Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 20:09, курсовая работа
Целью данной работы является определение основных форм и законодательных стандартов социальной защиты безработных в России.
Задачи:
Изучить категорию безработных граждан как объект социальной защиты;
Рассмотреть законодательное обеспечение социальной защиты безработных в России.
1 БЕЗРАБОТНЫЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
1.1 Социально-правовой статус безработного в Российской Федерации
1.2 Организационно-правовые формы социальной защиты безработных
2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ В РОССИИ
2.1 Международные стандарты социальной защиты безработных
2.2 Нормативное регулирование социальной защиты безработных в России
2.3 Служба занятости как инструмент социальной защиты безработных граждан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»
По дисциплине: Социально-правовая защита различных категорий населения
На тему: Социально-правовая защита безработных граждан в России.
Тольятти 2014 г.
ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса (ПВГУС)»
на курсовую работу
по дисциплине Социально-правовая защита различных категорий населения
(наименование дисциплины)
Обучающийся_______ группа_______ ___
№ |
Критерии оценки |
Степень соответствия требованиям |
+ /-, Да/нет |
Примечания |
1. |
Курсовая работа выполнена в соответствии с заданием и методическими указаниями |
1. Соответствует требованиям |
||
2. Соответствует частично |
||||
3. Не соответствует |
||||
2. |
Структура работы: - общий объем и
пропорциональность |
1. Соответствует требованиям |
||
2. Соответствует частично |
||||
3. Не соответствует |
||||
-
логическая взаимосвязь |
1. Соответствует требованиям |
|||
2. Соответствует частично |
||||
3. Не соответствует |
||||
3. |
Содержание работы раскрывает сущность выбранной темы |
1. Раскрывает |
||
2. Частично раскрывает |
||||
3. Не раскрывает |
||||
4. |
Изучение автором необходимого объема литературы: - количество наименований источников в списке литературы |
1. Соответствует требованиям |
||
2. Частично соответствует |
||||
3. Не соответствует |
||||
-
период издания источников |
1. Соответствует требованиям |
|||
2. Частично соответствует |
||||
3. Не соответствует |
||||
5 |
Наличие и авторский анализ статистических данных, практического и теоретического материала |
1. Соответствует требованиям |
||
2. Частично соответствует |
||||
3. Не соответствует |
||||
4. Не представлены |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Качество оформления работы: - таблицы |
1. Соответствует требованиям |
||
2. Частично соответствует |
||||
3. Не соответствует |
||||
- графики |
1. Соответствует требованиям |
|||
2. Частично соответствует |
||||
3. Не соответствует |
||||
- расчеты |
1. Соответствует требованиям |
|||
2. Частично соответствует |
||||
3. Не соответствует |
||||
7 |
Наличие выводов и предложений, полученных на основе изучения исследуемой проблемы |
1. Соответствует требованиям |
||
2. Частично соответствует |
||||
3. Не соответствует |
||||
4. Не представлены |
||||
8 |
Особые замечания по работе (проекту) |
|||
Рекомендации
|
Рецензент ___________________________
______________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
«_________»______________201__
ВВЕДЕНИЕ
1 БЕЗРАБОТНЫЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
1.1 Социально-правовой
статус безработного в
1.2 Организационно-правовые
формы социальной защиты
2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ В РОССИИ
2.1 Международные стандарты социальной защиты безработных
2.2 Нормативное
регулирование социальной
2.3 Служба
занятости как инструмент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В конце XX века с распадом СССР Россия претерпела глобальные перемены как в политической, так и социально-экономической сферах жизни общества. В новых рыночных условиях экономики правительство современной России больше не могло придерживаться принципа всеобщей занятости населения и оказалось вынуждено бороться с безработицей. Именно в этот период времени встал вопрос о разработке соответствующих законов, которые регулировали бы процессы занятости и трудоустройства населения, а также гарантировали бы защиту безработных граждан. Такие законы были созданы и вступили в силу, однако встает вопрос о практической значимости этих законов и соответствии их действительности. Сегодня число безработных продолжает расти и это делает проблему социальной защиты безработных граждан наиболее актуальной для нашего времени. Совершенно очевидно, что для решения этой проблемы необходимо в первую очередь пересмотреть нормативно-правовую базу в сфере занятости населения, а также рассмотреть проблему приближения российского законодательства к нормам международного права. Безработица оказывает наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека и, соответственно, на общество в целом. Тяжесть экономической и социальной ситуации, в которой находятся безработные, очевидна. Потеря работы лишает человека привычного образа жизни, приводит к утрате источника внутренней удовлетворенности, нарушению ритма жизни, разрыву повседневных связей. Неспособность быстро адаптироваться к изменениям ситуации на рынке труда, неподготовленность к такого рода изменениям – сильные стрессовые факторы. Людям, потерявшим работу, свойственны повышенная тревожность, конфликтность, неуверенность в себе, замкнутость, неадекватная самооценка. Безработица, как фактор риска, связана с возникновением психических нарушений, а также ведет к тяжелым асоциальным последствиям: существенному росту наркомании, депрессий, самоубийств. Ввиду этого повышается роль социальной работы в предоставлении помощи людям, оказавшимся в ситуации безработицы. Объект изучения – безработные граждане Российской Федерации.
Предмет – законодательные механизмы социальной защиты безработных в России.
Целью данной работы является определение основных форм и законодательных стандартов социальной защиты безработных в России.
Задачи:
Изучить категорию безработных граждан как объект социальной защиты;
Рассмотреть законодательное обеспечение социальной защиты безработных в России.
Практическая значимость данной работы заключается в систематизации социально-правовых знаний о формах защиты безработных, которые могут быть использованы в системе подготовки и повышения квалификации специалистов по социальной работе.
Стоит отметить, что проблему социально-правовой защиты безработных рассматривали такие видные деятели науки как Е.П. Агапов, который изучал данную проблему в контексте социально-правовой защиты населения1; Т.С. Пантелеева и Г.А. Червякова, исследовавшие экономическую значимость и последствия безработицы2; А.Я. Рыженков, рассматривавший данную проблему в рамках трудового права3; Г.Б. Челнокова, изучавшая проблему бедности населения как следствие безработицы,4 и некоторые другие.
В ходе выполнения данной работы были изучены следующие основные документы:
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)5;
Пакт ООН «Об основных социальных, экономических и культурных правах»6;
Конституция Российской Федерации7;
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ8;
Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ»9 и другие.
Основной метод изучения – качественный анализ нормативно-правовых актов и иных источников, касающихся данной проблематики. Структура данной работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав и пяти параграфов, заключение и список используемых источников.
1 БЕЗРАБОТНЫЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
1.1 Социально-правовой
статус безработного в
Безработные – это особая категория граждан, имеющая свой социально-правовой статус, который включает в себя права и обязанности, ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение обязанностей, а также социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством с целью предоставления безработному гражданину возможности реализовать предоставленные права. Примечательно, что понятие безработицы, в отличие от понятия занятости населения, в действующем российском законодательстве отсутствует. Однако ФЗ «О занятости населения РФ» (далее – Закон о занятости) содержит нормы, предъявляемые к безработным. В соответствии со ст. 3 Закона о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан определяется постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 № 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан». При этом регистрация данной категории граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в следующем порядке:
– первичная
регистрация безработных
– регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;
– регистрация
граждан в качестве
– перерегистрация безработных граждан.
Формы
документов по ведению
Признание инвалида безработным принимается органами по вопросам занятости в соответствии с Законом о защите инвалидов. Тем не менее, не все категории граждан могут быть признаны безработными и зарегистрированы в качестве безработных. А именно, лица:
не достигшие 16-летнего возраста, т.е. нетрудоспособные граждане;
получающие в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсию по старости (по возрасту), за выслугу лет;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах по вопросам занятости в целях поиска подходящей работы от 2 вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии, – в случае 2 отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органах по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации их в качестве безработных;
получившие или отбывающие срок в местах заключения (осужденные);
предоставившие документы, содержащие недостоверные (ложные) данные.
Приобретение и сохранение статуса безработных связано с понятиями «подходящая работа» и «неподходящая работа», поэтому вполне уместно ввести определение этих понятий с точки зрения действующего законодательства.
В соответствии со ст. 4 Закона о занятости подходящей считается такая работа, в том числе и временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его уровня профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Неподходящей работа считается в следующих случаях:
если она связана с переменой места жительства без согласия граждан;
условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы.
Как видно, незанятость трудоспособных граждан в общественном производстве во многом не зависит от желания граждан, она связана с невозможностью в данный момент устроиться на подходящую работу. Однако, статус безработного, как говорилось выше, предполагает ряд правомочий, которые в свою очередь гарантируют права граждан на трудоустройство, это:
право на содействие в поиске подходящей работы (ст. 4);
право на выбор места работы (ст. 8), в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории РФ (ст. 10);
право на бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости (ст. 9, 23);
право участвовать в общественных оплачиваемых работах (ст. 24);
право на получение содействия в организации собственного дела (самозанятость населения);
право на социальную поддержку (ст. 28).
Там где есть права, есть и обязанности. Что касается обязанностей безработного, то в общем виде их можно сформулировать как добросовестность и дисциплинированность.
Принцип добросовестности заключается в том, что гражданин, обратившийся в государственную службу занятости, должен сообщить о себе и своей семье определенные сведения. Это должна быть полная и достоверная информация, поскольку на основании полученных сведений принимается решение о признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице. Если выяснится, что безработный получал пособие обманным путем, то выплата пособия по безработице может быть прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного. Те же последствия может повлечь за собой и непредоставление безработным в службу занятости сведений о своем трудоустройстве. Принцип дисциплинированности заложен в основе взаимодействия органа службы занятости и безработного: он должен регулярно (не реже двух раз в месяц) проходить перерегистрацию в органах службы занятости; заранее сообщать о длительном (более одного месяца) отсутствии по месту регистрации в качестве безработного; являться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; выполнять предложенную подходящую работу или успешно проходить курс обучения по направлению органов службы занятости. Кроме того, безработный обязан являться в органы службы занятости в трезвом виде, так как явка безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения влечет за собой соответствующие санкции со стороны органа службы занятости.
Информация о работе Социально-правовая защита безработных граждан в России