Технологии работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель: изучить технологии работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи.
Задачи:
1. Изучить особенности технологий социальной работы с лицами «группы риска».
2. На основе анализа литературы определить теоретическое содержание понятий семей нуждающихся в помощи.
3. Изучить специфику работы с лицами «группы риска»нуждающимися в помощи.

Файлы: 1 файл

контрольная по технологии.docx

— 43.09 Кб (Скачать)

Количество разводов в таких семьях намного выше - отцы чаще не в состоянии выдерживать  постоянные трудности и уходят из семьи. Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной  реабилитирующей и развивающей  помощи, иногда ведут практически  биологическое существование, не получая тех навыков и умений, которые помогут им хотя бы в самообслуживании, если не в трудовом самообеспечении. [24] 

По мнению Е.И. Холостова, полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейного неблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждаться в помощи. Невыплата заработной платы, банкротство предприятий, безработица влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих членов семьи. Разрушение стабильности социального статуса, потеря уверенности в защищенности и незыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей и иногда могут привести к асоциальным реакциям. Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, не имеющей формальных признаков социального риска, может помочь ей сохранить стабильность - в противном случае семья может перейти в категорию неблагополучных. [24, 513] 

Семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, между родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи и обеспеченной, интеллигентной, и малообеспеченной или малообразованной семье. Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь такой семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждении пока не в состоянии. 

Число семей «группы  риска», как отмечает В.И. Курбатов, умножается за счёт расширения зон  военных и межнациональных конфликтов, экономического неблагополучия. [1, 297] 

Поступки детей  из семей «группы риска» довольно часто вступают в противоречие с  общепринятыми правилами и нормами  поведения. Они проявляют агрессивность  в общении со сверстниками, дерзость и отрицание авторитетов по отношению  к старшим. Взрослея, согласно В.И. Курбатову, эти дети всё чаще переступают  нормы закона. К категории семей  «группы риска» относят семьи  несовершеннолетних матерей. 

К семьям «группы  риска» В.И. Курбатов, относит семьи  матерей, имеющих маленьких детей  и освободившихся из заключения; семьи, чьи дети в домах младенцев. [16, 304] 

Как отмечает Е.И. Холостов, причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания. Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей. [24] 

По-мнению Холостова, во-первых, это обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи - это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. Самая же большая сложность - затруднения в правильной полоролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители. [24, 509] 

Хотя полоролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам. 

Таким образом, семья  есть основанное на браке или кровном  родстве объединение людей, связанных  общностью быта и взаимной ответственностью. В семье человек усваивает  нормы и правила человеческого  поведения. Когда семья игнорирует, а порой полностью отказывается по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции, дестабилизирует  образ семьи, возникает угроза её распада. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным  причинам затруднено или нарушено, а их существование как семей  находится под угрозой, характеризуются  как семьи социального риска. Именно эти семьи являются объектами  социальной работы. 

социальный работа семья дисфункция 

1.3 Специфика работы  с семьями «группы риска» 
 

В семье, основной ячейке общества, формируется ребёнок. Семья  является индикатором социально-экономического, социально-политического, социально-культурного  и иного развития страны в целом, бытовых, идеологических, социально-психологических, ценностно-нормативных и иных условий, которые из этих предпосылок вытекают. 

Семья - полноправный институт социального воспитания и  перед ней стоит задача преодолеть отчуждение детей, возникающее в  результате разводов, ранней сексуальной  жизни, беременности несовершеннолетних, отказ от детей, роста числа семей, в которых дети воспитываются  одним из родителей, предоставления подростков самим себе в связи  с занятостью родителей, разрушением  патриархальных семей и потерей  авторитета в семье отца, что негативно  отражается на отношениях между родителями и детьми и приводит к утрате родителями основного воспитательного влияния на подрастающее поколение. 

В целях сохранения и развития социальных функций семьи  государство разрабатывает и  реализует семейную политику, которая  включает в себя две основные задачи: с одной стороны, она направлена на стабилизацию положения семьи, создание реальных предпосылок положительной  динамики процессов её жизнеобеспечения, а с другой - на формирование эффективной  системы социальной защиты социально-уязвимых семей. В этих целях в республике внедряется ряд программ общенационального  масштаба: «Основные направления  государственной семейной политики Республики Беларусь», Перспективный  национальный план по выполнению Закона Республики Беларусь «О правах ребёнка», национальная программа «Дети Беларуси»  в составе 5 подпрограмм: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Совершенствование социальной защиты семей и детей», «Детское питание», а также Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающих детей». 

