Социально-правовая защита безработных граждан в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение основных форм и законодательных стандартов социальной защиты безработных в России.
Задачи:
Изучить категорию безработных граждан как объект социальной защиты;
Рассмотреть законодательное обеспечение социальной защиты безработных в России.

Оглавление

1 БЕЗРАБОТНЫЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

1.1 Социально-правовой статус безработного в Российской Федерации

1.2 Организационно-правовые формы социальной защиты безработных

2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ В РОССИИ

2.1 Международные стандарты социальной защиты безработных

2.2 Нормативное регулирование социальной защиты безработных в России

2.3 Служба занятости как инструмент социальной защиты безработных граждан

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

кур по дисциплине Социально-правовая защита различных категорий населения .docx

— 63.66 Кб (Скачать)

ВЫВОДЫ:

1) Безработными  называют трудоспособных, не имеющих  работы, но желающих ее приобрести, граждан. Безработные как объект  социально-правовой деятельности  имеют свой статус, установленный  законодательством РФ, который определяет  их положение в обществе и  закрепляет за ними определенный  набор прав и обязанностей.

2) Гражданам, получившим статус безработного, гарантирована защита со стороны  государства, которая может проявляться  в различных формах, таких как  выплата пособия по безработице, страхование, переобучение и повышение  квалификации, участие в общественных  работах, содействие в поиске  подходящей работы и профессиональное  консультирование.

3) Государство  оказывает поддержку не только  самим безработным, но и членам  их семей, что позволяет частично  устранить асоциальные и тяжелые  экономические последствия безработицы.

 

2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ  БЕЗРАБОТНЫХ В РОССИИ

 

2.1 Международные  стандарты социальной защиты  безработных

 

 Составной  частью правовой системы Российской  Федерации являются общепризнанные  принципы и стандарты международного  права. Так, в системе российского  законодательства о занятости  населения находятся международно-правовые  акты по данной проблеме, ратифицированные РФ. Одним из таких актов является Всеобщая декларация прав человека, которая провозглашает право каждого человека на труд и защиту от безработицы. Однако лаконичная Декларация ограничивается лишь констатацией наличия у человека данного права. Для того чтобы детально охарактеризовать право на защиту от безработицы нужно обратиться к части 2 ст. 6 Международного пакта ОНН «Об экономических, социальных и культурных правах», который предусматривает полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Право на защиту от безработицы проявляется в двух направлениях – через создание системы профподготовки и через организацию занятости. Именно так трактует эти понятия ч. 2 ст. 6 данного Пакта, обязывая государства осуществлять право на труд с помощью комплекса мер, направленных на достижение определенных целей. С точки зрения планового типа экономики, эти меры включают программы профессионально-технического обучения и подготовки, пути и методы достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека. Учитывая рыночную модель развития экономики, государства, участвующие в настоящем Пакте, стремятся создать условия для развития эффективной системы профессиональной ориентации и подготовки, способной поставлять на рынок труда квалифицированные кадры. Большое значение в области социально-правовой защиты безработных имеют стандарты, разработанные Международной Организацией Труда (МОТ). МОТ была создана в Париже 13-й статьей Версальского договора в 1919 году. В качестве автономной организации при Лиге Наций МОТ ставила своей целью улучшение условий труда, повышение жизненного уровня, обеспечение экономической и социальной стабильности во всем мире. С 1919 года было принято более 159 конвенций и 169 рекомендаций. Среди них данной проблемы касаются следующие акты:

Конвенция МОТ и Рекомендация 1934 года о безработице;

Рекомендация 1935 года о безработных среди молодежи;

Рекомендация 1944 года об обеспечении дохода;

Конвенция 1952 года о минимальных нормах социального обеспечения;

Конвенция 1961 года о дискриминации в области труда и занятости;

Конвенция и Рекомендация 1964 года о политике в области занятости;

Конвенция и Рекомендация 1975 года о развитии людских ресурсов;

Конвенция и Рекомендация 1978 года о регулировании вопросов труда;

Конвенция 1979 года о минимальном возрасте для приема на работу;

Рекомендация 1984 года о политике в области занятости (дополнительные положения) и др.

Однако основополагающей в вопросе защиты безработных является Конвенция МОТ №168 «О содействии занятости и защите от безработицы», принятая с учетом «важности труда и продуктивной занятости в любом обществе не только в связи с ресурсами, которые таким образом создаются для сообщества, но и в связи с доходом, получаемым в результате этого работниками, в связи с социальной ролью, которую работники получают благодаря им, и с чувством самоуважения, которое приобретают работники, ссылаясь на существующие международные нормы в области занятости и защиты от безработицы, принимая во внимание размах безработицы и неполной занятости, затронувших различные страны во всем мире, находящиеся на разных этапах развития, и, в частности проблемы молодежи, значительная часть которых находится в поиске своей первой работы, считая, что после принятия международных актов относительно безработных, упомянутых выше, в законодательстве и практике многих Членов Организации произошли значительные изменения, потребовавшие пересмотра существующих норм, в частности, Конвенции 1934г. О безработице и принятия новых международных норм, касающихся содействия полной, продуктивной и свободной занятости с помощью всех соответствующих средств, включая социальное обеспечение, отмечая, что в Конвенции 1952г. о минимальных нормах социального обеспечения положения, касающиеся пособия по безработице, устанавливают уровень защиты, который в настоящее время превзойден в большинстве систем компенсации, существующих в промышленно развитых странах, и что в отличии от норм по другим пособиям эти нормы не заменены более высокими...».

Вышеуказанная Конвенция устанавливает право безработных:

на содействие занятости и защиту от безработицы;

на пособие в случае полной безработицы, выплачиваемой в форме периодических выплат в размере, обеспечивающем получателю частичное и временное возмещение утраченного дохода и в то же время, чтобы не снижать стимулов к труду (ст. 14);

на медицинское обслуживание лиц, получающих пособие по безработице, если оно ставится в зависимость от профессиональной деятельности (ст. 23);

на учитывание периодов, в течение которых выплачивается пособие по безработице, для получения права на пособие по старости и в связи со смертью кормильца, а также получения права на другие виды пособия, предусмотренные законодательно (ст. 24).

Выше изложенные Конвенции и Рекомендации МОТ дают наиболее полную картину для понимания международных стандартов в области защиты от безработицы. Они рассматривают содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости как первоочередную задачу и неотъемлемую часть экономической и социальной политики государства. Конечной целью данной политики является обеспечение того, чтобы: имелась работа для всех, кто готов приступить к ней и ищет ее; такая работа должна быть более продуктивной (в это понятие обычно вкладывается следующий смысл: выполняемая работником работа должна приносить максимальную пользу обществу и чувство удовлетворения гражданину); существовали свобода выбора занятости и широкие возможности для каждого работника получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного происхождения или социального положения. Претворение в жизнь указанных целей требует значительных материальных ресурсов. Вот почему на каждом конкретном историческом этапе развития страны политика в сфере занятости основывается на учете уровня экономического развития и взаимной связи между целями в области занятости и другими социально значимыми целями общества. К сожалению, не все Конвенции МОТ ратифицированы в России, например, нератифицированными остаются: Конвенция № 2 «О безработице» (1919 г.) и № 8 «О пособиях по безработице в случае кораблекрушения» (1920 г.), а также № 44 «О пособиях лицам, являющимися безработными по независящим от них обстоятельствам» (1934 г.). Перспективы ратификации РФ этих Конвенций (в том числе и Конвенции № 168 о защите от безработицы) обозначены в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005 – 2007 гг. Нормы, затрагивающие право на профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, поддержку в сфере трудоустройства и защиты от безработицы, закреплены также в п.п.9, 10, 24 части I и ст. 1, п. 4 ст. 7, ст. 9, 10, 15, 17 и 20 Европейской социальной хартии 1996 года (подписанной, но не ратифицированной РФ), а также в подпункте «d» п. 5, п.п. 15, 16 Европейской хартии об основных социальных правах трудящихся 1989 года (принята в Страсбурге) и др. Все эти акты достаточно детально формулируют направления деятельности государств и коммерческих организаций в данной сфере, фактически образуя единый международный стандарт защиты от безработицы. Однако, социально-правовая защита безработных рассматривается здесь в рамках реализации права на труд и носит скорее общий, чем частный характер. Стоит также отметить, что в России стандарты международного права используются не в полном объеме, поэтому основная задача политики государства в области занятости и защиты безработных состоит в приближении российского законодательства к нормам международного права.

 

2.2 Нормативное  регулирование социальной защиты  безработных в России

 

 Политика  нашего государства в области  занятости направлена на содействие  полной занятости населения, удовлетворения  потребности в рабочей силе  и решение проблем безработицы. На современном этапе развития  страны правовое поле социальной  защиты безработных представляет  собой сложную и разветвленную структуру. Основополагающим законодательным актом в сфере регулирования социально-правовой защиты безработных является Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.40 Ст. 37 гарантирует право граждан на защиту от безработицы, которое осуществляется через обеспечение занятости и трудоустройства. Немалое значение в решение данной проблематики имеет Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ. Согласно ст. 2 ТК РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений относится защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. В соответствие с этим положением данный нормативный документ устанавливает основные гарантии в сфере занятости, а следовательно обеспечивает защиту от безработицы. Например, ст. 178 ТК РФ предоставляет право на выходное пособие гражданам, с которыми был расторгнут трудовой договор в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации. Пособие выплачивается в размере среднего месячного заработка, а также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения. В исключительных случаях этот срок может быть продлен органами по вопросам занятости до трех месяцев. Ст. 180 предусматривает защиту работников при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации. В данном случае работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность). Трудовой кодекс также содержит гарантии защиты женщин от возможной безработицы. Так, согласно ст. 261, работодатель не имеет права по собственной инициативе уволить с работы беременных женщин и женщин, имеющих детей или воспитывающих детей-инвалидов, за исключением тех случаев, которые предусмотрены данным кодексом. Снижению числа незаконных увольнений работников, а следовательно и защите их от безработицы, содействует ряд норм, закрепленных в ст. 391, 392 - 396 ТК РФ. Так, согласно нормам статьи 391 ТК РФ в судах общей юрисдикции по заявлениям работников рассматриваются трудовые споры о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора. Перечень индивидуальных трудовых споров, установленный ст. 391 ТК РФ, дополнен спорами по заявлениям работников о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника, спорами лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций. В случае увольнения работника без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения принимается решение о восстановлении его на прежней работе и выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула в соответствии со ст. 394 ТК РФ, а также суд своим решением может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему незаконными действиями. Дополнительной гарантией выступает норма ст. 396 ТК РФ о немедленном исполнении решения суда о восстановлении работника на работе. При задержке работодателем исполнения решения суда о восстановлении на работе незаконно уволенного суд выносит определение о выплате ему среднего заработка за все время задержки. Основным федеральным законом, регулирующим социально-правовую защиту безработных, является Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ»43. Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Ст. 3 «Закона о занятости» устанавливает порядок и условия признания граждан безработными. Так, согласно этой статье, «безработными являются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы к ней приступить»44. Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации. В соответствие со ст. 5 данного закона одним из направлений государственной политики в области содействия занятости населения является предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы, в связи с чем осуществляются следующие мероприятия:

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

информирование о положении на рынке труда;

организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;

организация проведения оплачиваемых общественных работ и временного трудоустройства;

социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;

содействие самозанятости населения;

содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности.

К тому же в соответствие со ст. 7.2 «Закона о занятости в РФ» предусмотрены меры по содействию занятости безработной молодежи45. Так органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. Законом о занятости также предусмотрены следующие государственные гарантии в области занятости и защиты безработных: свобода выбора вида занятости, включая работу с различными режимами труда; правовая защита от незаконного отказа в приеме на работу и от необоснованного увольнения; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве органами службы занятости; выплата выходного пособия при увольнении с работы; выплата стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплата пособия по безработице гражданам, признанным безработными; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; право на трудоустройство за пределами Российской Федерации.

Информация о работе Социально-правовая защита безработных граждан в России