Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 15:23, курсовая работа
В школьной среде возникает множество конфликтов. Изучение причин возникновения и протекания конфликтов между учениками, выявление уровня тревожности учеников и взаимосвязи влияния уровня тревожности с поведением в конфликтных ситуациях является очень актуальной, т.к. позволяет …………
Дополнить актуальность выбранной темы.
Проблема изучения тревожности в отечественной и зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. С другой стороны, большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах у детей подросткового и юношеского возраста (В.М. Астапов, А.И. Захаров, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан и др.).
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проявлений тревожности и стилей поведения в конфликтных ситуациях
1.1 Понятие «тревожность» в современной научной литературе
1.2 Взаимосвязь тревожности с социальными факторами
1.3 Определение и типы конфликта
1.4 Причины конфликтов и стили разрешения конфликтных ситуаций
1.5 Особенности стилей поведения в конфликтных ситуациях
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у младших школьников
2.1 Определение стиля поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях (Тест К.Томаса)
2.2 Определение уровня тревожности младших школьников (Тест Спилбергера-Ханина)
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Итак, ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший, они используются все без исключения. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Стилей поведения в конфликтной ситуации достаточно, чтобы каждый человек выбрал для себя определенную стратегию поведения и пытался управлять конфликтом и разрешать его.
Вывод.
Анализ литературы по проблеме показал, что понятие тревожность, трактуется неоднозначно.
Из определения понятий
следует, что тревожность можно
рассматривать как
От уровня тревожности зависят социальные факторы: у ребенка с высоким уровнем тревожности неадекватное отношение к себе, заниженная самооценка, непростые отношения со сверстниками, нет стремления к лидерству и желания реализовывать свои способности в учебной деятельности. Тревожные дети отличаются эмоциональной неустойчивостью, повышенным беспокойством, неуверенностью.
Тревожность является проявлением неблагополучия личности. Ее проявление возможно в тревожно - мнительной психологической атмосфере семьи, в которой родители сами склонны к постоянным опасениям и беспокойству.
Конфликт - трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями; способ разрешения коренных противоречий, неразрешимых другим (логическим) путем; противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами); острый способ решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и, обычно сопровождающийся негативными эмоциями; отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.
Конфликты могут быть скрытыми или явными, в основе их лежит отсутствие согласия. Конфликт может протекать между группами, внутри самой личности, между отдельными личностями, между личностью и группой. Причин конфликта много и они разнообразны.
Существуют стили разрешения этих конфликтных ситуаций и чтобы избежать конфликта, надо научиться ими управлять. Ни один из стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший, они используются все без исключения. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Стилей поведения в конфликтной ситуации достаточно, чтобы каждый человек выбрал для себя определенную стратегию поведения и пытался управлять конфликтом и разрешать его.
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности со стилями поведения в конфликтных ситуациях у младших школьников.
Описание исследования
Тестирование проводилось среди учащихся 3 «Б» класса МОУ СОШ № 22 в количестве 16 человек. Из них 7 девочек и 9 мальчиков.
2.1 Определение стиля поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях (Тест К.Томаса)
Методика К.Томаса «Определение стиля своего поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях» по выявлению типичных форм поведения личности в конфликтных ситуациях описывает каждый из пяти возможных вариантов поведения индивида и позволяет диагностировать уровень конфликтности личности.
Методика может применяться для диагностики уровня конфликтности и агрессивности личности.
Детям была предложена следующая инструкция: «Свой выбор по каждому из двойных высказываний записывайте на чистом листе бумаги, например: 1. б); 2. а)».
Опросный лист включал утверждения:
1 а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя
ответственность за решение спорного вопроса.
б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2 а) Я стараюсь найти компромиссное решение
б) Я стараюсь уладить спорный вопрос с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.
3 а) Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4 а) Я стараюсь найти компромиссное решение,
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5 а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого,
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6 а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя,
б) Я стараюсь добиться своего.
7 а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно,
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться главного.
8 а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9 а) Я думаю, что не всегда нужно волноваться из-за каких-то возникающих разногласий,
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10 а) Я твердо стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь найти компромиссное решение.
