Технологии работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель: изучить технологии работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи.
Задачи:
1. Изучить особенности технологий социальной работы с лицами «группы риска».
2. На основе анализа литературы определить теоретическое содержание понятий семей нуждающихся в помощи.
3. Изучить специфику работы с лицами «группы риска»нуждающимися в помощи.

Файлы: 1 файл

контрольная по технологии.docx

— 43.09 Кб (Скачать)

4 стадия - когда всё  устоялось, дети устроились в  отдельных семьях, родители идут  на пенсию. В этот период крепнет  семейная солидарность, дети могут  поддерживать родителей. 

5 стадия - это период  заботы о членах семьи, так  как её члены нуждаются в  помощи. Забота падает на среднее  поколение, так как они могут  по состоянию здоровья заботится о детях разведённой дочери, предоставить кров престарелым, помогать тем детям, которые уехавшим учиться, заботиться о тех, кто остался без работы. 

6 стадия - заключительный  период семейного цикла. С появлением  нового главы семьи не появляется  новая семья, а продолжается  первая ячейка, т.к. в семье  существует неразрывная связь  поколений. [6:272]  

Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое  воспроизводство населения. Но кроме  этой существует целый ряд социальных функций семьи: 

- воспитательная - социализация  молодого поколения; 

- хозяйственно-бытовая - поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми; 

- экономическая - получение материальных средств  одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних  и престарелых;  

- социальный контроль - ответственность членов семьи  за поведение её членов в  обществе, в различных сферах  деятельности, это обязанность между  супругами, родителями и детьми; 

- духовное общение  - духовное обогащение каждого  члена семьи; 

- социально-статусная - предоставление членам семьи определённого социального положения в обществе; 

- досуговая - организация рационального досуга, развития взаимного обогащения интересов каждого члена семьи; 

- эмоциональная - осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организации эмоциональной стабильности личности, психологической терапии. [20;274]  

Семья вводит ребёнка  в общество, именно в семье ребёнок  получает социальное воспитание, становится личностью, родители открывают ребёнку  мир, помогают выбрать жизненный  путь. [4]  

В семье, по мнению Ю.В. Васильковой, укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее. [6;274] 

В семье закладываются  гуманные черты характера, доброты  и сердечности ребёнка, он учиться  отвечать за свои поступки. 

В семье ребёнок  приучается трудиться, выбирает профессию, юноша готовиться к самостоятельной  семейной жизни, приучается продолжать традиции своей семьи. 

По мнению Ю.В. Васильковой, самая распространенная современная  семья - это семья, состоящая из многих поколений. В этой семье живут  вместе и дети и дедушки, и бабушки  по отцовской и по материнской  линии.  

Существует семья, состоящая из многих поколений, когда  взрослые дети остаются в семье родителей, так как не могут решить проблему жилья. Данная семья характеризуется  кровным родством нескольких поколений, которые объединены преданностью семье, чувством единства, хотя могут жить отдельно. [6;279]  

По мнению Ю.В. Васильковой, наиболее распространенной в современных  условиях является стандартная семья, состоящая их мужа, жены и детей, семья из 3-4 членов. Функции обучения и воспитания детей в этой семье  взяли на себя школа и дошкольные учреждения. В этой семье изменяются роли членов семьи, так как в современных  условиях увеличилась занятость  женщин в производстве. [6;279]  

Молодая семья - это  супружеская пара, с детьми или  без них, первый брак, продолжительность  этой семьи до 5 лет, возраст супругов не старше 30 лет. [6;279] 

Большинство таких  семей, как показали исследования Ю.В. Васильковой с родителями, у них  чаще всего и материальные и жилищные трудности. [6;279] 

Неполная семья - это семья с одним родителем, в последние годы такие семьи  стали распространенным явлением. Родителем  в такой семье является мать, отцы редко. [6;280]  

Такая семья - результат  развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а  также рождение внебрачного ребёнка. Согласно Ю.В.Васильковой сегодня  таких семей, где главой семьи  является мать 25%. 

Внебрачная семья, возникающая с рождением внебрачного  ребёнка, кроме тяжёлых материальных условий испытывает и отрицательное  отношение к ней общества. [17;280] 

Семья в повторном  браке - это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут  быть дети от прежних браков. Иногда они живут вместе, иногда только с детьми мужа или с детьми жены. [17;280] 

Благодаря реализации семейных функций исторический поток, постоянно эволюционизируя, сохраняет свой социальный, биологический и культурный смысл. 

