Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:12, контрольная работа
Цель: изучить технологии работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи.
Задачи:
1. Изучить особенности технологий социальной работы с лицами «группы риска».
2. На основе анализа литературы определить теоретическое содержание понятий семей нуждающихся в помощи.
3. Изучить специфику работы с лицами «группы риска»нуждающимися в помощи.
Предмет: технологии социальной работы с лицами «группы риска».
Цель: изучить технологии работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи.
Задачи:
1. Изучить особенности технологий социальной работы с лицами «группы риска».
2. На основе анализа
литературы определить
3. Изучить специфику работы с лицами «группы риска»нуждающимися в помощи.
Таким образом социальный педагог с семьями «группы риска» работает по следующим направлениям: социальный патронаж, социальная реабилитация, профилактическая работа социальная помощь.
Реформирование политической
и экономической системы
В настоящее время увеличилось количество семей, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено или нарушено, а их существование как семей, находится под угрозой. Это семьи социального риска, которые нуждаются в особой социальной помощи, в большом внимании государства, педагогов, так как данные семьи не в состоянии справиться с проблемами.
Посредником между государством, общественными организациями и законодательными органами выступает социальный педагог.
Без помощи социального педагога современная семья может обойтись далеко не всегда. Его социальные услуги ориентированны на создание лучших условий жизнедеятельности семьи, возможности саморазвития, защиту её прав и интересов.
Семья является первым источником социализации, развития личности ребёнка. В семье человек усваивает нормы и правила человеческого поведения. Здесь он приобщается к культуре, начиная с её элементарных продуктов. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненные поступки и поведения.
Конфликтные отношения внутри семьи, отсутствие любви, родительская жестокость или непоследовательность в системе наказаний - являются стимулятором детской агрессивности.
Семья является индикатором
социально-экономического, социально-политического,
социально-культурного и иного
развития страны в целом, бытовых, идеологических,
социально-психологических, ценностных-нормативных
и иных условий, которые из этих предпосылок
вытекают.
Работая с людьми «группы риска».социальный педагог оказывает им различного рода помощь.
Практическая значимость изучения специфики социальной работы с семьями группы риска определяется запросами современного общества.
Данная проблема была объектом изучения: В.И. Курбатова, П.П. Украинец, Ю.В. Васильковой, В.Н. Гурова, И.А. Фурманова и т.д.
На основании выше изложенного нами были определены: объект, предмет, цель и задачи исследования.
Итак, проблема специфики социальной работы с семьями «группы риска», является актуальной для современного общества.
1. Особенности работы с людьми «группы риска»
1.1 Социальная работа
как общественный
По мнению В.И. Курбатова, как профессиональная деятельность социальная работа общего профиля охватывает три широкие сферы:
1) социальная терапия
на индивидуально личностных
и семейных уровнях с целью
социальной адаптации и
2) социальная работа
с группой, причём группы
Часто социальным работникам приходится иметь дело с группировками асоциального или даже криминального характера (детская или подростковая преступность, бродяжничество, организованная проституция, наркомания и т.д.).
3) социальная работа
в общине, по месту жительства.
Она ориентирована на
Для социальной работы характерна ориентация на реальных людей с их жизненными заботами и трудностями.
Социальная работа, согласно В.И. Курбатова, немыслима без элемента посредничества, причем этот элемент оказывается не периферийным, а центральным. Посреднический характер социальной работы - это следствие её интегральности и пограничности, направленности на целостного человека и ориентации на жизненные проблемы реальных людей. [16]
Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъективности человека.
Цели социальной работы, независимо от модели теоретического обоснования и практики, связаны с поддержанием личности клиента, а задачи социальной работы меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера проблем клиентов, социально - психологических особенностей клиентов, условий конкретного социума.
Согласно П.П. Украинец, в число основных задач и профессиональных обязанностей социального работника входит:
1)оказывать помощь индивидам и группам;
2)осознавать и
устранять затруднения личного,
3) помогать людям справляться с затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего; защитного или корректирующего воздействия;
4) защищать беспомощных, в соответствии с законом прибегая к использованию власти;
5) способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты, использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей и др.
Система социальной работы, являясь общественной исторической, и относится к классу сложных, открытых систем.
Как открытая система социальная работа тесно взаимодействует, обменивается информацией с другими системами, что проявляется в особенностях содержания, характера людей социальной работы.
Как отмечает Ю.В.Василькова, в системе социальной работы как практической деятельности есть следующие элементы:
1) Объект и субъект социальной работы отвечают на вопрос: - Кто действует в системе социальной работы и на кого направлено действие?
2) Основные сферы
социальной работы отражают те
социальные сферы, в которых
решаются проблемы (здравоохранения,
образования и т.д.) влияют на
формирование содержания
3) Институты социальной
работы включают в себя
4) Методы социальной
работы - это комплекс специфических
приёмов, способов достижения
целей и задач социальной
5) Формы обычно
связаны с методами и
Институты социальной
работы - учреждения занимающиеся решением
социальных проблем населения (социальные
службы официального, неофициального,
государственного, негосударственного,
добровольно общественного
Специализированные учреждения, согласно В.И. Курбатову, предоставляют социальные услуги определенным категориям населения: социальные приюты, реабилитационные центры, диагностические центры и т.д. [16;69]
Социальная работа
осуществляется сегодня, в самых
ведущих сферах жизнедеятельности
общества. В образовании и
Таким образом, социальная
работа - профессиональная деятельность,
связанная с применением
1.2 Понятие и виды семей «группы риска»
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растёт ребёнок и с первых лет своей жизни он усваивает корни общежития, корни человеческих отношений, впитывает из семьи, добро, зло, всё, чем характерна его семья. Став взрослым дети повторяют в своей семье всё то, что было в семье его родителей.
В семье регулируются
отношения ребёнка к
В любом обществе
семья имеет двойственный характер.
С одной стороны, это социальный
институт, с другой - малая группа,
имеющая свои закономерности функционирования
и развития. Отсюда, по мнению Ю.Г. Волкова,
её зависимость от общественного
строя существующих экономических,
политических, религиозных отношений
и одновременно относительная
Итак, семья - малая
группа, основанная на родственных
связях и регулирующая отношения
между супругами, родителями и детьми,
а также ближайшими родственниками.
Отличительным признаком семьи
является совместное ведение домашнего
хозяйства. Семья, как отмечает М.А.
Иванова - это созданная человеком
интимная среда существования. Члены
семьи связаны кровным родством
(или близким к кровному), семья
объединяет родственников как живых
так и умерших близких и дальних, известных
и неизвестных. [8;272]
Взаимоотношения в
семье зависят от традиций общения
экономического и социального состояния
общества, зависимость семьи от общества,
участие супругов в ведении хозяйства,
в общественном производстве от типа
семьи: многодетная, бездетная, кто
главенствует, от личных качеств, характера
родственников.
Развитие семьи
проходит несколько стадий Ю.В. Василькова
выделяет следующие стадии:
1 стадия - первоначальное
образование семьи, когда
2 стадия - рождение
ребёнка, семья состоит из
3 стадия - семья из
трёх поколений, когда
Информация о работе Технологии работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи