Специфика использования лечебной физической культуры в медико-социальной работе с пожилыми людьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Особенно остро проблема физической активности влияет на жизнедеятельность пожилых людей. Возможности граждан пожилого возраста существенно уменьшаются, вследствие процесса старения сопровождающегося ростом числа заболеваний сердечнососудистой, костно-мышечной систем, органов дыхания и других болезней. Потеря двигательной активности может способствовать сужению социальных связей пожилого человека, уменьшению адаптации к новому образу жизни, отказу от привычных занятий

Оглавление

Введение2
Глава 1. Специфика использования лечебной физической культуры в медико-социальной работе с пожилыми людьми4
Параграф 1.1. Социально-медицинские характеристики пожилого человека4
Параграф 1.2. Социально-психологические характеристики пожилого человека 9
Параграф 1.3. Средства, методы и формы лечебной физической культуры в пожилом возрасте16
Параграф 1.4.Выводы по первой главе23
Глава 2. Программа методики лечебной физической культуры для пожилых людей – клиентов комплексного центра социального обслуживания населения.25
Глава 3. Исследование эффективности разработанной методики лечебной физической культуры для пожилых людей29
Параграф 3.1. Проект проведения занятий лечебной физкультуры с пожилыми людьми в Дзержинском комплексном центре социального обслуживания населения29
Параграф 3.2. Анализ результатов анкетирования клиентов Дзержинского КЦСОН после проведения занятий ЛФК30
Параграф 3.3.Выводы по третьей главе55
Заключение56
Список использованной литературы58

Файлы: 1 файл

Орлов 4 курс курсовая работа.docx

— 339.48 Кб (Скачать)

Вопрос 14.

Позволил ли Вам курс ЛФК отвлечься от повседневных жизненных проблем и трудностей (экспериментальная группа)?

Позволяли ли Вам  физические упражнения, зарядка отвлечься от повседневных жизненных проблем и трудностей (контрольная группа)?

Значительная часть пожилых людей, находиться в центре социального обслуживания, вследствие трудной жизненной ситуации. Наиболее частыми причинами  их пребывания в учреждении является одиночество и конфликты в семье. Результаты анкетирования показывают, что для большей части респондентов одним из основных способ отвлечения от своих проблем и заполнения свободного времени является занятия ЛФК.

Для контрольной группы отсутствие уменьшения концентрации своего внимания на повседневных проблемах и трудностях возможно обусловлено не коллективным, а индивидуальным характером занятия физкультурой.

Вопрос 15.

Оцените по пятибалльной шкале следующие характеристики, обведя цифру, обозначающую степень удовлетворенность состоянием психического самочувствия после проведенных занятий (1- очень плохо; 2- плохо; 3- удовлетворительно; 4- хорошо; 5- отлично).

Экспериментальная группа

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная группа

Данный вопрос завершает второй блок вопросов о психическом самочувствии пожилого человека. В нем мы пытались показать обобщающий вывод о психическом здоровье пожилых граждан, сведя  психологическое самочувствие к трем общим характеристикам: работы внимания, памяти, мышления пожилого человека, повышению его мотивации к подобным занятиям, а также способности пожилого человека к получению положительных эмоций от проведенных занятий. Исходя из полученных результатов, можно говорить о том, что занятия ЛФК являются источником для получения положительных эмоций. Занятия лечебной физкультурой также в определенной мере способствовали повышению работоспособности когнитивных процессов у пожилого человека. Менее выраженной является мотивация к продолжению подобных занятий, так как не все пожилые люди склонны к постоянным занятиям, вследствие заинтересованности человека другими видами деятельности.

Блок 3. Социальное здоровье после проведенных занятий ЛФК

Вопрос 16.

Повысился ли уровень общения и взаимодействия в коллективе клиентов центра после проведенных занятий ЛФК (экспериментальная группа)?

Как Вы оцениваете уровень Вашего общения и взаимодействия с другими людьми (контрольная группа)?

Полученные результаты опроса свидетельствуют о возросшем уровне социальной активности пожилых граждан внутри коллектива центра социального обслуживания. Лишь небольшая часть опрашиваемых считает, что проведенные занятия не повлияли на общение клиентов друг с другом. Частично это связано с присутствием в методике ЛФК элементов игровой деятельности.

Уровень общения и взаимодействия у контрольной группы значительно ниже, чем у экспериментальной группы.

Вопрос 17.

Повысился ли уровень Вашей мотивации к активной жизнедеятельности и налаживанию взаимодействия с другими людьми (экспериментальная группа)?

Каков Ваш уровень мотивации к активной жизнедеятельности и налаживанию взаимодействия с другими людьми (контрольная группа)?

Результаты исследования показывают также возросший уровень мотивации к социальной активности граждан пожилого возраста. Этот результат является следствием частичного или полного устранения физического недомогания и повышения физического самочувствия. Изменения в физиологическом самочувствии повлекли и повышение социальной активности.

Вопрос 18.

Появилось ли у Вас желание к участию в творческих объединениях, кружках, клубах (экспериментальная группа)?

Есть ли у Вас желание участвовать в творческих объединениях, кружках, клубах (контрольная группа)?

 

Увеличение двигательной активности, наряду с повышением взаимодействия друг с другом, стимулирует пожилого человека к социальной активности, в том числе и через участие в творческих объединениях, как внутри центра социального обслуживания, так и вне учреждения.

Вопрос 19.

Во время нахождения в центре дневного пребывания, какой вид деятельности Вы бы предпочли больше (экспериментальная группа)?

Какой вид проведения досуга Вы бы предпочли больше (контрольная группа)?

Большинство респондентов более склонны к выбору занятий ЛФК во время нахождения в центре социального обслуживания. Необходимо отметить, что продолжительность занятия ЛФК обычно составляла от 30 до 40 минут, различные досуговые мероприятия занимали значительно более длительный промежуток времени и пожилые люди имели возможность принять участие во всех мероприятиях. Однако при наличии у пожилого человека предпочтительного выбора деятельности, значительная часть выбрала бы именно занятия лечебной физкультуры.

Вопрос 20.

Сложилась ли у Вас приверженность к систематическим занятиям физической культурой (экспериментальная группа)?

Постоянно ли Вы занимаетесь физической культурой (контрольная группа)?

Одной из задач лечебной физической культуры как технологии медико-социальной работы является формирование у пожилого человека стремления к систематическим занятиям и двигательной активности как части здорового образа жизни. Это стремление может не обязательно проявляться через ЛФК, а например, через регулярные занятия утренней гигиенической гимнастикой или другие формы активности.  Несмотря на то, что около половины респондентов не высказали такой приверженности к систематическим занятиям, около трети опрашиваемых ответили на поставленный вопрос утвердительно.

Вопрос 21.

Хотели бы Вы самостоятельно проводить подобные занятия со своими сверстниками (экспериментальная группа)?

Хотели бы Вы самостоятельно проводить занятия физической культурой со своими сверстниками (контрольная группа)?

Желание к продолжению (в том числе и к самостоятельному) занятий физической культурой высказала только менее половины опрошенных. Тем не менее, такой неоднозначный результат не является, на наш взгляд, следствием недостатков или ошибок в проводимых занятиях, так как у пожилых граждан могут существовать сугубо индивидуальные причины не продолжать занятия по повышению своей двигательной активности. Причинами могут служить, например, заинтересованность человека в других видах деятельности (творческие объединения, досуг) или иные формы двигательной активности.

Вопрос 22. Укажите ваш пол.

Вопрос 23. Укажите ваш возраст.

 

 

 

    1. Выводы по 3 главе

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

  1. Лечебная физическая культура как технология медико-социальной работы с гражданами пожилого возраста оказала существенное влияние на здоровье участников занятий, несмотря на их непродолжительный характер.
  2. Лечебная физическая культура оказала комплексное воздействие, на здоровье пожилого человека, укрепляя его физическое, психическое и социальное самочувствие.
  3. Лечебная физическая культура представляет для пожилого человека определенный интерес, так как с одной стороны является элементом профилактики и терапии отдельных патологий организма, а с другой является возможностью заполнить свое свободное время.
  4. Лечебная физическая культура стимулирует общение и взаимодействие у участников занятий, побуждая их к большей физической и социальной активности.
  5. Лечебная физическая культура является эффективным способом работы с гражданами пожилого возраста, так как за достаточно непродолжительное время способствовало улучшению самочувствия значительной части пожилых граждан.
  6. Занятия ЛФК обогащает эмоциональную сферу пожилого человека и позволяет части клиентов преодолеть чувства одиночества и замкнутости, закрепляют положительный психологический настрой.
  7. В ходе занятий у части клиентов центра социального обслуживания выработалась приверженность к постоянным занятиям физической культурой, появилось желание самим организовывать и проводить занятия по утренней гигиенической гимнастике.

 

Заключение

В ходе исследования мы рассмотрели теоретические аспекты использования технологии лечебной физкультуры с гражданами пожилого возраста, определили возможности данной формы работы с учетом различных социальных, медицинских и психологических характеристик пожилого человека. Составленный комплекс упражнений был применен в практических занятиях и в целом доказал свою эффективность. Анкетирование граждан пожилого возраста выявило как достоинства, так и недостатки в различных аспектах проделанной работы. В целом, выдвинутая нами гипотеза о том, что лечебная физкультура позволит, в определенной мере, разрешить часть проблем, связанных с наличием у пожилых граждан хронических заболеваний (костно-мышечных, сердечнососудистых), а также способствует в реализации значимых для них социальных потребностей в общении, совместной деятельности и проведении свободного времени была подтверждена.

Проведенное после окончания занятий анкетирование показало, что занятия оказали существенное положительное воздействие на общее самочувствие пожилых людей, их физическое и психологическое состояние. В отличие от большинства респондентов, входивших в контрольную группу и не принимавших участие в занятиях, пожилые люди, экспериментальной группы отмечали улучшение после комплекса упражнений лечебной физкультуры. Совместная, а в какой-то мере и продуктивная деятельность, создала необходимый положительный эмоциональный настрой для пожилых людей. Более того, по  мере улучшения физического самочувствия, снижения чувства усталости, немощности интерес к таким занятиям у пожилых людей значительно возрастал. Можно говорить о том, что для некоторых клиентов центра социального обслуживания такие занятия стали неотъемлемой частью повседневной жизни, хотя такой результат и не был изначально поставлен нами в программе исследования. У пожилых граждан повысился интерес к более активным формам отдыха, в отличие от респондентов контрольной группы. Однако необходимо отметить, что занятия могли бы носить более продуктивный характер, если комплекс упражнений носил бы более индивидуальный характер для каждого пожилого человека в отдельности, в зависимости от его физических сил, состояния здоровья, стадии его конкретного заболевания и других характеристик. В реальности же комплекс упражнений носил скорее более усредненный характер, с одинаковой продолжительностью занятия и дозировкой нагрузки. С другой стороны, это повлекло бы существенное уменьшение выборочной совокупности и снизило бы положительный эффект от совместной деятельности.

В целом, субъективная оценка участников занятий является положительной, доказывая эффективность лечебной физической культуры в пожилом возрасте.

 

 

Список использованной литературы

  1. Александрова М. Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. - М.: Академия, 2006.
  2. Александрова М.Д. Старение: социально-психологический аспект // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003.
  3. Артюнина Г. П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. – Псков, 2009. – Академический проект. – 766 с.
  4. Артюнина Г. П. Социальная медицина. – Псков, 2005. - Академический проект. – 576 с.
  5. Асташенко О. И. Энциклопедия лечебных движений при различных заболеваниях. - СПб.: Вектор, 2009. — 320 с.
  6. Басов Н.Ф Социальная работа с людьми пожилого возраста: учебное пособие  – Ростов н\Д: Феникс, 2009. – 346 с.
  7. Бойко Ю.П., Сурков А.С., Лукашев А.М., Добридень О.В. Проблемы пожилых людей с позиций их социального статуса // Клиническая геронтология. -2007. - №3. -С.45-49.
  8. Веселкова И.Н., Землянова Е.В. Проблемы здоровья и медико-социального обслуживания пожилых людей // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.289-294.
  9. Дементьева Н.Ф. Изучение потребностей пожилых в медико-социальной помощи // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С.295-302.
  10. Дементьева Н.Ф. Методологические аспекты социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003.
  11. Дубровский В. И. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Медицинское информационное агентство, 2006. – 600 с.
  12. Епифанов В.А. Артроз суставов кисти и стопы: Клиника, диагностика, лечение. - М.: МЕДпресс-информ, 2005. — 128 с.
  13. Епифанов В.А. Восстановительная медицина: учебное пособие  - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012. – 304 с.
  14. Ингерлейб М.Б. Анатомия физических упражнений: практическое пособие. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 187 с.
  15. Инновационные формы социальной работы с пожилыми людьми: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. О.М. Никулиной. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. — 52 с.
  16. Колик Г. Реализация развивающего потенциала досуга людей пожилого возраста. Автореферат дисс. канд. педагогических наук. – СПб., 2009. – 30 с.
  17. Краснова О. В., Лидерс А. Г. Социальная психология старости: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2008. - 288 с.
  18. Краснова О.В., Лидерес А.Г. Социальная психология старения: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  19. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Психология старости и старения.  Учебное пособие для студентов психологических факультетов. – М.: Академия, 2003. - 416 стр.
  20. Лечебная физическая культура: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / С.Н.Попов, Н.М.Валеев, Т.С.Гарасева и др.; под ред. С.Н.Попова. — 9-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 416 с.
  21. Литвак Р.А., Резанович И.В. Организация досуговой деятельности пожилых людей в фитнес-клубе // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6; URL: www.science-education.ru
  22. Максимова С. Г. Социально-психологические особенности личности позднего возраста. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. - 99 с.
  23. Матузов Л.Е. Теоретические основы самостоятельных занятий физической культурой: учебное пособие – Уфа: Китап, 2013. – 106 с.
  24. Милькаманович В. К. Социальная геронтология: учеб.-метод. Комплекс. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2010. – 328 с.
  25. Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты: Сб. трудов / Под ред. А. В. Флинта. - М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2007. - C. 117.
  26. Савенко М.А. Двигательная активность людей зрелого возраста // Сб. «Пожилой человек в современном мире». - СПб.: ИПК «КОСТА, 2008. -С. 128-137.
  27. Савенко М.А. Применение средств физической культуры для улучшения состояния здоровья и работоспособности людей среднего и пожилого возраста // Валеология. - 2009. - № 1. -С. 41-44.
  28. Сухова Л.С. Организация досуга и свободного времени пожилых людей // Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты: Сб. трудов / Под ред. А.В. Флинта. - М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2003. - С.107-121.
  29. Тимошенко Ю.А. Возрастные изменения и физическая культура в пожилом возрасте: Методическое пособие. – Красноярск: Платина, 2006. – 46 с.
  30. Тимошенко Ю.А. Формирование активного отношения к занятиям физической культурой женщин старшего возраста: Научно-методическое пособие. – Красноярск: Платина, 2006. – 66 с.
  31. Физическая реабилитация: Учебник для студентов высших учебных заведений. - Под общей ред. проф. С.Н. Попова. Изд. 3-е. — Ростов н/Д: «Феникс», 2005г. — 608 стр.
  32. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2008. - 295 с.
  33. Яцемирская Р. С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие. - М.: Владос, 2009. - 224 с.
  34. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология: учебное пособие для ВУЗов.-М.: Академический проект, -2006.

Информация о работе Специфика использования лечебной физической культуры в медико-социальной работе с пожилыми людьми