Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 20:09, курсовая работа
Целью данной работы является определение основных форм и законодательных стандартов социальной защиты безработных в России.
Задачи:
Изучить категорию безработных граждан как объект социальной защиты;
Рассмотреть законодательное обеспечение социальной защиты безработных в России.
1 БЕЗРАБОТНЫЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
1.1 Социально-правовой статус безработного в Российской Федерации
1.2 Организационно-правовые формы социальной защиты безработных
2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ В РОССИИ
2.1 Международные стандарты социальной защиты безработных
2.2 Нормативное регулирование социальной защиты безработных в России
2.3 Служба занятости как инструмент социальной защиты безработных граждан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВЫВОДЫ:
1) Безработными
называют трудоспособных, не имеющих
работы, но желающих ее приобрести,
граждан. Безработные как объект
социально-правовой
2) Гражданам,
получившим статус
3) Государство
оказывает поддержку не только
самим безработным, но и членам
их семей, что позволяет частично
устранить асоциальные и
2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ В РОССИИ
2.1 Международные стандарты социальной защиты безработных
Составной
частью правовой системы
Конвенция МОТ и Рекомендация 1934 года о безработице;
Рекомендация 1935 года о безработных среди молодежи;
Рекомендация 1944 года об обеспечении дохода;
Конвенция 1952 года о минимальных нормах социального обеспечения;
Конвенция 1961 года о дискриминации в области труда и занятости;
Конвенция и Рекомендация 1964 года о политике в области занятости;
Конвенция и Рекомендация 1975 года о развитии людских ресурсов;
Конвенция и Рекомендация 1978 года о регулировании вопросов труда;
Конвенция 1979 года о минимальном возрасте для приема на работу;
Рекомендация 1984 года о политике в области занятости (дополнительные положения) и др.
Однако основополагающей в вопросе защиты безработных является Конвенция МОТ №168 «О содействии занятости и защите от безработицы», принятая с учетом «важности труда и продуктивной занятости в любом обществе не только в связи с ресурсами, которые таким образом создаются для сообщества, но и в связи с доходом, получаемым в результате этого работниками, в связи с социальной ролью, которую работники получают благодаря им, и с чувством самоуважения, которое приобретают работники, ссылаясь на существующие международные нормы в области занятости и защиты от безработицы, принимая во внимание размах безработицы и неполной занятости, затронувших различные страны во всем мире, находящиеся на разных этапах развития, и, в частности проблемы молодежи, значительная часть которых находится в поиске своей первой работы, считая, что после принятия международных актов относительно безработных, упомянутых выше, в законодательстве и практике многих Членов Организации произошли значительные изменения, потребовавшие пересмотра существующих норм, в частности, Конвенции 1934г. О безработице и принятия новых международных норм, касающихся содействия полной, продуктивной и свободной занятости с помощью всех соответствующих средств, включая социальное обеспечение, отмечая, что в Конвенции 1952г. о минимальных нормах социального обеспечения положения, касающиеся пособия по безработице, устанавливают уровень защиты, который в настоящее время превзойден в большинстве систем компенсации, существующих в промышленно развитых странах, и что в отличии от норм по другим пособиям эти нормы не заменены более высокими...».
Вышеуказанная Конвенция устанавливает право безработных:
на содействие занятости и защиту от безработицы;
на пособие в случае полной безработицы, выплачиваемой в форме периодических выплат в размере, обеспечивающем получателю частичное и временное возмещение утраченного дохода и в то же время, чтобы не снижать стимулов к труду (ст. 14);
на медицинское обслуживание лиц, получающих пособие по безработице, если оно ставится в зависимость от профессиональной деятельности (ст. 23);
на учитывание периодов, в течение которых выплачивается пособие по безработице, для получения права на пособие по старости и в связи со смертью кормильца, а также получения права на другие виды пособия, предусмотренные законодательно (ст. 24).
Выше изложенные Конвенции и Рекомендации МОТ дают наиболее полную картину для понимания международных стандартов в области защиты от безработицы. Они рассматривают содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости как первоочередную задачу и неотъемлемую часть экономической и социальной политики государства. Конечной целью данной политики является обеспечение того, чтобы: имелась работа для всех, кто готов приступить к ней и ищет ее; такая работа должна быть более продуктивной (в это понятие обычно вкладывается следующий смысл: выполняемая работником работа должна приносить максимальную пользу обществу и чувство удовлетворения гражданину); существовали свобода выбора занятости и широкие возможности для каждого работника получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного происхождения или социального положения. Претворение в жизнь указанных целей требует значительных материальных ресурсов. Вот почему на каждом конкретном историческом этапе развития страны политика в сфере занятости основывается на учете уровня экономического развития и взаимной связи между целями в области занятости и другими социально значимыми целями общества. К сожалению, не все Конвенции МОТ ратифицированы в России, например, нератифицированными остаются: Конвенция № 2 «О безработице» (1919 г.) и № 8 «О пособиях по безработице в случае кораблекрушения» (1920 г.), а также № 44 «О пособиях лицам, являющимися безработными по независящим от них обстоятельствам» (1934 г.). Перспективы ратификации РФ этих Конвенций (в том числе и Конвенции № 168 о защите от безработицы) обозначены в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005 – 2007 гг. Нормы, затрагивающие право на профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, поддержку в сфере трудоустройства и защиты от безработицы, закреплены также в п.п.9, 10, 24 части I и ст. 1, п. 4 ст. 7, ст. 9, 10, 15, 17 и 20 Европейской социальной хартии 1996 года (подписанной, но не ратифицированной РФ), а также в подпункте «d» п. 5, п.п. 15, 16 Европейской хартии об основных социальных правах трудящихся 1989 года (принята в Страсбурге) и др. Все эти акты достаточно детально формулируют направления деятельности государств и коммерческих организаций в данной сфере, фактически образуя единый международный стандарт защиты от безработицы. Однако, социально-правовая защита безработных рассматривается здесь в рамках реализации права на труд и носит скорее общий, чем частный характер. Стоит также отметить, что в России стандарты международного права используются не в полном объеме, поэтому основная задача политики государства в области занятости и защиты безработных состоит в приближении российского законодательства к нормам международного права.
2.2 Нормативное
регулирование социальной
Политика
нашего государства в области
занятости направлена на
Ст. 3 «Закона о занятости» устанавливает порядок и условия признания граждан безработными. Так, согласно этой статье, «безработными являются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы к ней приступить»44. Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации. В соответствие со ст. 5 данного закона одним из направлений государственной политики в области содействия занятости населения является предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы, в связи с чем осуществляются следующие мероприятия:
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
информирование о положении на рынке труда;
организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
организация проведения оплачиваемых общественных работ и временного трудоустройства;
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
содействие самозанятости населения;
содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности.
К тому же в соответствие со ст. 7.2 «Закона о занятости в РФ» предусмотрены меры по содействию занятости безработной молодежи45. Так органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. Законом о занятости также предусмотрены следующие государственные гарантии в области занятости и защиты безработных: свобода выбора вида занятости, включая работу с различными режимами труда; правовая защита от незаконного отказа в приеме на работу и от необоснованного увольнения; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве органами службы занятости; выплата выходного пособия при увольнении с работы; выплата стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплата пособия по безработице гражданам, признанным безработными; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; право на трудоустройство за пределами Российской Федерации.
Информация о работе Социально-правовая защита безработных граждан в России