Специфика использования лечебной физической культуры в медико-социальной работе с пожилыми людьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Особенно остро проблема физической активности влияет на жизнедеятельность пожилых людей. Возможности граждан пожилого возраста существенно уменьшаются, вследствие процесса старения сопровождающегося ростом числа заболеваний сердечнососудистой, костно-мышечной систем, органов дыхания и других болезней. Потеря двигательной активности может способствовать сужению социальных связей пожилого человека, уменьшению адаптации к новому образу жизни, отказу от привычных занятий

Оглавление

Введение2
Глава 1. Специфика использования лечебной физической культуры в медико-социальной работе с пожилыми людьми4
Параграф 1.1. Социально-медицинские характеристики пожилого человека4
Параграф 1.2. Социально-психологические характеристики пожилого человека 9
Параграф 1.3. Средства, методы и формы лечебной физической культуры в пожилом возрасте16
Параграф 1.4.Выводы по первой главе23
Глава 2. Программа методики лечебной физической культуры для пожилых людей – клиентов комплексного центра социального обслуживания населения.25
Глава 3. Исследование эффективности разработанной методики лечебной физической культуры для пожилых людей29
Параграф 3.1. Проект проведения занятий лечебной физкультуры с пожилыми людьми в Дзержинском комплексном центре социального обслуживания населения29
Параграф 3.2. Анализ результатов анкетирования клиентов Дзержинского КЦСОН после проведения занятий ЛФК30
Параграф 3.3.Выводы по третьей главе55
Заключение56
Список использованной литературы58

Файлы: 1 файл

Орлов 4 курс курсовая работа.docx

— 339.48 Кб (Скачать)
    1.  Социально-психологические характеристики пожилого человека.

Технологии лечебной физкультуры как части медико-социльной работы должны учитывать не только сугубо медицинские особенности пожилого человека, но и психологическое самочувствие, и социальное функционирование. Очевидно, что медицинские проблемы повышают риск социального неблагополучия человека в обществе и серьезно изменяют его привычный образ жизни. Для самих пожилых граждан социальные проблемы, такие как отсутствие возможности постоянного общения или стремление избежать жизни в полном одиночестве зачастую могут быть важнее, чем наличие проблем со здоровьем. Конечно, данные потребности могут существенно различаться в зависимости от остроты и тяжести того или иного заболевания, но если игнорировать социальные потребности и запросы пожилых граждан, то медико-социальная работа и, в конечном итоге, конкретные методики ЛФК не будут иметь должного успеха и не будут эффективными.

Исходя из вышеизложенного любая новая методика ЛФК должна быть ориентирована на попытку разрешения той или иной социальной потребности людей преклонного  возраста. Для этого необходимо рассмотреть комплекс социально-психологических особенностей пожилых граждан и прежде всего проблему одиночества и недостатка общения.

Одиночество как социально-психологическая проблема представляет собой социально-психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной невовлеченностью индивида12. Основными причинами одиночества в пожилом и старом возрасте являются разрушение прежних связей, длительная болезнь, смерть близких, друзей, супруга, родственников. Немаловажную роль в развитии у пожилых людей чувств ненужности и изолированности играет семья, а также наличие или отсутствие в ней межличностных конфликтов. Современные тенденции в развитии семейных отношений приводят к разрушению старых патриархальных семей, в которых совместно проживают несколько поколений, — современная молодежь стремится к экономической независимости и самостоятельности. Во многих семьях молодежь уже не проявляет прежнего сочувствия и почтения к старшему поколению, далеко не все готовы принять их в свою семью13.

Можно выделить несколько возможных типов одиночества пожилого человека:

  1. Хроническое одиночество развивается вследствие «выпадения» человека из своего прежнего социального окружения и невозможностью установить новые социальные контакты. Когда в течение длительного времени индивид не способен установить тесные социальные связи он все более чувствует себя ненужным и покинутым всеми. В такой ситуации человек склонен винить других людей в своей замкнутости. Пожилые оказавшиеся в такой трудной жизненной ситуации имеют гораздо меньше близких  и интимных отношений, чем их сверстники. Также хроническое одиночество во многом связано с развитием нарушений ряда когнитивных процессов (мышления, памяти, внимания), а также дефицитом социальных отношений. В большинстве своем эти люди вынуждены мириться со своим положением, и не предпринимают попыток установить прочные социальные связи с другими членами общества.
  2. Ситуативное одиночество наступает, прежде всего, во время стрессовых ситуаций в жизни, таких как смерть близкого человека, потеря работы, разрыв брачных отношений. Ситуативно-одинокие люди со временем преодолевают последствия своей утраты и начинают налаживать устойчивые социальные контакты с другими людьми. Пожилые люди после перенесенного потрясения могут проявлять достаточную социальную активность через посещение, участия в работе различных объединений, клубов.
  3. Преходящее одиночество проявляется в кратковременных периодах жизни пожилого человека и в целом не является трудной жизненной ситуацией, так как при этом человек не оторван от своего социального окружения14. 

Одиночество пожилого человека может существенно различаться в зависимости от конкретного возрастного периода и может быть обусловлено различными причинами. Прежде всего, одиночеству предшествуют социальные изменения в профессиональном, семейном и личностном статусе пожилого человека15.

Так  завершение своей профессиональной карьеры, выход на пенсию, а иногда и ухудшение материального благосостояния, отрицательно сказывается в ряде случаев и на жизненном тонусе, психике, состоянии здоровья пожилых людей. Выход на пенсию является достаточно серьезной стрессовой ситуацией, которую необходимо принять и преодолеть, выработать способ адаптации к ней.

Прекратив прежнюю трудовую деятельность, пожилой человек постепенно осознает, что круг его социальных контактов стал меньше. Большинство пенсионеров перестает общаться с коллегами по работе, общение с которыми могло происходить как на рабочем месте, так и во время совместного проведения досуга.

В то же время у пожилого человека внезапно появляется масса свободного времени, которое необходимо чем-то заполнить. Поэтому у пожилого человека из-за неготовности к координальным переменам в своем образе жизни зачастую возникает чувство «пустоты» после выхода на пенсию. Особенно это характерно для тех людей, чья трудовая деятельность высоко ценилась, для бывших руководителей, для трудоголиков, сконцентрированных только на работе и «не умеющих отдыхать». Довольно часто граждане пенсионного возраста, проживающие одиноко, или те, кто не смог реализовать себя в семейных отношениях, не испытывает чувство родственной близости с членами семьи, стараются как можно дольше остаться на прежнем рабочем месте. Работа становится своеобразной «привычкой» такого человека, жизнь вне трудовой деятельности он даже не может представить. Так или иначе, в определенный момент жизни пожилой человек вынужден смириться с потерей прежней работы, прекратить трудовую деятельность и стараться искать себе применение в других сферах жизнедеятельности: семье, досуге, хобби, творчестве и т.д.

Чаще всего пожилые люди заполняют свое свободное время какой-либо деятельностью. Это может выражаться в помощи семье в воспитании детей, приготовлении пищи. В качестве иного варианта деятельности пожилые люди также занимаются различными видами творчества в досуговых объединениях или в учреждениях социального обслуживания (кружках, клубах, общественных организациях)16. 

Помимо прекращения трудовой деятельности причиной одиночества, для пожилого человека могут служить проблемы взаимоотношений в семье, которые возникают по причине разного круга интересов, ценностных установок, убеждений у родителей и детей, противоречий, имевших место раньше и обострившихся с возрастом. В современном обществе молодые люди стремятся к автономной и независимой от родителей и родственников жизни. Такое обособление вызывает у пожилых людей, так называемый, синдром  «опустошения гнезда», когда молодые члены семьи покидают родительский дом, что может послужить дополнительным стрессом для стариков, которые начинают чувствовать себя покинутыми и забытыми. Люди, сохранившие привязанность друг к другу на протяжении всей жизни, могут реализовать себя в семейных отношениях вплоть до глубокой старости, проявляя заботу и внимание, в то же время не теряя контактов с детьми и внуками. В случае, если даже в пожилом возрасте супруги не выработали чувство взаимного уважения и терпимости, продолжая жить в противоречии друг с другом, возрастные изменения психики могут сыграть негативную роль и привести к конфликтам, усугубляя чувство отчужденности пожилых людей. Особенно тяжело одиноко проживающим старикам, разведенным или потерявшим супруга (супругу), утратившим контакты с детьми.  

