Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:13, курсовая работа
Цель – выявить сущность, назначение, наиболее важные направления социальной работы с военнослужащими.
Объект - социальная работа среди военнослужащих.
Предмет - ведущие направления, функции, методы социальной работы с военнослужащими.
Принцип интеграции социальной работы с военнослужащими и членами их семей предполагает:
а)
соединение усилий различных вертикальных
(ведомственных) структур военно-социальной
работы (медицинской, экономической, психологической,
культурно-досуговой и др.) на удовлетворении
социальных потребностей военнослужащих,
лиц, уволенных с военной службы,
и членов их семей непосредственно в их
социуме, в конкретной воинской части,
военном городке, гарнизоне, месте компактного
их проживания в населенных пунктах;
б) интеграцию межведомственных и дифференцированных (специализированных) служб военно-социальной работы в комплексные социальные службы (центры) в конкретных воинских организациях, на территориях и в населенных пунктах;
в)
обеспечение многопрофильности
и взаимодополняемости в
г)
формирование структуры социальной
работы в воинской среде как социальной
службы медико-психолого-
Принцип
педагогизации военно-
а)
превентивный характер военно-социальной
работы, ее преимущественную ориентацию
не столько на разрешение обострившейся
социальной проблемы военнослужащего
или членов его семьи (не отказываясь от
этого вида деятельности), сколько на диагностико-прогностическую
и профилактически-
б)
введение профессии "социальный педагог"
в Вооруженных Силах и
в)
организацию воздействий на все
стороны жизни и деятельности
военнослужащих и членов их семей; объединение
усилий дошкольной и школьной, семейной,
военной, производственной педагогики
и педагогики общения, превентивной педагогики,
педагогики творчества и досуга
в единую военно-социальную педагогику
в интересах социального воспитания военнослужащих
и членов их семей.
Принцип социокультурной направленности военно-социальной работы предполагает:
а)
использование понятия "культура
социальной военной среды" в качестве
цели и критерия оценки уровня развития
среды обитания военнослужащих, лиц,
уволенных с военной службы, и
членов их семей в конкретных воинских
частях, городках, гарнизонах, местах их
компактно
го проживания; его использование как
качественной характеристики способа
разрешения задач военно-социальной работы,
удовлетворения потребностей ее объектов;
применение его в качестве индикатора
развития социальной военной среды;
б)
ориентацию военно-социальной работы
(совместно со специализированными
образовательно-
Принцип научной обоснованности военно-социальной работы предполагает:
а)
изучение отечественного и зарубежного
опыта определения содержания, организации
и методики военно-социальной работы,
его обобщение, анализ и учет при организации
социальной службы в воинской среде; адаптацию
в рамках допустимых границ опыта социальной
работы
в различных социумах к условиям воинской
части, военного городка, гарнизона; подготовку
обобщенных методических рекомендаций
социальным педагогам и социальным работникам,
действующим в воинском социуме;
б) организацию постоянных научных исследований в области методологии, теории, методики и практики социальной работы в воинской среде с учетом специфики ее развития как совокупности разнообразных видов деятельности; социальной педагогики как теории и практики с учетом педагогической обусловленности всех видов, сторон и сфер социальной работы в воинском социуме;
в)
подготовку военных социальных педагогов
и социальных работников с учетом передовой
российской и зарубежной войсковой практики
на основе специально организованных
научных ее исследований.
В своей совокупности вышеуказанные принципы определяют функции и сферы военно-социальной работы. Их взаимоотношение диалектично. Как правило, та или иная функция военно-социальной работы рождает соответствующую ей сферу деятельности со специфической совокупностью целей и задач, способов и путей их реализации, форм и методов работы. Однако могут быть и другие линии их взаимосвязи. Так, например, в той или иной сфере военно-социальной работы могут находить свое отражение одна или несколько ее функций, что обусловлено мультипликаторным характером социальных потребностей военнослужащих и членов их семей.
Одной из таких функций является диагностико-прогностическая функция, обусловливающая соответствующую сферу социальной работы с военнослужащими и членами их семей - сферу социальной диагностики и прогнозирования. При этом социальной диагностике подлежат: собственно социальные потребности клиентов военно-социальной работы; степень развития этих потребностей и их удовлетворения в конкретной воинской части, военном городке, гарнизоне, месте компактного проживания военнослужащих и членов их семей; степень развития инфраструктуры конкретного воинского социума и ее соответствия потребностям его обитателей; степень оптимальности и гармоничности взаимодействия военнослужащих и членов их семей со средой их обитания и т.д.
Объектом
социального прогнозирования
Данная функция позволяет составлять социально-демографические, медико-социальные и социально-экономические, криминологические и т.п. прогнозы по развитию конкретного воинского социума, которые способствуют выработке объективных управленческих решений в военно-социальной работе.
По мере конкретизации целей, задач и клиентов социального диагностирования и прогнозирования, в зависимости от уровня иерархии организации социальной работы с военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы, членами их семей, гражданским персоналом военных организаций, специфики воинского социума, могут изменяться и содержательные характеристики получаемых результатов.
Реализация
диагностико-прогностической
Важным условием ее реализации является профессиональная подготовка (переподготовка) соответствующих кадров - специалистов в области социальной диагностики и социального прогнозирования - из числа военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей.
Второй функцией военно-социальной работы является обслуживающая функция, которая обусловливает развитие соответствующей сферы социально-бытового обслуживания. При этом данная функция подразумевает не только создание возможностей для удовлетворения социально-бытовых потребностей обитателей воинского социума, но такую организацию государственных, негосударственных и коммерческих служб социально-бытовой сферы воинской части, городка, гарнизона, при которой они обеспечивают практическую реализацию этих возможностей за счет своей ориентации на интересы клиентов: удобное расположение; оптимальный график работы; заказная система подбора товаров и услуг; расширение их ассортимента; обслуживание на дому и доставка на дом; индивидуальное и льготное обслуживание; доступные цены и пр.
Вместе с тем, внутренняя работа учреждений и организаций торговли и бытового обслуживания населения не относится к собственно военно-социальной работе, а является всего лишь деятельностью соответствующих специализированных структур. Социальной работа становится тогда, когда в их деятельности преобладает ориентация на интересы военнослужащих и членов их семей; когда они направляют свою работу на активное и непрерывное удовлетворение их потребностей; придают ей профилактический характер, избегая индивидуальных и коллективных социальных конфликтов в сфере социально-бытового обслуживания, не допуская обострения неудовлетворенных потребностей и социальной напряженности в конкретном воинском социуме.
Кроме того, в отношении ряда лиц, имеющих те или иные социальные проблемы в данной сфере (престарелые и одинокие люди; лица, работающие в отрыве от места проживания; многодетные семьи и т.п.), эта функция предполагает организацию в различных формах социального патронажа в целях решения проблем этого типа.
Третьей функцией является адаптационная функция, которой соответствует сфера социальной адаптации (реадаптации) клиентов военно-социальной работы. Конкретизация этой функции в связи с иерархическим характером военной организации обусловливает значительное разнообразие форм и направлений начальной стадии социальной адаптации: молодой семьи офицера (прапорщика) - к системе межличностных и межсемейных отношений в части, городке; военнослужащего - к новому воинскому коллективу; молодого военного специалиста - к специальности и должности; каждого обитателя военного социума; - к инфраструктуре и т.д. Адаптационная функция социальной работы предполагает также и вторую стадию адаптации - становление (семьи, члена коллектива, специалиста, жителя городка и т.д.).
Формы организации адаптации клиентов военно-социальной работы весьма разнообразны, однако на современном этапе ее развития возможно говорить по преимуществу лишь о работе военных психологов, которые, однако, не в силах самостоятельно разрешить комплекс проблем социальной адаптации людей в военных городках, гарнизонах, полигонах, тем более - не в состоянии решить эти задачи применительно к лицам, уволенным в запас или отставку.
Не существуют в военных организациях в достаточном количестве и специализированных служб социальной адаптации. Такие службы создаются пока в рамках отдельных негосударственных объединений, ассоциаций и фондов. Отсутствует также и подготовка в военно-учебных заведениях профильных специалистов военно-социальной работы, ориентированных на разрешение проблем социальной адаптации ее клиентов.
Реабилитационная функция военно-социальной работы обусловливает развитие и функционирование сферы социальной реабилитации ее клиентов. Институтами этой сферы могут быть различные медицинские, психологические и психотерапевтические, воспитательные и образовательные, правовые, культурно-досуговые и спортивные организации и учреждения. Существенным условием их деятельности также является обеспеченность профессионально подготовленными кадрами.
Данная функция военно-социальной работы может реализовываться в отношении: военнослужащих с несоциализированным и девиантным поведением; семей военнослужащих, имеющих неблагоприятную, негативную динамику развития; военнослужащих и членов их семей, получивших психотравмирующие воздействия военной или гражданской службы и т.п.
Деятельность институтов и специализированных служб данной сферы, реализующих реабилитационную функцию, также должна быть в значительной мере ориентирована на профилактику, своевременное предупреждение как социальных отклонений, так и факторов, их формирующих. Важным условием успешности реализации данной функции является наличие и соответствующая организация деятельности специалистов соответствующего профиля, перечень и количество которых определяется диагностико-прогностическими службами в зависимости от потребностей того или иного воинского социума.
Пятой функцией военно-социальной работы является анимационная функция, обусловливающая формирование и функционирование сферы социально-культурного развития. Институтами данной сферы являются различные учреждения культуры (театры, кинотеатры, Дома офицеров, гарнизонные клубы, клубы воинских частей, библиотеки и др.) и специализированные службы, создаваемые негосударственными организациями в воинском социуме. Анимационная функция военно-социальной работы связана не только с организацией досуга различных категорий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, гражданского персонала военных организаций и членов их семей. Она имеет более широкое поле реализации - свободное время; ее задача - гуманизация (специфическое преломление цели военно-социальной работы) свободного времени каждого члена воинского социума.