Фонд социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом «страх». Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты деятельности Фонда социального страхования…..6
1.1. Становление и особенности функционирования Фонда социального страхования Российской Федерации...............................................................6
1.2. Цели, задачи и структура Фонда социального страхования Российской Федерации………………………………………………………………………..9
1.3. Роль Фонда социального страхования в системе социального обеспечения………………………………………………………………………12
2. Анализ бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации………………………………………………………………………..16
2.1. Анализ доходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации …………………………………………………………16
2.2. Анализ структуры расходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации………………………………………20
2.3. Перспективы развития Фонда социального страхования……………..24
Выводы и предложения………………………………………………………..27 Список использованной литературы…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Содержание (2).docx

— 101.64 Кб (Скачать)

 

 

ЧОУ ВПО ИНСТИТУТ эконОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

(г. Казань)

 

Экономический факультет

 

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

Фонд социального страхования и перспективы его развития

Курсовая работа по дисциплине

«Финансы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:________________________

студент гр. 111 очного отделения

Вострухина Наталья Викторовна

Научный руководитель:___________

ассистент кафедры «финансы и кредит» Шарифуллина Эльвира Вильсуровна

 

 

Чистополь – 2013

 

Содержание 
Введение………………………………………………………………………….3

1. Теоретические аспекты деятельности Фонда социального страхования…..6

1.1. Становление и особенности  функционирования Фонда социального  страхования Российской Федерации...............................................................6

1.2. Цели, задачи и структура Фонда социального страхования Российской Федерации………………………………………………………………………..9 
1.3. Роль Фонда социального страхования в системе социального обеспечения………………………………………………………………………12 
2. Анализ бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации………………………………………………………………………..16

2.1. Анализ доходной части бюджета  Фонда социального страхования   Российской Федерации …………………………………………………………16

2.2. Анализ структуры расходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации………………………………………20 
2.3. Перспективы развития Фонда социального страхования……………..24

Выводы и предложения………………………………………………………..27  Список использованной литературы…………………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Введение

Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом «страх». Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

Рискованный характер общественного производства - главная причина беспокойства каждого собственника имущества и товаропроизводителя за свое материальное благополучие. На этой почве закономерно возникла идея возмещения материального ущерба путем солидарной его раскладки между заинтересованными владельцами имущества. Если бы каждый отдельно взятый собственник попытался возместить ущерб за свой счет, то он был бы вынужден создавать материальные или денежные резервы, равные по величине стоимости своего имущества, что естественно, разорительно.

Между тем жизненный опыт, основанный на многолетних наблюдениях, позволил сделать вывод о случайном характере наступления чрезвычайных событий и неравномерности нанесения ущерба. Было замечено, что число заинтересованных хозяйств, часто бывает больше числа пострадавших от различных опасностей. При таких условиях солидарная раскладка ущерба между заинтересованными хозяйствами заметно сглаживает последствия стихии и других случайностей.

Одна из основных черт рыночных отношений - наличие развитых систем защиты граждан: социального страхования и социальной помощи. При этом главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально-экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области организации социального страхования в условиях рыночной экономики. В этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а также концептуальных подходов и формирующейся законодательной базы.

В государствах с социально ориентированной экономикой развиты системы социальной защиты граждан, двумя основными составляющими которыми являются социальная помощь и социальное страхование. Программы социальной помощи предназначены для адресной, избирательной поддержки наиболее социально уязвимых групп населения. Такие программы финансируются преимущественно за счет бюджетных средств различных уровней и носят компенсационный характер. Как правило, система социальной помощи является институтом попечительства, вспомоществования и вытекающими отсюда особенностями прямого государственного управления.

Социальное страхование распространяется, прежде всего, на активное, занятое население и финансируется за его счет, а также за счет работодателей. Оно основывается на анализе различных социальных рисков потери дохода или заработка лицами наемного труда и тщательно статистическом учете.

