Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:13, курсовая работа
Цель – выявить сущность, назначение, наиболее важные направления социальной работы с военнослужащими.
Объект - социальная работа среди военнослужащих.
Предмет - ведущие направления, функции, методы социальной работы с военнослужащими.
Реализация
этой функции предполагает обеспеченность
соответствующих институтов и социальных
служб профессионально
Превентивная, профилактическая и коррекционная функции военно-социальной работы формируют сферу социальной профилактики и коррекции поведения его обитателей, условий и факторов воинской среды. Ее влияние распространяется как на членов воинского социума, так и на весь социум в цепом, на отдельные его части, структуры и институты. Необходимо отметить, что вышеуказанные функции проявляются и в других сферах военно-социальной работы ввиду того, что они являются базовыми, системообразующими функциями социальной работы.
Вместе с тем, данная сфера имеет специфические институты образовательного, воспитательного, юридического, общественного и служебного характера, концентрирующие свою деятельность на профилактике и коррекции социальных отклонений. Однако в настоящее время воинский социум не имеет достаточного количества специалистов данного профиля.
Образовательная функция военно-социальной работы обусловливает функционирование сферы подготовки и переподготовки кадров. Она охватывает военнослужащих, увольняющихся или уже уволившихся с военной службы, а также членов их семей и связана с их профессиональной ориентацией, переподготовкой на новые для них специальности и трудоустройством в соответствии с потребностями местного или регионального рынков труда. Кроме того, в данной сфере сосредоточиваются усилия по подготовке и профессиональному развитию кадров военно-социальных работников и военно-социальных педагогов, профессиональных специалистов для воинского социума.
Организационно-
В зависимости от уровня иерархической структуры военной организации содержание этой функции будет видоизменяться, предполагать привлечение к социальной работе в воинской среде специалистов различного профиля - управленцев, организаторов, экономистов, маркетологов, профильных менеджеров и т.д.
Важным
направлением деятельности в данной
сфере является создание специализированных
служб социальной работы в воинской среде;
объединение их в единую инфраструктуру
социальной службы медико-психолого-
Наконец, одной из функций военно-социальной работы является функция социального просвещения. Она формирует соответствующую ей сферу социального просвещения. Ее содержание раскрывается посредством таких направлений деятельности, как: формирование общественных организаций в области социальной работы (ассоциаций, союзов, комитетов, фондов); проведение симпозиумов, семинаров, конференций военно-социальных работников; организация изучения, обобщения и распространения передового опыта военно-социальной работы; издание и распространение научной, учебной и методической литературы по социальной работе в воинской среде; выпуск и распространение специализированных журналов и бюллетеней; презентация программ и проектов военно-социальной работы; связь с общественными организациями, средствами массовой информации и т.п.
В своей совокупности эти функции (по другим основаниям возможно выделение и других) реализуют основные задачи, методы и организационные формы военно-социальной работы; определяют возможности и основные направления ее развития в воинском социуме; обусловливают инфраструктуру социальной службы в воинских частях, городках, гарнизонах; обосновывают потребности в кадрах специалистов в области военно-социальной педагогики и военно-социальной работы; определяют области возможного сотрудничества государственных и общественных социальных служб с социальными службами воинского социума и т.д.
Каждая из этих функций, как уже указывалось выше, ориентирована не только на достижение оперативного результата в той или иной сфере в соответствии с принципами военно-социальной работы, но и на достижение результата социально-педагогического, что безусловно связано как с сущностью военно-социальной работы, так и с отечественными научными традициями и общественной практикой.
Военно-социальная
работа представляет собой ПРАКТИКУ, отражающую
преобразовательную деятельность людей
и институтов; ТЕОРИЮ, отражающую научно-познавательную
их деятельность в социальной практике;
научно-образовательный КОМПЛЕКС, отражающий
научно-образовательную их деятельность
по подготовке кадров как для практической
и теоретической, так и для собственно
образовательной деятельности (речь идет
о трех гранях военно-социальной работы).
Социальная работа с военнослужащими
— это относительно самостоятельное направление
деятельности командиров, других должностных
лиц, органов военного управления. Она
обладает специфическими признаками,
имеет свою правовую основу, является
важным фактором успешного решения задач,
стоящих перед Вооруженными Силами.
По своему содержанию социальная работа
с военнослужащими включает:
- изучение и прогнозирование развития
социальных процессов в воинских коллективах
и районах дислокации воинских частей;
- выработку, принятие и реализацию исполнения
управленческих решений по осуществлению
социальной защиты военнослужащих;
- организацию и проведение правового
воспитания различных категорий военнослужащих;
- обеспечение индивидуальной помощи различным
категориям военнослужащих в целях разрешения
конкретных социально-правовых проблем;
- обучение командиров, других должностных
лиц правовым основам служебной деятельности
по осуществлению социальной защиты подчиненных;
- рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений
военнослужащих и членов их семей;
- взаимодействие с органами государственной
власти и местного самоуправления, общественными
объединениями по вопросам социальной
защиты военнослужащих и членов их семей.
[43]
Исходя из этого,
социальную работу с военнослужащими
в Вооруженных Силах Российской Федерации
можно определить как осуществляемую
в тесном взаимодействии с органами государственной
власти, общественными объединениями
правоприменительную и правоисполнительную
деятельность органов военного управления,
воинских должностных лиц по реализации
установленных законодательством прав
и льгот военнослужащих и членов их семей,
созданию на этой основе социальных условий,
необходимых для более эффективного решения
задач боевой готовности, укрепления правопорядка
и воинской дисциплины, поддержания высокого
уровня морально-психологического состояния
военнослужащих.
Цели социальной
работы многообразны. Они могут быть главными
и второстепенными, конечными и промежуточными,
перспективными и ближайшими. Содержание
целей в каждом конкретном случае зависит
от объективно существующих условий их
реализации, наличествующих возможностей
субъектов военно-социальной работы и
применяемых средств для их достижения.
Главная цель военно-социальной работы состоит в том, чтобы создать социальные условия, позволяющие военнослужащим, гражданскому персоналу эффективно решать возложенные на них обязанности. Под условиями в данном случае понимается та материальная и духовная среда, обстановка, в которой протекают жизнь и деятельность военнослужащих, их семей, гражданского персонала.
Создание таких условий предполагает решение целого ряда задач, важнейшими из которых являются:
-
своевременное и полное
-
четкая организация службы и
быта всех категорий личного
состава, предоставляющая
- строгое соблюдение в воинских коллективах принципа социальной справедливости, гарантированная защита каждого военнослужащего от грубости, произвола, попрания его законных прав, унижения личного достоинства;
-
поддержание на должном уровне
престижности воинского труда,
всемерная защищенность его
Эти и другие факторы в своей совокупности составляют комплекс важнейших условий, обеспечивающих достойную жизнь защитников Отечества, их благоприятное социальное самочувствие, высокую служебную активность. Наличие этих условий, с одной стороны, не ведет к порождению острых социальных проблем в воинских коллективах, а с другой - помогает военнослужащим самостоятельно справляться с возникающими трудностями социального характера.
Как свидетельствуют исследования и войсковой опыт, воплощение методов социальной работы в практической деятельности командиров и органов воспитательных структур осуществляется по следующим направлениям:
- систематический анализ социальной обстановки в воинских коллективах, создание банка данных о запросах и нуждах различных категорий военнослужащих и членов их семей, поступающих от них жалоб и предложений, реализации установленных законом Российской Федерации прав и льгот;
- ежеквартальный сбор, обработка, анализ социальной информации о положении дел в воинских коллективах с обеспечением социальной защиты личного состава;
- комплексное, планомерное развитие и совершенствование социальной инфраструктуры военных городков и гарнизонов, регулярная проверка выполнения социальных планов и программ;
- организация и проведение правовой подготовки юридического всеобуча, правового воспитания и информирования личного состава.[5]
В этих целях осуществляется:
- практика систематических встреч руководящего состава частей и соединений с различными категориями военнослужащих и членов их семей непосредственно в подразделениях не реже одного раза в квартал по вопросам социально-правовой защищенности, сохранения их жизни и здоровья;
- регулярное обучение командиров частей и подразделений правовым основам служебно-правовой деятельности;
- формирование в частях и соединениях правового актива из числа представителей офицерских собраний, лиц, имеющих юридическое образование, женсоветов, других общественных организаций и комиссий, обучение их формам и методам работы по правовому воспитанию и информированию, изучение социальных проблем военнослужащих, а также подготовка предложений и рекомендаций по их разрешению;
- создание и совершенствование материальной и методической базы социально-правовой работы в подразделениях – уголков правовых знаний. В Домах офицеров, клубах, библиотеках организуется консультативно-правовая работа, обобщается и распространяется передовой опыт лучших офицеров по решению социальных проблем военнослужащих;
- планирование и проведение совместных мероприятий командиров, штабов, воспитательных структур с офицерскими собраниями, товарищескими судами чести офицеров и прапорщиков, женсоветами в интересах удовлетворения материально-бытовых запросов и их семей военнослужащих, демократизации военно-служебных отношений в решении социальных проблем;
- установление жесткого взаимодействия с местными органами государственной власти и управления в решении вопросов обустройства войск, реализации предусмотренных законодательством льгот военнослужащим и их семьям, выполнение планов жилищного строительства, адаптации и профессиональной переподготовки военнослужащих, подлежащих увольнению в запас;
- установление тесных связей с религиозными организациями.
Происходящая в обществе смена
ценностных ориентаций и
Как свидетельствует войсковой
опыт, офицер по социальной работе
и профилактике правонарушений
аппарата воспитательной