Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:34, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть сущность и формы социального обеспечения.
Задачи: рассмотреть социальную политику государства как базу социального обеспечения; выявить источники финансирования социального обеспечения; дать понятие термину «социальное обеспечение», выявить организационно – правовые формы социального обеспечения.
Введение
Глава 1. Социальная политика государства - база социального обеспечения
1.1 Сущность социальной политики государства
1.2 Финансирование социального обеспечения
Глава 2. Социальное обеспечение в России
2.1 Понятие социального обеспечения
2.2 Организационно – правовые формы социального обеспечения
Глава 3. Исследование социальной политики государства
Заключение
Список литературы
Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, занятости, обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки.
Политическая функция
социального обеспечения
Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.
Социально-реабилитационная
функция направлена на восстановление
общественного статуса
Таким образом, социальное обеспечение
представляет собой совокупность общественных
отношений, по распределению внебюджетных
фондов социального страхования
и перераспределению части
Удовлетворение потребностей может осуществляться с помощью:
- назначения денежных
выплат (пенсий, пособий, компенсаций)
на без эквивалентной, но
- предоставление бесплатных для потребителя медицинских услуг по программам ОМС;
- оказания бесплатных
для потребителя социальных
Существование указанного комплекса
отношений обусловлено
Что касается соотношения государственных систем социальной защиты и социального обеспечения, то вторую следует рассматривать как составную часть первой. Помимо социального обеспечения, социальная защита включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.
2.2 Организационно –
правовые формы социального
Право на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ 1993г. Оно является одним из основных социально-экономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Осуществление конституционного
права на социальное обеспечение
может быть организовано в разных
формах, которые принято разграничивать
по таким признакам, как: круг обеспечиваемых;
источники и способы
С учетом названных признаков
в настоящее время можно
Указанные формы создаются
для защиты населения от социального
риска. В ст. 3 Федерального Закона от
16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного
социального страхования» понятие
социального риска
На наш взгляд, данное определение
нуждается в серьезных
Компенсировать или
Во-вторых, из текста статьи не ясно, что именно подразумевается под социальным риском - само «предполагаемое событие» (т.е. трудовое увечье, профессиональное заболевание, болезнь, беременность и роды и др.) или его последствия в виде «изменения материального и(или) социального положения» работающих или иных категорий граждан.
Согласно теории вероятности
страховой риск - это лишь степень,
величина ожидаемой опасности, ее вероятность.
Его не следует смешивать со страховым
случаем, т.е. фактическим социально
значимым обстоятельством, повлекшим
ухудшение материального
Социальный риск - это вероятность
ухудшения материального
Основной организационно-
Обязательному социальному страхованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых определен законом.
Любое страхование базируется на идее разделения убытков, возникших у одного застрахованного, между всеми участниками страхования. В этих целях создается денежный фонд за счет взносов заинтересованных; сторон, из которого при наступлении страхового случая выплачивается страховая сумма.
Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию страховыми случаями могут быть отсутствие спроса на труд (безработица), болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца и другие. Их перечень устанавливается законом.
Суть государственного социального
страхования заключается в
Потеря заработка из-за
безработицы зависит от деятельности
всех участников рынка труда. Наемный
работник сам выбирает профессию
и совершенствует свои трудовые навыки,
поэтому в случае отсутствия спроса
на него, он должен нести свою долю ответственности
в виде части материальных затрат
на страхование по безработице. В
свою очередь, работодатель, организуя
производство, торговлю или бытовое
обслуживание, может разориться, в
результате чего некоторые из его
бывших работников пополнят ряды безработных.
Поэтому он должен компенсировать часть
расходов на выплату пособий по безработице.
Государство также в
По данной схеме можно рассмотреть и другие социально-страховые случаи, установленные законом. К ним относятся: болезнь, беременность и роды, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Они перечислены в ст. 7 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
При планировании расходов федерального
бюджета и установлении размеров
взносов на обязательное социальное
страхование государство должно
учитывать неблагоприятные для
здоровья населения производственные,
экологические, эпидемиологические и
другие факторы, оценивать влияние
социально-экономических
Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые функционируют как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, различных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства.
Задачи фондов заключаются
не только в обеспечении собираемости
необходимых средств, но и в помещении
их в государственные проекты, ценные
бумаги и другие надежные инвестиции,
гарантирующие получение
Таким образом, государственное
(обязательное) социальное страхование
является формой организации осуществления
застрахованными лицами права на
социальное обеспечение в случаях
утраты заработка или другого
источника средств
Другой организационной формой осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях является обеспечение за счет прямых ассигновании из федерального бюджета. Эта форма охватывает особых субъектов: государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например. Министерству обороны РФ) из бюджета РФ.
Еще одной организационно-правовой
формой осуществления социального
обеспечения служит социальная помощь.
В настоящее время она
Субъектами социальной помощи
должны признаваться только малоимущие
лица и семьи, а основанием для
предоставления социальных выплат или
услуг - уровень индивидуального
или среднедушевого дохода семьи. Если
он ниже величины прожиточного минимума,
то семья (одиноко проживающий
Информация о работе Социальное обеспечения и социальная защита в России