Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:12, контрольная работа
Цель: изучить технологии работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи.
Задачи:
1. Изучить особенности технологий социальной работы с лицами «группы риска».
2. На основе анализа литературы определить теоретическое содержание понятий семей нуждающихся в помощи.
3. Изучить специфику работы с лицами «группы риска»нуждающимися в помощи.
Количество разводов
в таких семьях намного выше -
отцы чаще не в состоянии выдерживать
постоянные трудности и уходят из
семьи. Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной
реабилитирующей и развивающей
помощи, иногда ведут практически
биологическое существование, не получая
тех навыков и умений, которые помогут
им хотя бы в самообслуживании, если не
в трудовом самообеспечении. [24]
По мнению Е.И. Холостова,
полная малодетная семья, находящаяся
в состоянии социального или семейного
неблагополучия, не относится официально
к группе риска, но тоже может нуждаться
в помощи. Невыплата заработной платы,
банкротство предприятий, безработица
влияют как на материальное положение,
так и на социально-психологическое самочувствие
работающих членов семьи. Разрушение стабильности
социального статуса, потеря уверенности
в защищенности и незыблемости семейного
мира отрицательно действуют на взрослых
и детей и иногда могут привести к асоциальным
реакциям. Сравнительно небольшая помощь,
оказанная в такой момент семье, не имеющей
формальных признаков социального риска,
может помочь ей сохранить стабильность
- в противном случае семья может перейти
в категорию неблагополучных. [24, 513]
Семейные проблемы
(дисфункциональность семейных связей,
патологизация отношений между супругами,
между родителями и детьми) не зависят
от социального статуса семьи и могут
быть присущи и обеспеченной, интеллигентной,
и малообеспеченной или малообразованной
семье. Социальные работники в настоящее
время могут оказывать помощь такой семье
преимущественно на этапе ее кризиса,
в момент конфликта или распада, заниматься
же профилактикой семейных дисфункций,
налаживанием семейных коммуникаций в
предкризисном состоянии большинство
социальных учреждении пока не в состоянии.
Число семей «группы
риска», как отмечает В.И. Курбатов,
умножается за счёт расширения зон
военных и межнациональных
Поступки детей
из семей «группы риска» довольно
часто вступают в противоречие с
общепринятыми правилами и
К семьям «группы
риска» В.И. Курбатов, относит семьи
матерей, имеющих маленьких детей
и освободившихся из заключения; семьи,
чьи дети в домах младенцев. [16,
304]
Как отмечает Е.И. Холостов,
причиной возникновения социальных проблем
в неполных семьях является в первую очередь
малообеспеченность, поскольку в семье
имеется всего один трудовой доход (иногда
трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена
жить на пособие по безработице либо на
детские пособия). Доход женщины, как правило,
значительно ниже дохода мужчины в силу
ее отставания на социальной лестнице,
вызванного выполнением обязанностей
по уходу за детьми. Доход от алиментов,
если дети имеют на них право и получают
их, как правило, покрывает не более половины
стоимости их содержания. Социально-экономические
проблемы присущи не всем неполным семьям;
во всяком случае, их разрешить проще,
чем социально-психологические проблемы,
присутствующие во внутриличностной сфере
и межличностных отношениях членов неполных
семей, прежде всего детей. [24]
По-мнению Холостова,
во-первых, это обида, угнетенность и чувство
собственной неполноценности, которые
могут испытывать дети после развода их
родителей. Нередко дети винят себя в распаде
семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми,
нередкое у женщин (поскольку в большинстве
случаев неполные семьи - это мать, одна
воспитывающая детей), что является причиной
их гиперопеки. Стремясь не допустить
снижения жизненных стандартов своих
детей по сравнению с детьми из благополучных
семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую
нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою
очередь, не может уделять им достаточно
времени и внимания. Нередки также случаи,
когда обиду на бывшего супруга, виновного
в распаде семьи, женщина вымещает на своих
детях, проявляя жестокость. В любом случае
благоприятный психологический климат
в семье отсутствует. Самая же большая
сложность - затруднения в правильной
полоролевой идентификации и ориентации
детей. Ребенок формирует стереотипы своего
восприятия и поведения, руководствуясь
образцом, которым для него являются взрослые,
в первую очередь родители. [24, 509]
Хотя полоролевое
поведение людей в различных культурах
изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях
оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический
стереотип предписывает социальной роли
мужчины такие черты и признаки, которые
не присущи социальной роли женщины. Сама
по себе жесткая определенность этих ролей
может оказать неблагоприятное воздействие,
если человек слаб, а стереотип требует
от него доминирования, силы, мужественности
или наоборот. Но в неполной семье (тем
более если она стала таковой на ранних
стадиях социализации ребенка или изначально
была неполной) ребенок лишен образца
того, как должны вести себя мужчины и
женщины в различных ролевых ситуациях,
поэтому в будущем, в своей собственной
семье человек далеко не всегда сможет
продемонстрировать адекватное полоролевое
поведение; это приводит к дисфункциональности
и конфликтам.
Таким образом, семья
есть основанное на браке или кровном
родстве объединение людей, связанных
общностью быта и взаимной ответственностью.
В семье человек усваивает
нормы и правила человеческого
поведения. Когда семья игнорирует,
а порой полностью отказывается
по тем или иным причинам от выполнения
какой-либо функции, дестабилизирует
образ семьи, возникает угроза её
распада. Семьи, социальное функционирование
которых по субъективным или объективным
причинам затруднено или нарушено,
а их существование как семей
находится под угрозой, характеризуются
как семьи социального риска.
Именно эти семьи являются объектами
социальной работы.
социальный работа семья
дисфункция
1.3 Специфика работы
с семьями «группы риска»
В семье, основной ячейке
общества, формируется ребёнок. Семья
является индикатором социально-
Семья - полноправный
институт социального воспитания и
перед ней стоит задача преодолеть
отчуждение детей, возникающее в
результате разводов, ранней сексуальной
жизни, беременности несовершеннолетних,
отказ от детей, роста числа семей,
в которых дети воспитываются
одним из родителей, предоставления
подростков самим себе в связи
с занятостью родителей, разрушением
патриархальных семей и потерей
авторитета в семье отца, что негативно
отражается на отношениях между родителями
и детьми и приводит к утрате родителями
основного воспитательного влияния на
подрастающее поколение.
В целях сохранения
и развития социальных функций семьи
государство разрабатывает и
реализует семейную политику, которая
включает в себя две основные задачи:
с одной стороны, она направлена
на стабилизацию положения семьи, создание
реальных предпосылок положительной
динамики процессов её жизнеобеспечения,
а с другой - на формирование эффективной
системы социальной защиты социально-уязвимых
семей. В этих целях в республике
внедряется ряд программ общенационального
масштаба: «Основные направления
государственной семейной политики
Республики Беларусь», Перспективный
национальный план по выполнению Закона
Республики Беларусь «О правах ребёнка»,
национальная программа «Дети Беларуси»
в составе 5 подпрограмм: «Дети Чернобыля»,
«Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Совершенствование
социальной защиты семей и детей»,
«Детское питание», а также Закона
«О государственных пособиях семьям,
воспитывающих детей».
Реализуя программы
защиты материнства и детства, республиканские
органы работают в тесном контакте
с представительством ООН в Республике
Беларусь (ПРООН) с представительством
Детского Фонда в Республике Беларусь
(ЮНИСЕФ).
