Специфика использования лечебной физической культуры в медико-социальной работе с пожилыми людьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Особенно остро проблема физической активности влияет на жизнедеятельность пожилых людей. Возможности граждан пожилого возраста существенно уменьшаются, вследствие процесса старения сопровождающегося ростом числа заболеваний сердечнососудистой, костно-мышечной систем, органов дыхания и других болезней. Потеря двигательной активности может способствовать сужению социальных связей пожилого человека, уменьшению адаптации к новому образу жизни, отказу от привычных занятий

Оглавление

Введение2
Глава 1. Специфика использования лечебной физической культуры в медико-социальной работе с пожилыми людьми4
Параграф 1.1. Социально-медицинские характеристики пожилого человека4
Параграф 1.2. Социально-психологические характеристики пожилого человека 9
Параграф 1.3. Средства, методы и формы лечебной физической культуры в пожилом возрасте16
Параграф 1.4.Выводы по первой главе23
Глава 2. Программа методики лечебной физической культуры для пожилых людей – клиентов комплексного центра социального обслуживания населения.25
Глава 3. Исследование эффективности разработанной методики лечебной физической культуры для пожилых людей29
Параграф 3.1. Проект проведения занятий лечебной физкультуры с пожилыми людьми в Дзержинском комплексном центре социального обслуживания населения29
Параграф 3.2. Анализ результатов анкетирования клиентов Дзержинского КЦСОН после проведения занятий ЛФК30
Параграф 3.3.Выводы по третьей главе55
Заключение56
Список использованной литературы58

Файлы: 1 файл

Орлов 4 курс курсовая работа.docx

— 339.48 Кб (Скачать)

Рассматривая ЛФК как часть медицинской реабилитации можно разделить средства ЛФК на активные (двигательные упражнения, включая ходьбу, бег), пассивные (массаж, мануальная терапия, естественные и переформированные факторы природы) и психорегулирующие (аутогенная тренировка)24. В свою очередь, физические упражнения подразделяются на гимнастические, спортивно-прикладные и игры. В рамках, данной работы мы рассмотрим различные виды гимнастических упражнений, так как именно эта группа упражнений будет составлять основу для нашей собственной методики ЛФК, описанной в 3 главе. 

В независимости от конкретной группы все гимнастические упражнения выполняют задачи развития у человека определенных двигательных, психофизических и морально-нравственных качеств – силы, быстроты, координации, выносливости и так далее.

Наиболее простая дифференциация гимнастических упражнений разделяет их на пассивные, активно-пассивные и активные.

Пассивные упражнения выполняются человеком при помощи инструктора. Данная группа упражнений предназначена для пациентов, которым предписан постельный режим, когда активное движение человека затруднено (например, при параличе).

Активные упражнения выполняются самим пациентом, иногда при подготовке соответствующих условий для занятий.

Активно-пассивные упражнения выполняются инструктором при участии самого пациента.

Существует более подробная классификация гимнастических упражнений и наиболее соответствующая для разработки собственной методики ЛФК:

  1. Дыхательные упражнения
  2. Расслабляющие упражнения
  3. Растягивающие упражнения
  4. Силовые упражнения
  5. Специальные упражнения
  6. Упражнения на координацию
  7. Упражнения в равновесии
  8. Идеомоторные упражнения
  9. Рефлекторные упражнения

Рассмотрим подробнее дыхательные, силовые, расслабляющие и растягивающие упражнения.

Дыхательная гимнастика – это упражнения с произвольным видоизменением характера и продолжительности фаз дыхательного цикла. Дыхательная гимнастика делится на статическую, динамическую и дренажную25.

Статические упражнения выполняются без движения туловища и конечностей, с помощью измененной работы грудной клетки и диафрагмы (изменения ритма и глубины дыхания, паузы между вдохом и выдохом).

Динамические упражнения выполняются комбинированно при участии работы грудной клетки и с движением туловища или конечностей.

Расслабляющие упражнения выполняются с максимально возможным снижением напряженности мышечной ткани и достижением общего тонуса мышц.

Растягивающие упражнения применяются для увеличения эластичности мышечно-связочного аппарата и расслабления мышц. Также способствуют восстановлению работоспособности мышц после физических нагрузок.

Силовые упражнения (скоростно-силовые, в статическом напряжении)  –  гимнастические упражнения с произвольно изменяемой величиной мышечного напряжения.  К  силовым  относятся такие  упражнения, при которых величина мышечного напряжения достигает 70%  от максимально возможного.

Эти группы упражнений могут в одинаковой степени использоваться, как во время обшей, так и специальной тренировки.

Существуют 3 основных способы проведения занятий ЛФК в зависимости от количества пациентов

  1. Индивидуальные занятия  –  предусматривает проведение  занятий инструктором (методистом) ЛФК индивидуально с каждым клиентом.
  2. Занятия малыми группами (2-5 человек в группе)  –  предусматривают объединение пациентов в небольшие группы (иногда отбор производиться по принципу единого характера или стадии заболевания, локализации повреждений). 
  3. Групповой способ (6-10 человек в группе).
  4. Консультативный (самостоятельный)26.

При проведении занятий с престарелыми гражданами необходимо разделить занятия ЛФК на отдельные этапы или периоды, дифференцированно распределяя нагрузку на каждом из них.

  1. Первый период  –  щадящий. На данном этапе  нагрузка распределяется следующим образом: пик подъема нагрузки наступает в середине основной части занятия. Соотношение дыхательных упражнений и общеразвивающих к специальным упражнениям  примерно одинаковое. Темп выполнения упражнений  должен быть медленным.
  2. Второй период  (функциональный). Во втором периоде  физиологическая кривая нагрузки многовершинная, используются различные исходные положения. Соотношение дыхательных и общеразвивающих упражнений к упражнениям специальной тренировки изменяется в сторону увеличения количества последних. Темп выполнения упражнений постепенно увеличивается.
  3. Третий период  (тренировочный). В третьем периоде  физиологическая кривая нагрузки также многовершинная. Темп выполнения упражнений  может изменяться с медленного на быстрый и наоборот27.

Отдельно необходимо рассмотреть игровой метод (использующийся наряду с гимнастическим и спортивным), который создает условия для коллективного взаимодействия между людьми и стимулирует появление положительных эмоций и повышенного интереса к таким занятиям.

Игра (подвижная или спортивная) рассматривается как физическое упражнение с большей или меньшей нагрузкой, которое активирует деятельность всего организма. Игры способствуют развитию прикладных навыков. Положительные эмоции, возникающие в процессе игры, возбуждают функциональную активность организма и создают благоприятные условия для отдыха нервной системы от умственной и физической деятельности.

Характерной чертой игрового метода является совмещение разнообразных упражнений. При игровом методе осуществления физических упражнений активно вовлекается вся личность человека, и его участие в процессе игры обусловливается не только состоянием здоровья, но и типологическими чертами проявления высшей нервной деятельности. Игры по своему характеру подразделяются на подвижные, малоподвижные, игры на месте и спортивные. Существуют классификации игр по анатомо-физиологическому признаку, учитывающему преимущественное воздействие игр на те или иные функции организма и отдельные мышечные группы. Однако по сравнению с  гимнастическими упражнениями упражнения в играх труднее поддаются дозировке. Во время игр незаметно может наступить утомление, поэтому на регулирование нагрузки следует обращать больше внимания.

По возможности при проведении занятий с пожилыми людьми необходимо уделить внимание командным играм, усиливающим коммуникацию и взаимодействие в коллективе клиентов.

    1.  Выводы по первой главе

Лечебная физическая культура – это относительно простой и эффективный способ работы с пожилыми гражданами с целью увеличения их физической и частично социальной активности. Главным, на наш взгляд, преимуществом данной здоровьесберегающей технологии является возможность воздействия на конкретную патологию организма. Повышению оздоровительного эффекта может способствовать и коллективная форма занятий, развивающая межличностную коммуникацию внутри таких групп. Наряду с правильно распределенной нагрузкой это будет способствовать тому, что пожилой человек будет получать от таких занятий удовольствие и в перспективе поможет выработать у него приверженность к самостоятельным занятиям. Технология ЛФК обладает очевидными преимуществами для реабилитации и последующей профилактики  здоровья пожилого человека:

  1. ЛФК – это наиболее доступная форма для профилактики здоровья пожилого человека, так как не требует, например, медикаментозного лечения или специальной техники.
  2. ЛФК опирается  на естественно-биологическое стремление любого человека к активности.
  3. ЛФК как элемент медицинской реабилитации предусматривает нозологический подход, то есть формы и средства ЛФК дифференцируются в зависимости от заболевания.

Таким образом, лечебная физкультура представляется наиболее эффективным методом профилактики здоровья и восстановления двигательной активности и большей подвижности стареющего организма. 
Глава 2.

Программа методики лечебной физической культуры для пожилых людей – клиентов комплексного центра социального обслуживания населения.

Программа исследования

Цель исследования: изучить возможности ЛФК как технологии медико-социальной работы с пожилыми людьми.

Объект исследования: лечебная физкультура как технология медико-социальной работы с пожилыми людьми.

Предмет исследования: влияние лечебной физкультуры на укрепление физического, психического и социального здоровья пожилых людей.