11 а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все
затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12 а) Зачастую, я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры,
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13 а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано, по-моему.
14 а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах,
б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
15 а) Я стараюсь успокоить
другого и сохранить наши отнош
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16 а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я обычно пытаюсь
убедить другого в
17 а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18 а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность на своем.
б) Я дам ему возможность остаться при своем мнении, если он идет навстречу.
19 а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить окончательно.
20 а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21 а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22 а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека,
б) Я отстаиваю свою позицию.
23 а) Как правило,
я озабочен тем, чтобы
б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на ответственность за решение спорного вопроса.
24 а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти навстречу,
б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25 а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам, другого.
26 а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27 а) Зачастую я стремлюсь избежать споров.
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28 а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29 а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30 а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Ключ к тесту К. Томаса
№ |
Сопер-во |
Сотр-во |
Ком-сс |
Изб-е |
Прис-ние |
1 |
а |
б | |||
2 |
б |
а |
|||
3 |
а |
б | |||
4 |
а |
б | |||
5 |
а |
б |
|||
6 |
б |
а |
|||
7 |
б |
а |
|||
8 |
а |
б |
|||
9 |
б |
а |
|||
10 |
а |
б |
|||
11 |
а |
б | |||
12 |
б |
а |
|||
13 |
б |
а |
|||
14 |
б |
а |
|||
15 |
б |
а | |||
16 |
б |
а | |||
17 |
а |
б |
|||
18 |
б |
а | |||
19 |
а |
б |
|||
20 |
а |
б |
|||
21 |
б |
а | |||
22 |
б |
а |
|||
23 |
а |
б |
|||
24 |
б |
а | |||
25 |
а |
б | |||
26 |
б |
а |
|||
27 |
а |
б | |||
28 |
а |
б |
|||
29 |
а |
б |
|||
30 |
б |
а | |||
Баллы |
|||||
S |
|||||
% |
|||||
В среднем |
Результаты исследования по тесту К.Томаса по определению стиля поведения в конфликтных и предконфликтных ситуациях у девочек из 3 класса представлены в таблице №1.
Определение стиля поведения
в конфликтных и
№ |
Ф. И. |
Сопер-во |
Сотр-во |
Ком-сс |
Изб-е |
Прис-ние |
1 |
Карина А. |
5 |
6 |
11 |
5 |
3 |
2 |
Полина А. |
1 |
5 |
7 |
6 |
11 |
3 |
Алина Б. |
- |
7 |
8 |
5 |
10 |
4 |
Софья К. |
5 |
3 |
11 |
7 |
4 |
5 |
Катя Т. |
4 |
8 |
10 |
6 |
2 |
6 |
Диана Ц. |
4 |
3 |
6 |
8 |
9 |
7 |
Лиза Щ. |
4 |
5 |
11 |
6 |
4 |
Из Таблицы №1 видно, что у девочек преобладают различные стили поведения: У 4 девочек преобладает компромиссный стиль, суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Стиль приспособления ярко выражен у 3 девочек. Из результатов мы видим, что девочки склонны находить компромиссы во время конфликта и приспособляться.
Посмотрим насколько конфликтны мальчики в таблице №2.
Определение стиля поведения в конфликтных и предконфликтных ситуациях по тесту К.Томаса.
Таблица №2.
№ |
Ф. И. |
Сопер-во |
Сотр-во |
Ком-сс |
Изб-е |
Прис-ние |
1 |
Коля И. |
6 |
6 |
7 |
6 |
5 |
2 |
Леша К. |
11 |
7 |
4 |
7 |
1 |
3 |
Леша Л. |
3 |
7 |
5 |
5 |
10 |
4 |
Стас М. |
4 |
3 |
11 |
7 |
5 |
5 |
Миша М. |
3 |
5 |
5 |
8 |
9 |
6 |
Андрей П. |
8 |
6 |
5 |
5 |
6 |
7 |
Максим С. |
5 |
7 |
10 |
5 |
3 |
8 |
Женя Ф. |
6 |
6 |
7 |
5 |
6 |
9 |
Дима Ш. |
6 |
6 |
7 |
6 |
5 |