Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 16:14, курсовая работа
Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом «страх». Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты деятельности Фонда социального страхования…..6
1.1. Становление и особенности функционирования Фонда социального страхования Российской Федерации...............................................................6
1.2. Цели, задачи и структура Фонда социального страхования Российской Федерации………………………………………………………………………..9
1.3. Роль Фонда социального страхования в системе социального обеспечения………………………………………………………………………12
2. Анализ бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации………………………………………………………………………..16
2.1. Анализ доходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации …………………………………………………………16
2.2. Анализ структуры расходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации………………………………………20
2.3. Перспективы развития Фонда социального страхования……………..24
Выводы и предложения………………………………………………………..27 Список использованной литературы…………………………………………...32
Фактически в России система социального страхования продолжает базироваться на устаревших принципах социалистической системы социального обеспечения. В результате нынешней реформы системы социального страхования на основе социально ориентированного рыночного подхода должны быть достигнуты следующие цели:
- создание различных видов
социального страхования и
- построение страховых
систем по профессиональному
признаку и с учетом
- повышение личной
- осуществление социального страхования преимущественно теми страховыми организациями, которые не находятся в непосредственной зависимости от государства;
- развитие механизмов
самоуправления страховыми
Неблагоприятные социальные последствия складывающейся ситуации очевидны – это существенное снижение уровня социальной защиты застрахованных. Тревожным фактом является снижение покупательной способности пенсий и пособий, сокращение возможности исполнения мероприятий базовой программы медицинского страхования и программ оздоровления работников и членов их семей.
Очевидно, что поиск путей покрытия дефицита государственных внебюджетных фондов в таком объеме не может проходить только в рамках текущей деятельности Правительства Российской Федерации по формированию проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Необходимо законодательное закрепление уровня страхового возмещения по всем видам обязательного социального страхования и источников его покрытия. Эти решения должны быть выработаны на основе концепции развития всех видов обязательного социального страхования, которая, в свою очередь, должна предусматривать повышение уровня социальной защиты работающих граждан на случай потери заработка [11, С.350].
С помощью концепции следует определить цели и задачи этого института социальной защиты на средне- и долгосрочную перспективы. Для ее разработки важно разработать модель всей системы социального страхования, с детальным описанием функций отдельных ее институтов, подкрепить ее надежными актуарными расчетами, договориться на широкой публичной основе о распределении финансовой нагрузки между основными субъектами правоотношений: работодателями, работниками и государством .
Выработанные и закрепленные в концепции государственные и публичные приоритеты в области обязательного социального страхования должны учитывать как международный опыт, который отражен в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда, Европейского сообщества и требованиях Всемирной торговой организации, так и специфику природно-климатических условий проживания в России, размещения мест приложения труда, исторические и культурные традиции страны.
Что касается принятия оперативных мер, то перспективными представляются следующее направление: осуществление выплат по обязательному социальному страхованию, величина которых не зависит от заработка застрахованного лица, за счет общих доходов федерального бюджета.
Исходя из этого, перспективы совершенствования механизма формирования доходной базы внебюджетных фондов России можно связывать только с привнесением в него реальных страховых характеристик за счет передачи функций плательщика обязательных платежей во внебюджетные фонды России от работодателя к работнику, при одновременном распространении индивидуального учета уплачиваемых платежей для исчисления пенсий и пособий на всю сумму производимых взносов, что имеет место только по платежам в пенсионный фонд России на страховую и накопительную части трудовой пенсии. В результате каждый работник будет знать – какую сумму он заплатил во внебюджетные фонды России, такую он и получит в виде социальных выплат.
В результате данный страховой механизм социальной поддержки граждан России позволит как снизить налоговое бремя отечественных предприятий, так и повысит заинтересованность и ответственность работников в уплате обязательных платежей во внебюджетные фонды России [13, С.140].
Развитие отдельных отраслей системы социального страхования во многом определяется, по нашему мнению, тремя основными факторами:
- уровнем социального риска в обществе, выражающемся в стоимостном выражении утратившего доход по этой причине;
- степенью потери дохода, полной или частичной, постоянной
или временной;
Таким образом следует отметить, что с точки зрения специалистов Российского объединения социальных технологий (РОСТ) общая направленность социального обеспечения в России должна носить страховой характер. В России нужно последовательно строить эффективную систему социального страхования по всем видам социальных рисков. Как уже отмечалось, для этого уже существуют реальные предпосылки.
Отсюда следует, что общий объем доходов бюджета с каждым годом увеличивается. Анализ структуры расходной части бюджета Фонда социального страхования РФ показывает что, до настоящего времени нормативно не урегулирован вопрос перехода к Российской Федерации обязательств по возмещению вреда гражданам вне рамок обязательного социального страхования о несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае ликвидации причинителя вреда.
Выводы и предложения
Обязательное социальное страхование представляет собой часть государственной системы защиты населения. Спецификой его работы является страхование работающих граждан от разного рода рисков, связанных с изменением их материального или социального положения. Если говорить просто, в случае потери трудоспособности Фонд должен помочь застрахованным работающим гражданам сохранить достигнутый ими уровень и качество жизни, а также их социальный статус. Этим и обусловлены функции ФСС:
1.Обеспечение работающих
граждан пособиями по социальному
страхованию:
- пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам;
- пособия, связанные
с материнством и детством.
2.Оздоровление детей
и санаторно-курортное лечение работающих
в формедолечивания после нахождения
в стационаре.
3.Социальное страхование
от несчастных случаев на
- возмещение вреда пострадавшим от несчастных случаев на производстве в виде единовременных и ежемесячных выплат;
- мероприятия по реабилитации пострадавших;
- обеспечение предупредительных мер по снижению травматизма.
В ходе анализа доходной и расходной части бюджета Фонда социального страхования мы вывели, что:
- общая сумма доходов на 2010 год - 203066,60 тыс. рублей, в том
числе прогнозируемые доходы: средства бюджета передаваемые Фонду социального страхования РФ на выплату пособий гражданам подвергшимся воздействию радиации - 168225,40 тыс. рублей; от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 34841,20 тыс. рублей;
- общая сумма доходов на 2011 год - 231323,55 тыс. рублей, в том числе прогнозируемые доходы: средства бюджета Фонду социального страхования РФ на выплату пособий гражданам подвергшимся воздействию радиации - 192527,35 тыс. рублей; от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний –38796,20тыс. рублей;
- общая сумма расходов на 2010 год законопроектом предусмотрена в объеме 182992425,4 тыс. рублей, из них: на обязательное социальное страхование предусмотрено 155686714,3 тыс. рублей, на образование предусмотрено 13864931,9 тыс. рублей, на оздоровление детей предусмотрено 13440779,2 тыс. рублей;
- на 2011 год расходы Фонда предусмотрены в объеме 245083904,9 тыс. рублей из них: на обязательное социальное страхование –214640461,9 рублей, на образование 15470415,6 тыс. рублей, на оздоровление детей 14973027,4 тыс. рублей.
Предусматривается увеличение максимальной суммы, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Выявлены следующие недостатки ФСС:
- расходы на выплату
пособий при рождении ребенка,
пособий по уходу за ребенком
до достижения им возраста
полутора лет, единовременных пособий
женщинам, вставшим на учет в
медицинских учреждениях в
- размер социального пособия на погребение в сумме 1,0 тыс. рублей, не индексировался с 2000 года.
В последнее время предпринято много попыток, совершенствования законодательства о взносах во внебюджетные фонды, но тем не менее на данном этапе существует много проблем: во-первых, противоречия в законодательстве. Здесь, на мой взгляд, необходима, тщательная проработка нормативных актов на факт соответствия их друг другу. Во-вторых, как показывает практика, неуплата или неполная уплата взносов во внебюджетные фонды - одно из самых распространенных нарушений, допускаемых руководителями организаций. Хотя действующее законодательство предусматривает за эти нарушения как налоговую, так и уголовную ответственность, это не может искоренить проблему недоимок в социальные страховые фонды РФ.
