Социальное обеспечения и социальная защита в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть сущность и формы социального обеспечения.
Задачи: рассмотреть социальную политику государства как базу социального обеспечения; выявить источники финансирования социального обеспечения; дать понятие термину «социальное обеспечение», выявить организационно – правовые формы социального обеспечения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Социальная политика государства - база социального обеспечения
1.1 Сущность социальной политики государства
1.2 Финансирование социального обеспечения
Глава 2. Социальное обеспечение в России
2.1 Понятие социального обеспечения
2.2 Организационно – правовые формы социального обеспечения
Глава 3. Исследование социальной политики государства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 44.60 Кб (Скачать)

Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды  социального назначения, которые  образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального  назначения относятся: пенсионный, занятости, обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки.

Политическая функция  социального обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются  значительные различия в уровне жизни  различных слоев населения.

Демографическая функция  призвана стимулировать воспроизводство  народонаселения, необходимое для  нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать  себя полноценными членами общества.

Таким образом, социальное обеспечение  представляет собой совокупность общественных отношений, по распределению внебюджетных фондов социального страхования  и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.

Удовлетворение потребностей может осуществляться с помощью:  

- назначения денежных  выплат (пенсий, пособий, компенсаций)  на без эквивалентной, но нормированной  основе, либо бесплатно (алиментарно)  вне связи с трудовой деятельностью  и уплатой взносов; 

- предоставление бесплатных  для потребителя медицинских  услуг по программам ОМС;

- оказания бесплатных  для потребителя социальных услуг  в пределах государственных минимальных  стандартов, а сверх них - по  льготным тарифам.

Существование указанного комплекса  отношений обусловлено объективными причинами, поэтому государство  заинтересовано в их развитии и осуществляет их правовое регулирование.

Что касается соотношения  государственных систем социальной защиты и социального обеспечения, то вторую следует рассматривать  как составную часть первой. Помимо социального обеспечения, социальная защита включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной  среды, минимальной оплате труда  и другие меры, необходимые для  нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Организационно –  правовые формы социального обеспечения

Право на социальное обеспечение  закреплено в ст. 39 Конституции РФ 1993г. Оно является одним из основных социально-экономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат  ему от рождения. Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом.

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и  благотворительность.

Осуществление конституционного права на социальное обеспечение  может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как: круг обеспечиваемых; источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих  мероприятий; виды обеспечения; условия  и размеры обеспечения; органы, предоставляющие  обеспечение.

С учетом названных признаков  в настоящее время можно выделить следующие формы: государственное (обязательное) социальное страхование; социальное обеспечение  за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственная социальная помощь.

Указанные формы создаются  для защиты населения от социального  риска. В ст. 3 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного  социального страхования» понятие  социального риска сформулировано следующим образом: социальный страховой  риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

На наш взгляд, данное определение  нуждается в серьезных уточнениях. Во-первых, использование в тексте статьи союза "или" означает, что  объектом обязательного социального  страхования служит возможное изменение  не только материального, но и социального  положения определенных категорий  граждан. Однако социальное положение  работающих лиц заключается именно в том, что они являются наемными работниками. Предоставление им пенсии по старости или инвалидности, либо пособия по безработице ни в коей мере не сможет восстановить их трудовой статус, а следовательно, «минимизировать» изменение их социального положения. Это в равной степени относится  и к возможности восстановления социального положения индивидуальных предпринимателей и других категорий  самозанятых лиц.

Компенсировать или минимизировать можно лишь последствия изменения  материального положения, наступившие  вследствие безработицы, инвалидности, старости и других социально-значимых обстоятельств.

Во-вторых, из текста статьи не ясно, что именно подразумевается  под социальным риском - само «предполагаемое  событие» (т.е. трудовое увечье, профессиональное заболевание, болезнь, беременность и  роды и др.) или его последствия  в виде «изменения материального  и(или) социального положения» работающих или иных категорий граждан.

Согласно теории вероятности  страховой риск - это лишь степень, величина ожидаемой опасности, ее вероятность. Его не следует смешивать со страховым  случаем, т.е. фактическим социально  значимым обстоятельством, повлекшим  ухудшение материального положения.

Социальный риск - это вероятность  ухудшения материального положения  в результате утраты заработка или  трудового дохода по объективным  социально значимым причинам, а также  в связи с дополнительными  расходами по содержанию детей и  других членов семьи, нуждающихся в  помощи, по удовлетворению потребностей в медицинских и социальных услугах. Это определение отражает наиболее существенные признаки социального  риска: связь с общественной организацией труда; предполагаемый характер; объективные  причины наступления.

Основной организационно-правовой формой является государственное (обязательное) социальное страхование. В настоящее  время она преобразуется в  соответствии с принципами, адекватными  рыночным отношениям.

Обязательному социальному  страхованию подлежат наемные работники  и другие лица, круг которых определен  законом.

