Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:12, контрольная работа
Цель: изучить технологии работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи.
Задачи:
1. Изучить особенности технологий социальной работы с лицами «группы риска».
2. На основе анализа литературы определить теоретическое содержание понятий семей нуждающихся в помощи.
3. Изучить специфику работы с лицами «группы риска»нуждающимися в помощи.
Главная цель социальной
работы с семьёй, по мнению В.И. Курбатова
- мобилизовать внутренние силы семьи
на преодоление кризиса. [16, 326]
По мнению Ю.В. Василькова,
работа социального педагога по оказанию
помощи семье состоит в следующем:
1. Проконсультировать
семью в возможности получения
различных пособий и
2. Помочь увеличить
доходы семьи, помочь в
3. Помочь матери,
которая оказалась одна с
4. Многие родители
нуждаются в помощи педагога.
Консультации можно проводить
как индивидуальные, так и групповые.
5. Работая с семьёй,
следует обращать внимание на
положение ребёнка в семье.
Предварительно необходимо
6. Работая с семьёй
алкоголиков или наркоманов, полезно
решить в первую очередь
При работе с семьёй
алкоголика диагностика подразумевает
выявление основной причины злоупотребления
спиртными напитками и
Поэтому работа с
такой семьей подразумевает формирование
мотивации клиента и его семьи
к безалкогольному образу жизни
и построению иной системы взаимоотношений;
психокоррекционные мероприятия, направленные
на воспитание личности, способной быть
хозяином собственной судьбы; введение
клиента в объединения или клубы лиц -
приверженцев безалкогольного образа
жизни или создание такого объединения.
Одна из самых эффективных технологий
создания благоприятной среды, способствующей
длительному излечению от алкоголизма,
- движение "Анонимные алкоголики",
а также программы "Анонимные дети алкоголиков",
"Анонимные наркоманы" и др.
Социальный педагог
обращает внимание на семью, где есть
дети-инвалиды, устройство их в спецшколы,
приобретения колясок для детей,
получение путёвок для летнего
отдыха.
Социальный педагог
связывается с юристом, чтобы
организовать консультацию для семьи,
где постоянные конфликты.
Многодетная семья
обращается к педагогу по поводу трудоустройства,
подростка, за которым нужен постоянный
контроль. [3]
Работа с семьёй
начинается с изучения семьи.
После изучения семьи
перед социальным педагогом стоит
задача - создать в семье новые
отношения. Это можно решить, вовлекая
семью в различные клубы, группы
здоровья, советы, бытовые объединения,
труд в быту. [6, 327]
Составив представление
о положении в семье ребёнка,
социальный педагог вместе с семьёй
разрабатывает для него варианты
реабилитационной программы. С ребёнком
обсуждается режим дня, свободное
время, его дела.
По мнению Ю.В. Василькова,
социальный педагог может составить
«карту семьи», где даётся характеристика
каждому члену семьи, дата рождения
и.т.д.
Определяются статус
семьи, жилищные условия, соседство, религиозная
и национальная принадлежность семьи.
[6, 328]
Следует выяснить то,
что знают дети о своих родителях,
их вкусы, интересы, друзья, проблемы. [6,
328]
Таким образом, непосредственная
работа социального педагога с семьёй
включает в себя:
1. Социально-профилактическую;
2. Социальную помощь;
3 .Социальный патронаж;
4. Социальная реабилитация.
2. Экспериментальное
изучение особенностей
2.1 Ход исследования
Наше экспериментальное
исследование проводилось в ноябре
2007 года. Базой для исследования
явились средняя школа №8 г.Бреста,
средняя школа №33 г.Бреста, средняя школа
№15 г.Бреста. В эксперименте приняло участие
3 социальных педагога (см. ПРИЛОЖЕНИЕ
1).
Экспериментальное
исследование проводилось в индивидуальном
порядке.
Цель исследования:
выявить особенности социальной
работы с семьями «группы риска».
Задачи:
1. Провести беседу
с социальными педагогами;
2. Сделать выводы
по результатам беседы.
В целях выявления
особенностей социальной работы с семьями
«группы риска» мы использовали разработанную
нами беседу (ПРИЛОЖЕНИЕ 2); наблюдение.