Данная ситуация создается из-за высоких ставок отчислений в фонды, естественно предприятия пытаются уклониться от уплаты страховых взносов, чем и объясняется высокий объем недоимок. В данной ситуации внебюджетным фондам надо пойти на снижение ставок (хотя бы на время) отчислений в фонды. В третьих, необходимо внедрять новейшие компьютерные системы и программы, применяемые в зарубежных странах, не только на предприятиях, но в фондах для упрощения и ускорения процедур расчетов с организациями, а также для более строгого контроля со стороны внебюджетных фондов. Имеется в виду, что и предприятие и внебюджетный фонд или страховая компания должны быть подключены к одной компьютерной сети.
Не менее важным является развитие негосударственных страховых фондов( в частности НПФ).Многие специалисты связывают перспективы НПФ с выходом на территории. Это произойдет если фонды сами проявят инициативу и будут, во-первых, находить способы сближения с руководителями регионов и территорий для разработки и реализации территориальных программ НПО; во-вторых, проводить целенаправленную работу по информированию этих руководителей и депутатов местных законодательных собраний о необходимости, целях и возможностях НПО; в-третьих, сотрудничать с департаментами социальной защиты администраций и искать партнеров среди банков и страховых компаний.
Список использованной литературы:
1. Конституция РФ/Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г.// Российская газета. – 1993.- 25 декабря.
2. Федеральный конституционный закон от 16июля 2002 года № 165- ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательств – 2002. -16 июля.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» // Собрание законодательств – 2006. - 25 января.- Ст. 2548.
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательсв.-2004.-24 июля.- Ст. 4826.
5. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «Об обеспечении граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение» // Собрание законодательств.-2004.-22 августа.- Ст. 3246.
II. Специальная литература:
6. Бабич, А.М., Экономика социального страхования / А.М. Бабич, Е.В. Егоров, Е.Н. Жильцов // Учебное пособие. - М.: МГТУ, 2011 г. – 289 с.
7. Кучма, М. И. Новое в расходовании средств Фонда социального страхования РФ / М.И. Кучма // Справочник кадровика. - 2009.- № 3.- С. 113-117.
8. Слепова, В. А. Государственные и муниципальные финанс. / С.И. Лушина - М.: Экономист, 2010. – 763 с.
9. Парамонова, О.Ю. Формирование и использование средств Фонда социального страхования РФ: проблемы и пути решения / О.Ю. Парамонова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. – 2011. - №6.- С. 28-30.
10. Парамонова, О.Ю. Социальное страхование в системе социальной защиты населения /О.Ю. Парамонова // Финансы, кредит и международные экономические отношения в XXI веке. Материалы 1-й международной научной конференции. Т.I / Под ред. д.э.н, проф. В.Е. Леонтьева. - Спб.: СпбГУЭФ. - 2011. - С.343-347.
11. Браун К. Бюджетная система России / В.А. Парыгина,- М.: Эксмо, 2012. – 752 с.
12. Пешехонов, Ю.В. Внебюджетные социальные фонды: состояние и перспективы / Ю.В. Пешехонов // Финансы.- 2010 .- С. 34-41.
13. Поляк, Г.Б. Государственные и муниципальные финансы,/Г.Б. Поляк.- М.: ЮНИТИ,- 2010. – 319 с.
14. Малеева, Т. Внебюджетные социальные фонды: варианты реформирования / С. Смирнов // Человек и труд.- 2010 г.- С.48-50.
15. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Л.А. Дробозина – М.: ЮНИТИ-ДАНА.- 2009.- 250 с.
16. Г.Б. Поляк Финансы / Г. Б. Поляк - М.: ЮНИТИ-ДАНА.- 2009.- 307 с.
17. Г.Б. Поляк Финансы / Г. Б. Поляк - М.: ЮНИТИ-ДАНА.- 2010.– 370 с.
18. Финансы: Учебник / М.В. Романовский — М.: Юрайт.- 2011.- 438 с.
19. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина - М.: Финансы: ЮНИТИ.- 2011.- 353 с.