Старение сопровождается возрастанием психических нарушений, которые затрагивают такие процессы как восприятие (замещение восприятия и сужение его объемов), мышление (меняется содержание и качество мыслительных процессов), память (значительное снижение памяти на текущие события при достаточно хорошей сохранности на события далекого прошлого), внимание (поле внимания сокращается), воображение (велика вероятность того, что оно, утрачивая подконтрольность, может само по себе обрести негативный оттенок), психомоторику (старение нервной системы объясняет присущую пожилым людям большую медлительность в их действиях). Изменения затрагивают и эмоциональную сферу (в эмоциональном поведении пожилого человека нередко присутствуют неконтролируемые эмоциональные реакции, сильное нервное возбуждение), изменения проявляются также в психическом упадке (снижение психической энергетики, ослабление психического и жизненного тонуса), депрессии скуке, страхе (бедности, болезни, старости, смерти и т.д.).17 Кроме того, мысли о скорой и неизбежной смерти, так или иначе, присутствуют в сознании каждого, пожилого человека. 18

Пожилые люди часто занимают маргинальное положение в обществе. Уход на пенсию, потеря близких и друзей, ухудшение здоровья, болезни, сужение круга общения и сфер деятельности ведет к обеднению жизни, уходу из нее положительных эмоций, чувству одиночества и ненужности. Наиболее распространенное психическое нарушение пожилого возраста – депрессия. У пожилых и стариков она встречается в два раза чаще, чем в молодом и среднем возрасте. Настроение снижено, характерно непреходящее чувство тоски или тревоги, появляется чувство ненужности, безнадежности, беспомощности, необоснованной виновности. Главной потребностью становится стремление избегать страданий, новых неожиданных ситуаций и контактов. Интересы ограничиваются бытом, телевизором, заботой о здоровье, а к прежним любимым занятиям, семье, друзьям, работе интерес угасает. Биохимические сдвиги в организме делают стариков более уязвимыми для депрессивных и тревожных проявлений. Депрессия может иметь и соматические проявления: потеря, или наоборот, усиление аппетита, бессонница или сонливость, постоянная усталость, болевые ощущения, которые нельзя объяснить соматическим заболеванием19.

Специфика одиночества у пожилых граждан может, проявляться и в суицидальных поступках и действиях. Особенно в возрасте от 55 до 65 лет у пожилых людей наиболее часто проявляются возрастные депрессии на фоне суицидальных мыслей, вследствие неудовлетворенностью прожитой жизнью. Эта особенность одиночества в пожилом и старческом возрасте также является результатом отсутствия общения и взаимодействия с другими людьми20.

Таким образом, сужение  сферы общения,  уход  от  активной  трудовой  деятельности,  синдром  «опустошения гнезда», потеря близких могут вызвать уход  человека  в  себя,  ощущение дискомфорта от замкнутого пространства  и  создать одну из наиболее трудных в психологическом аспекте жизненных ситуаций пожилых людей, каковым является одиночество.

Здесь уместно поставить вопрос о том, как именно лечебная физкультура как технология медико-социальной работы позволит пожилому человеку адаптироваться к его новому образу жизни и решить проблему одиночества. В то время как польза ЛФК с медицинской или физиологической точки зрения понятна и не требует дополнительных объяснений, то преодоление социальных проблем и одиночества вызывает определенные вопросы.

