Социальное обеспечения и социальная защита в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть сущность и формы социального обеспечения.
Задачи: рассмотреть социальную политику государства как базу социального обеспечения; выявить источники финансирования социального обеспечения; дать понятие термину «социальное обеспечение», выявить организационно – правовые формы социального обеспечения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Социальная политика государства - база социального обеспечения
1.1 Сущность социальной политики государства
1.2 Финансирование социального обеспечения
Глава 2. Социальное обеспечение в России
2.1 Понятие социального обеспечения
2.2 Организационно – правовые формы социального обеспечения
Глава 3. Исследование социальной политики государства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 44.60 Кб (Скачать)

Курсовая работа: Социальное обеспечение  и социальная защита в России

Содержание

Введение

Глава 1. Социальная политика государства - база социального обеспечения

1.1 Сущность социальной  политики государства

1.2 Финансирование социального  обеспечения

Глава 2. Социальное обеспечение  в России

2.1 Понятие социального  обеспечения

2.2 Организационно – правовые  формы социального обеспечения

Глава 3. Исследование социальной политики государства

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема социального  обеспечения, социальной защиты достаточно остро стоит в нашем государстве. Что-то мешает нашему государству по достоинству оценивать труд работников бюджетных организаций, содержать  пенсионеров и людей, которые  не могут сами о себе позаботиться. На вопрос «Что же не позволяет государству  должным образом себя проявить?»  вряд ли кто-то может ответить, кроме  представителей нашей власти. Но и  они с ответом не торопятся.

Актуальность данной работы собственно и обуславливается существующей в нашей стране проблеме невнимания государства к обществу.

Цель работы – рассмотреть  сущность и формы социального  обеспечения.

Задачи: рассмотреть социальную политику государства как базу социального  обеспечения; выявить источники  финансирования социального обеспечения; дать понятие термину «социальное  обеспечение», выявить организационно – правовые формы социального  обеспечения.

Объектом работы является социальная политика государства, предметом  – социальное обеспечение, социальная защита.

Теоретика – методологическую базу работы составляют труды по социологии таких авторов как:….. , по праву……

Работа состоит из введения, двух теоретических глав, практической части, в которой представлен  краткий анализ мнений о социальном обеспечении в нашей стране, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социальная политика государства - база социального обеспечения

1.1 Сущность социальной политики государства

Социальная политика государства  может быть представлена как форма  сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей  с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет  рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. В  силу специфики социальной сферы  как объекта управления социальная политика также является специфическим  воздействием. Уяснив данную особенность  социальной сферы, мы сможем также понять особенность деятельности государства, которая обозначается таким понятием как «социальная политика». Социальная сфера жизни общества раскладывается на объективные и субъективные составляющие. К объективным необходимо отнести  условия жизни индивидов, а к  субъективным — потребности индивидов. При этом социальная сфера жизни  людей представлена как отношения  между условиями жизни людей  и их потребностями. Социальная политика оказывает воздействия на условия  жизни людей. Пределы этого воздействия  в установлении таких отношений  между двумя элементами социальной сферы, при которых у индивидов  не воспроизводится чувство нуждаемости. Для того чтобы социальная сфера  стала объектом управления государством, необходим такой уровень ее развития, который требовал бы вмешательства  государства. Условием, при котором  это вмешательство становится действительным, является такой уровень развития потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственного труда, как это имело место  в аграрных обществах, а удовлетворяется  высокоразвитым промышленным производством. Поэтому развитие производства и  степень разделения труда в этом производстве является материальной основой  необходимости государственной  интервенции в социальную сферу  жизни людей. Попытки обосновать социально-политический характер феодального  или рабовладельческого государства  не выдерживают критики, так как  уровень развития потребностей человека рабовладельческого общества и общества феодального таков, что даже примитивные  средства производства позволяли их удовлетворять за счет собственного труда. Развитая потребность человека появляется с развитым разделением  труда, но не равным доступом большинства  населения к продуктам данного  производства, базирующегося на разделении труда. 

Замечено, в рамках социально-экономической  школы анализа социальной политики, что чем больше в социальной структуре  общества представителей наемного труда, чем выше разделение труда, тем больше доля отчислений, производимых государством на социальные нужды населения страны. Если экономической основой социально-политической деятельности государства является промышленный способ производства и  разделение труда, то социальной основой  является объединение представителей наемного труда, чей интерес так  же, как и интерес предпринимателей, покоится на данном производстве. В  силу ограниченных возможностей производства удовлетворять потребности индивидов  между производством и потреблением возникает противоречие, на основе которого разворачивается социальный конфликт. Ограниченный и конфликтный  характер отношений между индивидами, как результат ограниченного  производства, порождает такие группы людей, которые могут воспроизводится  при условии помощи последним  со стороны общества в лице государства. К этим группам людей относятся  те социальные группы, которые либо по малолетству, либо по болезни, либо старости, либо в результате отсутствия работы не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей и потребностей своей семьи. Данные группы людей имелись во все времена, однако потребности этих групп людей  не требовали всеобщей защиты со стороны  государства и осуществлялись в основном на местном уровне. Социальная защита как легитимированная деятельность государства приобретает всеобщий характер, а потребности индивидов становятся политической категорией только на промышленной стадии производства, когда производительная сила общества — человек — начинает носить общественный характер. Этот общественный характер производства и человека предопределяет социально-политическую деятельность государства в социальной сфере и государственное управление потребностями человека. Для того, чтобы государство было в состоянии управлять социальной сферой в рамках своей социально-политической деятельности, оно редуцирует социальную сферу в категории политики. Это означает, что государство выделяет из всей совокупности отношений социальной сферы жизни общества такие отношения, которые начинают носить всеобщий характер и тем самым должны защищаться политически. Обязанность защиты со стороны государства своих граждан вытекает из социальной сути самого государства, которая заключается в установлении политически детерминированной социальной связи между людьми. То есть социальная защита есть особая политическая форма включения индивидов в социальную жизнь с целью снятия экономических препятствий, не позволяющих без посторонней помощи их преодолеть. Этим актом государство определяет «социальную зону» своего политического влияния, своей защиты данной социальной зоны всеми средствами и способами, находящимися в его распоряжении. Социальная сфера при этом предстает перед нами как конституируемые социальные права и обеспеченные экономическими возможностями социальные гарантии. Социальные права граждан — это та область социальной сферы жизни людей, которая недоступна никаким силам общества, кроме государства, это тот объект деятельности государства, где его полномочия абсолютны. Социальные права — это реализуемые отношения под эгидой государства, это отношения, в которые вступает индивид свободно, по праву, без каких-либо ограничений и предварительных условий со стороны кого бы то ни было. Социальные права — это особая форма регулирования отношений в обществе со стороны государства и особая институциональная форма разрешения социального конфликта. Социальные гарантии — это обязательные для государства социальные права, т.е. такие отношения, которые не могут не состояться. Социальные гарантии — это обеспеченные существующими государственными ресурсами декларированные социальные права. Социальные гарантии — это социальные права в действии, реализованные социальные права. Потому социальные гарантии и права, например, Х. Ламперт включает в понятие собственности, которой как бы изначально наделяются представители наемного труда. Социальные гарантии в связи с этим можно рассматривать так же, как возможное право граждан распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в распоряжении государства. Поэтому для государства в его социально-политической деятельности является важной проблемой определение круга лиц, которые имеют право на часть дохода государства, а тем самым на некоторые льготы. Социальная льгота — это такое отношение в обществе, при котором индивид или группа индивидов наделяется продуктом из общественных фондов в силу его или их нуждаемости. В основании получения гражданами социальных льгот лежит принцип нуждаемости. Нуждаемость — это временное или постоянное недопотребление человеком продовольствия, предметов длительного пользования и услуг, имеющих в обществе распространенный характер.  

Однако недопотребление  не станет нуждаемостью до тех пор, пока недопотребление не приобретет для государства значимый характер. Значимое для государства недопотребление  и называется нуждаемостью. С этого  момента недопотребление индивида как его ограниченная связь с  обществом становится политической категорией и полностью определяется государством, а ее установление зависит  от определения верхнего и нижнего  пределов нуждаемости. Различные государства по-разному формулируют эти пределы, исходя из конкретной экономической ситуации и общей политики, которую реализует данное правительство. Поэтому в различных странах верхний и нижний пределы нуждаемости различны, но они не могут быть ниже предельно допустимых физиологических норм и выше среднего дохода, принятого в обществе. Основанием нуждаемости являются необходимые потребности индивида, удовлетворение которых невозможно без помощи другого лица или государства. Нуждаемость — это такое состояние индивидов, которое возникает на неспособности самого индивида удовлетворить свои потребности, а значит быть ограниченным для вступления в отношения, имеющие значимый характер для общества в целом. Данная неспособность возникает на ряде ограничений биологического, экономического, политического и социального характера. Биологические ограничения подразделяются на физиологические и психологические ограничения, не позволяющие индивиду либо по малолетству и старости, либо по причине инвалидности и болезни трудиться, а значит вступать в отношения, носящие всеобщий характер. Экономические ограничения подразделяются на ограничения материального и морального характера. К первым из них относятся уровень развития производительных сил, ко вторым — устанавливаемые экономические отношения или элементы этих отношений. К последним имеют отношения принципы, на которых не только выстраиваются отношения, но и которыми они же укрепляются. Установленный принцип, согласно которому удовлетворения потребностей обществом осуществляется через обмен стоимостями, накладывает свой отпечаток на человека, на его потребности. В этом процессе не последнюю роль играет государство, которое укрепляет принцип обмена, делает его господствующим, а тем самым выступает политической причиной появлению нуждаемости у индивидов. Государство и есть одна из политических причин появления нуждаемости, носителями которой являются индивиды, имеющие способность к труду, но не могущие ее реализовать по причине острой конкуренции, которая есть продукт отношений обмена стоимостями. Другой политической причиной нуждаемости является деятельность объединений, политического и профессионального характера, выражающих интерес нуждающихся, и тех, кто может стать таковыми по причине непредсказуемости меновых отношений. Данная причина, не принимая в расчет прямого сговора правительства с профсоюзной и партийной бюрократией или ангажированности этих отношений, работает на расширение сферы нуждаемости индивидов. И последняя причина, которая оказывает влияние на пределы нуждаемости, — социальная. Она складывается из существующей системы социальной защиты, а также из социальной силы (социальная сила — это обусловленная разделением труда объединительная способность индивидов) наемного труда, являющейся наиболее весомой в совокупности представленных причин.

Суть социальной политики государства заключается в поддержании  отношений, как между социальными  группами, так и внутри них, обеспечении  условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия  в общественном производстве. При  этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая  как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях  регулирования условий общественного  производства в целом, тесно увязана  с общеэкономической ситуацией  в стране.

Однако социальная политика не может рассматриваться как  исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере  социальной политики сосредотачивается  на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к  таковым относятся прежде всего  механизмы формирования доходов  и поддержание занятости населения.

Итак, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем  прежде всего действия правительства, направленные на распределение и  перераспределение доходов различных  членов и групп общества. Так можно  определить социальную политику в узком  смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений  макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это  возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Финансирование социального  обеспечения

Новая система финансирования государственной системы социального  обеспечения в настоящее время  практически сформировалась. Средства на выплату трудовых пенсий, социально-страховых  пособий и медицинскую помощь в рамках ОМС концентрируются  в централизованных внебюджетных фондах социального страхования. Оказание государственной социальной помощи, социальное обслуживание, предоставление льгот осуществляется за счет бюджетов различных уровней.

 Внебюджетные фонды  являются самостоятельными финансово-кредитными  учреждениями. Денежные средства  фондов находятся в государственной  собственности, но не входят  в состав бюджета РФ, бюджетов  субъектов РФ и административно-территориальных  образований, изъятию не подлежат.

Средства фондов формируются  за счет: страховых взносов работодателей; ассигнований из государственного бюджета; доходов от инвестиций; добровольных взносов юридических и физических лиц; прочих доходов. Наемные работники  платят взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР). Лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, вносят взносы в  ПФР и фонды обязательного  медицинского страхования.

Тарифы страховых взносов  устанавливаются Федеральными законами ежегодно. Федеральным законом от 20.11.99 № 197-ФЗ утверждены следующие ставки страховых взносов в ПФР: - для  работодателей-организаций, для индивидуальных предпринимателей, частных детективов, занимающихся частной практикой  нотариусов и граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих  вознаграждения по договорам гражданско-правового  характера о выполнении работ  и оказании услуг, а также по авторским  договорам, в размере 28 % начисленных  по всем основаниям выплат в денежной и (или) натуральной форме независимо от источников финансирования; - для  работодателей-организаций, занятых  в производстве сельскохозяйственной продукции в размере 20,6 % начисленных  по всем основаниям выплат в денежной и (или) натуральной форме независимо от источников финансирования; - для  индивидуальных предпринимателей, частных  детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, - 20,6 % дохода, полученного  от их деятельности, за вычетом расходов по его извлечению; - для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - 20,6 % доходов, определяемых исходя из стоимости патента; - для родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, - 20,6 % начисленных по всем основаниям выплат в денежной и (или) натуральной  форме независимо от источников финансирования; - для адвокатов - 20,6 % выплат, начисленных  в пользу адвокатов; - для граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам или получающим вознаграждения по договорам гражданско-правового  характера о выполнении работ  или оказании услуг, а также по авторским договорам, - 1 % от начисленных  в пользу указанных лиц выплат по всем основаниям назависимо от источников финансирования.

Помимо основного тарифа в размере 28 %, Федеральным Законом  от 20.11.99 № 201 -ФЗ введен для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской  авиации, дополнительный тариф в  размере 14% начисленных в их пользу выплат по всем основаниям независимо от источников финансирования. Страховые  взносы по дополнительному тарифу считаются  уплаченными в ПФР только при  условии уплаты в полном объеме страховых  взносов по дополнительному тарифу. Средства, поступающие в ПФР по дополнительному тарифу, будут использоваться для повышения максимального  размера пенсии за выслугу лет  для членов летных экипажей воздушных  судов гражданской авиации.

От уплаты страховых взносов  во внебюджетные фонды социального  страхования освобождены организации  любых организационно-правовых форм в части выплат, начисленных в  пользу инвалидов I, II и III групп, общероссийские организации инвалидов, индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой  нотариусы и другие лица, являющиеся инвалидами.

Информация о работе Социальное обеспечения и социальная защита в России