Социальные риски существовали и при прежней модели хозяйственной деятельности, но в значительно в меньших размерах. Централизованно - плановая социалистическая система стандартизировала, минимизировала, но обеспечила определенные условия общественной жизнедеятельности, в том числе несла ответственность и за социальный риск.

Система социального страхования хоть и медленно, но начинает меняться. На смену единой государственной форме социального страхования приходит разветвленная система автономных внебюджетных видов социального страхования: пенсионного, социального, медицинского, занятости.

Предметом исследования в данной работе является система социального страхования.

Объектом исследования – Фонд социального страхования Российской Федерации.

Цель работы - показать место и роль социального страхования в обществе.

Для достижения цели формируются следующие задачи:

- проследить становление Фонда и особенности его функционирования;

- определить сущность Фонда, его цели, задачи и структуру;

          - определить роль Фонда социального страхования в системе социального обеспечения;

- провести анализ доходной части бюджета фонда социального страхования;

- изучить структуру  расходов Фонда, проанализировать  ее изменения;

- изучить перспективы развития деятельности Фонда социального страхования.

Для решения поставленных задач использовались учебные пособия, материалы периодической печати, официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, вывода и предложений, списка использованной литературы.

В первой главе рассмотрены теоретические основы социального страхования, его значение в реализации государственных социальных гарантий, цель и функции. Также определена роль Фонда социального страхования в системе социальной защиты современной России.

Во второй главе проведен анализ доходной и расходной части бюджета Фонда социального страхования и представлены перспективы развития его деятельности.

При написании работы использовались следующие методы исследования: анализ, систематизация, экономико-статистический и др.

 

 

  1. Теоретические аспекты деятельности социального страхования

 

      1. Становление и особенности функционирования Фонда социального страхования Российской Федерации

2 июня 1903 года с высочайшего  соизволения императора Николая II в Российской империи были введены «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Этот день считается официальной датой рождения государственного социального страхования в России.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья». С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации (далее Фонд). С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ [2].

В настоящее время Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.

Кроме того, Фонд финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию.

В 2000 году Фонд социального страхования начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 года 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [4].

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета [5].

В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года №771 «Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета» на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

Одним из столпов социальной политики рыночных экономик является обязательное социальное страхование, механизмы которого позволяют справедливо и эффективно аккумулировать и целенаправленно распределять финансовые ресурсы, обеспечивая медицинскую помощь и социальную защиту работающим и членам их семей в случаях наступления соответствующих рисков [6, С.135].

В начале ХХ столетия средняя продолжительность жизни была крайне низкой, трудовой жизни - весьма значительной, период же жизни после выхода на пенсию - коротким. При этом пожилые люди почти всегда испытывали материальную зависимость от своих детей. Одним словом, старость была синонимом бедности. Кроме того, практически отсутствовала защита от других видов социального риска: свирепствовали инфекционные заболевания; доступ к медицинскому обслуживанию оставался весьма ограниченным. К тому же оно было дорогим. В результате болезней, несчастных случаев на производстве и в быту работники и их семьи сталкивались с нуждой, а нередко и с понижением социального статуса; безработица вела к нищете.

Введение социального страхования позволило многие из этих рисков материальной необеспеченности существенно смягчить, а в дальнейшем предпринять меры по их предупреждению и снижению. Уровень бедности среди лиц пожилого возраста в западных странах сегодня зачастую ниже уровня бедности остальных групп населения, а продолжительность жизни после выхода на пенсию составляет 10-20 и более лет. Доступ к медицинскому обслуживанию получили практически все работающие, его уровень существенно повысился. Материальная поддержка лиц, оказавшихся безработными, позволяет им избежать недопустимых лишений, найти в себе силы для переобучения и поиска работы.

Уникальность института социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения. Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические установки [18, С.15].

Таким образомофициальной датой рождения государственного социального страхования в России 2 июня 1903 года.Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

 

1.2. Цели, задачи и структура Фонда социального страхования Российской Федерации

Информация о работе Фонд социального страхования