Выше уже упоминалось о том, что пожилые граждане преодолевают свои жизненные трудности через какую-либо деятельность, результатом которой является заполнение свободного времени и уменьшение депрессивных настроений. Еще большее значение приобретает совместная деятельность, в ходе которой человек имеет возможность найти единомышленников с общими интересами и увлечениями, установить друг с другом тесные социальные контакты. С другой стороны, повышение двигательной активности как результата проведения занятий ЛФК позволит пожилому человеку увеличить и свою социальную активность, поднять общий эмоциональный настрой. Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема одиночества и сопровождающие ее депрессия и дефицит социальных связей можно разрешить, прежде всего, через совместную деятельность (которая может носить как единичный, так и системный характер), которая в свою очередь стимулирует общение в коллективе.

    1. Средства, методы и формы лечебной физической культуры в пожилом возрасте.

На сегодняшний день лечебная физическая культура – это неотъемлемая составляющая комплексного лечения различных групп заболеваний, получившая широкое распространение в России и за рубежом. Однако в нашей стране технология ЛФК чаще всего рассматривается как составной элемент сугубо медицинской реабилитации либо как часть профилактики той или иной патологии. Возможности внедрения ЛФК в систему социального обслуживания населения ограничены ввиду недостатка ресурсов в таких учреждениях. Зачастую отсутствуют необходимые помещения и специальное оборудование, соответствующие специалисты, занимающиеся медико-социальной работой (в том числе и ЛФК) среди клиентов комплексных центров социального обслуживания и других учреждений. Тем не менее значимость ЛФК для укрепления физического, а следовательно и социального самочувствия пожилых граждан, не вызывает сомнения и для разработки собственной методики занятий необходимо рассмотреть и дать общую характеристику различным средствам и формам ЛФК.

Лечебная физкультура, как раздел клинической медицины, изучает рациональное применение физической культуры и изменения, возникающие у больных под влиянием физических упражнений. Для ЛФК характерна интеграция биологических, физиологических, гигиенических, социальных и педагогических знаний, обосновывающие ее методы21.

Так, биологической основой для ЛФК служит движение как естественный биологический стимул организма человека.

Физиологическая основа ЛФК – это дифференцированный подход в лечении различных заболеваний органов и систем организма человека.

Гигиенические основы предполагают наличие оздоровительного эффекта для пациента с учетом формирования здорового образа жизни.

Социальный фактор ЛФК обусловлен воздействием социума на здоровье человека. К социальным факторам относятся социально значимые заболевания и нарушения здоровья человека, вызванные психосоматикой. 

Педагогическая сущность ЛФК заключается в обучении пациента физическим упражнениям и воспитанию физических качеств, с учетом дозированности физической нагрузки и ее направленности22.

В целом лечебная физкультура оказывает как лечебно-терапевтическое, так и воспитательное воздействие, развивает у пациента определенные представления о правильном использовании физических нагрузок. Происходит коррекция образа жизни,  двигательной активности. В ходе занятий человек получает необходимые знания и конкретные навыки в изменении своего стиля и ритма жизни.

Центральное место в технологии лечебной физкультуры занимает понятие тренировки. Тренировка в ЛФК – слаженный процесс постепенного  приспособления больного (инвалида) к возрастающим физическим нагрузкам путем систематического и длительного применения физических упражнений.  Тренировка может быть общей (общеукрепляющей) или специальной (направленной на конкретное нарушение функционирования организма).

 При применении ЛФК необходимо соблюдать следующие правила тренировки:

  1. Индивидуальный подход (учет возраста, пола пациента, характера течения заболевания);
  2. Систематичность проведения занятий (подбор упражнений и последовательность их применения);
  3. Регулярность проведения занятий (ежедневное или несколько раз в день применение упражнений на протяжении длительного времени);
  4. Длительность или дозированность нагрузки (многократное повторение упражнений во время процедуры и в период курсового лечения);
  5. Постепенность нарастания физической нагрузки в процессе курсового лечения (тренировки должны усложняться)23.

Основными средствами или необходимыми составляющими ЛФК выступают  физические упражнения и естественные факторы природы.

Информация о работе Специфика использования лечебной физической культуры в медико-социальной работе с пожилыми людьми