Фонд социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом «страх». Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты деятельности Фонда социального страхования…..6
1.1. Становление и особенности функционирования Фонда социального страхования Российской Федерации...............................................................6
1.2. Цели, задачи и структура Фонда социального страхования Российской Федерации………………………………………………………………………..9
1.3. Роль Фонда социального страхования в системе социального обеспечения………………………………………………………………………12
2. Анализ бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации………………………………………………………………………..16
2.1. Анализ доходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации …………………………………………………………16
2.2. Анализ структуры расходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации………………………………………20
2.3. Перспективы развития Фонда социального страхования……………..24
Выводы и предложения………………………………………………………..27 Список использованной литературы…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Содержание (2).docx

— 101.64 Кб (Скачать)

На основании Положения «О Фонде социального страхования РФ» от 12.02.1994 года № 101 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2005 N 484), Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Основными задачами Фонда являются:

1) обеспечение гарантированных  государством пособий по временной  нетрудоспособности, беременности  и родам, женщинам, вставшим на  учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу  за ребенком до достижения  им возраста полутора лет, а  также социального пособия на  погребение или возмещение стоимости  гарантированного перечня ритуальных  услуг, санаторно-курортное обслуживание  работников и их детей;

2) участие в разработке  и реализации государственных  программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального  страхования;

3) осуществление  мер, обеспечивающих финансовую  устойчивость Фонда; 

4) разработка совместно  с Министерством труда и социального  развития Российской Федерации  и Министерством финансов Российской  Федерации предложений о размерах  тарифа страховых взносов на  государственное социальное страхование;

5) организация работы  по подготовке и повышению  квалификации специалистов для  системы государственного социального  страхования, разъяснительной работы  среди страхователей и населения  по вопросам социального страхования [16, С.125].

Средства Фонда направляются на: 

- выплату пособий  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние  сроки беременности, при рождении  ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до  достижения им возраста полутора  лет, а также социального пособия  на погребение или возмещение  стоимости гарантированного перечня  ритуальных услуг;

- оплату дополнительных  выходных дней по уходу за  ребенком-инвалидом или инвалидом  с детства до достижения им  возраста 18 лет; оплату путевок для  работников и их детей в  санаторно-курортные учреждения, расположенные  на территории Российской Федерации  и в санаторно-курортные учреждения  в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

- частичное содержание  находящихся на балансе страхователей  санаториев-профилакториев, имеющих  лицензии на право занятия  этим видом деятельности (оплата  расходов на питание, лечение  и медикаменты, заработную плату  работников, культурно-массовое обслуживание);

- частичную оплату  путевок в детские загородные  оздоровительные лагеря, находящиеся  на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;

- частичное содержание  детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату  труда тренерско-преподавательского  состава и аренду помещений, необходимых  для учебно-тренировочного процесса);

- оплату проезда  к месту лечения и обратно;

- создание резерва  для обеспечения финансовой устойчивости  Фонда на всех уровнях. Порядок  формирования резерва и предоставления  из него средств (на возвратной  основе или безвозмездно) определяется  инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета  средств государственного социального  страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно  с Министерством труда и социального  развития РФ, Министерством финансов  РФ, Государственной налоговой службой  РФ и с участием Центрального  банка РФ;

- обеспечение текущей  деятельности, содержание аппарата  управления Фонда;

- финансирование  деятельности подразделений органов  исполнительной власти, обеспечивающих  государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

- проведение научно-исследовательской  работы по вопросам социального  страхования и охраны труда;

- осуществление  иных мероприятий в соответствии  с задачами Фонда, включая разъяснительную  работу среди населения, поощрение  внештатных работников Фонда, активно  участвующих в реализации мероприятий  по социальному страхованию;

- участие в финансировании  программ международного сотрудничества  по вопросам социального страхования.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда. При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами [8, С.345].

В итоге, на сегодняшний день Фонд социального страхования организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования.

 

1.3. Роль Фонда социального страхования в системе социального 

                                       обеспечения                                                     
        Переход к ней существенно изменяет социально-экономическую среду, в которой формируется, развивается и воспроизводится трудовой потенциал. В общественное сознание возвращается понятие «социальный риск» (имеется в виду вероятность в материальной необеспеченности трудящихся при утрате ими возможности участвовать в экономическом процессе). Причины и факторы социального риска зачастую носят объективный по отношению к отдельно взятому человеку характер: угрозы безработицы, потери трудоспособности из-за несчастного случая, болезни и т.д. В такого рода случаях ни обособленный, ни даже вошедший в какую-либо значительную группу трудящихся работник, едва ли в состоянии предотвратить негативные события [17, С.20].

Строго говоря, социальные риски появились у нас не сегодня. Они существовали и в социалистическом обществе, но в значительно меньших масштабах. Централизованно-плановая система стандартизировала благополучие людей, причем на уровне его минимума, но обеспечивала устойчивость условий общественной жизнедеятельности. Социалистическое государство, будучи основным работодателем и собственником средств производства, в принципе гарантировало экономическую, социальную стабильность, безопасность, несло ответственность за экономические и социальные риски. С развитием многообразия форм собственности картина стала иной, сфера государственного обеспечения и ее возможности сократились.

