Социальные работы с военнослужащими

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявить сущность, назначение, наиболее важные направления социальной работы с военнослужащими.
Объект - социальная работа среди военнослужащих.
Предмет - ведущие направления, функции, методы социальной работы с военнослужащими.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ред 4 курс.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

     На  предприятиях военной торговли во многих случаях отмечаются как недостаточный  ассортимент реализуемых товаров  и услуг, так и превышение цен  на отдельные их виды в сравнении  с иными торговыми организациями. Это приводит к неудовлетворенности военнослужащих и членов их семей качеством предоставляемого торгово-бытового обслуживания.

     Граждане, уволенные с военной службы, а  также члены их семей испытывают трудности в социальной адаптации  к условиям гражданской жизни. Не в полной мере удовлетворяется постоянно растущая потребность увольняемых военнослужащих в переподготовке по гражданским специальностям и содействии в трудоустройстве.

     Сохранение  негативных тенденций, сложившихся  в социальной сфере Вооруженных  Сил, может повлечь за собой:

     - в ближайшей перспективе –  ухудшение морально-психологического  состояния военнослужащих, снижение  уровня воинской дисциплины, значительное  снижение престижа и привлекательности  военного образования, рост социальной  напряженности в семьях военнослужащих, увеличение числа чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью военнослужащих в мирное время;

     - в среднесрочной перспективе  – рост численности увольняемых  до истечения срока службы (контракта), отсутствие желающих заключать  контракты, поступать в военно-учебные заведения, суворовские и нахимовское военные училища и кадетские корпуса, снижение укомплектованности воинских частей и учреждений до критического уровня;

     - в долгосрочной перспективе –  снижение боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил ниже критического уровня, усиление угрозы потери суверенитета и территориальной целостности России[38] .

     Военные социологи, изучая социально-психологический  настрой военнослужащих, сделали  ряд выводов, которые свидетельствуют как о непростых, порой неоднозначных явлениях, происходящих в воинских коллективах, так и о процессах, вселяющих оптимизм.

     Результаты  социологических исследований по изучению изменения массового (коллективного) сознания личного состава Вооруженных Сил, сформированного под воздействием системы социальных факторов и условий военной службы, проявившихся в служебной деятельности военнослужащих, показали возросший уровень готовности военнослужащих к выполнению своего воинского долга по защите Отечества.

     В целом, социально-психологический настрой  всех категорий военнослужащих в  настоящее время оценивается  как удовлетворительный. Он отличался  достаточной устойчивостью и  управляемостью по сравнению с прошлыми годами, что позволяет Вооруженным  Силам в основном качественно выполнять стоящие перед ними задачи.

     Нестабильный  уровень социально-психологического настроя отмечался у офицерского  состава, прапорщиков (мичманов) только после начала действия нормативно-правовых норм, предусмотренных Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ по замене ряда социальных льгот военнослужащих их денежными выплатами.

     Дополнительные  меры по обеспечению социальных гарантий и повышению денежного довольствия  войсковому звену, предпринятые в марте 2005 года, способствовали нормализации морально-психологического климата в соединениях и воинских частях.

     О том, что социальная напряженность  в войсках идет на спад, свидетельствует  изменение отношения в оценках  престижа военной службы.

     Как показывают исследования, большинство офицеров, прапорщиков и мичманов (53%) поддерживают правительственный курс на проведение социально-экономических реформ в стране. Уровень аналогичной поддержки среди солдат (матросов), сержантов (старшин) несколько выше (65% опрошенных военнослужащих отметили это в ходе опросов).[39]

     Военные социологи констатируют, что рост доверия военнослужащих обусловлен некоторым улучшением их материального  положения, в марте 2005 года в среднем  на 25% было повышено денежное довольствие войсковому звену. Эта социальная мера несколько стабилизировала кадровую ситуацию в Вооруженных Силах Российской Федерации. В настоящее время 73% офицерского состава намерены продолжить службу в Вооруженных Силах.

     Для кардинального улучшения состояния военно-социальной сферы необходима реализация системы государственных мер долгосрочного характера. В этих целях разработана Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года. К числу важнейших стратегических приоритетов на период до 2020 года отнесен переход страны на инновационный путь, ставящий в качестве основной цели достижение лидерских позиций в экономике, социальной сфере, в обеспечении безопасности страны. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации абсолютным национальным приоритетом названо развитие человека, чему будут способствовать повышение благосостояния людей, постоянная забота общества об их образовании, здоровье, создании достойных условий для жизни и работы, реализации способностей и профессиональных навыков. Все это имеет самое непосредственное отношение к формированию и социальному развитию Вооруженных Сил Российской Федерации.[40]

     Обеспечение безопасности и обороноспособности страны невозможно как без своевременного технического перевооружения и использования новейших технологий в строительстве Вооруженных Сил России, так и без соответствующего им развития военно-социальной сферы, требующего повышения престижа военной службы, увеличения денежного довольствия и пенсий военнослужащих, решения проблем с жильем, достижения качественно иного уровня социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Превращение Вооруженных Сил в армию, отвечающую самым современным требованиям по важнейшим социально-экономическим показателям, потребует значительного роста инвестиций в человеческий капитал и достижения соответствующих стандартов благосостояния военнослужащих.

     Стратегия ориентирована на существенное повышение  уровня удовлетворения социальных потребностей военнослужащих, гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Достижение определенных в стратегии целей и задач позволит значительно улучшить качество и повысить уровень их жизни, достичь оптимального соотношения между уровнем и качеством жизни данных категорий российских граждан и населения России в целом. Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации содержит систему мер долгосрочного характера, направленных на улучшение состояния военно-социальной сферы по ряду важнейших направлений:

     -улучшение  культуры и досуга, информационного  и торгово-бытового обслуживания  военнослужащих, лиц гражданского  персонала Вооруженных Сил, граждан,  уволенных с военной службы, и  членов их семей,

     -пропаганда физкультуры и спорта.

     -совершенствование  профессионального образования  и подготовки военнослужащих  и государственных гражданских  служащих.

     -сохранение  и укрепление здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных  Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

     -повышение  безопасности военной службы.

     -улучшение  жилищных условий семей военнослужащих.

     -повышение  размеров денежного довольствия  военнослужащих, заработной платы  гражданского персонала Вооруженных  Сил и пенсий граждан, уволенных с военной службы.

     -обеспечение  социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных  Сил, граждан, уволенных с военной  службы, и членов их семей. 

     Любые инвестиции, в том числе и в  человека, предполагают, что инвестор (в данном случае государство) рассчитывает на отдачу. Конечный результат рассчитывают разработчики стратегии – это повышение роли человеческого фактора в условиях перехода на новую стратегию строительства Вооруженных Сил потребует соответствия самым современным требованиям к уровню профессионализма, компетентности и подготовленности к выполнению служебных обязанностей всех военнослужащих. Этому уровню должны отвечать и социальные условия прохождения ими военной службы в любом регионе нашей огромной страны и за ее пределами. Укрепление национальной безопасности и успешная реализация новой стратегии строительства Вооруженных Сил до 2020 года вряд ли выполнимы без формирования высокопрофессионального офицерского корпуса, получающего достойное денежное содержание, обеспеченного жильем и социальным пакетом на уровне современных стандартов благосостояния. Также важно, чтобы сложился физически и морально здоровый контингент военнослужащих (срочников и контрактников), для которых служба в Российской армии престижна и позволяет реализовать свои насущные и перспективные потребности, как материальные, так и социальные. И, конечно же, должны быть созданы достойные условия жизни, сохранения здоровья, получения образования для членов семей военнослужащих и военных пенсионеров. Положения стратегии опираются на комплексную оценку нынешнего состояния военно-социальной сферы, прогноз ее развития, определение объективных потребностей и возможностей реализации выбранных направлений социального развития Вооруженных Сил, изучение отечественного и зарубежного опыта военного социального строительства.[41]

 

2.2     Теоретические основы социальной работы с военнослужащими

 

     Военно-социальная работа имеет свои теоретико-методологические основы, определяющие ее приоритеты и содержание, сущность и подходы, методы и формы, связи со смежными отраслями социальной практики и областями научного знания о человеке и обществе, естественными и социокультурными основами их жизни.

     Складывающаяся  ситуация требует разработки и реализации ряда радикальных мер по: изменению социального статуса военнослужащих и членов их семей, закрепленного в законодательном порядке; по приоритетному развитию социальной работы с ними в закрытом воинском социуме; по поиску и использованию потенциала не только государственной и ведомственной социальной политики в отношении этой специфической группы населения, но и нетрадиционных (или непривычных в настоящее время) форм оказания социальной помощи членам семьи военнослужащего. Эти меры должны осуществляться на нескольких уровнях.

     Теоретико-методологический уровень предполагает глубокое изучение социальной ситуации в стране и перспектив ее развития во всех сферах общественной жизнедеятельности, в том числе и в Вооруженных Силах; прогнозирование возможных их изменений в социальном самочувствии и статусе основных социальных групп населения, среди которых важное место принадлежит военнослужащим и членам их семей; целеполагание в развитии социальной сферы жизни общества и Вооруженных Сил; определение соотношения социальных потребностей военнослужащих (в том числе уволенных в запас) и членов их семей с экономическими возможностями общества на том или ином этапе его развития; формирование имиджа военнослужащего как высокопрофессионального специалиста и соответствующего отношения к нему со стороны общества и др. 

     Концептуально-политический уровень решения социальных проблем предполагает выработку социальной политики в Вооруженных Силах, которая может быть определена как специфическая деятельность государственных органов, в частности, и всего общества в целом по удовлетворению жизненных интересов военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, по обеспечению стабильного и прогрессивного развития этой части населения в соответствии с демократическими и гуманистическими ценностями общества. Социальная политика в Вооруженных Силах может рассматриваться также и как совокупность приоритетов в развитии их социальной сферы, а также как совокупность правил, определенных принципов и подходов к решению социальных проблем данных категорий населения на конкретном этапе развития общества.

     В настоящее время приоритет в формировании и реализации социальной политики в отношении Вооруженных Сил принадлежит государству, не имеющему, однако, для этих целей достаточных средств. Это обстоятельство и объясняет неприемлемо низкий уровень развития социальной сферы в армии и на флоте.

     Общественно-гражданский  уровень предполагает участие в  формировании и реализации социальной политики в отношении Вооруженных  Сил (и других силовых структур) негосударственных, общественных объединений (партий, социальных движений и групп и т.п.) и коммерческих структур. В связи со своими уставными целями или коммерческими интересами эти представители гражданского общества способны не только влиять на выработку приоритетов развития социальной сферы армии и флота, осуществляемую представителями государства, но и прилагать серьезные усилия по развитию и функционированию социальной инфраструктуры в воинской среде. Логично предположить, что увеличение роли всех субъектов социальной политики в отношении армии будет способствовать более качественному решению социальных проблем военнослужащих и членов их семей.

Информация о работе Социальные работы с военнослужащими