Любое страхование базируется на идее разделения убытков, возникших  у одного застрахованного, между  всеми участниками страхования. В этих целях создается денежный фонд за счет взносов заинтересованных; сторон, из которого при наступлении  страхового случая выплачивается страховая  сумма.

Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию  страховыми случаями могут быть отсутствие спроса на труд (безработица), болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца  и другие. Их перечень устанавливается  законом.

Суть государственного социального  страхования заключается в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими  занятыми лицами, подлежащими обязательному  социальному страхованию, и государством. Причем утрата заработка и другие указанные обстоятельства могут  быть отнесены к категории социального (массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием только в том  случае, если они вызваны социально-значимыми  причинами, которые с точки зрения государства являются уважительными. В частности, утрата заработка может  быть следствием безработицы, временной  нетрудоспособности, инвалидности и  др. Дополнительные расходы могут  быть результатом самых разных причин: наличием иждивенцев, в том числе  несовершеннолетних детей; инвалидностью; потребностью в медицинской помощи и лечении, стихийными бедствиями и  другими чрезвычайными событиями.

Потеря заработка из-за безработицы зависит от деятельности всех участников рынка труда. Наемный  работник сам выбирает профессию  и совершенствует свои трудовые навыки, поэтому в случае отсутствия спроса на него, он должен нести свою долю ответственности  в виде части материальных затрат на страхование по безработице. В  свою очередь, работодатель, организуя  производство, торговлю или бытовое  обслуживание, может разориться, в  результате чего некоторые из его  бывших работников пополнят ряды безработных. Поэтому он должен компенсировать часть  расходов на выплату пособий по безработице. Государство также в определенной степени должно нести ответственность  за общую социально-экономическую  ситуацию, так как оно разрабатывает  стратегию развития страны в целом, регулирует и контролирует ее воплощение. Четко разграничить степень ответственности  между названными участниками рыночных отношений невозможно, поскольку  все их действия и решения слишком  тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но можно создать механизм распределения  материальных затрат между ними, т.е. механизм государственного (обязательного) социального страхования на случай безработицы.

По данной схеме можно  рассмотреть и другие социально-страховые  случаи, установленные законом. К  ним относятся: болезнь, беременность и роды, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Они перечислены  в ст. 7 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного  социального страхования».

При планировании расходов федерального бюджета и установлении размеров взносов на обязательное социальное страхование государство должно учитывать неблагоприятные для  здоровья населения производственные, экологические, эпидемиологические и  другие факторы, оценивать влияние  социально-экономических условий  на состояние рынка труда, материальное положение семей с детьми, одиноких и престарелых граждан, а также  принимать во внимание многие другие обстоятельства. Например, если вредный  производственный фактор вызывает профессиональное заболевание, то для определения  вероятности его наступления  необходимо знать частоту заболеваемости людей разного возраста и пола, продолжительность их контакта с  конкретными вредными веществами и  прочую информацию. В итоге данных исследований будет выявлена математическая закономерность. Очевидно, что чем  меньше вероятность наступления  социального риска в связи  с конкретными обстоятельствами, тем легче и дешевле можно  организовать страхование от него. Компетентные государственные органы разрабатывают критерии и стандарты  для оценки неблагоприятных для  здоровья населения факторов, качества рабочей силы, в том числе степени  ее профессиональной подготовки и пригодности  для выполнения необходимых трудовых функций с учетом промышленного  развития регионов, уровня жизни в  различных климатических зонах  страны и пр.

Для финансирования государственного социального страхования на федеральном  и локальном уровнях созданы  централизованные фонды, которые функционируют  как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального  страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования  РФ, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования, Государственный  фонд занятости населения РФ. Они  образуются за счет страховых взносов  работодателей, различных групп  занятого населения, определенных в  законе, и дотаций государства.

Задачи фондов заключаются  не только в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении  их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других социально-страховых  выплат.

Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование  является формой организации осуществления  застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях  утраты заработка или другого  источника средств существования  вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца  и других установленных законом  обстоятельств, а также на медицинскую  помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.

Другой организационной  формой осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты  и социальные услуги в установленных  законом случаях является обеспечение  за счет прямых ассигновании из федерального бюджета. Эта форма охватывает особых субъектов: государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например. Министерству обороны РФ) из бюджета РФ.

Еще одной организационно-правовой формой осуществления социального  обеспечения служит социальная помощь. В настоящее время она находится  в стадии формирования. Правовая основа для ее создания заложена следующими Федеральными законами: от 24.10.97 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», от 17.07.99 № 178-ФЗ «О государственной  социальной помощи», от 20.11.99 № 201-ФЗ «О потребительской корзине в целом  по Российской Федерации».

Субъектами социальной помощи должны признаваться только малоимущие лица и семьи, а основанием для  предоставления социальных выплат или  услуг - уровень индивидуального  или среднедушевого дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет  право на получение государственной  социальной помощи. Таким образом, право  на социальную помощь не обусловливается  участием в трудовой деятельности или  уплатой страховых взносов.

Информация о работе Социальное обеспечения и социальная защита в России