Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:13, курсовая работа
Цель – выявить сущность, назначение, наиболее важные направления социальной работы с военнослужащими.
Объект - социальная работа среди военнослужащих.
Предмет - ведущие направления, функции, методы социальной работы с военнослужащими.
Военная служба - особый вид государственной службы, заключающиеся в исполнении гражданами установленной законами воинской обязанности в составе Вооруженных Сил РФ или других войск. Военная служба является наиболее активной формой реализации долга и обязанности каждого гражданина по защите Отечества.
Переход страны на новые экономические основы, развитие рыночных отношений в обществе, с одной стороны, и преобразование Вооруженных Сил, осуществляемое в этих сложных социально-экономических условиях, с другой, обусловливают значительный рост напряженности в обществе и армии. Резко обострились социальные проблемы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. По прогнозам специалистов, это положение будет значительно ухудшаться в связи с дальнейшим сокращением армии и флота, что будет способствовать нарастанию социальной напряженности в воинской среде, росту недовольства военнослужащих не только своим положением, но и политикой правительств, его создавших и не принимающих мер по ликвидации проблем.
Складывающаяся
ситуация требует разработки и реализации
ряда радикальных мер по: изменению
социального статуса
Полная
реализация установленных
во-первых, остротой социальной ситуации
в Вооруженных Силах Российской Федерации,
требующей от военных ученых выработки
научно обоснованных рекомендаций для
принятия эффективных мер противодействия
нарастанию социальных проблем в воинской
среде;
во-вторых, необходимостью дальнейшего
совершенствования системы законодательства
о социальной защите военнослужащих, приведения
его в соответствие с потребностями общественной
практики;
в-третьих, исключительной важностью,
высокой практической значимостью создания
эффективного механизма реализации действующих
нормативно-правовых актов о правах и
льготах военнослужащих и их семей;
в-четвертых. потребностью обобщения
и систематизации накопленного в обществе
опыта эффективной работы с военнослужащими,
правового регулирования социальной работы
в условиях Вооруженных Сил;
в-пятых, высокой значимостью для поддержания
боеспособности войск вооружения командиров,
других должностных лиц передовой методикой
организации и ведения военно-социальной
работы, использования правовых средств
в осуществлении социальной защиты подчиненных.
В последние годы
в нашей стране изданы работы, исследования,
учебные и методические пособия, в которых
освещаются проблемы организации социальной
работы с различными категориями населения.
В этом ряду такие авторы, как Л.В.Бадя,
В.Г.Бочарова, ЛХ. Гуслякова, П.Н.Нещеретный,
А.ИЛященко, СИЛорбинский. Их труды закладывают
хорошую базу для становления теории военно-социальной
работы.
Имеется также ряд публикаций, в которых
в прямой постановке освещаются проблемы
военно-социальной работы в Вооруженных
Силах, обобщается и анализируется передовой
опыт ее организации и про
ведения. Сюда относятся материалы Сбора
руководящих работников органов по работе
с личным составом оперативного звена,
состоявшегося в Москве летом 1993 года,1
Всероссийского совещания по вопросам
социальной защиты военнослужащих и членов
их семей, проходившего 9-10 августа 1993 года,2
Международной конференции "Социальные
аспекты военной реформы", проходившей
в Москве 23-25 мая 1994 года, а также работы
В.Бараненко, И.Брофеева, МДобровольской,
В.В.Комиссарчука, ИАЛипского, О.Н.Шатрова,
других авторов.
Таким образом, есть все основания утверждать,
что теория военно-социальной работы развивается
отнюдь не на пустом месте; отечественными
учеными разработаны и обоснованы многие
аспекты теории и практики обеспечения
социальной защиты военнослужащих и их
семей.
.
Цель – выявить сущность, назначение, наиболее важные направления социальной работы с военнослужащими.
Объект - социальная работа среди военнослужащих.
Предмет
- ведущие направления, функции,
методы социальной работы с военнослужащими.
Достижение поставленной цели требует
решения следующих теоретических и практических
задач:
- определить правовую сущность и правовое
содержание категории
"военно-социальная работа";
- осуществить теоретико – методологический
анализ содержания социальной работы
с военнослужащими;
- выявить основные функции, принципы и методы социальной работы с военнослужащими.
- осмыслить положительный опыт соц. работы с военнослужащими
ГИПОТЕЗА - Повышение уровня жизни военнослужащих и членов их семей, обеспечение каждого из них максимально возможной в конкретных условиях социальной защитой в соответствии с законодательством РФ - ведущее направление социальной работы с военнослужащими
МЕТОДЫ - изучение литературы
-осмысление нормативных актов, директивных документов
-выявление передового опыта социальной работы с военнослужащими
Как
свидетельствует историческое прошлое
и нынешняя общественно-политическая
и социальная ситуация в России, либерализация
цен и экономические реформы в наибольшей
степени сказываются на уровне жизни тех
слоев населения, которые живут на фиксированные
доходы: оклады, пенсии, пособия и т.п. Именно
к этой категории относятся военнослужащие
и их семьи. Это обстоятельство ученые,
исследовавшие военные проблемы, выявили
давно. Вот что, например, писал в 1875 году
военный исследователь Л.Штейн: "Войско,
жертвуя все время на преследование интересов
государства, как совокупности всех граждан,
лишается возможности преследовать свои
личные интересы и потому, по справедливости,
может требовать особенной заботливости
государства о развитии благ жизни внутри
войскового быта во всех тех случаях, когда
не может использовать этого своими собственными
средствами или когда не может устранить
угрожающей опасности своею собственной
силой".1
Социальные проблемы всегда актуализируются,
когда общество, Вооруженные Силы переживают
кризисное состояние. Подтверждением
тому является история нашего государства.
Нынешнее положение российских военнослужащих
можно сравнить с тем состоянием, в котором
оказались красноармейцы после окончания
гражданской войны, когда в ходе военной
реформы 1924-25 годов руководству страны
пришлось, наряду с другими, решать и накопившиеся
острейшие социальные проблемы. По свидетельству
печатного органа Петроградского военного
округа, материальное положение командного
состава было таким, при котором "...он
не может без горьких дум о своем положении
целиком отдаться своей прямой работе
- делу обучения красноармейцев и повышения
своей квалификации".1 История повторяется.
В условиях сегодняшней социально-экономической
ситуации социальные проблемы военнослужащих
вновь крайне обострились и стали одними
из самых актуальных. На первый план выходят
сегодня аспекты человеческого измерения
военной реформы.
Среди обстоятельств обусловливающих
остроту социальных проблем в армии, военные
ученые, эксперты, публицисты выделяют
следующие:
- переход к рыночной экономике осложнил
проблемы жизнеобеспечения Вооруженных
Сил и снизил возможности государства
в реализации социальных программ в отношении
военнослужащих;
- сокращение Вооруженных Сил в ходе проведения
военной реформы выдвинуло на первый план
необходимость разработки комплексной
программы социальной адаптации увольняемых
с военной службы военнослужащих и членов
их семей;
- за крайне короткое время военнослужащие
из категории сравнительно высоко оплачиваемой
группы населения превратились в социальную
группу с низким достатком, так как именно
денежное довольствие является для военнослужащих
основным, а для большинства - единственным
источником формирования семейного бюджета
(по данным опросов, для 96% военнослужащих
денежное содержание является основным
источником дохода в их семьях, 82% офицерских
семей не имеют никаких финансовых сбережений);
- неразвитость социальной инфраструктуры
военных гарнизонов, сокращение ассигнований
на ее развитие усугубляют и без того бедственное
положение семей военнослужащих Красная
звезда (Петроградского военного округа).
- 1924. - 1 января. См.: Певень Л. Предел прочности
.//Итоги. - 1996. - 15 октября;
- отсутствие материального и финансового
обеспечения реализации многих положений
законодательства о социальной защите
военнослужащих и их семей.
Все это позволяет сделать вывод, что социальная
защищенность военнослужащих и членов
их семей на рубеже 2000 года может быть
охарактеризована как явно недостаточная.
Базовыми характеристиками низкого уровня
социальной защищенности военнослужащих
в настоящее время являются:
- неурегулированность в законодательстве
функций Вооруженных Сил и механизмов
их использования;
- неполнота и фрагментарность правовой
базы по урегулированию вопросов социально-экономического
обеспечения войск;
- нерешенность жилищной проблемы;
- неадекватная современным социально-экономическим
условиям оплата воинского труда;
- недостаточная престижность воинского
труда и низкое морально-психологическое
состояние военнослужащих.1
Недостаточная социальная защищенность
превращает армию в институт повышенного
социального риска, что отражается на
общем фоне психологического настроя
военнослужащих. Исходя из этого, осуществление
социальной и правовой защиты военнослужащих,
членов их семей все более выдвигается
сегодня на первый план в деятельности
органов военного управления по поддержанию
боевой готовности и боеспособности войск.
Прежде чем требовать от людей добросовестного
выполнения своих обязанностей, надо обеспечить
их всем необходимым для жизни и службы,
оградить от произвола и беззакония. Именно
эта идея определяет суть и содержание
военно-социальной работы. Речь идет, по
существу, об обеспечении социальной безопасности
личности военнослужащего. По определению
Н.Белякова, социальная безопасность представляет
собой такое состояние общественных отношений
(экономических, политических, правовых
и т.д.), при котором личность надежно защищена
от всяких опасностей и находится в состоянии
психологического комфорта.1
В самом общем виде военно-социальная
работа представляет собой деятельность
различных субъектов по реализации установленных
законодательством социально-экономических
прав и льгот военнослужащих и обеспечению
на этой основе их социальной защиты. Само
понятие "защита" подразумевает,
во-первых, действия, направленные на охрану,
ограждение от посягательств и враждебных
действий, опасности, на предохранение
и безопасность кого-либо и чего-либо;
во-вторых, это то, что защищает и служит
обороне.2
Термин "социальная защита" впервые
возник в 30-е годы в Америке и означает
гарантирование государством некоторым
слоям населения определенного, чаще всего
минимального, уровня жизни.3 Социальная
защита военнослужащих - это комплексная
система мер, осуществляемая 4i . в целях
обеспечения свободной и надлежащей реализации
субъективных прав военнослужащих, включающая
судебную защиту, законодательные, экономические,
организационно-технические и другие
средства и мероприятия, а также самозащиту
военнослужащими своих прав.4
Деятельность по обеспечению социальной
защиты выступает как одно из средств,
гарантирующих военнослужащим реализацию
их правового статуса, как необходимое
условие действенности социального обеспечения,
определяемого государством своим защитникам.
Исходя из этого, военно-социальная работа
представляет с собой социально-правовой
механизм разрешения сложившегося противоречия
между законодательно определенным статусом
военнослужащих и реальным их положением
в обществе, т.е. социальным статусом.
Уровень, достигнутый в решении этой задачи
на конкретный момент времени, определяется
учеными как социальная защищенность,
представляющая собой понятие, отражающее
степень реализации важнейших социальных
прав различных категорий военнослужащих,
удовлетворения материальных и духовных
потребностей и интересов личности, соответствие
социального положения военнослужащих
той роли, которую они призваны играть
в жизни общества.
Очень важной для понимания сущности военно-социальной
работы представляется идея, высказанная
доктором юридических наук И АЛедяхом.
Суть ее состоит в том, что социальная
защищенность требует одновременно и
правовой защищенности. Это обусловлено
тем, что органы и должностные лица, осуществляющие
социальную защиту граждан, существуют
и действуют в процедурах, формах и принципах
правового государства, т.е. строго на
правовой основе. Подлинную социальную
защищенность можно обеспечить только
всемерным использованием правовых средств
в комплексе с иными - организационными,
воспитательными и т.д.2 На это указывают
также А.В. Коровников и В.П. Серегин, которые
связывают социальную защищенность прежде
всего с наличием надежно функционирующего
механизма реализации законодательства
о социальной защите и гарантий (закрепленных
в законе)
1 См.: Герасимов А.В., Лоза Г.Г. Социальная
защищенность советского военнослужащего.
- М., 1991. - С.21; Особенности социальной защищенности
личности в Вооруженных Силах.//Инфомационно-
2 См.: Защита прав человека в условиях
перехода к рынку .//Государство и право.
-1993.-№б.-С25.
Основополагающим
документом социальной работы с военнослужащими
является Конституция РФ. Статья 7 Конституции
Российской федерации содержит один
из важнейших принципов
В соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в нашей стране за последние годы разработано и принято значительное количество нормативно-правовых актов о социальном обеспечении, правах и льготах военнослужащих. Основными среди них являются законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и в Республике Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов», «О ветеранах», «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».[12]
Созданная законодательная база является основой для проведения работы по социальной защите человека в военной форме.
Важным
моментом в законотворческой практике
нашего государства стало
Создана система судебной защиты прав военнослужащих. До принятия Закона РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993 г. и последовавших затем разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. военнослужащие являлись наименее защищенной в правовом отношении категорией граждан. Они могли подавать жалобы на действия воинских должностных лиц, ущемляющих их права, только по команде в порядке подчиненности. Устранение такого положения существенно расширило возможности правовой защиты военнослужащих. [14]
Таким образом, законодательство Российской Федерации нацелено, прежде всего, на повышение социальной защищенности военнослужащих, повышение стабильности их социального положения, сохранение значительной части прав и льгот после увольнения с военной службы.
Согласно статье 3 Федерального закона “О статусе военнослужащих” реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Закон также определяет, что реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей могут также содействовать общественные объединения. [15]
Круг органов и должностных лиц, занимающихся социальной защитой военнослужащих, определен и статьей 10 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, в которой говорится: «Государство гарантирует социальную и правовую защищенность военнослужащих, осуществляет меры по созданию им достаточного и достойного жизненного уровня, улучшения условий службы и быта. Обеспечение и охрана прав военнослужащих возлагаются на органы государственной власти и местного самоуправления, суды, правоохранительные органы, органы военного управления и командиров (начальников)». [16]
В
системе органов
При Президенте Российской федерации созданы и действуют Комиссия по правам человека. Временная наблюдательная комиссия по соблюдению конституционных прав и свобод граждан. Совет по социальной политике, другие органы, которые также вносят свой вклад в решение социальных проблем военнослужащих. [17]
В системе исполнительной власти общее руководство деятельностью по осуществлению социальной защиты военнослужащих возложено на Правительство РФ, которое согласно статье 15 Федерального закона «Об обороне» несет ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, организует обеспечение Вооруженных Сил материальными средствами и услугами по их запросам, руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, решает другие вопросы на основе и во исполнение принятых Государственной Думой и утвержденных Президентом России законов. [18]
Значительную роль в обеспечении социальных гарантий военнослужащих занимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Согласно статье 7 Федерального закона «Об обороне» в их функции входит обеспечение потребностей Вооруженных Сил в материальных средствах и других ресурсах и услугах, по их заказам; обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации о социальных гарантиях для граждан в связи с военной службой, их участием в военных действиях, а также для членов их семей.
Вопросами социальной защиты этих категорий граждан в Российской Федерации занимаются также многочисленные общественные объединения — советы, фонды, ассоциации и т. п. Сегодня в нашей стране зарегистрировано более сотни общественных организаций, которые приоритетным направлением своей деятельности считают социальную защиту военнослужащих, ветеранов и инвалидов военной службы, а также членов их семей. Налаживание конструктивного сотрудничества с этими неправительственными организациями, общественными объединениями, координация их усилий в деле обеспечения социальной защиты военнослужащих относятся к числу важнейших задач социальной работы с военнослужащими. [19]
Непосредственно в рамках Вооруженных Сил социальная работа с военнослужащими организуется Министерством обороны Российской Федерации. В соответствии со статьей 14 ФЗ «Об обороне» Министерство обороны заказывает и финансирует производство и закупку продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил, обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала армии и флота, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. [20]
С помощью правовых средств министр обороны через Генеральный штаб, своих заместителей, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, начальников главных и центральных управлений обеспечивает строгое и точное выполнение в войсках (силах) законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, а также собственных решений по социальной защите военнослужащих на основе выделяемых Министерству обороны материальных и денежных средств, и, прежде всего, — из федерального бюджета.