Правовые, экономические и социальные предпосылки создания Фонда социального страхования РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества.
Социальное страхование в России существует уже около 100 лет.
В 1991 году в нашей стране был создан Фонд социального страхования и с 1994 года в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации Фонд стал самостоятельным специализированным финансово - кредитным учреждением.
Фонд социального страхования на сегодняшний день один из трех государственных внебюджетных фондов, действующих на территории РФ (ПФ, ФОМС).

Файлы: 1 файл

Фонд социального страхования РФ - назначение и функции.doc

— 489.50 Кб (Скачать)

В 2013 – 2015 годах и в  период до 2018 года будет продолжена реализация потенциала повышения эффективности  бюджетных расходов, заложенного  в завершающейся в текущем  году Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

После подведения итогов ее реализации планируется разработка новой Программы повышения эффективности  управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года (далее – новая Программа повышения эффективности управления общественными финансами), направленная на решение задач, сформулированных в Бюджетном послании.

Основными целями бюджетной  политики на 2013 год и среднесрочную  перспективу являются:

1) укрепление макроэкономической  стабильности и обеспечение бюджетной  устойчивости;

2) разработка долгосрочной  бюджетной стратегии на период  до 2030 года;

3) определение параметров  развития пенсионной системы;

4) обеспечение условий  для формирования и исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2014 – 2016 годы в программном формате;

5) создание условий  для оказания качественных государственных  услуг;

6) разработка и реализация  нового этапа развития межбюджетных  отношений;

7) совершенствование системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации;

8) обеспечение прозрачности  и открытости бюджетного процесса.

В рамках долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года планируется:

– сформировать в соответствии с бюджетными правилами основные характеристики федерального бюджета  и параметров бюджета расширенного Правительства до 2030 года;

– определить предельные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на финансовое обеспечение государственных программ на период до 2020 года;

– сформулировать  основные подходы к структурным реформам, увязав их с объективными бюджетными ограничениями, наметить ключевые направления  бюджетных реформ и другие меры по повышению эффективности бюджетных расходов.

· При определении параметров развития пенсионной системы необходимо обеспечить ее сбалансированность, долгосрочную устойчивость и прозрачность для работающих, работодателей и пенсионеров. При выработке мер, направленных на совершенствование пенсионной системы необходимо использовать комплексный подход, рассматривая направления модернизации пенсионной системы с учетом долгосрочных расчетов и актуарных прогнозов, учитывающих параметры пенсионной системы и демографические показатели. Основными задачами реализации мер, направленных на совершенствование пенсионной системы, будут являться обеспечение устойчивости системы и сокращение трансферта из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в целях высвобождения ресурсов на решение других социальных задач. Предложения по параметрам развития пенсионной системы будут разработаны к сентябрю 2012 года.

· В целях обеспечения условий для формирования и исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2014-2016 годы в программном формате будут приняты комплексные поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

До конца 2012 года будут утверждены государственные программы «Развитие здравоохранения», «Развитие образования, «Культура России», «Социальная поддержка граждан», «Развитие науки и технологий», «Развитие транспортной системы», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Космическая деятельность России», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Развитие судостроения», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Государственная программа обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.

Основные параметры  бюджетной системы

Российской  Федерации

млрд. рублей

 

Показатель

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Доходы, всего

13 321,7

15 675,2

21 218,1

23 018,2

24 084,9

26 543,4

29 514,5

%% к ВВП

34,3

34,7

38,9

38,0

36,6

36,2

36,2

в том числе:

             

Федеральный бюджет

7 337,8

8 305,4

11 367,7

12 677,0

12 395,4

13 642,2

15 223,7

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ

3 506,4

4 814,5

6 162,6

7 168,2

7 768,0

8 434,7

9 269,9

- в том числе  доходы без учета межбюджетных  трансфертов

1 373,6

2 034,8

3 593,4

3 723,0

4 363,4

4 867,4

5 401,0

Консолидированные бюджеты  субъектов РФ

5 924,2

6 534,1

7 641,0

7 923,8

8 562,9

9 201,0

9 995,6

- в том числе  доходы без учета межбюджетных  трансфертов

4 438,1

5 136,9

6 009,3

6 618,2

7 326,1

8 033,8

8 889,8

Территориальные фонды  обязательного медицинского страхования

551,3

574,9

904,4

871,7

1 031,8

1 193,1

1 408,2

- в том числе  доходы без учета межбюджетных трансфертов

172,2

198,1

247,7

0,0

0,0

0,0

0,0

Расходы, всего

16 027,1

17 570,5

20 357,6

22 802,0

24 949,2

26 865,8

29 280,5

%% к ВВП

41,3

38,9

37,3

37,6

37,9

36,6

35,9

в том числе:

             

Федеральный бюджет

9 660,1

10 117,5

10 925,6

12 745,1

13 387,3

14 101,9

15 316,0

- в том числе  расходы без учета межбюджетных  трансфертов

6 066,7

5 981,6

6 747,1

8 316,8

9 107,5

9 855,0

10 975,5

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ

3 555,0

4 779,5

5 730,1

6 876,2

7 517,2

8 214,6

8 917,8

- в том числе  расходы без учета межбюджетных  трансфертов

3 425,6

4 670,9

5 420,8

5 985,5

6 466,4

7 002,5

7 490,6

Консолидированные бюджеты  субъектов РФ

6 253,5

6 634,1

7 676,1

7 931,5

8 686,1

9 283,8

10 021,4

- в том числе  расходы без учета межбюджетных трансфертов

5 984,2

6 343,8

7 306,3

7 628,0

8 343,5

8 815,2

9 406,2

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

550,6

574,2

883,4

871,7

1 031,8

1 193,1

1 408,2

Дефицит (-)/профицит (+), всего

-2 705,4

-1 895,3

860,5

216,2

-864,3

-322,4

234,0

%% к ВВП

-7,0

-4,2

1,6

0,4

-1,3

-0,4

0,3


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

2 июня 1903 года с высочайшего  соизволения императора Николая  II в Российской империи были  введены «Правила о вознаграждении  потерпевших вследствие несчастных  случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Этот день считается официальной датой рождения государственного социального страхования в России.

Организационные проблемы социального страхования в современной России

  • Государственно-политические
  • Законодательно-правовые
  • Кадровые
  • Организационно-технологические
  • Морально-этические
  • Информационно-просветительные
  • Управленческие

Общие проблемы системы обязательного социального  страхования

  • Сохранение нестраховых принципов
  • Отсутствие зависимости уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений
  • Незавершенность правового регулирования системы государственного обязательного социального страхования
  • Нет достаточного обоснования уровня социальных выплат
  • Неблагоприятные демографические тенденции

Новый характер приобрела  наша социальная политика и будет  приобретать и в дальнейшем. Во-первых, ее главным объектом должны стать  не просто социальные отрасли, а, прежде всего, сам гражданин, и именно для  человека должны развиваться те социальные сферы, в которые в последнее время вкладываются значительные деньги. Целевое приложение этих средств, и здравоохранение, и образование, и социальная поддержка, сфера занятости, культура, жилищная, демографическая и семейная политика.

Именно и для этого  был создан фонд социального страхования, для реализации социальной политики Российской Федерации.

Основные направления  реформирования системы обязательного  социального страхования:

  • Соблюдение конституционных прав граждан РФ
  • Четкое определение целей, задач и источников финансирования по различным видам социального страхования
  • Соблюдение страховых принципов
  • Развитие персонифицированного учета во всей системе ОСС
  • Адекватность уровня социальной защиты размерам страховых платежей
  • Устранение дублирования функций
  • Создание условий для достижения финансовой устойчивости системы ОСС

Благоприятные социально-экономические последствия  реформ в системе социального  страхования

  • Создание условий для снижения налоговой нагрузки на ФОТ
  • Установление объективно обоснованных тарифов страховых взносов
  • Сохранение уровня государственных гарантий гражданам по временной нетрудоспособности и материнству, недопущение снижения размеров социальных пособий
  • Обеспечение сбалансированности между суммой обязательных платежей в рамках ОСС и размерами обеспечения по страхованию
  • Достижение финансовой стабилизации системы ОСС и создание предпосылок для ее устойчивого развития на основе сбалансированности доходов и расходов
  • Участие негосударственных институтов в системах ОМС и ОСС;
  • Упорядочение систем расчета и выплаты пособий по ОСС
  • Повышение роли сторон социального партнерства в управлении ФСС
  • Создание условий для роста заработной платы, вывода заработной платы из ”тени” при увеличении объемов средств на социальное страхование

 

Список литературы

 

1. Бюджетный кодекс  Российской Федерации от 31 июля 1998г. 145 ФЗ. С. 143-150.

2. Конституция Российской  Федерации. М.: Юридическая литература, 1993. С. 94-109.

3. Федеральный закон  "Об обязательном социальном  страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 125-ФЗ (ред. от 01.12.2004, с изм. от 29.12.2004) // СЗ РФ от 03.08.1998, 31, ст. 3803, СЗ РФ от 03.01.2005, 1 (часть 1), ст. 28.

4. Федеральный закон  "Об основах обязательного  социального страхования" от 16.07.1999 165-ФЗ (ред. от 05.03.2004) // СЗ РФ от 19.07.1999, 29, ст. 3686, СЗ РФ от 08.03.2004, 10, ст. 836.

5. Постановление Правительства  РФ от 12 февраля 1994 г. 101 "О Фонде  социального страхования Российской  Федерации" // САПП от 21 февраля 1994 г., 8, ст. 599.

6. Постановление Фонда  социального страхования РФ от 5 января 1995 г. 1 "Об утверждении  Положения об отделении Фонда  социального страхования Российской Федерации"

7. Бабич А.М., Егоров  Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. Учебное пособие. - М.: МГТУ, 2011.

8. Бабич А.М., Павлова  Л.Н. Финансы. Денежное обращение.  Кредит: Учебник. М.: Юнити Дана, 2010.

9. Бюджетная система  России: Учебник/Под ред. Г.Б. Поляка. -М.: ЮНИТИ, 2007.

10. Вахрин П.И., Нешитой  А.С. Финансы. - М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2010.

11. Гусаров В. М. Статистика. Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 2010.

12. Дегтярев Г. О  дефицитности пенсионной системы// - Экономист . –2010.

13. Коломин Е.В. Основные  предпосылки и направления повышения  социально-экономической эффективности страхования // - Финансы. 2010.

14. Пешехонов Ю.В. "Внебюджетные  социальные фонды: состояние и  перспективы" // Финансы, 2010.

15. Российский статистический ежегодник 2010: Стат.сб./ Госкомстат России. М.: Госкомстат России, 2010.

16. Сенчагов В.К., Архипов А.И. Финансы, денежное обращение, кредит. М.: Проспект., 2007.

17. Смирнов С., Малеева  Т. "Внебюджетные социальные фонды:  варианты реформирования" // Человек и труд, 2010.

18. Соколов В. П. Особенности  функционирования внебюджетных  социальных фондов на современном этапе.// Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - 10.

19. Социальная политика: реформы социального страхования  // Общество и экономика. 2010.

20. Федотов Д.Ю. О  формировании доходов внебюджетных  фондов России // Финансы. - 2010.

21. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов. Под общ. ред. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.

22. Финансы. Деньги. Кредит. Учебник/Под ред. О.В. Соколовой. М.: Юристъ, 2007.

23. Финансы: Учебник  для вузов/Под ред. Г.Б. Поляка. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити - Дана, 2007.

24. Финансы: Учебник  для вузов/ Под ред. проф. М.В.  Романовского, проф. О.В. Врублевской,  проф. Б.М. Сабанти. М.: Перспектива: Юрайт, 2008.

25. Целевые бюджетные  и внебюджетные фонды: Хрестоматия  для дистанционного обучения / Сост. В. Н. Папело, С. Н. Мартынов.- Новосибирск: СибАГС, 2007.

26. Чернова Е.Г., Иванов  В.В, Финансы, деньги, кредит. М.:Проспект. 2007.

27. Шмелев А.К. Модернизации  финансовых механизмов государственных  внебюджетных фондов требуется  системный подход.//Аналитический вестник Совета Федерации.- 2008.

28. www.budget.ru

29. www.marcolino.ru

30. www.minfin.ru

 


Информация о работе Правовые, экономические и социальные предпосылки создания Фонда социального страхования РФ