Технологии работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель: изучить технологии работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи.
Задачи:
1. Изучить особенности технологий социальной работы с лицами «группы риска».
2. На основе анализа литературы определить теоретическое содержание понятий семей нуждающихся в помощи.
3. Изучить специфику работы с лицами «группы риска»нуждающимися в помощи.

Файлы: 1 файл

контрольная по технологии.docx

— 43.09 Кб (Скачать)

Главная цель социальной работы с семьёй, по мнению В.И. Курбатова - мобилизовать внутренние силы семьи  на преодоление кризиса. [16, 326] 

По мнению Ю.В. Василькова, работа социального педагога по оказанию помощи семье состоит в следующем: 

1. Проконсультировать  семью в возможности получения  различных пособий и социальных  льгот, о порядке их получения. 

2. Помочь увеличить  доходы семьи, помочь в заработке  и взрослых, и детей, в получении  кредита, если семья решит открыть  какое-нибудь предприятие. 

3. Помочь матери, которая оказалась одна с детьми  и без работы. Ей нужна такая  работа, чтобы она надолго не  оставляла детей одних. 

4. Многие родители  нуждаются в помощи педагога. Консультации можно проводить  как индивидуальные, так и групповые. 

5. Работая с семьёй, следует обращать внимание на  положение ребёнка в семье.  Предварительно необходимо собрать  всю информацию о семье: в  школе, у соседей, в поликлинике. 

6. Работая с семьёй  алкоголиков или наркоманов, полезно  решить в первую очередь вопрос  об определении детей в детские  дома или в дом ребёнка. При  лишении родителей родительских  прав - передачу детей в благополучные  семьи. Затем решать вопрос  о принудительном лечении родителей. [6, 326 - 327] 

При работе с семьёй алкоголика диагностика подразумевает  выявление основной причины злоупотребления  спиртными напитками и сопутствующих  обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи, а также изучение социальной биографии. Причинами злоупотребления алкоголем  могут быть семейная предрасположенность, некоторые особенности личностного  статуса (неустойчивость личности, инфантилизм, зависимость), традиции семейного или  социального окружения, иллюзорная попытка уйти от проблем. Зачастую выявляется совокупность этих причин. Их анализ необходим, ибо иногда не пьянство является причиной конфликтов в семье, а наоборот, к пьянству прибегают именно для того, чтобы таким способом (хотя бы в своем воображении) преодолеть конфликтность. Далее составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением - это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его семьи. Медицинская реабилитация лиц, злоупотребляющих алкоголем, до настоящего времени малоэффективна, ибо после реабилитации пациент возвращается в ту же среду, в которой у него появилась привычка к алкоголю; семья, длительно существующая в условиях перманентного кризиса и выработавшая определенный гомеостазис, вольно или невольно способствует возобновлению у него прежней привычки. Если человек не обладает сильной волей, то его личностных ресурсов недостаточно, чтобы препятствовать таким тенденциям. [24] 

Поэтому работа с  такой семьей подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи  к безалкогольному образу жизни  и построению иной системы взаимоотношений; психокоррекционные мероприятия, направленные на воспитание личности, способной быть хозяином собственной судьбы; введение клиента в объединения или клубы лиц - приверженцев безалкогольного образа жизни или создание такого объединения. Одна из самых эффективных технологий создания благоприятной среды, способствующей длительному излечению от алкоголизма, - движение "Анонимные алкоголики", а также программы "Анонимные дети алкоголиков", "Анонимные наркоманы" и др. 

Социальный педагог  обращает внимание на семью, где есть дети-инвалиды, устройство их в спецшколы, приобретения колясок для детей, получение путёвок для летнего  отдыха. 

Социальный педагог  связывается с юристом, чтобы  организовать консультацию для семьи, где постоянные конфликты. 

Многодетная семья  обращается к педагогу по поводу трудоустройства, подростка, за которым нужен постоянный контроль. [3] 

Работа с семьёй начинается с изучения семьи.  

После изучения семьи  перед социальным педагогом стоит  задача - создать в семье новые  отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы, бытовые объединения, труд в быту. [6, 327] 

Составив представление  о положении в семье ребёнка, социальный педагог вместе с семьёй разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. С ребёнком обсуждается режим дня, свободное  время, его дела. 

По мнению Ю.В. Василькова, социальный педагог может составить  «карту семьи», где даётся характеристика каждому члену семьи, дата рождения и.т.д.  

Определяются статус семьи, жилищные условия, соседство, религиозная  и национальная принадлежность семьи. [6, 328] 

Следует выяснить то, что знают дети о своих родителях, их вкусы, интересы, друзья, проблемы. [6, 328] 

Таким образом, непосредственная работа социального педагога с семьёй включает в себя: 

1. Социально-профилактическую; 

2. Социальную помощь; 

3 .Социальный патронаж; 

4. Социальная реабилитация. 

2. Экспериментальное  изучение особенностей социальной  работы с семьями «группы риска» 
 

2.1 Ход исследования 
 

Наше экспериментальное  исследование проводилось в ноябре 2007 года. Базой для исследования явились средняя школа №8 г.Бреста, средняя школа №33 г.Бреста, средняя школа №15 г.Бреста. В эксперименте приняло участие 3 социальных педагога (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). 

Экспериментальное исследование проводилось в индивидуальном порядке. 

Цель исследования: выявить особенности социальной работы с семьями «группы риска». 

Задачи: 

1. Провести беседу  с социальными педагогами; 

2. Сделать выводы  по результатам беседы. 

В целях выявления  особенностей социальной работы с семьями  «группы риска» мы использовали разработанную  нами беседу (ПРИЛОЖЕНИЕ 2); наблюдение. 

2.2 Анализ и описание  полученных результатов 
 

В ходе анализа результатов  были получены следующие данные:  

- 3 испытуемых, что  составляет 100,0 %, работают с такими  семьями «группы риска» как:  семьи алкоголиков; многодетные  семьи; семьи, имеющие детей-инвалидов;  семьи, имеющие одного родителя; с опекунскими семьями. 

- 3 испытуемых, что  составляет 100,0 %, посещают семьи  «группы риска», осуществляют диагностику,  консультируют семьи по возможности  получения различных пособий  и социальных льгот, помогают  в трудоустройстве неработающим  родителям, детей из семей алкоголиков  и наркоманов определяют в  детские дома, решают вопросы  о принудительном лечении родителей-алкоголиков. 

Для семей, имеющих  детей-инвалидов, помогают устраивать детей в спецшколы, приобретать  инвалидные коляски, проводят беседы по проблемам воспитания и ухода  за детьми-инвалидами, социальную реабилитацию, социальный патронаж, социальную помощь (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). 

В ходе наблюдения было установлено, что работа с семьями  начинается с изучения семьи; составляется «карта семьи», где даётся характеристика каждому члену семьи; определяется статус семьи, жилищные условия; изучается положение ребёнка в семье; разрабатывается реабилитационная программа. Для работы с семьями «группы риска» социальный педагог привлекает различных специалистов: врачей, юристов, работников правоохранительных органов, психологов и т.д. Социальные педагоги осуществляют индивидуальные и групповые беседы с родителями и детьми; организуют совместные вечера; вовлекают родителей и детей в различные клубы, группы здоровья; посещают семьи «группы риска» на дому, контролируют их. 

Итак, в ходе нашего исследования было установлено, что  социальные педагоги с семьями «группы  риска» осуществляют следующие виды работ: социальная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и  профилактическая работа.  

Заключение 
 

Социальная работа как общественное явление представляет собой своеобразную модель социальной помощи, которую общество реализует  в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития и социальной политики государства. 

Социальная работа есть общественно-необходимая деятельность, направленная на социальную защиту личности, прав человека и являющаяся гарантом политической и социальной стабильности общества, так как призвана препятствовать росту его маргинальных слоёв. 

В задачи социальной работы с семьями «группы риска» включены следующие: 

- адаптация клиентов  в обществе; 

- создание условий  для самоутверждения представителей  «слабых» групп; 

- диагностика социальных  и личностных проблем; 

- социальная профилактика; 

- социальная помощь  и социальное обеспечение нуждающихся; 

- консультирование; 

- социальный надзор  и социальное попечительство; 

- посредничество  по определенному кругу вопросов  между клиентами и различными  организациями. 

К семьям социального  риска относят семьи: 

- малообеспеченные; 

- беженцев; 

- многодетные; 

- неполные; 

- с детьми-инвалидами; 

- с различными  патологиями; 

- асоциальные. 

Итак, проблема семей  «группы риска» в теоретическом  плане - относительно новая проблема, хотя реально такие семьи существовали всегда, их характеристики, способы  воздействия на них и содействия им не подлежали прежде обсуждению, они как бы отсутствовали в  социалистическом обществе. Сегодня  эти семьи во всём их многообразии стали объектом социальной работы. 

В ходе нашего исследования было установлено, что социальный педагог  ведёт активную работу с семьями  «группы риска» по следующим направлениям: 

- социальная помощь; 

- социальный патронаж; 

- социальная реабилитация; 

- профилактическая  работа. 

Литература 
 

1. Азаров Ю. Семейная  педагогика. - М., 1993. - 297 с. 

2. Агапов Е.П. Социальная  работа как феномен культуры. - Ростов на Дону, 1999. - 410 с. 

3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994. - 380 с. 

4. Буянов М.И. Ребёнок  из неблагополучной семьи. - М., 1988. - 230 с. 

5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М., 1999. - 350 с. 

6. Василькова Ю.В.  Социальная педагогика. - М., 2001. - 440 с. 

7. Вульфов Б.З.  Социальный педагог в системе  общественного.//Педагогика. - 1992. -№6, с.20-23. 

8. Гуров В.Н. Социализация  личности: социальный педагог, семья  и школа. - Ставрополь, 1993. - 270 с. 

9. Левко А.И. Социальная  педагогика. - Мн., 2003. - 341 с. 

10. Мудрик А.В. Социальная  педагогика. - М.. 1999. - 330 с. 

11. Мустаева Ф.А.  Основы социальной педагогики. - М., 2001. - 433 с. 

12. Наторг П. Социальная педагогика. - СПб.. 1989. - 290 с. 

13. Никитин В.А.  Начало социальной педагогики. - М., 1999. - 370 с. 

14. Социология: курс  лекций / Под ред. Ю.Г. Волкова. - Ростов н/Д, 2000. - 512 с. 

15. Социальная работа: Учебное пособие. - Ростов н/Д, 2003. - 480 с. 

16. Социальная работа/ Под ред. Курбатова В.И. Ростов н/Д, 2003. - 490 с. 

17. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Холостова Е.И. - М., 2003. - 430 с. 

18. Социальная педагогика / Под ред. М.А. Гамагузовой. - М., 2000. - 444 с. 

19. Социальная помощь  семье и детям. - М., 1994. - 219 с. 

20. Социальный педагог. - М., 2000. - 200 с. 

21. Фемкология Семьеведение / Под ред. Л.Т. Шинеливой. - М., 1997. - 298 с. 

22. Украинец П.П.  Социальная работа. - Мн., 2005. - 288 с.

Информация о работе Технологии работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи