Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:12, контрольная работа
Цель: изучить технологии работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи.
Задачи:
1. Изучить особенности технологий социальной работы с лицами «группы риска».
2. На основе анализа литературы определить теоретическое содержание понятий семей нуждающихся в помощи.
3. Изучить специфику работы с лицами «группы риска»нуждающимися в помощи.
4 стадия - когда всё
устоялось, дети устроились в
отдельных семьях, родители идут
на пенсию. В этот период крепнет
семейная солидарность, дети могут
поддерживать родителей.
5 стадия - это период
заботы о членах семьи, так
как её члены нуждаются в
помощи. Забота падает на среднее
поколение, так как они могут
по состоянию здоровья
6 стадия - заключительный
период семейного цикла. С
Основной функцией
семьи является репродуктивное, биологическое
воспроизводство населения. Но кроме
этой существует целый ряд социальных
функций семьи:
- воспитательная - социализация
молодого поколения;
- хозяйственно-бытовая
- поддержание физического состояния семьи,
уход за детьми и престарелыми;
- экономическая -
получение материальных
- социальный контроль
- ответственность членов семьи
за поведение её членов в
обществе, в различных сферах
деятельности, это обязанность между
супругами, родителями и
- духовное общение
- духовное обогащение каждого
члена семьи;
- социально-статусная
- предоставление членам семьи определённого
социального положения в обществе;
- досуговая - организация
рационального досуга, развития взаимного
обогащения интересов каждого члена семьи;
- эмоциональная - осуществление
психологической защиты каждого члена
семьи, организации эмоциональной стабильности
личности, психологической терапии. [20;274]
Семья вводит ребёнка
в общество, именно в семье ребёнок
получает социальное воспитание, становится
личностью, родители открывают ребёнку
мир, помогают выбрать жизненный
путь. [4]
В семье, по мнению Ю.В.
Васильковой, укрепляют здоровье детей,
развивают их задатки и способности,
заботятся об образовании, развитии
ума, воспитании гражданина, решают их
судьбу и будущее. [6;274]
В семье закладываются
гуманные черты характера, доброты
и сердечности ребёнка, он учиться
отвечать за свои поступки.
В семье ребёнок
приучается трудиться, выбирает профессию,
юноша готовиться к самостоятельной
семейной жизни, приучается продолжать
традиции своей семьи.
По мнению Ю.В. Васильковой,
самая распространенная современная
семья - это семья, состоящая из многих
поколений. В этой семье живут
вместе и дети и дедушки, и бабушки
по отцовской и по материнской
линии.
Существует семья,
состоящая из многих поколений, когда
взрослые дети остаются в семье родителей,
так как не могут решить проблему
жилья. Данная семья характеризуется
кровным родством нескольких поколений,
которые объединены преданностью семье,
чувством единства, хотя могут жить
отдельно. [6;279]
По мнению Ю.В. Васильковой,
наиболее распространенной в современных
условиях является стандартная семья,
состоящая их мужа, жены и детей,
семья из 3-4 членов. Функции обучения
и воспитания детей в этой семье
взяли на себя школа и дошкольные
учреждения. В этой семье изменяются
роли членов семьи, так как в современных
условиях увеличилась занятость
женщин в производстве. [6;279]
Молодая семья - это
супружеская пара, с детьми или
без них, первый брак, продолжительность
этой семьи до 5 лет, возраст супругов
не старше 30 лет. [6;279]
Большинство таких
семей, как показали исследования Ю.В.
Васильковой с родителями, у них
чаще всего и материальные и жилищные
трудности. [6;279]
Неполная семья -
это семья с одним родителем,
в последние годы такие семьи
стали распространенным явлением. Родителем
в такой семье является мать, отцы
редко. [6;280]
Такая семья - результат
развода, продолжительного отсутствия
или смерти одного из родителей, а
также рождение внебрачного ребёнка.
Согласно Ю.В.Васильковой сегодня
таких семей, где главой семьи
является мать 25%.
Внебрачная семья,
возникающая с рождением
Семья в повторном
браке - это семья с двумя родителями,
где наряду с общими детьми могут
быть дети от прежних браков. Иногда
они живут вместе, иногда только
с детьми мужа или с детьми жены.
[17;280]
Благодаря реализации
семейных функций исторический поток,
постоянно эволюционизируя, сохраняет
свой социальный, биологический и культурный
смысл.
Как отмечает В.И. Курбатов,
в разные периоды жизни семьи
- изменяется иерархия семейных функций,
то одна, то другая занимает приоритетное
место. В своем единстве функции
семьи представляют собой систему
семейных отношений; возникновение
в этой системе дисфункции, т.е. рассогласования
в их взаимодействии как целого,
приводит систему в кризисное
состояние. Игнорирование, а порой
и полный отказ семьи, по мнению В.И.
Курбатова, по тем или иным причинам
от выполнения какой-либо функции дестабилизирует
образ семьи, возникает угроза её
распада. [16;293]
Семьи, социальное функционирование
которых по субъективным или объективным
причинам затрудненно или нарушено,
а их существование как семей
находиться под угрозой, характеризуются
как семьи группы риска. [16-21;293]
Именно эти семьи
являются основными объектами социальной
работы т.к, в следствии недобросовестного
выполнения родителями своих обязанностей
возникают группы детей безнадзорных,
детей беспризорных, детей беглецов.
К семьям социального
риска В.И. Курбатов относит:
- малообеспеченные;
- беженцев;
- многодетные;
- неполные;
- с детьми инвалидами;
Факторы, обуславливающие
социальный риск, могут иметь социально-
Причины, вызывающие
дисфункцию семейных отношений, весьма
разнообразны, В.И. Курбатов выделяет следующие:
1. Экономические
причины: у большого числа
2. Асоциальные причины:
алкоголизм или наркомания
3. Психологические причины:
жестокость, агрессивность, грубость,
конфликтность, ревность, супружеская
неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность
характеров.
4. Медицинские причины:
хронические инфекционные и
5. Неполные семьи.
В следствие недобросовестного выполнения
родителями своих обязанностей возникают
группы детей безнадзорных, детей беспризорных,
детей-беглецов. [16, 294]
Существует такая
категория неполных семей - неполные
расширенные семьи, которые образуются,
как правило, в результате какой-либо
социальной катастрофы: гирбель родителей
малолетних детей, нахождение родителей
в тюрьме, лишение их родительских прав,
пьянство - чаще всего именно это вынуждает
поколение прародителей брать внуков
на содержание и воспитание. Такие семьи,
разумеется, имеют низкий уровень доходов;
ряд сложностей вызван плохим состоянием
здоровья пожилых людей, их более слабыми
адаптационными способностями, неумением
приспособиться к реалиям современности;
к сожалению, порой они не могут использовать
свой авторитет, способности контролировать
ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют
девиантные формы поведения. [24]
6. Многодетные семьи
в настоящее время устойчиво
составляют весьма
Все многодетные
семьи Е.И. Холостов распределяет на
три категории:
* семьи, многодетность
в которых запланирована (
* семьи, образовавшиеся
в результате второго и
* неблагополучные
многодетные семьи,
Многодетные семьи
всех типов имеют общую социальную
проблему, специфически связанную с
многодетностью: дети из таких семей
по сравнению со сверстниками из преобладающих
малодетных семей чаще демонстрируют
заниженную самооценку, им присущи неадекватные
представления о собственной значимости,
что может отрицательно сказаться на всей
их последующей судьбе. Кроме того, малые
интервалы в рождении детей, характерные
для многодетных семей, приводят к постоянному
наличию большого числа малолетних братьев
и сестер, что влечет за собой снижение
социального возраста старших сиблингов.
Это объективна закономерность, прослеженная
в различных типах многодетных семей,
не зависящая от имущественного и образовательного
статуса родителей. [24]
7. По мнению Е.И.
Холостова, семьи инвалидов вынуждены
преодолевать экономические трудности,
вызванные распадом производственно-
Инвалиды вообще
весьма ограничены в своей жизнедеятельности.
Внедрению программ, направленных на
приспособление общества к потребностям
и возможностям инвалидов, препятствуют
недостаток средств и организационные
трудности.
Осуществление права
инвалидов на труд, самообеспечение
- одна из главных проблем их социальной
реабилитации. Это не только способ улучшить
их материальное положение, но и важнейший
фактор самоутверждения и внутреннего
развития. Исследования Е.И. Холостова
показывают, что всех инвалидов можно
разделить на четыре категории: те, кто
не работает, но хочет работать; те, кто
не хочет работать, но вынужден трудиться
(обе эти категории испытывают неудовлетворенность);
те, кто не работает и не хочет работать;
те, кто имеет работу и хочет работать
(эти две категории испытывают большую
удовлетворенность). Таким образом, вопрос
о трудовой реабилитации инвалидов как
части их социальной реабилитации включает
в себя социально-психологический фактор:
наличие или отсутствие мотивации к занятию
трудом. [24]
8. Семьи, воспитывающие
детей-инвалидов, вынуждены
Информация о работе Технологии работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи