Социально-правовая защита безработных граждан в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение основных форм и законодательных стандартов социальной защиты безработных в России.
Задачи:
Изучить категорию безработных граждан как объект социальной защиты;
Рассмотреть законодательное обеспечение социальной защиты безработных в России.

Оглавление

1 БЕЗРАБОТНЫЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

1.1 Социально-правовой статус безработного в Российской Федерации

1.2 Организационно-правовые формы социальной защиты безработных

2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ В РОССИИ

2.1 Международные стандарты социальной защиты безработных

2.2 Нормативное регулирование социальной защиты безработных в России

2.3 Служба занятости как инструмент социальной защиты безработных граждан

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

кур по дисциплине Социально-правовая защита различных категорий населения .docx

— 63.66 Кб (Скачать)

 

 Невыполнение  безработным возложенных на него  обязанностей влечет за собой  принятие мер ответственности, предусмотренных  Законом о занятости. Эти меры  ответственности могут быть гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке  недобросовестно полученного пособия  по безработице) и уголовно-правовыми (привлечение к ответственности  по ст. 159 УК РФ за мошенничество), а также специфическими, присущими  только данным правоотношениям. К числу последних относятся: приостановка выплаты пособия  по безработице на срок до  трех месяцев; снижение размера  пособия по безработице на 25% на  срок до одного месяца; лишение  статуса безработного с одновременным  прекращением выплаты пособия  по безработице (применяется в  качестве самой суровой меры  наказания).

Социально-правовой статус безработного дает возможность гражданам, которые действительно заинтересованы в поиске подходящей работы, реализовать предоставленные им права, а самое главное трудоустроиться. Однако, чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее экономические потери, тем больше ухудшается материальное положение безработного и его семьи. Безработица имеет также ряд асоциальных последствий: усиление социального неравенства, снижение социального статуса. Длительная безработица вызывает у людей неуверенность в будущем и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечнососудистых заболеваний, ростом алкоголизма, наркомании, проституции и преступности. Поэтому государство заинтересовано в регулировании процессов трудоустройства и защите прав граждан, получивших социально-правовой статус безработного. Таким образом, социально-правовой статус безработного определяется несколькими моментами: во-первых, конституционным правом каждого гражданина на труд и защиту от безработицы; во-вторых, его социально-правовым положением как безработного. Признание гражданина в качестве безработного, а также порядок регистрации его в данном статусе, права и обязанности, возложенные на него, регламентируются Законом «О занятости населения в РФ».

 

1.2 Организационно-правовые  формы социальной защиты безработных

 

 Одной  из основных функций государства  является социальная защита наиболее  уязвимых категорий населения. Согласно  п. 3 ст. 37 Конституции РФ «каждый  имеет право на труд, на вознаграждение  за труд, а также право на  защиту от безработицы». Существуют  следующие организационно-правовые  формы социальной защиты безработных: обеспечение, страхование, обслуживание. Так в соответствии со ст. 28 Закона о занятости государство предоставляет следующие гарантии социальной поддержки безработных:

выплата пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

сохранение трудового стажа в течение всего времени, которое установлено законом гражданину для получения пособия по безработице, стипендии, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также в период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением государственных обязанностей.

Основной формой материальной поддержки безработного в период поиска подходящей работы является пособие по безработице – это гарантированные государством периодические выплаты за счет средств федерального бюджета. В российском Законе о занятости заложена достаточно простая схема выплаты пособия по безработице и установлен следующий порядок определения размеров пособия по безработице:

пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным из организаций, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если такие граждане в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем;

размер пособия устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице гражданам: впервые ищущим работу; стремящимся возобновить после длительного перерыва трудовую деятельность; уволенным за нарушение трудовой дисциплины; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные деяния.

Такой порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержден постановлением Минтруда России от 12.08.2003 № 6221.

При этом степень возмещения потерянного заработка пособием по безработице варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника, предшествовавшего увольнению, или в размере минимальной оплаты труда, если он не работал в течение 12 месяцев перед признанием его безработным. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством РФ (например, постановлением Правительства РФ от 08.12.2008 № 915 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год» установлена величина пособия по безработице в размере от 850 до 4900 руб.). Закон о занятости содержит нормы дифференцированного подхода к отдельным категориям безработных. Например, граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, к пособию по безработице получают дополнительное пособие в соответствии с законодательством РФ о социальной защите.

Закон о занятости содержит условия продления сроков выплаты пособия по безработице и досрочного выхода на пенсию:

гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 для мужчин и 20 для женщин, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренный ст. 27 и 28 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»26, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности.

по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в ст. 34 Закона о занятости, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам страховой части трудовой пенсии по старости, установленным ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом п. 21 – 25 ст. 14 указанного Федерального закона не применяется.  Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст. 2 Закона о занятости;

прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

переезда безработного в другую местность;

попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

назначения пенсии (по любым основаниям: по старости, за выслугу лет и т.д.);

отказа от посредничества органов службы занятости;

смерти безработного.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях, предусмотренных Законом о занятости. Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия. Выплата пособия по безработице не производится в периоды: отпуска по беременности и родам; выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования; призыва безработного на военные сборы, привлечения к иным государственным обязанностям. Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его. Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:

неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для направления на работу или учебу.

Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного. Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением срока установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, органами службы занятости может оказываться материальная помощь. Еще одной формой защиты безработных является страхование по безработице, основанное на трудовом и страховом стаже с учетом уровня заработной платы в период занятости. Оно гарантирует работнику выплату страхового возмещения в случае потери работы, коллективного сокращения или признания работодателя неплатежеспособным. Тем не менее, материальные предоставления в денежной форме реализуются преимущественно в рамках пассивных форм социальной защиты и направлены на компенсацию материальной необеспеченности безработного, возникающей вследствие отсутствия у него возможности получения подходящей работы. В рамках активных форм указанной защиты создаются условия для получения безработным подходящей работы и перехода в категорию занятых граждан. К последней форме поддержки безработных граждан относится предоставление возможности профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению службы занятости, если гражданин не имеет профессии, не может подобрать подходящую работу из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации или в связи с отсутствием работы, отвечающей его профессиональным навыкам. Указанные мероприятия осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами. Вместе с тем отдельным категориям безработных предоставляется право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. К ним относятся безработные инвалиды; безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы; жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; выпускники общеобразовательных учреждений; граждане, впервые ищущие работу и при этом не имеющие специальности. Согласно ФЗ от 11.07.2011 № 205-ФЗ «О внесении изменения в ст. 23 Закона РФ «О занятости населения в РФ» право в приоритетном порядке пройти выше указанные мероприятия теперь также имеют безработные граждане, воспитывающие детей-инвалидов. Причина таких изменений заключается в том, что основным фактором, сдерживающим возможность граждан, воспитывающих детей-инвалидов, совмещать работу и воспитание детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, является несоответствие их уровня профессиональной подготовки структуре рабочих мест.

Профессиональная подготовка осуществляется под контролем органов по вопросам занятости. Например, органы образования по запросу органов службы занятости предоставляют им информацию о профессионально-квалификационной структуре выпуска и численности выпускников, нуждающихся в трудоустройстве. Одной из гарантий государства в сфере занятости граждан является организация общественных работ, организуемых с целью обеспечения временной занятости населения. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Целесообразно выделить следующие особенности организации и проведения общественных работ:

к общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующих специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки;

право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. Участие граждан в данном виде работ допускается только с их согласия. При этом учитываются индивидуальные особенности граждан (состояние здоровья, возраст и т.д.);

с лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор, который может быть расторгнут гражданами досрочно при устройстве на постоянную или временную работу;

оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством РФ;

на граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании; в частности, в период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получения пособия по безработице (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 Закона о занятости);

финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы;

в период участия в общественных работах, временного трудоустройства безработным гражданам, несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная поддержка. Положение об организации общественных работ утверждено постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 № 875 «Положение об организации общественных работ»31. Контроль за организацией общественных работ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с участием органов службы занятости. Активной формой социальной защиты безработных также является разработка государственных программ содействия занятости, в рамках которых осуществляются такие мероприятия, как расширение в регионах сети частных бюро содействия занятости, создание новых рабочих мест, субсидирование занятости, льготное налогообложение и кредитование, льготы по обеспечению материальными ресурсами, поддержка среднего и малого предпринимательства и надомного труда. Создание условий для самозанятости населения становится в условиях современной России все более актуальным. Разработанная программа самозанятости работает с 2009 года и продолжает показывать свою эффективность. По данным на сентябрь за 8 месяцев 2010 года открыли собственное дело на госсубсидию в 58800 руб. 121,5 тыс. безработных. Важно, что с начинающих предпринимателей со средств субсидии не взимаются налоги. По данным статистики, около 60 % бывших безработных, открывших свое дело (малый бизнес), проживают в сельской местности, их бизнес носит сельскохозяйственную направленность. Остальные 40 % являются жителями городов и поселков городского типа. Каждый десятый предприниматель проживает в моногороде. Особое место в борьбе с безработицей в РФ отводится разработке среднесрочных целевых программ: федеральных, региональных, отраслевых и нацеленных на наиболее уязвимых категорий граждан (инвалидов; женщин, имеющих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; молодежь). К мерам содействия занятости наиболее уязвимых категорий безработных можно отнести субсидирование занятости, которое направлено на создание специальных рабочих мест, введение особого режима работы и условий труда для лиц с ограниченной трудоспособностью. Существенной гарантией трудоустройства отдельных социальных групп населения является квотирование рабочих мест в организациях, т.е. определение органами местного самоуправления в процентном отношении к среднесписочной численности предприятия минимального количества рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке и испытывающих трудности в поиске работы. По мере формирования в стране рыночных отношений стало возрастать значение профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости. В настоящее время понятие «профессиональная ориентация» связано с деятельностью профконсультантов-психологов, помогающих клиентам выбрать подходящую профессию, пользующуюся спросом на рынке труда. Профориентация включает в себя информирование о профессиях и конъюнктуре рынка труда, профотбор, профессиональную диагностику, социальную адаптацию, прогнозирование профессиональной карьеры, обучение людей методам повышения собственной конкурентоспособности на рынке труда и на конкретном рабочем месте. Профориентация помогает человеку объективно оценить свои профессиональные возможности, выстроить личную профессиональную карьеру на основе выявленных психоэмоциональных и интеллектуальных качеств, достоинств и недостатков. Итак, реализуя конституционное право граждан на защиту от безработицы, государство использует как пассивные, так и активные формы социально-правовой защиты безработных. При этом учитываются индивидуальные особенности безработных граждан (пол, возраст, состояние здоровья, уровень квалификации и т.д.), а также состояние современного рынка труда.

Информация о работе Социально-правовая защита безработных граждан в России