Социальная работа с военнослужащими

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Федеральный закон определяет круг граждан, которые имеют статус военнослужащих:
1. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с федеральным законом о воинской обязанности и военной службе.

Файлы: 1 файл

типа курсовая.docx

— 36.08 Кб (Скачать)

     1.2 Статус военнослужащих  в Российской армии.

     Федеральный закон определяет круг граждан, которые  имеют статус военнослужащих:

     1. Военнослужащие проходят военную  службу по контракту или военную  службу по призыву в соответствии  с федеральным законом о воинской  обязанности и военной службе. К военнослужащим относятся:

     офицеры,

     прапорщики  и мичманы,

     курсанты  военных образовательных учреждений профессионального образования,

     сержанты  и старшины,

     солдаты и матросы,

     проходящие  военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную  службу по контракту);

     офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

     сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования  до заключения с ними контракта (далее - военнослужащие, проходящие военную  службу по призыву).

     Особенностью  весеннего призыва-2008 является переход к призыву граждан на один год службы. В связи с этим изменились и сроки проведения призывной кампании. Начнется она, как и раньше 1 апреля, а завершится не 30 июня, как это было в прошлые годы, а 15 июля. Это сделано для того, чтобы молодые ребята могли закончить обучение в учебных заведениях. Также с начала 2008 года уменьшено количество оснований для предоставления отсрочек гражданам от прохождения военной службы. Из 25 оснований осталось 21. Это дает возможность призывать дополнительно еще порядка 100 тыс. человек. Начиная с 1 апреля 2008 г. планируется призвать около 133 тыс. человек, это примерно на 1000 человек больше, чем осенью прошлого года. С осени 2008 года количество призывного контингента, который будет поступать в ряды Вооруженных Сил и других войск, будет увеличен. Планируется призывать порядка 200 тысяч человек.[26]

     Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     Условия контракта о прохождении военной  службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.[27]

     2. Граждане приобретают статус  военнослужащих с началом военной  службы и утрачивают его с  окончанием военной службы.

     На  граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые  предусмотрены настоящим Федеральным  законом, федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     3. За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества независимых государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.

     Федеральный закон «О статусе военнослужащих»  устанавливает, что обязанностью военнослужащих является защита государственного суверенитета и территориальной целостности  Российской Федерации, обеспечение  безопасности государства, отражение  вооруженного нападения, а также  выполнение задач в соответствии с международными обязательствами  Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает  военнослужащих:

     быть  верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно  и умело защищать свое Отечество;

     строго  соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

     дорожить  честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

     совершенствовать  воинское мастерство, содержать в  постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

     быть  дисциплинированными, бдительными, хранить  государственную и военную тайну;

     соблюдать общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации.

     Военнослужащий  считается исполняющим обязанности  военной службы в случаях, предусмотренных  Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной  службе». [33] 

     1.2 Анализ проблем социальной сферы Вооруженных сил и путей их решения  

     Социальная  работа, по определению, является оказанием  помощи тем индивидам или социальным группам, которые находятся в  трудной жизненной ситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими затруднениями  и поэтому нуждаются в содействии специалистов. На первый взгляд представляется, что военнослужащие в нормальных социальных обстоятельствах по самому характеру своей деятельности, по специальному набору личностных качеств, которые служат предпосылкой к ней, не могут относиться к уязвимым слоям населения: это как правило люди в наиболее благоприятном возрастном диапазоне. Их состояние здоровья находится под неусыпным профессиональным наблюдением и отвечает достаточно жестким критериям, предъявляемым военной службой. Наконец, вооруженные силы принадлежат к одним из наиболее уважаемых социальных институтов, их представители обладают высоким социальным статусом и находятся в благоприятном материальном и моральном положении.

     Однако  сама специфика профессиональной деятельности, связанной с воинской службой, заключает  в себе определенные объективные  затруднения, которые негативно  влияют на военнослужащих и могут  препятствовать их социальному функционированию. Подобные проблемы характерны для вооруженных  сил в любом современном обществе, возможно даже, в любом обществе независимо от его исторической и  социально-культурной определенности, хотя для суждений по этому последнему вопросу у нас в настоящее  время недостаточно данных. Кроме  того, особенности положения военнослужащих в Российской Федерации накладывают  отпечаток особой сложности на их социальную ситуацию, и это не может  не сказываться на их самочувствии и социальном функционировании.

     Одной из острых проблем современных российских Вооруженных Сил является наличие  нескольких статусных систем в ее рядах – официальной (формальной) «уставной» системы взаимоотношений, определяемых общим законодательством  и ведомственными документами: уставами, инструкциями и т.д.; «дедовской»  системы, основанной на неформальном, но, тем не менее, широко распространенном приоритетном положении старослужащих  солдат перед новобранцами, и «земляческой»  статусной системы, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке. Распространение параллельных официальной неформальных статусных систем является отражением характерной для современного общества аномии, то есть распада прежде существовавших ценностных систем и симптомом общесоциального морально-психологического кризиса. Следствием подобного положения является снижение управляемости воинскими коллективами, падение дисциплины, акты насильственного поведения по отношению к ряду военнослужащих, распространение суицидов в Вооруженных Силах.

     Нарастание  социально-экономических трудностей в обществе выражается в многомесячных  задержках выплаты денежного  содержания военнослужащим, распаде  системы материально-технического снабжения, устаревании техники  и вооружения, невозможности вести  нормальную боевую учебу. Крушение прежде существовавшей идеологической системы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности, как носитель высокостатусных ценностей патриотизма, священного долга защиты отечества перед лицом внешних опасностей, дискредитация этих последних при отсутствии других ценностей, которые могли бы заменить их, приводят к морально-психологическому кризису в сознании ряда военнослужащих, к ощущению бесцельности своей деятельности. Это влечет за собой падение престижа воинского труда, массовое уклонение от призыва, неуверенность военнослужащих в стабильности своего существования, своем будущем. Острым показателем социального неблагополучия в Вооруженных Силах является рост числа суицидов, причем не только среди рядового и сержантского состава, что как правило связано с «неформальными» отношениями в воинских коллективах, но и среди офицеров.

     Всеобщность воинской службы не кажется обществу оправданной: большинство населения  поддерживает переход Вооруженных  Сил на контрактный принцип формирования и исключительно добровольное несение  гражданами воинской службы. Отсутствие гарантированного Конституцией права  на альтернативную воинскую службу, слабая юридическая и социальная защищенность всех категорий военнослужащих, экономические  и бытовые трудности – все  это отягощает морально-психологическое  самочувствие военнослужащих.

     Неясность планов военной реформы, кадровых перспектив военнослужащих, массовые увольнения офицерского состава без предоставления положенных по закону жилья и выплат, трудности с устройством на работу по окончании военной службы –  все это создает еще один проблемный комплекс «переходного» периода  -межу окончанием военной службы и адаптацией к гражданской действительности.

     Острую  группу проблем составляет самочувствие лиц, принимавших участие в войнах и вооруженных конфликтах, и их реадаптация к мирной жизни. Во-первых, лица, получившие ранения в их ходе или, тем более, утратившие целиком или полностью здоровье, трудоспособность, способности к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов.

     Во-вторых, даже те военнослужащие, которые не получили телесных повреждений в  подобных вооруженных конфликтах, являются в значительной степени носителями так называемого «посттравматического стрессового синдрома». Впервые  подобное состояние здоровья и психики  было диагностировано у американских ветеранов вьетнамской войны, а  впоследствии наблюдалось у многих участников «странных» вооруженных  конфликтов. Его основные симптомы – слабость психики, при которой  незначительные проблемы превращаются в непреодолимые препятствия, которые  толкают людей на агрессивные  вспышки или на самоубийства, чувство  вины погибшими за то, что остался  жив, негативное или пренебрежительное  отношение к социальным институтам. Причем время не лечит такие явления: психологические проблемы у бывших «вьетнамцев» обострились спустя 15-20 лет после окончания войны, среди  них на треть больше самоубийств  и разводов, вполовину больше больных  алкоголизмом, наркоманов, чем в  среднем по стране. Психологический  стресс приводит к развитию таких  психосоматических заболеваний, как  язва, гипертония, астма. Самое болезненное  воздействие на участников таких  войн оказывает отчужденность общества, развенчание целей и методов  войны.

     Семьи военнослужащих испытывают воздействие  всех тех проблем, которые характерны для любого другого типа семей, однако у них есть, кроме того, свои собственные  трудности. Так, семьи военнослужащих срочной службы лишаются их заработка  – нередко основного источника  дохода, что при наличии ребенка  ставит семью в трудное материальное положение. Выплачиваемое в таком  случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка.

     Ресурсы семьи военнослужащего-контрактника вовлечены в обеспечение обороноспособности наряду с личностными ресурсами  самого военнослужащего, обеспечивая  в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного  возмещения этих ресурсов она не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень  часто встречаются трудности  с жильем, отсутствие работы для  жены, нередко неподходящий климат для детей. Неоднократные переезды к новому месту службы порождают  трудности в учебе детей, которые  вынуждены адаптироваться каждый раз  к новой школе и новому коллективу. Существование в условиях военного городка, отгороженного от внешнего мира, может порождать синдром  социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей.

     Общей проблемой семей военнослужащих является малообеспеченность, так как их заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более, от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, несмотря на, как правило, высшее образование, часто не могут устроиться на работу при ограниченном количестве рабочих мест, пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Социально-экономический кризис государства с многомесячной невыплатой денег военнослужащим нередко ставит их семьи в ситуацию социального бедствия. 
 
 

Информация о работе Социальная работа с военнослужащими