Реализуя программы  защиты материнства и детства, республиканские  органы работают в тесном контакте с представительством ООН в Республике Беларусь (ПРООН) с представительством Детского Фонда в Республике Беларусь (ЮНИСЕФ). 

Важным аспектом государственной семейной политики являются формирование системы социальной работы с семьёй, совершенствование  её содержания и технологий. Среди  видов и форм социальной помощи, направленной на сохранение семьи выделяют: 

а) экстренную социальную работу (экстренная помощь, срочная  социальная помощь, предоставление убежища, немедленное удаление из семьи детей, подвергающихся жестокому обращению, находящихся в опасности; 

б) социальную работу, направленную на поддержание стабильности семьи; 

в) социальную работу, ориентированную на развитие семьи  и её членов. [20, 92] 

В настоящее время  в республике развивается адресная, социальная помощь семье, включающая в  себя денежную помощь, натуральное  обеспечение, гуманитарную помощь, льготы и услуги.  

Также, социальный педагог  с семьями «группы риска» работает по следующим направлениям: 

- социально-профилактическая  работа, направленная на устранение  причин возникновения проблем,  а также систему мер профилактики  семейного неблагополучия, конфликтов, разводов, стрессовых состояний; 

- социальная помощь, цель которой - оказание разносторонних  социальных услуг семьям в  условиях конкретного сообщества, конкретной ситуации; 

- социальный патронаж  или одно из направлений социальной  работы, основанное на сопровождении  семей, требующих систематического  поддержания условий, необходимых  для обеспечения жизнедеятельности  социально - незащищённых семей; 

- социальная реабилитация, ориентированную на оказание помощи молодой семье с целью преодоления семейных конфликтов, кризисных состояний, дисгармонии во взаимоотношениях, временных или постоянных трудностей в жизнедеятельности семьи. [9, 325] 

Одним из важнейших  принципов работы с семьёй является принцип самообеспечения семьи через оказание ей социальной помощи с целью поиска и стимулирования внутренних резервов, которые помогут семье разрешить собственные проблемы. Социально-педагогическая работа с семьёй ориентирована как на всю семью, так и на отдельных её членов - детей, родителей и т.д. [9, 330] 

Социально-профилактическая работа, согласно А.И. Левко, с семьёй заключается в реализации системы  социально-психологических, медико-социальных и правовых подходов, ориентированных  на устранение причин возникновения  проблем, преодоления неблагополучия, конфликтов, разводов, стрессового  состояния, подготовку к выполнению функций родителей, охрану репродуктивного  здоровья молодёжи, организацию работы по преодолению ошибок, нарушений  в системе семейного воспитания. [9, 331] 

Социальная помощь имеет цель оказания разнообразных  социальных услуг семей в условиях конкретных отношений, конкретной ситуации. Эти услуги способствуют формированию в семье нормальной жизнедеятельности  и могут носить информационный, консультативный  характер с целью оказания психолого-педагогической, правовой, социально-медицинской, материальной поддержки семьи. [9, 331] 

Социальный педагог  предварительно разъясняет, какие льготы имеют молодые семьи, женщины, одинокие люди, несовершеннолетние матери, дети из неблагополучных семей и семей  «группы риска», участвует в формировании их правосознания, способствует восприятию родителями своих обязанностей, оказывает  различные виды социальных услуг  детям и семьям. Молодым семьям и несовершеннолетним гарантируется  оказание различного рода информационных консультаций. [9, 332] 

Социальный патронаж - одно из направлений социальной работы, ориентированное на постоянную поддержку  семьям, нуждающимся в ней. [9, 332] 

Социальная реабилитация, как считает П.П.Украинец, ориентированна на оказание помощи семьям, члены которых имеют устойчивую алкогольную или наркотическую зависимость или вернулись из мест лишения свободы. Работа по социальной реабилитации проводится как с каждым членом семьи, так и со всей семьёй и родственниками. Основная цель такой работы - выведение членов семьи из стрессового состояния, оказание социально-медицинской, социально-правовой помощи, восстановление чести, достоинств, прав и свобод членов семьи. [292, 100] 

В связи с резким ростом числа семей и детей  различных «групп риска» возникла необходимость  в новых формах социально-педагогической работы с проблемными семьями, детьми. Такой формой, по мнению В.И.Курбатова, явилась организация специфических  образовательных учреждений-центров  психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям. [9] 

По мнению В.И. Курбатова, первоочередная задача социального  педагога в работе с семьёй - это  разрешение кризисных ситуаций. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работая с семьёй, решает социальные, экономические, медицинские и психологические  задачи. [16, 326] 

Информация о работе Технологии работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи