Социально-психологическое исследование социального неравенства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью - выявление основных особенностей общественного мнения по психологической проблеме социально-экономического неравенства, причин и факторов, влияющих на его характеристики и развитие с целью выработки рекомендаций по способам минимизации социального расслоения в современном российском обществе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения общественного мнения по психологической проблеме социально-экономического неравенства……….5
1.1 Психологическая проблема социально-экономического неравенства в зарубежной и отечественной литературе……………………………………….5
1.2 Современное состояние общественного мнения в России относительно социально-экономического неравенства……………….................................9
Глава 2. Социально-психологическое исследование социального неравенства………………………………………………………………………15
2.1 Методика изучения социально-экономического неравенства................15
2.2 Социально-психологический анализ проблем социально-экономического неравенства по результатам исследования……………………………………34
Заключение……………………………………………………………………...38
Список литературы………………………………………………………..……39

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 137.88 Кб (Скачать)

Другой тип дифференциации, также определяющий неравенство  качества жизни, связан с уровнем  образования. Более высокий уровень  образования приводит к большим  возможностям, и, чем выше уровень  образования, тем более оптимистична оценка жизни в целом. С ростом образования растет, согласно результатам  исследования, позитивная оценка возможности реализовать себя в профессии, а также возможности получить необходимые знания и образование. Это может означать дальнейшее увеличение разрыва между людьми с высоким и низким уровнем образования, так как возможность повышения этого уровня в большей степени доступна для тех, кто уже имеет более высокое образование. Однако даже среди россиян, имеющих научную степень, доля тех, кто негативно оценивает имеющуюся возможность получения необходимых знаний, значительно преобладает над долей считающих эту возможность хорошей.

Обращает на себя внимание достаточно значимое снижение доли негативно  оценивающих возможность получения  необходимого образования и знаний – с 36%-37% в 2001-2003 гг. до 21% в 2006 г. (рис.1). Однако открытым остается вопрос о причинах этой динамики – то ли это результат привыкания к сложившейся ситуации, то ли действительно можно говорить о некотором улучшении ситуации в сфере образования. Нужно обратить внимание, что даже в младшей группе населения – до 30 лет – оценки возможности получения необходимых знаний и возможности реализовать себя в профессии достаточно низкие – только четверть россиян в возрасте до 30 лет оценивали эти возможности как хорошие. Такая ситуация должна привлечь внимание государства и проблема должна решаться, в том числе, с помощью государственной политики в сфере образования.

- 2005 г.

- 2007 г.

         - 2009 г.

 

Рис. 1. Динамика негативных оценок различных сторон своей жизни россиянами за 2005-2009 гг., в %5

 

Так же стоит обратиться к вопросу использования россиянами платных услуг. Использование этих услуг отражает не только поведенческие  особенности, но и различия в качестве жизни. Кроме того, платные услуги представляют собой инвестирование в человеческий капитал, и, соответственно, определяют человеческий потенциал  страны на макроуровне с одной стороны, и перспективы преодоления или консервации социальных неравенств на микроуровне – с другой.

Использование платных услуг  распространено не повсеместно. Чаще всего  россияне используют услуги платной  медицины, которые зачастую являются жизненно необходимыми. Такие инвестиции в человеческий капитал, как образование, оздоровление и рекреация – как  для себя, так и для детей  – распространены в России в гораздо  меньшей степени, чем хотелось бы.

Неравенство в использовании  платных услуг, которое определяет качество жизни, связано с различным  уровнем дохода и различным уровнем  образования. Причем использование  платных услуг значительно растет при росте уровня образования  даже в группах с равным доходом. Видимо, россияне с более высоким  образованием не только имеют лучшие возможности инвестирования в человеческий капитал (как свой, так и своих  детей), но и в гораздо большей  степени осознают важность подобных инвестиций (рис.2).

 

Рис. 2. Использование платных  услуг за последний год группами с разным уровнем образования, в %6

 

Вывод: Таким образом, рассмотрев социально-экономическое неравенство, его динамику в современной России, можно отметить, что принадлежность к тому или иному социальному классу влияет на многие стороны жизни человека, начиная от образовательной сферы, заканчивая политической. Так же, в последние годы, наблюдается сильный разрыв между различными социальными слоями населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Социально-психологическое  исследование социального неравенства.

2.1 Методика изучения  социально-экономического неравенства

 

Социально-экономическое неравенство является проблемой свойственной человеческому обществу на протяжении всей его истории. Оно появляется вместе с рождением человеческого сообщества, определяются его природой, различиями в способностях и возможностях самих людей, спецификой социальной среды их существования, и в различных формах и границах они имманентны всем фазам исторического развития общества, причем не исключая самую первую – первобытнообщинную. В этом смысле различные неравенства между людьми и группами людей существовали и будут существовать всегда, пока существует само человеческое сообщество.

Таким образом, главный вопрос в том, насколько объективно заданы и оправданы те неравенства, которые  имеют место в разных типах  общества.

Обращает на себя внимание и то, что сама проблема социально-экономическое неравенство остается на периферии публичной политики.

Складывается впечатление, что государство и общество стесняются обсуждать ее широко и публично. Как правило, проблематика неравенств становится предметом дискуссий в экспертной среде, в основном среди экономистов, социологов, политологов. А между тем, позиция общества по такому ключевому вопросу как социально-экономические неравенства в пореформенной России должна быть обязательно выяснена и публично политически артикулирована. Только в этом случае данная позиция может стать реально воздействующей силой на формирование государственной политики, сглаживающей социальные неравенства.

В России для обеспечения доступным жильём молодым и многодетным семьям реализуются областные долгосрочные целевые программы. Среди них - программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2009-2012 годы», в рамках которой молодой семье предоставляется социальная выплата в размере до 40% от расчётной стоимости жилья. Программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования на 2009-2012 годы» предусматривает при получении ипотечного кредита предоставление социальной выплаты многодетным семьям в размере 40% от расчётной стоимости жилья.

Отдельные аспекты проблемы социально-экономического неравенства рассматривались в работах исследователей: И. Гаврилова, Л.М. Дробижева, А.Д. Еляков, Г.Ю.Семигин, Н.Е. Тихонова.

Некоторые особенности социально-экономического неравенства в российских условиях разрабатывались исследователями: А.А. Баранов, В.Н. Бобков, Т.В. Дыльнова, И.М. Иванов, С.А. Инясевский О.И. , Шкаратан.

Социально-психологическое  исследование – это вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие и малые) группы, а также психологических характеристик самих этих групп.7 В проведенном исследовании будет обоснованным использование следующих теоретических подходов:

·  Структурно-функциональный подход позволяет взглянуть на проблему исследования как на взаимодействие элементов, составляющих её сложную  структуру и выполняющих ряд  специфических функций, таких как  социальная дифиринциация, как естественный способ саморегуляции и выживания общества, его организации, как стимул к продвижению.

·  Системный подход будет  использоваться для выявления влияния  внешних условий на формирование и развитие социального неравенства  как целостной системы. Обоснованность его применения состоит в том, что качество жизни и уровень  доходов напрямую связаны с социально-экономической  политикой, проводимой в регионе.

·  Социокультурный подход позволит выявить и изучить в ходе исследования влияние структурных особенностей российского общества (менталитет, социальная мобильность, жизненные цели) на появление и развитие в нем социального неравенства.

· Неоинституциональный подход позволит нам изучить не группы и организации, а индивидов. Институты рассматриваются по аналогии с действующими в спорте правилами игры. Они задают систему положительных и отрицательных стимулов, направляя поведение людей, тем самым делая социальную среду более упорядоченной.

Формулировка проблемы. Несоответствие реально проводимой социальной политики в сфере экономики ожиданиям  людей, что приводит к увеличению разрыва между богатыми и бедными, и, как следствие, к увеличению уровня социального неравенства.

Теоретическим объектом исследования является социально-экономическое неравенство.

Эмпирическим объектом исследования являются люди в возрасте от 18 до 60 лет (272 респондента, метод – массовый опрос).

Предмет исследования. Особенности и параметры социально-экономического неравенства, такие как социальная мобильность, жизненные ориентации, менталитет и др.

Цель исследования. Выявление  факторов, влияющих на формирование и развитие социально-экономического неравенства в современном российском обществе, для формулирования рекомендаций направленных на минимизацию негативного эффекта от данного явления8.

Задачи исследования:

·  определение отношения  россиян к социальному неравенству;

·  выявление причин социального неравенства в России;

·  определение уровня социальной мобильности;

· определение равенства жизненных шансов представителей различных социальных групп;

· выявление неравенства повседневных условий жизни различных социальных групп и их жизненных шансов в сфере труда и потребления;

· установление представлений россиян о бедности и богатстве и мере оптимально допустимого неравенства;

· раскрытие особенностей реализуемой сегодня в стране социальной политики в контексте проблематики неравенства;

·  формулирование рекомендаций по сглаживанию социльно-эономического неравентва на основе проведенного исследования.

Интерпретация понятий в  системе объекта (табл.2.1)

  • Социальное неравенство - форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.
  • Политика - это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти.
  • Государство – это политическая форма организации общества, основанная на публичной власти, централизованном управлении обществом и монополии на применение силы принуждения.
  • Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
  • Неравенство – ситуация диспропорционального распределения ресурсов, приводящая к нарушению равновесия в системе.

 

 

 

Таблица 2.1 Структурная операционализация в системе объекта

показатель

переменная

Индикатор

Отношение к социальному  неравенству

Как часто россияне испытывали чувство несправедливости всего  происходящего вокруг

Всегда

Часто

Иногда

Практически никогда

Необходимо ли минимизировать социальное неравенство в России

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Удовлетворенность своим  социальным статусом

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Причины социального неравенства

Экономические причины

Высокий уровень инфляции

Низкий уровень дохода

Несправедливое распределение  доходов

Затрудняюсь ответить

Другое

Политические причины

Проводимая социальная политика

Неэффективная работа правительства  в социальной сфере

Коррупция, взяточничество, воровство чиновников

Несовершенство законов

Другое

Затрудняюсь ответить

Личностные причины

Непрактичность людей, неумение экономить

Внешние обстоятельства, судьба, разные причины

Отсутствие образования, высокой квалификации

Алкоголизм, наркомания

Лень, нежелание работать, инертность

Другое

Затрудняюсь ответить

Сферы социального неравенства

Как бы вы оценили свое материальное положение по сравнению с большинством окружающих

Значительно лучше

Несколько лучше

Примерно такое же

Несколько хуже

Значительно хуже

Как часто вы обращаетесь  к медицинской помощи

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Никогда

Доступность к медицинской помощи и рекреационным услугам

Одинакова для всех

Богатые могут себе позволить  лучшее

Деньги не играют роли

Затрудняюсь ответить

Доступность высшего образования

Одинакова для всех

Богатые могут себе позволить  лучшее

Деньги не играют роли

Затрудняюсь ответить

Возможность улучшения своего положения в обществе

Возможно

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Невозможно

Затрудняюсь ответить

Способы улучшения положения в обществе

Экономические способы

Уменьшение инфляции, и  роста цен

Увеличение зарплат, пенсий, пособий

Перераспределение доходов

Затрудняюсь ответить

Другое

 

Политические способы

Проводимая политика политика

Увеличение эффективности  работы правительства

Борьба с коррупцией, взяточничеством, воровством чиновников

Совершенствование законов

Другое

Затрудняюсь ответить

Информация о работе Социально-психологическое исследование социального неравенства