Возрастание степени социального риска неоправданно рассматривать как неудачное стечение обстоятельств; это закономерный, естественный в наших условиях процесс, своего рода «оборотная сторона» повышения экономической свободы. Отсюда несомненная необходимость создания таких механизмов и форм социальной защиты, которые были бы адекватны новым условиям в обществе, новому соотношению интересов работника, предприятия, государства и общества.

Осуществляющийся в стране процесс реформирования лишает систему социального обеспечения ее прежнего основного гаранта - стабильных поступлений из госбюджета. Бесплатные социальные услуги уходят в прошлое, вытесняясь платными. В основу формирующейся системы социальной защиты должны быть положены страховые методы. Их суть сводится к распределению материальной ответственности по компенсации и минимизации социальных рисков среди максимально возможного числа участников; иначе говоря, социальная защита приобретает форму организованной взаимопомощи.

В соответствии с классификацией основных причин потери заработка социальное страхование делится на несколько видов (ветвей): от несчастных случаев, по болезни, старости, инвалидности, в связи с материнством, потерей кормильца и, наконец, безработицей.

Помимо характера риска, при классификации видов социального страхования учитывается и способ его организации: на добровольных началах или в обязательном порядке. Между этими двумя основными формами возможен ряд переходных, объединяемых так называемым условно-обязательным страхованием. Еще одна грань отличия состоит в том, что страхование может быть местным, т.е. распространяющимся лишь на определенную территорию, и общегосударственным [9, С.29].

Наряду с социальным страхованием существует и другая форма социальной защиты – социальная помощь. В ее основе иные принципы организации. Практика страхования строится на прочной статистической базе, учете и анализе закономерностей того или иного вида риска, имеет своими важнейшими задачами его профилактику и снижение и распространяется прежде всего на экономически активное, занятое население (так как финансируется главным образом за счет его доходов). Программы же социальной помощи носят в основном компенсационный характер, нацелены на поддержку наиболее уязвимых слоев населения и финансируются преимущественно из бюджетных средств различного уровня. Кроме того, существенной особенностью страхования является самопомощь его участников, самоуправление страховой организации. Основную грань между социальным страхованием и социальной помощью, таким образом, можно свести к различию функции и роли государства в организации и деятельности этих институтов [15, С.40].

На нынешнем этапе развития нашей страны весьма важным вопросом является построение рыночной модели социального страхования. Его социалистическая модель характеризовалась явным сходством с социальным обеспечением. Такая система имела несомненные положительные черты, прежде всего здесь имеется в виду то, что государство все функции социальной защиты брало на себя, и на этой основе достигалась стабильность функционирования. Но в то же время по самой природе своей она освобождала людей от личной ответственности за свое будущее. Государство (с помощью профсоюзов) собирало ресурсы и распределяло их в виде пособий и пенсий, получатель которых, хотел он того или нет, играл роль иждивенца. Поскольку такое положение было всеобщим, оно, естественно никак не могло способствовать заинтересованности трудящихся в повышении эффективности ихучастия в общественном производстве.

Социальное страхование базируется на других подходах. Они таковы, что государство устанавливает лишь общие «правила игры», утверждает их в виде нормативных актов, регулирующих взаимоотношения трех социальных субъектов: работодателей, работников и государственных органов. Страховые взносы аккумулируются в страховых фондах и расходуются на строго определенные цели при наступлении страховых случаев. Государство вмешивается в деятельность самоуправляемых фондов социального страхования лишь в минимальной степени, сводящейся к контролю над соблюдением порядка выплат из них [10, С.344].

В итоге, введение указанных законов направлено на усиление роли социального страхования и страхового стажа в расчете пособий по временной нетрудоспособности и на поддержку граждан, имеющих детей, что является приоритетным в демографической политике страны.

Таким образом, Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.

Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из основных ведомств, чья работа напрямую связана со сферой социальной защиты работающего населения. Через счета фонда проходят выплаты по листкам временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам; с помощью средств фонда осуществляется поддержка национального проекта «Здоровье», программы «Родовый сертификат» и работа с льготными категориями граждан (обеспечение протезами санаторно-курортным лечением). Фонд социального страхования занимается финансированием оздоровительных детских программ и углубленных медицинских осмотров, работающих на предприятиях с вредными и (или) опасными условиями труда.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ  бюджета Фонда социального страхования

 

2.1. Анализ доходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

Средства ФСС образуется за счет:

- страховых взносов работодателей;

- страховых взносов граждан-предпринимателей, а также осуществляющих трудовую  деятельность на иных условиях  и имеющих право на обеспечение  по государственному социальному  страхованию;

- доходов от инвестирования  части временно свободных средств  фонда в ликвидные государственные  ценные бумаги и банковские  вклады в пределах средств, предусмотренных  бюджетом на соответствующий  период;

Информация о работе Фонд социального страхования