Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:32, курсовая работа
Целью - выявление основных особенностей общественного мнения по психологической проблеме социально-экономического неравенства, причин и факторов, влияющих на его характеристики и развитие с целью выработки рекомендаций по способам минимизации социального расслоения в современном российском обществе.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения общественного мнения по психологической проблеме социально-экономического неравенства……….5
1.1 Психологическая проблема социально-экономического неравенства в зарубежной и отечественной литературе……………………………………….5
1.2 Современное состояние общественного мнения в России относительно социально-экономического неравенства……………….................................9
Глава 2. Социально-психологическое исследование социального неравенства………………………………………………………………………15
2.1 Методика изучения социально-экономического неравенства................15
2.2 Социально-психологический анализ проблем социально-экономического неравенства по результатам исследования……………………………………34
Заключение……………………………………………………………………...38
Список литературы………………………………………………………..……39
Интерпретация понятий в системе предмета (табл.2.2)
Таблица 2.2 Структурная операционализация в системе предмета
Социальная мобильность |
Улучшилось ли ваше материальное положение в обществе за 2009 год |
Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет Затрудняюсь ответить |
Продвигались ли Вы вверх по карьерной лестнице за 2009 год |
Да Нет | |
Меняли ли вы место работы за 2009 год при сохранении должности |
Да Нет | |
Социальный достаток |
Отношение к бедности в российском обществе |
- отрицательное - нейтральное - положительное |
Отношение к богатству в российском обществе |
- отрицательное - нейтральное - положительное | |
Максимально допустимый уровень различия в доходах между богатыми и бедными |
- меньше 2 раз - 2-3 раза - 4-6 раз - 7-10 раз - больше 10 раз -другое | |
Социальная политика |
Что лично вы получили от реформы в сфере образования |
Образование стало доступней Снизиласть стоимость обучения в ВУЗе Повысилось качество образования Стало легче трудоустроиться сразу после окончания ВУЗа Ничего не приобрел Затрудняюсь ответить |
Что лично вы получили от
реформы в сфере |
Улучшилось обслуживание Здравоохранение стало доступнее Увеличился спектр предоставляемых бесплатных услуг Расширился спектр предоставляемых бесплатных лекарств Стало легче получить бесплатные лекарства Ничего не получил Затрудняюсь ответить | |
Что лично вы получили от реформы в сфере экономики |
Увеличился уровень дохода Снизились цены на товары Увеличился ассортимент предоставляемых товаров широкого потребления Ничего не получил Затрудняюсь ответить | |
Что лично вы получили от реформы в сфере политики |
Возрос уровень защищенности Уменьшился уровень коррупции Политика стала прозрачнее Выехать зарубеж стало проще и доступнее Ничего не получил Затрудняюсь ответить | |
Степень соответствия социальной политики ожиданиям россиян |
Соответствует Скорее соответствует Скорее не соответствует Полностью не соответствует | |
Степень эффективности проводимой в России социальной политики |
Эффективна Скорее эффективна Скорее неэффективна Полностью неэффективна | |
Как изменится ли в ближайшие 5-10 лет доля бедных при проводимых социальных реформах |
Увеличится Уменьшится Не изменится Затрудняюсь ответить |
Табл.2.3 Факторная операционализация
Политический фактор |
Поддержка проводимой государственной политики углублению социального неравенства |
|
Степень влияния коррупции на увеличение социального неравенства |
||
Социальный фактор |
Уровень активности российских граждан в реализации собственных жизненных шансов |
|
Уровень протеста в отношении
социального неравенства в |
||
Экономический фактор |
Направленность социальных реформ на минимизацию социального неравенства в экономической сфере |
|
Степень влияния экономики на социальное неравенство |
Формулирование гипотезы исследования.
В России недовольство вызывает не уровень разницы в доходах, а несправедливость в их распределении, из-за чего происходит ухудшение психологического самочувствия российского общества, вследствие несоответствия социального и профессионального статуса россиян уровню их социальных притязаний, что может в ближайшие 5 – 10 лет привести к увеличению доли бедных, в силу того, что окончательно будет исчерпан «запас прочности» имущественного потенциала нуждающихся россиян.
Характеристика метода исследования. В рамках данного исследования будет проведен массовый опрос со стихийной выборкой. Это обусловлено тем, что для анализа проводимой политики нам необходимо изучить мнение людей не только напрямую включенных в политическую деятельность, но и тех, кто может только ощущать на себе последствия этих действий по минимизации социального неравенства. Дадим общую характеристику используемому методу исследования.
Анализ различных аспектов
социального неравенства
Массовые опросы – один из методов количественных исследований, особенностью которых является получение точной, статистически выверенной численной информации. Использование репрезентативных выборок позволяет перенести результаты исследования на всю генеральную совокупность.
Обоснование метода исследования.
Применение массового опроса продиктовано
его соответствием
Кроме того, данный метод позволяет решить вышеобозначенные исследовательские цели и задачи.
Процедура реализации метода исследования. Процедура реализации метода массового опроса включает в себя четыре этапа.
Во-первых, это составление анкеты для проведения опроса.
Во-вторых, это отбор респондентов. Данный отбор осуществляется методом вычисления выборочной совокупности с учетом ее репрезентативности. Применение данного метода отбора необходимостью переноса результата исследования на всю генеральную совокупность.
В-третьих, это непосредственно беседа с респондентом. Исследователь выступает в роли интервьюера, задает вопросы и записывает полученные ответы в бланк интервью.
В-четвертых, это анализ полученных
данных при помощи программы SPSS с
построением графиков и диаграмм,
а также неформализованный
Существуют различные методики исследования. Методика исследования – это процедура применения того или иного метода-приема9. Нами было использовано такая методика исследования как анкета.
Анкета
Здравствуйте.
Мы просим Вас ответить на несколько вопросов о Вашей жизни, Ваших интересах, Вашем отношении к происходящим в России реформам.
Анкетирование анонимное, и мнения, высказанные Вами, будут использованы только в обобщённом виде.
Для заполнения анкеты внимательно прочитайте все вопросы и ответы к ним. Обведите кружком номер варианта, наиболее подходящий вам.
Надеемся на искренность ваших ответов!
1. Существует ли неравенство в современной России?
01- Да
02- Нет
2. Как часто Вы испытывали
чувство несправедливости
01- Всегда
02- Часто
03- Иногда
04- Практически никогда
3. Необходимо ли минимизировать
социальное неравенство в
01- Да
02- Скорее да, чем нет
03- Скорее нет, чем да
04- Нет
4. Удовлетворены ли Вы своим социальным статусом
01- Да
02- Скорее да, чем нет
03- Скорее нет, чем да
04- Нет
5. Назовите главные,
на Ваш взгляд, причины социального
неравенства (несколько
01- Высокий уровень инфляции
02- Низкий уровень дохода
03- Несправедливое распределение доходов
04- Проводимая социальная политика
05- Неэффективная работа
правительства в социальной
06- Коррупция, взяточничество, воровство чиновников
07- Несовершенство законов
08- Непрактичность людей, неумение экономить
09- Внешние обстоятельства, судьба, разные причины
10- Отсутствие образования, высокой квалификации
11- Алкоголизм, наркомания
12- Лень, нежелание работать, инертность
13- Другое
14- Затрудняюсь ответить
6. Как бы Вы оценили свое материальное положение по сравнению с большинством окружающих?
01- Значительно лучше
02- Несколько лучше
03- Примерно такое же
04- Несколько хуже
05- Значительно хуже
06- Затрудняюсь ответить
7. Как часто Вы обращаетесь к медицинской помощи?
01- Всегда
02- Часто
03- Иногда
04- Редко
05- Никогда
8. Как бы Вы оценили доступ к медицинской помощи и рекреационным услугам?
01- Одинакова для всех
02- Богатые могут себе позволить лучшее
03- Деньги не играют роли
04- Затрудняюсь ответить
9. Как бы вы оценили
доступность высшего
01- Одинакова для всех
02- Богатые могут себе позволить лучшее
03- Деньги не играют роли
04- Затрудняюсь ответить
10. Возможно ли на сегодняшний день улучшить свое положение в обществе?
01- Возможно
02- Скорее да, чем нет
03- Скорее нет, чем да
04- Невозможно
05- Затрудняюсь ответить
11. Какие, на Ваш
взгляд, сегодня доступны способы
улучшения социального
01- Уменьшение инфляции, и роста цен
02- Увеличение зарплат, пенсий, пособий
03- Перераспределение доходов
04- Проводимая социальная политика
05- Увеличение эффективности работы правительства
06- Борьба с коррупцией,
взяточничеством, воровством
07- Совершенствование законов
08- Другое
09- Затрудняюсь ответить
12. Улучшилось ли ваше
материальное положение в
01- Да
02- Скорее да, чем нет
03- Скорее нет, чем да
04- Нет
05- Затрудняюсь ответить
13. Продвигались ли
Вы вверх по карьерной
01- Да
02- Нет
14. Меняли ли вы место работы за 2009 год при сохранении должности?
01- Да
02- Нет
15. Как вы относитесь к бедности в обществе?
01- отрицательно
02- нейтрально
03- положительно
16. Как вы относитесь к богатству в обществе
01- отрицательное
02- нейтральное
03- положительное
17. Каким должен быть
максимально допустимый
01- меньше 2 раз
02- 2-3 раза
03- 4-6 раз
04- 7-10 раз
05- больше 10 раз
06- другое
18. Что лично вы получили от реформы в сфере образования (несколько вариантов ответов)?
01- Образование стало доступней
02- Снизилась стоимость обучения в ВУЗе
03- Повысилось качество образования
04- Стало легче трудоустроиться сразу после окончания ВУЗа
05- Ничего не приобрел
06- Затрудняюсь ответить
07- Другое (укажите что именно)_______________________
19. Что лично вы получили
от реформы в сфере
01- Улучшилось обслуживание
Информация о работе Социально-психологическое исследование социального неравенства