Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 15:23, курсовая работа
В школьной среде возникает множество конфликтов. Изучение причин возникновения и протекания конфликтов между учениками, выявление уровня тревожности учеников и взаимосвязи влияния уровня тревожности с поведением в конфликтных ситуациях является очень актуальной, т.к. позволяет …………
Дополнить актуальность выбранной темы.
Проблема изучения тревожности в отечественной и зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. С другой стороны, большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах у детей подросткового и юношеского возраста (В.М. Астапов, А.И. Захаров, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан и др.).
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проявлений тревожности и стилей поведения в конфликтных ситуациях
1.1 Понятие «тревожность» в современной научной литературе
1.2 Взаимосвязь тревожности с социальными факторами
1.3 Определение и типы конфликта
1.4 Причины конфликтов и стили разрешения конфликтных ситуаций
1.5 Особенности стилей поведения в конфликтных ситуациях
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у младших школьников
2.1 Определение стиля поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях (Тест К.Томаса)
2.2 Определение уровня тревожности младших школьников (Тест Спилбергера-Ханина)
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Таблица №3 показывает, что в основном у учащихся преобладает умеренный уровень тревожности. С высоким уровнем тревожности 5 человек из 16. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях.
Интерпретация результатов по двум методикам
Табл. № 4. Определение стиля поведения в конфликтных ситуациях и уровня тревожности у девочек.
№ |
Ф.И. |
Соп-во |
Сотр-во |
Ком-сс |
Изб-е |
Прис-ние |
СТ |
ЛТ |
1 |
Карина А. |
5 |
6 |
11 |
5 |
3 |
40 |
42 |
2 |
Полина А. |
1 |
5 |
7 |
6 |
11 |
33 |
41 |
3 |
Алина Б. |
- |
7 |
8 |
5 |
10 |
32 |
44 |
4 |
Софья К. |
5 |
3 |
11 |
7 |
4 |
44 |
43 |
5 |
Катя Т. |
4 |
8 |
10 |
6 |
2 |
37 |
44 |
6 |
Диана Ц. |
4 |
3 |
6 |
8 |
9 |
43 |
46 |
7 |
Лиза Щ. |
4 |
5 |
11 |
6 |
4 |
41 |
39 |
Из Таблицы №4 мы видим, что у девочек с умеренным уровнем тревожности сотруднический и компромиссный стиль поведения в конфликтах, а высокому уровню тревожности соответствует сопернический и стиль избегания в конфликтных ситуациях.
Соотнесем также результаты исследования мальчиков и занесем в таблицу №5.
№ |
Ф.И. |
Соп-во |
Сотр-во |
Ком-сс |
Изб-е |
Прис-ние |
СТ |
ЛТ |
1 |
Коля И. |
6 |
6 |
7 |
6 |
5 |
41 |
48 |
2 |
Леша К. |
11 |
7 |
4 |
7 |
1 |
39 |
48 |
3 |
Леша Л. |
3 |
7 |
5 |
5 |
10 |
34 |
44 |
4 |
Стас М. |
4 |
3 |
11 |
7 |
5 |
32 |
40 |
5 |
Миша М. |
3 |
5 |
5 |
8 |
9 |
37 |
44 |
6 |
Андрей П. |
8 |
6 |
5 |
5 |
6 |
40 |
47 |
7 |
Максим С. |
5 |
7 |
10 |
5 |
3 |
32 |
39 |
8 |
Женя Ф. |
6 |
6 |
7 |
5 |
6 |
36 |
43 |
9 |
Дима Ш. |
6 |
6 |
7 |
6 |
5 |
44 |
49 |
Таблица №5 показывает, что мальчики с высоким уровнем тревожности в конфликте используют сопернический стиль поведения и избегание, а у которых уровень тревожности умеренный и низкий, то используется сотруднический и компромисс.
Вывод.
В результате проведенного исследования мы выявили связь уровня тревожности со стилями поведения в конфликтных ситуациях у иладших школьников.
Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:
1. Уровень личностной тревожности у девочек и мальчиков превышает уровень ситуативной тревожности.
2. Мальчики и девочки с высоким уровнем тревожности в конфликтных ситуациях используют сопернический стиль поведения, а с умеренным и низким - сотрудничество и компромисс.
Заключение
В работе проблема тревожности рассматривается в самых различных аспектах. Ее решение относится к числу острых и актуальных задач психологии.
Изучение, а
также своевременная
Поставленная цель в ходе исследования была достигнута.
Проведя исследование, можно отметить, что уровень тревожности влияет на поведение детей в конфликтных ситуациях. Ребята с высоким уровнем тревожности в конфликте ведут себя сопернически, т.е не учитывают интересов собеседника, а дети с низким уровнем в конфликте или идут на компромисс или сотрудничают.
Проведенное исследование показало, что высокий уровень тревожности в младшем школьном возрасте приводит к затруднениям в общении и приводит к возникновению конфликтов.
Изучение взаимосвязи позволяет проследить причину возникновения конфликтов, причину низкой самооценки и проблему общения у младших школьников.
Список литературы:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога
2. Анцупов А.Я., Леонов Н.И. « Хрестоматия по конфликтологии»
3. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.// Психологический журнал, 1992. Т.13 №5.
4. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. « Управление персоналом» 2002, 465с.
5. Баярд Р., Баярд Д. Волнение беспокойного подростка. - М., 1978г.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.: Издательство, 1995. - 352 с.
7. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000.
8. Дж. Браун Фрейд и постфрейдисты статьи. 1993, с.12
9. Дж.Г.Скотт. Конфликты. Пути их преодоления.- Киев, 1991
10. Журавлев А.Л., Вахин А.А. Социально - психологические аспекты исследования конфликта//Современная конфликтология в контексте культуры мира. 2001., № - С.357-372.
11. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей.- М., 1986
12. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта М., АО Аспект пресс 1994.
13. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций.- Ростов н/Д: Феникс.1998.-480 с.
14. Хорни К. Собрание сочинений. В 3 том.- М.: Смысл.- 1997.-Т.2 .- С.174-180.
15. Кон И.С. В поисках себя 1984, с 225 Гл.1 ч.2.гл1.
16. Козер Л.А. Завершение конфликта статьи. 2004
17. Кочубей Б. Детские тревоги: что, откуда, почему?// семья и школа, 1988г., №7.
18. К. Леонгард Акцентурированные личности Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.
19. Левитов Н.Д. Психические состояния беспокойства и тревоги
20. Психологический словарь /под ред. Давыдова В.В.,М.1983
21. П.Холмс Внутренний мир снаружи: теории объектных отношений М., 1999. 277с
22. Психология страха: Популярная энциклопедия, -М., 1999
23. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика, М. 2000
24. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования, 1998г., №2.
25. Психологический словарь. / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского, - М., 1990г.
26. П.Симонов Познание неосознаваемого, статьи, 2002
27. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М. 1994г.
28. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. - С-Пб.., 1997г
29. Хрестоматия по психологии, под руководством А.В.Петровского. - М., Просвещение, 528 с.
30. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Лебединский В. В. - М., 1990г.