Задачи исследования:

  1. Организация  практических занятий по лечебной физкультуре с гражданами пожилого возраста для установления воздействия ЛФК на организм пожилого человека.
  2. Установление взаимосвязи между занятиями ЛФК и комплексным самочувствием граждан пожилого возраста.
  3. Выявление эффективности, либо неэффективности занятий ЛФК как технологии медико-социальной работы с гражданами пожилого возраста.

Гипотеза исследования: Граждане пожилого возраста испытывают комплекс проблем со здоровьем. Эти проблемы носят медицинский, психологический и социальный характер. Лечебная физкультура позволит, хотя бы частично, разрешить часть проблем, связанных с наличием у пожилых граждан хронических заболеваний (костно-мышечных, сердечнососудистых), а также способствует в определенной мере реализации значимых для них социальных потребностей в общении, совместной деятельности, проведении свободного времени. Это поможет пожилым людям испытать положительные эмоции, преодолеть проблему одиночества и улучшит их психоэмоциональный  фон.

Эмпирическая база:

  1. Генеральная совокупность: граждане пожилого возраста (от 55-60 лет и старше) города Волгограда.
  2. Выборочная совокупность: граждане пожилого возраста, пребывающие в дневном стационаре ГБУ СО «Дзержинский КЦСОН» (50 человек). Большинство выборки составляют женщины (32 человека). Возраст исследуемых, колеблется от 55 до 68 лет. Все клиенты центра социального обслуживания являются пенсионерами. Выбор места исследования был обусловлен тем, что в данном учреждении ранее уже существовали схожие формы работы с пожилыми гражданами, такие как ежедневные занятия адаптивной физической культурой, однако в настоящий момент из-за отсутствия специалистов по физической культуре такие занятия с пожилыми людьми не проводятся. Кроме того пребывание в дневном отделении центра социального обслуживания продолжается не более одного месяца небольшими группами по 15-20 человек, что существенно облегчает организацию и проведение занятий ЛФК. 
  3. Тип выборки: не сплошная квотная выборка. При квотном плане построения выборочной совокупности генеральная совокупность (в данном исследовании граждане пожилого возраста) разделяется на непересекающиеся группы (принимающих участие в занятиях ЛФК и не принимающих участия в занятиях). Затем пропорционально из каждой группы выбираются единицы наблюдения (экспериментальная и контрольная группы) на основании предпочтений отбирающего.

Методы исследования:

  1. Методы сбора данных: опрос с использованием анкеты с вопросами закрытого типа. В качестве основного метода проведения нашего исследования было выбрано групповое выборочное анкетирование. Эта форма исследования позволила нам за короткий промежуток времени получить ответы респондентов на интересующие нас вопросы. Анкетирование требует малой трудоемкости по его организации и проведению. В анкетировании участвовали граждане пожилого возраста, участвовавшие в занятиях ЛФК (экспериментальная группа), а также пожилые люди, не принимавшие участие в данных мероприятиях  (контрольная группа). Анкета содержит 15 вопросов и разделена на 3 блока: физическое, психическое и социальное самочувствие пожилого человека.
  2. Методы обработки данных: статистическая сводка и группировка (классификация или упорядочение данных по признаку подобия или различия). На основе полученных результатов построены диаграммы, представленные в третьей главе.

Дизайн исследования:

  1. Тип исследования: описательное (установление взаимосвязи между занятиями ЛФК и физическим, психологическим и социальным самочувствием пожилого человека). В описательном исследовании осуществляется сравнение изучаемых параметров, устанавливаются связи между ними и характер взаимодействия, то есть проводится описание структуры изучаемого объекта.
  2. Этапы исследования:
  • Разработка методики ЛФК, адаптированной для пожилых людей.
  • Проведение занятий с гражданами пожилого возраста по разработанной методике на базе комплексного центра социального обслуживания.
  • Проведение анкетирования для оценки результатов проведенных занятий.
  • Анализ эффективности разработанной методики ЛФК на основе результатов анкетирования клиентов, принимавших участие в практических занятиях, и контрольной группы.

 

 

 

Глава 3. Исследование эффективности разработанной методики лечебной физической культуры для пожилых людей.

    1. Проект проведения занятий лечебной физкультуры с пожилыми людьми в Дзержинском комплексном центре социального обслуживания населения.

Цель проекта: изучение влияния ЛФК как технологии медико-социальной работы на здоровье пожилого человека.

Задачи проекта:

  1. Разработка комплекса упражнений ЛФК для проведения занятий с пожилыми людьми.
  2. Информирование граждан пожилого возраста - клиентов центра социального обслуживания о новой социально-медицинской услуге центра социального обслуживания – занятий лечебной физкультурой.
  3. Проведение практических занятий ЛФК с пожилыми людьми.
  4. Анкетирование граждан пожилого возраста участников занятий ЛФК после завершения практических занятий.

Информация о работе Специфика использования лечебной физической культуры в медико-социальной работе с пожилыми людьми