Важным аспектом
государственной семейной политики
являются формирование системы социальной
работы с семьёй, совершенствование
её содержания и технологий. Среди
видов и форм социальной помощи,
направленной на сохранение семьи выделяют:
а) экстренную социальную
работу (экстренная помощь, срочная
социальная помощь, предоставление убежища,
немедленное удаление из семьи детей,
подвергающихся жестокому обращению,
находящихся в опасности;
б) социальную работу,
направленную на поддержание стабильности
семьи;
в) социальную работу,
ориентированную на развитие семьи
и её членов. [20, 92]
В настоящее время
в республике развивается адресная,
социальная помощь семье, включающая в
себя денежную помощь, натуральное
обеспечение, гуманитарную помощь, льготы
и услуги.
Также, социальный педагог
с семьями «группы риска» работает
по следующим направлениям:
- социально-профилактическая
работа, направленная на устранение
причин возникновения проблем,
а также систему мер
- социальная помощь,
цель которой - оказание разносторонних
социальных услуг семьям в
условиях конкретного
- социальный патронаж
или одно из направлений
- социальная реабилитация,
ориентированную на оказание помощи молодой
семье с целью преодоления семейных конфликтов,
кризисных состояний, дисгармонии во взаимоотношениях,
временных или постоянных трудностей
в жизнедеятельности семьи. [9, 325]
Одним из важнейших
принципов работы с семьёй является
принцип самообеспечения семьи через
оказание ей социальной помощи с целью
поиска и стимулирования внутренних резервов,
которые помогут семье разрешить собственные
проблемы. Социально-педагогическая работа
с семьёй ориентирована как на всю семью,
так и на отдельных её членов - детей, родителей
и т.д. [9, 330]
Социально-профилактическая
работа, согласно А.И. Левко, с семьёй
заключается в реализации системы
социально-психологических, медико-социальных
и правовых подходов, ориентированных
на устранение причин возникновения
проблем, преодоления неблагополучия,
конфликтов, разводов, стрессового
состояния, подготовку к выполнению
функций родителей, охрану репродуктивного
здоровья молодёжи, организацию работы
по преодолению ошибок, нарушений
в системе семейного
Социальная помощь
имеет цель оказания разнообразных
социальных услуг семей в условиях
конкретных отношений, конкретной ситуации.
Эти услуги способствуют формированию
в семье нормальной жизнедеятельности
и могут носить информационный, консультативный
характер с целью оказания психолого-педагогической,
правовой, социально-медицинской, материальной
поддержки семьи. [9, 331]
Социальный педагог
предварительно разъясняет, какие льготы
имеют молодые семьи, женщины, одинокие
люди, несовершеннолетние матери, дети
из неблагополучных семей и семей
«группы риска», участвует в формировании
их правосознания, способствует восприятию
родителями своих обязанностей, оказывает
различные виды социальных услуг
детям и семьям. Молодым семьям
и несовершеннолетним гарантируется
оказание различного рода информационных
консультаций. [9, 332]
Социальный патронаж
- одно из направлений социальной работы,
ориентированное на постоянную поддержку
семьям, нуждающимся в ней. [9, 332]
Социальная реабилитация,
как считает П.П.Украинец, ориентированна
на оказание помощи семьям, члены которых
имеют устойчивую алкогольную или наркотическую
зависимость или вернулись из мест лишения
свободы. Работа по социальной реабилитации
проводится как с каждым членом семьи,
так и со всей семьёй и родственниками.
Основная цель такой работы - выведение
членов семьи из стрессового состояния,
оказание социально-медицинской, социально-правовой
помощи, восстановление чести, достоинств,
прав и свобод членов семьи. [292, 100]
В связи с резким
ростом числа семей и детей
различных «групп риска» возникла необходимость
в новых формах социально-педагогической
работы с проблемными семьями, детьми.
Такой формой, по мнению В.И.Курбатова,
явилась организация
По мнению В.И. Курбатова,
первоочередная задача социального
педагога в работе с семьёй - это
разрешение кризисных ситуаций. Социальный
педагог кроме педагогических проблем,
работая с семьёй, решает социальные,
экономические, медицинские и психологические
задачи. [16, 326]
Информация о работе Технологии работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи