Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 16:14, курсовая работа
Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом «страх». Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты деятельности Фонда социального страхования…..6
1.1. Становление и особенности функционирования Фонда социального страхования Российской Федерации...............................................................6
1.2. Цели, задачи и структура Фонда социального страхования Российской Федерации………………………………………………………………………..9
1.3. Роль Фонда социального страхования в системе социального обеспечения………………………………………………………………………12
2. Анализ бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации………………………………………………………………………..16
2.1. Анализ доходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации …………………………………………………………16
2.2. Анализ структуры расходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации………………………………………20
2.3. Перспективы развития Фонда социального страхования……………..24
Выводы и предложения………………………………………………………..27 Список использованной литературы…………………………………………...32
На основании Положения «О Фонде социального страхования РФ» от 12.02.1994 года № 101 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2005 N 484), Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Основными задачами Фонда являются:
1) обеспечение гарантированных
государством пособий по
2) участие в разработке
и реализации государственных
программ охраны здоровья
3) осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
4) разработка совместно
с Министерством труда и
5) организация работы
по подготовке и повышению
квалификации специалистов для
системы государственного
Средства Фонда направляются на:
- выплату пособий
по временной
- оплату дополнительных
выходных дней по уходу за
ребенком-инвалидом или
- частичное содержание
находящихся на балансе
- частичную оплату
путевок в детские загородные
оздоровительные лагеря, находящиеся
на территории Российской
- частичное содержание
детско-юношеских спортивных
- оплату проезда к месту лечения и обратно;
- создание резерва
для обеспечения финансовой
- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
- финансирование
деятельности подразделений
- проведение научно-
- осуществление
иных мероприятий в
- участие в финансировании
программ международного
Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда. При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами [8, С.345].
В итоге, на сегодняшний день Фонд социального страхования организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования.
1.3. Роль Фонда социального страхования в системе социального
Переход к ней
существенно изменяет социально-экономическую
среду, в которой формируется, развивается
и воспроизводится трудовой потенциал.
В общественное сознание возвращается
понятие «социальный риск» (имеется в виду вероятность
в материальной необеспеченности трудящихся
при утрате ими возможности участвовать
в экономическом процессе). Причины и факторы
социального риска зачастую носят объективный
по отношению к отдельно взятому человеку
характер: угрозы безработицы, потери
трудоспособности из-за несчастного случая,
болезни и т.д. В такого рода случаях ни
обособленный, ни даже вошедший в какую-либо
значительную группу трудящихся работник,
едва ли в состоянии предотвратить негативные
события [17, С.20].
Строго говоря, социальные риски
появились у нас не сегодня. Они существовали
и в социалистическом обществе, но в значительно
меньших масштабах. Централизованно-плановая
система стандартизировала благополучие
людей, причем на уровне его минимума,
но обеспечивала устойчивость усло
Возрастание степени социального риска неоправданно рассматривать как неудачное стечение обстоятельств; это закономерный, естественный в наших условиях процесс, своего рода «оборотная сторона» повышения экономической свободы. Отсюда несомненная необходимость создания таких механизмов и форм социальной защиты, которые были бы адекватны новым условиям в обществе, новому соотношению интересов работника, предприятия, государства и общества.
Осуществляющийся в стране процесс реформирования лишает систему социального обеспечения ее прежнего основного гаранта - стабильных поступлений из госбюджета. Бесплатные социальные услуги уходят в прошлое, вытесняясь платными. В основу формирующейся системы социальной защиты должны быть положены страховые методы. Их суть сводится к распределению материальной ответственности по компенсации и минимизации социальных рисков среди максимально возможного числа участников; иначе говоря, социальная защита приобретает форму организованной взаимопомощи.
В соответствии с классификацией основных причин потери заработка социальное страхование делится на несколько видов (ветвей): от несчастных случаев, по болезни, старости, инвалидности, в связи с материнством, потерей кормильца и, наконец, безработицей.
Помимо характера риска, при классификации видов социального страхования учитывается и способ его организации: на добровольных началах или в обязательном порядке. Между этими двумя основными формами возможен ряд переходных, объединяемых так называемым условно-обязательным страхованием. Еще одна грань отличия состоит в том, что страхование может быть местным, т.е. распространяющимся лишь на определенную территорию, и общегосударственным [9, С.29].
Наряду с социальным страхованием
существует и другая форма социальной
защиты – социальная помощь. В ее основе иные принципы организации.
Практика страхования строится на прочной
статистической базе, учете и анализе
закономерностей того или иного вида риска,
имеет своими важнейшими задачами его
профилактику и снижение и распространяется
прежде всего на экономически активное,
занятое население (так как финансируется
главным образом за счет его доходов).
Программы же социальной помощи носят
в основном компенсационный характер,
нацелены на поддержку наиболее уязвимых
слоев населения и финансируются преимущественно
из бюджетных средств различного уровня.
Кроме того, существенной особенностью
страхования является самопомощь его
участников, самоуправление стр
На нынешнем этапе развития нашей страны весьма важным вопросом является построение рыночной модели социального страхования. Его социалистическая модель характеризовалась явным сходством с социальным обеспечением. Такая система имела несомненные положительные черты, прежде всего здесь имеется в виду то, что государство все функции социальной защиты брало на себя, и на этой основе достигалась стабильность функционирования. Но в то же время по самой природе своей она освобождала людей от личной ответственности за свое будущее. Государство (с помощью профсоюзов) собирало ресурсы и распределяло их в виде пособий и пенсий, получатель которых, хотел он того или нет, играл роль иждивенца. Поскольку такое положение было всеобщим, оно, естественно никак не могло способствовать заинтересованности трудящихся в повышении эффективности ихучастия в общественном производстве.
Социальное страхование базируется на других подходах. Они таковы, что государство устанавливает лишь общие «правила игры», утверждает их в виде нормативных актов, регулирующих взаимоотношения трех социальных субъектов: работодателей, работников и государственных органов. Страховые взносы аккумулируются в страховых фондах и расходуются на строго определенные цели при наступлении страховых случаев. Государство вмешивается в деятельность самоуправляемых фондов социального страхования лишь в минимальной степени, сводящейся к контролю над соблюдением порядка выплат из них [10, С.344].
В итоге, введение указанных законов направлено на усиление роли социального страхования и страхового стажа в расчете пособий по временной нетрудоспособности и на поддержку граждан, имеющих детей, что является приоритетным в демографической политике страны.
Таким образом, Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.
Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.
Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из основных ведомств, чья работа напрямую связана со сферой социальной защиты работающего населения. Через счета фонда проходят выплаты по листкам временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам; с помощью средств фонда осуществляется поддержка национального проекта «Здоровье», программы «Родовый сертификат» и работа с льготными категориями граждан (обеспечение протезами санаторно-курортным лечением). Фонд социального страхования занимается финансированием оздоровительных детских программ и углубленных медицинских осмотров, работающих на предприятиях с вредными и (или) опасными условиями труда.
2.1. Анализ доходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
Средства ФСС образуется за счет:
- страховых взносов
- страховых взносов граждан-
- доходов от инвестирования
части временно свободных