2.2 Анализ и описание
полученных результатов
В ходе анализа результатов
были получены следующие данные:
- 3 испытуемых, что
составляет 100,0 %, работают с такими
семьями «группы риска» как:
семьи алкоголиков;
- 3 испытуемых, что
составляет 100,0 %, посещают семьи
«группы риска», осуществляют диагностику,
консультируют семьи по
Для семей, имеющих
детей-инвалидов, помогают устраивать
детей в спецшколы, приобретать
инвалидные коляски, проводят беседы по
проблемам воспитания и ухода
за детьми-инвалидами, социальную реабилитацию,
социальный патронаж, социальную помощь
(ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
В ходе наблюдения было
установлено, что работа с семьями
начинается с изучения семьи; составляется
«карта семьи», где даётся характеристика
каждому члену семьи; определяется
статус семьи, жилищные условия; изучается
положение ребёнка в семье; разрабатывается
реабилитационная программа. Для работы
с семьями «группы риска» социальный педагог
привлекает различных специалистов: врачей,
юристов, работников правоохранительных
органов, психологов и т.д. Социальные
педагоги осуществляют индивидуальные
и групповые беседы с родителями и детьми;
организуют совместные вечера; вовлекают
родителей и детей в различные клубы, группы
здоровья; посещают семьи «группы риска»
на дому, контролируют их.
Итак, в ходе нашего
исследования было установлено, что
социальные педагоги с семьями «группы
риска» осуществляют следующие виды
работ: социальная помощь, социальный
патронаж, социальная реабилитация и
профилактическая работа.
Заключение
Социальная работа
как общественное явление представляет
собой своеобразную модель социальной
помощи, которую общество реализует
в конкретный исторический период,
сообразно с особенностями
Социальная работа
есть общественно-необходимая
В задачи социальной
работы с семьями «группы риска»
включены следующие:
- адаптация клиентов
в обществе;
- создание условий
для самоутверждения
- диагностика социальных
и личностных проблем;
- социальная профилактика;
- социальная помощь
и социальное обеспечение
- консультирование;
- социальный надзор
и социальное попечительство;
- посредничество
по определенному кругу
К семьям социального
риска относят семьи:
- малообеспеченные;
- беженцев;
- многодетные;
- неполные;
- с детьми-инвалидами;
- с различными
патологиями;
- асоциальные.
Итак, проблема семей
«группы риска» в теоретическом
плане - относительно новая проблема,
хотя реально такие семьи
В ходе нашего исследования
было установлено, что социальный педагог
ведёт активную работу с семьями
«группы риска» по следующим направлениям:
- социальная помощь;
- социальный патронаж;
- социальная реабилитация;
- профилактическая
работа.
Литература
1. Азаров Ю. Семейная
педагогика. - М., 1993. - 297 с.
2. Агапов Е.П. Социальная
работа как феномен культуры.
- Ростов на Дону, 1999. - 410 с.
3. Бочарова В.Г. Педагогика
социальной работы. - М., 1994. - 380 с.
4. Буянов М.И. Ребёнок
из неблагополучной семьи. - М., 1988.
- 230 с.
5. Волков Г.Н. Этнопедагогика.
- М., 1999. - 350 с.
6. Василькова Ю.В.
Социальная педагогика. - М., 2001. - 440 с.
7. Вульфов Б.З.
Социальный педагог в системе
общественного.//Педагогика. - 1992. -№6, с.20-23.
8. Гуров В.Н. Социализация
личности: социальный педагог, семья
и школа. - Ставрополь, 1993. - 270 с.
9. Левко А.И. Социальная
педагогика. - Мн., 2003. - 341 с.
10. Мудрик А.В. Социальная
педагогика. - М.. 1999. - 330 с.
11. Мустаева Ф.А.
Основы социальной педагогики. -
М., 2001. - 433 с.
12. Наторг П. Социальная
педагогика. - СПб.. 1989. - 290 с.
13. Никитин В.А.
Начало социальной педагогики. -
М., 1999. - 370 с.
14. Социология: курс
лекций / Под ред. Ю.Г. Волкова. - Ростов
н/Д, 2000. - 512 с.
15. Социальная работа:
Учебное пособие. - Ростов н/Д, 2003.
- 480 с.
16. Социальная работа/
Под ред. Курбатова В.И. Ростов н/Д, 2003. -
490 с.
17. Социальная работа:
теория и практика / Отв. ред. Холостова
Е.И. - М., 2003. - 430 с.
18. Социальная педагогика
/ Под ред. М.А. Гамагузовой. - М., 2000. - 444 с.
19. Социальная помощь
семье и детям. - М., 1994. - 219 с.
20. Социальный педагог.
- М., 2000. - 200 с.
21. Фемкология Семьеведение
/ Под ред. Л.Т. Шинеливой. - М., 1997. - 298 с.
22. Украинец П.П. Социальная работа. - Мн., 2005. - 288 с.
Информация о работе Технологии работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи