального
Доходы и расходы Фонда социального страхования условно можно разделить на три части:
1)страхование от временной утраты трудоспособности в связи с общими заболеваниями, материнством и смертью;
2)страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональные заболевания;
3)предоставление льгот лицам, пострадавшим в результате последствий радиационных аварий, и ветеранам Великой Отечественной войны.
Расходы
бюджета Фонда социального
Табл.2 Основные группы доходов Фонда социального страхования Российской Федерации и направления их использования.
Группы доходов |
Основные виды выплат |
Страховые взносы
|
Компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск. Суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые членам семьи умершего работника. Выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда. Выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания и личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; Стоимость форменной одежды, выдаваемой обучающимся и воспитанникам в
соответствии с законодательством РФ; Стоимость льгот по проезду, предоставляемых обучающимся и воспитанникам. |
-22-
Страховые взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
Пособие по временной нетрудоспособности
в результате производственной травмы
или профессионального Единовременное пособие. Ежемесячное пособие. Оплата санаторно-курортного лечения, дополнительного медицинского ухода, расходов, связанных с социальной и профессиональной реабилитацией.
|
Средства федерального бюджета |
Оплата льгот при выплате |
2.2. Бюджет ФСС и его анализ.
Табл.3 Показатели бюджета Фонда социального страхования, млрд. руб.
Рис.5 Расходы бюджета ФСС
-23-
Рис.6 Доходы бюджета ФСС [12]
Бюджет ФСС на 2009 год.
Утверждено:
Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2009 год в сумме 346 470 113,2 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 28 081 766,2 тыс. рублей и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 17 000 000,0 тыс. рублей.
Общий объем расходов бюджета Фонда на 2009 год в сумме 356 067 380,0 тыс. рублей.
Предельный объем дефицита бюджета Фонда на 2009 год в сумме 9 597 266,8 тыс. рублей.
Исполнено:
В соответствии с федеральным законом об исполнении бюджета ФСС от 29 сентября 2010 года: [9]
Общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 440 045 731,7 тыс. рублей, включая межбюджетные трансферты из федерального бюджета в сумме 131 098 999,5 тыс. рублей и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 17 000 000,0 тыс. рублей, возврат остатков средств субсидий и субвенций прошлых лет из Фонда в сумме 118 415,6 тыс. рублей и
-24-
поступление в Фонд неправомерно использованных в 2008 году средств федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 34 891,9 тыс. рублей.
Важнейшими составными частями структуры доходной части Фонда являются:
1)налоги и взносы на социальные нужды 281,6 млрд.руб.
2)доходы по обязательному социальному страхованию - в 2009 году- 250,7 млрд. рублей (в том числе средства федерального бюджета на покрытие дефицита – 0,56 млрд. рублей), или 115,3% к уровню 2008 года;
3) доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний –в 2009 году – 51,24 млрд. рублей, или 115,3% к уровню 2008 года,
4) межбюджетные трансферты из федерального бюджета - в 2009 году - 28,1 млрд. рублей (с учетом средств на покрытие дефицита бюджета Фонда в сумме 0,56 млрд. рублей) или 103,2% к уровню 2008 года.
Общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 448 500 817,1 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета в сумме 57 819 098,6 тыс. рублей и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 16 834 691,7 тыс. рублей.
Расходы производились по следующим видам:
1)на обязательное социальное страхование –в 2009 году - 259,6 млрд. рублей, или 111,8% к уровню 2008 года;
2)на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний –в 2009 году – 51,9 млрд. рублей, или 108,6% к уровню 2008 года.
Дутв.= 346 470 113,2 < Дисп.= 440 045 731,7 (тыс.руб.)
Рутв.= 356 067 380,0 < Рисп.= 448 500 817,1 (тыс.руб.)
-25-
Бюджет Фонда исполнен с дефицитом в сумме 8 455 085,4 тыс. рублей, объем дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию в сумме 16 603 336,9 тыс. рублей, объем профицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 5 488 595,2 тыс. рублей.
Бюджет ФСС на 2010 год.
Утверждено:
Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 425 488 232,6 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 61 579 366,1 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 17 500 000,0 тыс. рублей.
Общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 453 818 770,7 тыс. рублей.
Предельный объем дефицита в сумме 28 330 538,1 тыс. рублей, включая предельный объем дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 30 532 539,6 тыс. рублей.
Рис.7 Утверждённая структура расходов ФСС РФ в 2010г. [12]
-26-
Исполнено:
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2001г №267-ФЗ «Об исполнении Бюджета ФСС РФ за 2010 год» [11]
Общий объем доходов составил 463 776,7 млн руб. (или 109% к плановым показателям). Из них доходы по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 319 404 090,2 тыс. руб. Доходы по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – 62 788 294,3. Доходы от страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством достигли 243 432,3 млн руб. Это на 19 384,9 млн руб. больше, чем доходы от ЕСН в 2009 г., и на 26 213,2 млн руб. ниже плановых показателей. По итогам 2010 г. уровень сбора указанных страховых взносов составил 98,9%. Доходы от налогов на совокупный доход составили 11 762,3 млн руб. (85,6% к запланированным) и увеличились по сравнению с 2009 г. на 1 886,5 млн. руб. (или на 19,1%). Взносы на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний составили 62 219,4 млн руб., фактический уровень их сбора - 97,8%.
Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы