Социальные работы с военнослужащими

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявить сущность, назначение, наиболее важные направления социальной работы с военнослужащими.
Объект - социальная работа среди военнослужащих.
Предмет - ведущие направления, функции, методы социальной работы с военнослужащими.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ред 4 курс.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

            Диагностические. Военный социальный работник изучает особенности личности военнослужащих и их коллективов, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз».

            Прогностические. Прогнозирует развитие социальных процессов, происходящих в полку (на корабле), подразделениях и вырабатывает определенные модели социального поведения военнослужащих и воинских коллективов.

             Правозащитные. Офицер по социальной работе использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки военнослужащим и членам их семей, их социальную защиту.

             Организационные. Организует взаимодействие и оказывает помощь общественным организациям, функционирующим в полку (на корабле), в их работе по социальной защите военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала и разрешению социально-бытовых проблем.

              Предупредительно-профилактические. Военно-социальный работник приводит в действие различные механизмы: юридические, психологические, медицинские, педагогические и другие, направленные на предупреждение и преодоление негативных социальных явлений. Он организует оказание помощи нуждающимся.

             Социально-медицинские. Организует работу по профилактике здоровья, содействует подготовке молодых офицеров к семейной жизни, созданию благоприятных условий и реальных возможностей для поддержания здоровья и благополучия тех, кто временно оказался в затруднительном положении экономического или социального характера.

              Социально-педагогические. Этими методами офицер по социальной работе и профилактике правонарушений информирует, убеждает, формирует умения и навыки. Он также выявляет интересы и потребности военнослужащих и членов их семей в различных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и использует в работе с ними все имеющиеся возможности в полку (на корабле).

             Психологические. Оказывает различного рода консультации и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации военнослужащих, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся.

              Социально-бытовые. Изучает и анализирует социальные запросы военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала, результаты докладывает командиру полка (корабля), совместно с другими должностными лицами принимает меры по своевременному разрешению социально-бытовых проблем.

               Коммуникативные. Устанавливает контакт с нуждающимися, помогает им осознать сильные стороны своей личности. Военно-социальный работник выступает активной стороной, организующей, удерживающей и развивающей контакты. Он развивает мотивацию социально направленной деятельности военнослужащих, корректирует поведение, проводит социально-терапевтическую работу.

           Сбор социальной информации. Основными элементами являются: выборка, анализ документов, наблюдение, опрос, анкетирование, интервьюирование, обработка, анализ и интерпретация данных, изучение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.[8]

               Организаторская деятельность офицера  по социальной работе и профилактике  правонарушений заключается в  том, чтобы в определенной ситуации, по отношению к конкретному  человеку уметь избрать те  методы и методику их использования, которые наиболее целесообразны. Система методов применяется на основе уважения личного достоинства и гражданских прав каждого военнослужащего, требует диалектического подхода, так как никакая система не может быть рекомендована как постоянная, а только конкретно к данной военно-социальной ситуации.

             Надежность любого метода социальной  работы обеспечивается не только  его обоснованностью, но и соблюдением  правил его применения.

                Необходимым и обязательным условием успешного использования методов социальной работы в деятельности командиров, офицеров воспитательных структур являются их правовые знания.[9] Они свидетельствуют и об уровне их профессиональной подготовки. Объем имеющихся у офицера знаний характеризует его правосознание с количественной стороны. Качественной стороной правосознания является степень усвоения правовых знаний, то, в какой мере они стали потребностями, интересами, мотивами. Наличие определенного объема правовых знаний и понимание права позволяют ему строить свою профессиональную деятельность, подкрепляя ее юридическим самоконтролем.[10]

             Эффективность военно-социальной  работы во многом определяется  знанием командирами, офицерами  воспитательных структур методов  работы по социальной защите военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала, умением применять их в своей повседневной деятельности с различными категориями личного состава.[12]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      
       Переход к рынку,  реформирование государственных  структур, в том числе и Вооруженных Сил, обусловили необходимость усиления социально-экономической защищенности военнослужащих. 
    Сущность социально-экономической защищенности граждан состоит в законодательном обеспечении их экономических, политических, социальных и иных прав и интересов. Различают два вила социально-экономической защищенности: ограниченную и абсолютную.

           Ограниченная социально- экономическая  защищенность - это обеспечение всем  членам общества гарантированного  минимума уровня жизни, защиты  от тяжелых физических лишений.

           Абсолютная защищенность представляет собой обеспечение государством относительного благополучия какому-то лицу или категории граждан.

             Субъектами социально-экономической  защищенности являются; государство,  профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, различные общества и объединения потребителей.

            Источники социально-экономической  незащищенности подразделяются  на две группы ‘абсолютные  и относительные, К абсолютным  источникам относятся те, которые  при любой направленности их  динамики однозначно влияют на  защищенность граждан - снижает  ее. Это прежде всего безработица, инфляция, милитаризация экономики, военные конфликты, экологические проблемы.

           Вторая группа включает такие  источники, которые только при  ухудшении их динамики становятся. источниками незащищенности. Это  несправедливое распределение доходов, сан *елке уровня личного потребления, сокращение объема и снижение качества медицинских услуг, ухудшение социального обеспечения и сокращение социальной помощи, обострение жилищной проблемы.

          Относясь к специфической сфере  занятости, военнослужащие выполняют социально-ответственные функции, возложенные на них государством и обществом и, как и все люди, нуждаются в предметах потребления, услугах, жилье, необходимых им для качественного выполнения воинского долга. Невозможность удовлетворить те или иные потребности сказывается на полноте  выполняемых обязанностей.[44]  
    Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года предусматривает поэтапную разработку нормативно-правовой базы, направленной на коренное улучшение социального статуса военнослужащих. Несовершенство этой базы зачастую порождает ряд проблем в социальной защите и в частности в жилищной сфере, в сфере денежных и иных видов довольствия и конечно же в вопросах пенсионного обеспечения. При этом многие проблемы правового регулирования могут быть решены уже сейчас, есть немало резервов и в правозащитной деятельности органов военной прокуратуры, и в деятельности военно-следственных органов по защите прав военнослужащих уголовно-правовыми средствами.    Необходимо найти наиболее рациональные и эффективные средства правового, административного и прокурорского воздействия на ситуацию на местах, которые позволили бы качественно улучшить состояние законности в сфере социальной защиты военнослужащих. 
   В сфере социальной защиты военнослужащих этот механизм включает в себя

        -соответствующие правовые нормы  и совокупность юридических средств  их осуществления;

       -активную деятельность соответствующих  субъектов, наделенных определенными  полномочиями по социальной защите военнослужащих;

       -реальную возможность военнослужащих  самостоятельно защищать свои  права в случае их нарушения, 

        -конкретные социальные условия,  в которых разворачивается правореализующий  процесс. 

           Военно-социальная работа призвана способствовать выполнению норм законодательства о социальной защите военнослужащих и, таким образом, является составной частью механизма правореализации.

          По своему содержанию военно-социальная  работа включает:

     -изучение  и прогнозирование развития социальных процессов в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей;

     -выработку,  принятие и реализацию исполнения  управленческих решений по осуществлению  социальной защиты военнослужащих;

     -организацию  и проведение правового воспитания  различных категорий военнослужащих;

     -обеспечение  индивидуальной помощи различным  категориям военнослужащих в  целях разрешения конкретных  социально-правовых проблем; 

     -обучение  командиров, других должностных  лиц правовым основам служебной  деятельности по осуществлению социальной защиты подчиненных;

     -рассмотрение  и разрешение жалоб и заявлений  военнослужащих и членов их  семей; 

     -взаимодействие  с органами государственной власти  и местного самоуправления, общественными  объединениями по вопросам социальной  защиты военнослужащих и членов их семей.

            Исходя из этого, военно-социальную  работу в Вооруженных Силах  Российской Федерации можно определить  как осуществляемую в тесном  взаимодействии с органами государственной  власти, общественными объединениями  правоприменительную и правоисполнительную деятельность органов военного управления, воинских должностных лиц по реализации установленных законодательством прав и льгот военнослужащих и членов их семей, созданию на этой основе социальных условий, необходимых для более эффективного решения задач боевой готовности, укрепления правопорядка и воинской дисциплины, поддержания высокого уровня морально-психологического состояния военнослужащих.

 

 

Литература

Информация о работе Социальные работы с военнослужащими