Социально-правовая защита безработных граждан в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение основных форм и законодательных стандартов социальной защиты безработных в России.
Задачи:
Изучить категорию безработных граждан как объект социальной защиты;
Рассмотреть законодательное обеспечение социальной защиты безработных в России.

Оглавление

1 БЕЗРАБОТНЫЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

1.1 Социально-правовой статус безработного в Российской Федерации

1.2 Организационно-правовые формы социальной защиты безработных

2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ В РОССИИ

2.1 Международные стандарты социальной защиты безработных

2.2 Нормативное регулирование социальной защиты безработных в России

2.3 Служба занятости как инструмент социальной защиты безработных граждан

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

кур по дисциплине Социально-правовая защита различных категорий населения .docx

— 63.66 Кб (Скачать)

Закон о занятости устанавливает порядок определения размеров пособия по безработице, условия и сроки выплаты пособия по безработице, условия продления сроков выплаты пособия по безработице и досрочного выхода на пенсию46. Ст. 36 предусматривает оказание материальной помощи безработным гражданам в случае утери права на получение пособия по безработице. Таким образом, данный закон регламентирует основные стандарты и формы социально-правовой защиты безработных. Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляется федеральным органом исполнительной власти. Существует также ряд законов, которые напрямую не связаны с регулированием социально-правовой защиты безработных, однако некоторые положения данных документов содержат нормы, применительно к данной проблематике. Это ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»48, ст. 20 предоставляет инвалидам гарантии трудовой занятости и устанавливает ряд мер, способствующих их конкурентоспособности на рынке труда, таких как квотирование рабочих мест (ст. 21), создание специальных рабочих мест для инвалидов (ст. 22) и необходимых трудовых условий (ст. 23). Благодаря вышеуказанным нормам обеспечивается защита инвалидов от безработицы.

ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», который регулирует отношения в системе обязательного социального страхования49. Страхование от безработицы является видом принудительного страхования, гарантирующим работнику выплату страхового возмещения в случае потери работы, коллективного сокращения или признания работодателя неплатежеспособным50.

ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривают досрочный выход на пенсию безработных граждан, условия и порядок их выхода на пенсию51. Таким образом, обеспечивается предусмотренное Законом «О занятости населения в РФ» право безработных граждан на получение пособий, в данном случае в виде пенсий.

Нормативное регулирование социально-правовой защиты безработных на федеральном уровне осуществляется также с помощью указов Президента РФ и постановлений Правительства Российской Федерации. Рассмотрим основные нормативные документы, касающиеся данной проблематики.

Указ Президента РФ от 14.06.1992 г. «О самостоятельности федеральной службы занятости» выделяет данную организацию из Министерства труда РФ в самостоятельный орган исполнительной власти, что даёт основание для более эффективной ее работы.

Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан», которое устанавливает последовательность регистрации безработных граждан, обратившихся с целью трудоустройства в территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости, и снятия их с регистрационного учета. Ряд постановлений Правительства РФ определяет порядок оказания активных форм помощи безработным гражданам, а также условия их предоставления. Например, установление правовых основ для организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан, определение порядка организации общественных работ и условий участия в этих работах граждан, определение порядка и размеров компенсации безработным гражданам материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность по предложению органов службы занятости и по предварительной договоренности с работодателями или образовательными учреждениями5. Все эти постановления основаны на принципах свободной занятости, защиты от безработицы и предоставление услуг всем категориям граждан на равных основаниях (правах). Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 июля 2006 г. № 513 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников». Данный документ разработан в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, создания комфортных условий для получателей государственной услуги и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. Постановление Правительства РФ от 09.11.2011 г. «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2012 год». Минимальный размер пособия по безработице на 2012 год составил 850 руб., а максимальный – 4900 руб. Стоит отметить, что данные величины пособия не меняются уже в течение нескольких лет, хотя в соответствие с постановлением Правительства РФ должны индексироваться ежегодно в зависимости от установленного минимального размера оплаты труда. Что касается законов и нормативных актов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы социально-правовой защиты безработных, то они не должны противоречить Трудовому кодексу, федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. Как видно, правовое поле защиты безработных представляет собой сложный механизм регулирования отношений в сфере занятости. Российское законодательство также содержит нормы защиты слабозащищенных категорий безработных: инвалидов, женщин, молодежи. Однако некоторые положения в нормотворчестве требуют пересмотра, поскольку утратили свою актуальность.

 

2.3 Служба  занятости как инструмент социальной  защиты безработных граждан

 

 В Российской  Федерации органы по вопросам  занятости стали формироваться  с 1990 года, в тот период, когда  в результате рыночных преобразований  безработица вышла из тени  и появилась объективная необходимость  социальной защиты безработных.

Федеральным органом исполнительной власти по вопросам занятости является Федеральная служба по труду и занятости, осуществляющая функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказывающая государственные услуги в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (службы занятости регионов и центры занятости) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность на основании и в соответствии с Федеральным законом «О занятости в Российской Федерации» и Трудовым кодексом Российской Федерации. Служба занятости населения является структурным подразделением Федеральной службы по труду и занятости, организовывает и контролирует деятельность местных отделений службы занятости – центров занятости населения. На основании действующего законодательства РФ службы занятости населения выполняют следующие функции:

контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;

деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

организация альтернативной гражданской службы;

организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Ст. 7 и 15 Закона о занятости более конкретно определяют состав и перечень полномочий Государственной службы занятости.

Деятельность службы занятости можно проследить на примере Государственного учреждения Ростовской области «Центр занятости населения г. Новошахтинска» (ГКУ РО «ЦЗН г. Новошахтинска»). Данное учреждение функционирует уже более 20 лет и является современным, многопрофильным, многофункциональным комплексом, способствующим решению вопросов занятости, реализации социальных гарантий и компенсаций гражданам при безработице. Его деятельность основана на Уставе в соответствие с ФЗ «О занятости населения в РФ».

По итогам 2010 года услугами службы занятости в г. Новошахтинске воспользовались 3,5 тысячи новошахтинцев и более 3 тысяч человек получили информирование о положении на рынке труда. В течение года зарегистрирован 2141 человек, из которых 2123 человека признаны безработными. Пособие по безработице получает 701 человек. Из них 288 человек – в размере максимального пособия, 235 человек – в размере минимального пособия, 178 человек – в интервале от минимального до максимального размера.

Трудоустроено 1702 человека, в том числе 633 подростка и 108 безработных после переобучения. Профессиональное обучение прошел 281 человек. В общественных работах участвовал 151 человек. Стажировку прошли 16 молодых специалистов – бывших выпускников учебных заведений. 98 безработных открыли собственное дело, они создали также дополнительно 15 рабочих мест для других безработных. За указанный год было проведено 26 ярмарок вакансий, в которых приняли участие 2 тысячи человек.

Рассмотрим некоторые направления деятельности службы занятости более подробно.

Одним из таких направлений активной политики занятости является организация общественных работ. В соответствие со ст. 24 Закона о занятости «под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу»59, то есть в период поиска подходящего варианта работы безработные граждане имеют возможность подработать и получить дополнительную материальную поддержку. В первом полугодии 2010 года службой занятости г. Новошахтинска за счет средств федерального бюджета было заключено с предприятиями и организациями города 13 договоров на организацию и проведение общественных работ с созданием 88 рабочих мест. Из средств местного бюджета Администрацией города было выделено 224 тыс. руб60. В 2011 году служба занятости населения г. Новошахтинска продолжила свою работу по областной программе снижения напряженности на рынке труда Ростовской области по направлению «Организация общественных работ». В ходе проведения общественных работ безработные граждане трудились по благоустройству и уборке территории города, а также работали при территориальных отделах Администрации города по приему от населения города документов на компенсацию оплаты за водоснабжение. Средний размер поддержки дохода безработных граждан составил 1700 руб. в месяц на одного участника. Перспективными направлениями по развитию и расширению услуг в проведении общественных работ являются работы по уходу за инвалидами, ветеранами и пожилыми людьми, по оформлению документов в различных организациях, работы, связанные с благоустройством памятных исторических мест очисткой и озеленением города, прокладкой и ремонтом коммуникаций, газификацией, ремонтом автодорог, тротуаров. В условиях нарастания напряженности на рынке труда все большее значение приобретает содействие службы занятости безработным гражданам в организации собственного дела. Это одна из основных возможностей их трудоустройства, но вместе с тем анализ работы центра занятости в области содействия самозанятости населения показывает, что у многих отсутствуют знания основ и опыта организации предпринимательской деятельности, умение работать в условиях жесткой конкуренции. Поэтому актуальность приобретает обучение незанятого населения основам предпринимательства, целью которого является подготовка граждан к данной деятельности, а также к работе в коммерческих организациях. С начала 2010 года центр занятости населения г. Новошахтинска направил на курсы по основам предпринимательства и бизнес-планирования 75 безработных граждан. По итогам обучения собственное дело с финансовой поддержкой открыли 63 безработных. Для развития предпринимательской деятельности и трудоустройства граждан была разработана областная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009 – 2011 годы, ведомственная целевая программа «Снижение напряженности на рынке труда Ростовской области на 2010 год»63. В рамках данных программ центр занятости населения проводил активную деятельность по поддержке начинающих предпринимателей, в том числе и инвалидов. Так, граждане, имеющие ограничения трудоспособности, смогли открыть собственное дело: занялись перевозками пассажиров, услугами по чистке и уборке помещений и транспортных средств, выращиванием крупного рогатого скота, информационно-рекламной деятельностью, автосервисом, изготовлением жестяных изделий, открыли торговый киоск по реализации печатной продукции. Реальной помощью в организации собственного дела является субсидия, выдаваемая на организацию предпринимательской деятельности в службе занятости. За счет субсидий федерального и областного бюджетов финансируется выделение суммы 12-кратной максимальной величины пособия по безработице (т.е. 58 800 рублей) на содействие самозанятости безработных граждан. Кроме субсидий и обучения на курсах по основам предпринимательства, безработный может получить в центре занятости все необходимые консультации, в том числе организационно-консультационные услуги, которые включают в себя проведение тестирования, содействие в подготовке бизнес-планов, проведение экспертизы, предоставление возможности использования каналов связи и средств оргтехники. Итак, служба занятости является важнейшим инструментом социально-правовой защиты безработных, она служит практическим выражением действующего законодательного механизма в области занятости. К тому же служба занятости способствует стабилизации на рынке труда, осуществляя реализацию мероприятий активной политики занятости.

 

ВЫВОДЫ:

1. Социально-правовая  база защиты безработных имеет  под собой прочный «фундамент», это огромное правовое поле, основу  которого составляет международное  законодательство. Международные правовые  акты устанавливают стандарты  в области защиты безработных, обязательные для государств, которые  их ратифицировали, в том числе  и для Российской Федерации.

2. Ведущую  роль в сфере правовой защиты  безработных в России занимает  Конституция РФ, а также Трудовой  кодекс РФ и ФЗ «О занятости  населения в РФ». Законодательство  нашей страны в области занятости  основано на принципах свободного  трудоустройства и социальной  защиты безработных. Стоит отметить, что главной задачей законодателя  на данном этапе развития России  является усовершенствование нормативно-правовой  базы социальной защиты безработных, путем приближения действующих  законов к реалиям современной  жизни. Например, за последние годы  значительное внимание уделяется  развитию индивидуального предпринимательства: выделяются субсидии, проводятся  конкурсы на получение материальной  поддержки; также развивается система  переподготовки и т.п.

Однако, на сегодняшний день остаются актуальными нерешенные вопросы о соотношении потребностей рынка труда и системы профессионального образования, о проблемах трудоустройства молодежи и т.п.

3. Важная  роль в сфере социально-правовой  защиты безработных отводится  службам занятости населения, которые  осуществляют свою деятельность  на основе ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». По сути, службы занятости являются единственным инструментом реализации социально-правовой защиты безработных граждан в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 В связи  с развитием рыночных отношений  в современном российском обществе  все более остро встает проблема  социальных рисков, одним из которых  может стать потеря работы. Угроза  безработицы порождает потребность  в социально-правовой защите безработных граждан. Как объект социальной защиты, безработные граждане имеют особый статус, определенный конституционным правом на труд и защиту от безработицы. Социально-правовой статус безработного присваивается гражданам органами по вопросам занятости в соответствие со ст. 3 «Закона о занятости в РФ», в котором дается четкое определение понятия безработного, а также определяется порядок регистрации граждан в качестве безработных. Стоит отметить, что социально-правовой статус безработного определяет не только положение безработного гражданина в обществе, но и наделяет его определенным набором прав и обязанностей, ответственностью за выполнение этих обязанностей, социальными гарантиями и компенсациями. Социально-правовая защита безработных выражается в конкретных организационно-правовых формах, регламентируемых законом. Эти формы могут быть как пассивными, так и активными и являются следствием политики государства в области занятости населения. Как следует из названия, пассивные формы защиты направлены на поддержание социального функционирования безработных граждан, однако они не ставят своей задачей обеспечение их трудоустройства и выражаются в основном в виде материальной помощи. Выплата пособия и страховых возмещений является основной формой материальной поддержки безработных граждан, гарантированной государством за счет федерального бюджета. Активные формы защиты безработных направлены на обеспечение занятости этих граждан и повышение их конкурентоспособности на рынке труда. К ним относятся такие меры со стороны государства, как бесплатная профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, организация общественных работ, содействие в поиске подходящей работы и самозанятости населения. Имеет место также содействие государства в трудоустройстве наиболее уязвимых категорий граждан: инвалидов, молодежи и женщин, воспитывающих детей, - путем квотирования рабочих мест, предоставления льгот и субсидий на открытие собственного дела.

Анализ законодательных стандартов социально-правовой защиты безработных показывает приближение российского законодательства к нормам международного права. Международные документы в сфере занятости устанавливают стандарты в области труда и защиты от безработицы, а также ряд мер, направленных на создание условий полной занятости безработных граждан и их социальную защиту. Таким образом, международные акты образуют единое правовое поле защиты безработных граждан. Российское законодательство в области занятости и защиты безработных основано на конституционном праве каждого гражданина на труд и защиту от безработицы. Трудовой кодекс РФ основан на принципе социально-правовой защиты безработных граждан и устанавливает ряд норм, препятствующих незаконному увольнению граждан, а следовательно защищает их от безработицы. «Вершиной» законодательного механизма в области социально-правовой защиты безработных является ФЗ «О занятости населения в РФ». Данный закон содержит нормы, предъявляемые к безработным, определяет комплекс социальных гарантий и компенсаций, установленных государством. К тому же данный документ определяет полномочия Федеральных органов службы занятости, их структуру и характер деятельности. Важнейшим инструментом социально-правовой защиты безработных граждан является служба занятости. На местах действуют отделения службы занятости, называемые Центрами занятости населения. Они оказывают безработным гражданам услуги по содействию в трудоустройстве, самозанятости, профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации, немаловажную роль играет также психологическое консультирование безработных.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.

 

2.Российская Федерация, Кодексы, Трудовой кодекс Российской Федерации [от 30.12.2001г. № 197-ФЗ]:

 

3.Российская Федерация, Законы, Об основах обязательного социального страхования: федеральный закон [от 16.07.1999 № 165-ФЗ]. //

 

4.Российская Федерация, Законы, О занятости населения в Российской Федерации: федеральный закон [от 19.04.1991 г. № 1032-1].

 

5. Низова Л. Психологические характеристики безработной молодежи / Л. Низова //

 

6.Рыженков А.Я. Трудовое право России: учебник для бакалавров / А.Я. Рыженков, В.М. Мелихов, С.И. Шаронов; под общей ред. А.Я. Рыженкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт; 2011. – С. 54.

 

7. Социальная работа. Ответы к зачетам и экзаменам. Учебное пособие / под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 56.

 


Информация о работе Социально-правовая защита безработных граждан в России