Социальное обеспечения и социальная защита в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть сущность и формы социального обеспечения.
Задачи: рассмотреть социальную политику государства как базу социального обеспечения; выявить источники финансирования социального обеспечения; дать понятие термину «социальное обеспечение», выявить организационно – правовые формы социального обеспечения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Социальная политика государства - база социального обеспечения
1.1 Сущность социальной политики государства
1.2 Финансирование социального обеспечения
Глава 2. Социальное обеспечение в России
2.1 Понятие социального обеспечения
2.2 Организационно – правовые формы социального обеспечения
Глава 3. Исследование социальной политики государства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 44.60 Кб (Скачать)

Перечень выплат, на которые  не начисляются обязательные страховые  взносы, для каждого фонда утверждается постановлением Правительства РФ.

Контроль за правильным перечислением  средств на социальное страхование, помимо самих фондов, осуществляют также налоговые органы.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) производит:

- целевой сбор и аккумуляцию  страховых взносов;

- финансирование расходов  на все виды пенсии и некоторые  другие выплаты;

- организацию работы по  взысканию с работодателей и  граждан, виновных в причинении  вреда здоровью работников и  других граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие  трудового увечья, профессионального  заболевания или по случаю  потери кормильца;

- капитализацию средств,  а также привлечение добровольных  взносов физических и юридических  лиц;

- организацию государственного  банка данных по всем категориям  плательщиков страховых взносов  и некоторые другие функции.  Средства ПФР предназначены для  выплаты всех видов государственных  пенсий, в том числе лицам, выезжающим  за пределы РФ на постоянное  жительство, и другие мероприятия,  связанные с деятельность фонда.

Государственный фонд занятости  населения РФ (ГФЗ) представляет собой  совокупность федеральной части  Фонда занятости и фондов занятости, формируемых в субъектах федерации.

Фонды занятости РФ и ее субъектов образуются за счет: отчислений из фондов занятости, формируемых в  городах и районах (с учетом перечисления части средств в федеральную  часть Фонда занятости), в части  обязательных страховых взносов  работодателей; ассигнований из соответствующих  бюджетов; доходов от инвестиций; добровольных взносов и прочих поступлений.

Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения в РФ являются: средства бюджета РФ и  бюджетов субъектов РФ; страховые  взносы на обязательное медицинское  страхование; личные средства граждан; благотворительные взносы и прочие поступления.

Средства государственной  и муниципальной систем здравоохранения  используются: - для осуществления  мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных Правительством РФ и высшими исполнительными  органами субъектов федерации;

- обеспечения профессиональной  подготовки кадров;

- проведения научных исследовании;

- развития материально-технической  базы учреждений здравоохранения;

- субсидирования конкретных  территорий с целью выравнивания  условий оказания медицинской  помощи населению по обязательному  медицинскому страхованию; 

- оплаты особо дорогостоящих  видов медицинских услуг; финансирования  медицинских учреждений, предоставляющих  помощь при социально значимых  заболеваниях;

- оказания медицинской  помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф  и других целей в области  охраны здоровья населения.

Для реализации государственной  политики в области обязательного  медицинского страхования созданы  Федеральный и территориальные  фонды обязательною медицинского страхования (ФОМС).

При финансировании выплат по государственному социальному страхованию  применяется принцип солидарности поколений, субъектов РФ, отраслей экономики. Солидарность поколении заключается  в том, что все выплаты производятся за счет текущих денежных поступлений  от взносов экономически активного  населения.

Солидарность субъектов  РФ проявляется в перераспределении  средств на федеральном уровне и  в дотировании территориальных  и местных стра ховых фондов. Это  связано с различиями экономического развития и демографической ситуации в субъектах РФ. В настоящее  время из 89 субъектов РФ около 70 получают дотации.

Солидарность отраслей экономики  выражается в межотраслевом перераспределении  средств, которое необходимо с учетом условий и размеров оплаты труда.

Однако целесообразность дальнейшего использования указанного принципа в качестве основы для финансирования пенсий по старости в последнее время  подвергнута критике. По заказу Минэкономики России группой экспертов подготовлена альтернативная концепция пенсионной реформы на основе накопительных  принципов финансирования. По мнению разработчиков этой концепции, главная  причина современного кризиса пенсионной системы заключается не в спаде  производства, сокращении численности  занятого населения, уменьшении доли заработной платы в структуре валового внутреннего  продукта, а в солидарно-распределительном  механизме финансирования. Они утверждают, что дефицит средств ПФР покрыть  невозможно по двум основным причинам. Первая связана с демографической  ситуацией, соотношением экономически активного населения и пенсионеров. Сегодня в России на одного пенсионера приходится 1,7 работающего, тогда как  для нормального функционирования системы необходимо, по крайней мере, соотношение 1 к 3. Вторая состоит в  чрезмерном количестве льгот, позволяющих  получать пенсию со снижением нормального  пенсионного возраста.

В целях повышения финансовой устойчивости предлагается поэтапное, начиная с 2000 г., введение накопительных  элементов в систему обязательного  пенсионного страхования. По замыслу  авторов альтернативной концепции  в перспективе трудовая пенсия по старости будет примерно в равной пропорции формироваться за счет распределительного и накопительного источников.

Предусматривается постепенное  увеличение к 2009 г. страхового взноса наемных  работников, отчисляемых на накопительную  часть пенсии, до 7-9 %.

Для отраслей с вредными условиями  труда, особых природно-климатических  зон будут установлены повышенные тарифы пенсионных взносов.

Однако прогнозные результаты перехода на накопительный принцип  финансирования пенсий по старости выглядят слишком оптимистично. Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца по самой своей сути не могут финансироваться  за счет накопления средств на индивидуальных пенсионных счетах.

Накопительный механизм не применяется  для финансирования государственных  пенсий по старости ни в одной из стран мира с социально ориентированной  экономикой (он используется лишь в  ряде азиатских и африканских  стран, а также в Чили, Аргентине, Колумбии и Перу). При аналогичных  демографических процессах (повышении  удельного веса пенсионеров в  общей численности населения) пенсионные системы экономически развитых стран  продолжают достаточно успешно функционировать.

Острота проблемы финансирования свидетельствует о необходимости  теоретической разработки такой  модели пенсионного страхования, которая  соответствовала бы уникальным социально-экономическим  и политическим условиям России. Приспособление отечественной пенсионной системы  к рыночным отношениям не должно сводиться  лишь к переходу на накопительный  принцип финансирования в качестве единственно возможного варианта. Радикальные  перемены в период общей экономической  нестабильности в России вряд ли приведут к желаемым результатам. Кроме того, с научной точки зрения оба  метода аккумуляции и распределения  средств равноценны.

Более перспективными представляются предложения тех экономистов, которые  считают, что необходимо изменить лишь характер перераспределения внутри солидарной системы, в частности, более  точно определить долю материальной ответственности работников, работодателей  и государства за утрату заработка  или трудового дохода в связи  с достижением пенсионного возраста.

Как уже отмечалось, средства внебюджетных фондов социального страхования  не являются единственным источником финансирования социального обеспечения. В частности, расходы по реализации прав и льгот, предусмотренные Федеральным  законом от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах», покрываются из федерального бюджета  и бюджетов субъектов РФ.

Порядок возмещения указанных  расходов утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

При установлении органами местного самоуправления дополнительных мер  социальной защиты источником финансирования служат средства местных бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Социальное обеспечение  в России

2.1 Понятие социального  обеспечения

Человеческая жизнь очень  хрупка. В процессе жизни каждый человек находится в опасности  перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии  его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника  средств существования. К таким  обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца  и другие. Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку  они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят  от воли отдельного человека. Но они  прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает  на себя определенную долю ответственности  за их наступление и создает систему  социальной защиты, предоставляет государственные  пенсии, социальные пособия и услуги.

Концепция социальной защиты населения России применительно  к новым политическим и экономическим  условиям находится в процессе разработки. По многим ее положениям среди специалистов отсутствует единство мнений. Под  социальной защитой в широком  смысле понимают деятельность государства, направленную на обеспечение процесса формирования и развития полноценной  личности, на выявление и нейтрализацию  негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для  самоопределения и утверждения  в жизни.

В узком смысле социальную защиту рассматривают как совокупность законодательно закрепленных экономических  и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально-приемлемого  уровня жизни.

Но при всей новизне  эта концепция должна базироваться на результатах и выводах отечественных  ученых, ранее исследовавших такие  важнейшие составные элементы социальной защиты, как социальное обеспечение  и социальное страхование.

20-30-е годы изучением  социального обеспечения и социального  страхования занимались H.A. Вигдорчик,  Л.В. Забелин, В. Дурденевский, З.Р. Теттерборн и др.

В. Дурденевский рассматривал социальное обеспечение как деятельность публичной администрации, направленную на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню существования  различных слоев населения, путем  предоставления им денежной или социальной помощи. А социальное страхование - как систему ослабления риска  посредством разложения его на участников общественного процесса производства, составную часть трудового права.

Л.В. Забелин считал социальное обеспечение родовым понятием по отношению к социальному страхованию. Поэтому, с его точки зрения, все  особенности социального обеспечения  в равной степени характерны и  для социального страхования.

В 50-60-е годы большой вклад  в развитие теории социального обеспечения  и социального страхования внесли Н.Г. Александров, B.C. Андреев, Е.И. Астрахан, В.Б. Ачаркан, К.С. Батыгин, М.В. Баглай, А.Д. Зайкин, М.Л. Захаров, В.И. Усенин, P.M. Цивилев  и др.

B.C. Андреев называл социальным  обеспечением проводимую государством  или им поддерживаемую совокупность  определенных социально-экономических  мероприятий по обеспечению граждан  в старости и при нетрудоспособности, обеспечению детей, медицинскому  обслуживанию и лечению граждан.

В дальнейшем исследования в  области социального обеспечения  проводили такие крупные ученые-юристы, как Р.И. Иванова, A.C. Пашков, М.И. Полупанов, В.В. Рогожин, А.И. Ставцева, В.Б. Тарасова, Э.Г. Тучкова, В.Ш. Шайхатдинов и др.

Важное теоретическое  значение имеет разработка понятия  социального обеспечения как  категории, имеющей общечеловеческую ценность, произведенная Р.И. Ивановой. По ее мнению, социальное обеспечение  это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный  труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства  рабочей силы за счет специальных  фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных  в социальных, в том числе правовых, нормах.

Данное определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретно-исторических условий (экономического и политического строя), в которых  оно организуется. В его основе лежат следующие устойчивые признаки: - объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме  социальной защиты, направленной на поддержание  или предоставление определенного  уровня жизнеобеспечения; - особые фонды, источники социального обеспечения; - особые способы предоставления средств  к существованию; - закрепление правил предоставления социального обеспечения  в социальных, в том числе правовых нормах.

Сущность социального  обеспечения наиболее рельефно проявляется  в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и  других.

Экономическая функция социального  обеспечения заключается в замещении  заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей  кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также  оказании минимальной денежной или  натуральной помощи малоимущим гражданам.

Информация о работе Социальное обеспечения и социальная защита в России