Как отмечает В.И. Курбатов, в разные периоды жизни семьи - изменяется иерархия семейных функций, то одна, то другая занимает приоритетное место. В своем единстве функции  семьи представляют собой систему  семейных отношений; возникновение  в этой системе дисфункции, т.е. рассогласования  в их взаимодействии как целого, приводит систему в кризисное  состояние. Игнорирование, а порой  и полный отказ семьи, по мнению В.И. Курбатова, по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции дестабилизирует  образ семьи, возникает угроза её распада. [16;293] 

Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным  причинам затрудненно или нарушено, а их существование как семей  находиться под угрозой, характеризуются  как семьи группы риска. [16-21;293]  

Именно эти семьи  являются основными объектами социальной работы т.к, в следствии недобросовестного выполнения родителями своих обязанностей возникают группы детей безнадзорных, детей беспризорных, детей беглецов.  

К семьям социального  риска В.И. Курбатов относит: 

- малообеспеченные; 

- беженцев; 

- многодетные; 

- неполные; 

- с детьми инвалидами; 

Факторы, обуславливающие  социальный риск, могут иметь социально-экономические, медико-санитарные, социально-демографические, социально-психологические, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию. 

Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны, В.И. Курбатов выделяет следующие: 

1. Экономические  причины: у большого числа семей  прожиточный уровень ниже черты  бедности из-за избыточной иждивенческой  нагрузки на одного работающего  члена. Семьи многодетные; семьи,  в составе которых есть инвалиды - взрослые или дети; семьи с  низким уровнем заработной платы;  семьи безработных. 

2. Асоциальные причины:  алкоголизм или наркомания семьи  или одного из её членов, противоправное  поведение, проституция, плюс  низкий культурный уровень. Как  результат, дети из таких семей  чаще других попадают в преступные  компании. 

3. Психологические причины: жестокость, агрессивность, грубость, конфликтность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров. 

4. Медицинские причины:  хронические инфекционные и венерические  заболевания, психические и сексуальные  отклонения, импотенция. 

5. Неполные семьи.  В следствие недобросовестного выполнения родителями своих обязанностей возникают группы детей безнадзорных, детей беспризорных, детей-беглецов. [16, 294] 

Существует такая  категория неполных семей - неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гирбель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство - чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности; к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения. [24] 

6. Многодетные семьи  в настоящее время устойчиво  составляют весьма незначительную  долю от общего количества  семей. Причем зачастую многодетность  является не запланированной,  а случайной (рождение близнецов  либо рождение ребенка в результате  неэффективности контрацепции или  невозможности в силу состояния  здоровья женщины прибегнуть  к прерыванию беременности). [24] 

Все многодетные  семьи Е.И. Холостов распределяет на три категории: 

* семьи, многодетность  в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими  позициями, традициями семьи). Такие  семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей; 

* семьи, образовавшиеся  в результате второго и последующих  браков матери (реже - отца), в которых  рождаются новые дети. Исследования  показывают, что такие семьи могут  быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение  неполной семьи; 

* неблагополучные  многодетные семьи, образующиеся  в результате безответственного  поведения родителей, иногда на  фоне интеллектуально-психической  сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно. [24, 511] 

Многодетные семьи  всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с  многодетностью: дети из таких семей  по сравнению со сверстниками из преобладающих  малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективна закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей. [24] 

7. По мнению Е.И.  Холостова, семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические трудности, вызванные распадом производственно-реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов, ограничением трудоспособности и адаптационной способности. [24, 512] 

Инвалиды вообще весьма ограничены в своей жизнедеятельности. Внедрению программ, направленных на приспособление общества к потребностям и возможностям инвалидов, препятствуют недостаток средств и организационные  трудности.  

Осуществление права  инвалидов на труд, самообеспечение - одна из главных проблем их социальной реабилитации. Это не только способ улучшить их материальное положение, но и важнейший фактор самоутверждения и внутреннего развития. Исследования Е.И. Холостова показывают, что всех инвалидов можно разделить на четыре категории: те, кто не работает, но хочет работать; те, кто не хочет работать, но вынужден трудиться (обе эти категории испытывают неудовлетворенность); те, кто не работает и не хочет работать; те, кто имеет работу и хочет работать (эти две категории испытывают большую удовлетворенность). Таким образом, вопрос о трудовой реабилитации инвалидов как части их социальной реабилитации включает в себя социально-психологический фактор: наличие или отсутствие мотивации к занятию трудом. [24] 

8. Семьи, воспитывающие  детей-инвалидов, вынуждены решать  все проблемы, связанные с инвалидностью  (малообеспеченность, ограничения жизнедеятельности и т.д.), но зачастую выражают добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат. Подобное решение, разумеется, заслуживает одобрения, но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики: учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало; уход за ребенком - инвалидом с детства нередко не совместим с другой деятельностью, поэтому мать, как правило, бывает вынуждена оставить работу или перейти на другую работу, более свободную по графику, расположенную ближе к дому, но нижеоплачиваемую. 

Информация о работе Технологии работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи