Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:11, контрольная работа
Большую роль играет и то, каким путём получено то или иное знание. Л.С. Выгодский (1896-1934) выразил это в следующей лаконичной форме: факты, полученные с помощью разных познавательных прицепов, по сути, разные факты. Существует определённая обусловленность получаемых в эмпирическом исследовании фактов, которые имелись до данного эмпирического исследования его схемами, выдвинутыми гипотезами, предварительными знаниями об изучаемой реальности и т.п. И подобную взаимосвязь полученных в исследование фактов с используемыми методами можно проследить во всех психологических направлениях.
ВВЕДЕНИЕ 3-4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5-15
а) не экспериментальные психологические методы 5-10
1.наблюдение 5-7 2.анкетирование 7-8
3.беседа 8
4.архивный метод 8-9
5.контент-анализ 9-10 6.монографический метод 10
б) диагностические методы 10-13
1.тесты 11-13
в) экспериментальные методы 13-14
г) формирующие методы 14-15
заключение 16
использованные источники 17
УО «Мгу им. А.А. Кулешова»
Кафедра психологии
Методы психологического исследования
контрольная работа
по общей психологии
Студентки группы К
1 курса факультета
педагогики и психологии
Специальность дошкольное образование. Практическая психология
Старовойтовой Елены Викторовны
Домашний адрес:
213479 Могилёвская область
Мстиславский р-н
Селецкий с-с
д. Ларьяново
ул. Центральная д. 63
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
а) не экспериментальные психологические методы 5-10
1.наблюдение
3.беседа
4.архивный метод
5.контент-анализ
б) диагностические методы 10-13
1.тесты
в) экспериментальные методы 13-14
г) формирующие методы
заключение
использованные источники
ВВЕДЕНИЕ
Специфика научной психологии
заключается в том, что она
для накопления своих данных использует
целый арсенал научных методов.
Большую роль играет и то, каким путём получено то или иное знание. Л.С. Выгодский (1896-1934) выразил это в следующей лаконичной форме: факты, полученные с помощью разных познавательных прицепов, по сути, разные факты. Существует определённая обусловленность получаемых в эмпирическом исследовании фактов, которые имелись до данного эмпирического исследования его схемами, выдвинутыми гипотезами, предварительными знаниями об изучаемой реальности и т.п. И подобную взаимосвязь полученных в исследование фактов с используемыми методами можно проследить во всех психологических направлениях. Поэтому проблема методологии (средств) психологического познания является одной из самых существенных и обсуждаемых проблем психологии.
Существует
несколько взглядов на
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Будим рассматривать методы психологии исходя из 4 основных позиций:
а) не экспериментальные психологические методы
б) диагностические методы
в) экспериментальные методы
г) формирующие методы
а) не экспериментальные психологические методы
1.наблюдение
наблюдение является наиболее часто используемым методом исследования. Наблюдение можно использовать как самостоятельный метод, но чаще он органически вливается в состав других методов, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы экспериментов и т.п.
Наблюдение есть научный метод в ходе, которого происходит организационное воспитание и регистрация объекта.
Различают
несистематическое и
Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психология развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего не систематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явлений, а создание какой-то картины поведения человека либо группы людей в той или иной ситуации. Систематическое наблюдение проводится по опредёлённому плану. Исследователь выделяет особенности поведения и делает классификацию условий внешней среды.
Также выделяют
сплошное и выборочное
Кроме всего перечисленного наблюдение бывает включённым. Есть два способа включенного наблюдения:
Наблюдаемые люди знаю, что за ними ведётся наблюдение.
Наблюдаемые люди не знаю, что за ними ведётся наблюдения.
Наблюдение также имеет определенные требования:
1.должна быть цель наблюдения.
Цель определяется общими задачами и гипотезами исследования. Эта цель в свою очередь определяет тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным, выборочным и т.д.
2.задача наблюдения.
3.ведение фактических
записей в специальном
Что касается способа записи данных то наверняка в процессе первоначальных наблюдений лучше использовать не составленные заранее протоколы, а развёрнутые и упорядоченные записи дневника. По мере систематизации записей можно выбрать вполне адекватную, лаконичную и строгую форму протокольных записей.
4.исследователь должен быть беспристрастным.
Данные наблюдения не всегда надо расшифровывать. Они обычно служат основой для гипотез.
2 анкетирование.
С помощью анкетного метода изучаются разные стороны психической деятельности человека на основе массового опроса. Например, школьникам предлагается ответить на ряд вопросов, ответы на которые говорят об их вкусах, идеалах, интересах, уровне сознательности и т.п.
Как правило,
анкетный метод даёт богатый
материал для исследования. Однако
этот материал не всегда
3. беседа
Беседа - специфичный метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектами и объектами исследования невозможна. Диалог между двумя людьми в ходе, которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом. И на последнем этапе в форме постэкспериментального интервью.
Содержание бесед можно
4.архивный метод или изучение продуктов деятельности. В качестве объекта исследования при использование метода изучения продуктов деятельности могут выступать самые разнообразные продукты творчество испытуемых (стихи, дневники с записями, рисунки, сочинения и т.д. и т.п.). Применяя это метод можно не только содержательные, но и формальные характеристики объекта исследования.
Например, наиболее распространенным методом изучения продуктов деятельности учащихся в школе является изучение школьных сочинений. Этот метод (также как метод индивидуальной беседы) даёт богатый психологический материал относительно индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Результаты использования
5.контент-анализ
Контент-анализ представляет собой один из наиболее распространенных и строгих методов проверки документов. Исследователь выделяет единицы содержания и квалифицирует полученные данные. Этот метод широко распространён не только в психологии, но и в других социальных науках. Особенно часто он используется в практической психологии, психологии рекламы и коммуникации. Разработка этого метода связана с именами Г. Лассуэла, Ч. Осгуда и Б. Берельсона автора фундаментальной монографии ’’Контент-анализ в коммуникационных исследованиях’’.
Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются:
1.слово, термин, символ
2.суждение или законченная мысль
3.тема
4.персонаж
5.автор
6.целосное сообщение
6.монографический метод
Данный исследовательский метод, не может быть воплощён в одной какой либо методике. Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого продольного изучения возрастных и индивидуальных способностей отдельно испытуемых и фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех сферах жизни. При этом исследователи стремятся, исходя из конкретных изученных случаев, выяснить общие закономерности строения и развития тех или иных психологических образований.
Обычно в психологических исследованиях используют ни один какой-нибудь метод, а комплекс метод, которые дополняют друг друга.
б) диагностические методы
К диагностическим методам относится разные тесты, т.е. методы позволяющие давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приёмы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психических свойств испытуемых.
1. Тест (от англ. слова test – просьба, испытание)- стандатизированое задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают чёткую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
Варианты теста:
1.тест-опросник
Тест-опросник основан на системе заранее придуманных, тщательно отобранных и провенных с точки зрения их валидности и надёжности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
2. тест-задание
тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения, которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.
3. проективные тесты
В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек, склонен приписывать другим людям.
Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.
Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределённую ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск смысла в картинке, где неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены и что произойдёт дальше. На основании содержательной интерпретации ответов, судят о собственной психологии отвечающих.
Тест проективного
типа предъявляют повышенные
требования к уровню
в) экспериментальный метод
Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нём целенаправленно и продуманно создаётся искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента в том, что он позволяет надёжнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованием психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.