Социально-правовая защита безработных граждан в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение основных форм и законодательных стандартов социальной защиты безработных в России.
Задачи:
Изучить категорию безработных граждан как объект социальной защиты;
Рассмотреть законодательное обеспечение социальной защиты безработных в России.

Оглавление

1 БЕЗРАБОТНЫЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

1.1 Социально-правовой статус безработного в Российской Федерации

1.2 Организационно-правовые формы социальной защиты безработных

2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ В РОССИИ

2.1 Международные стандарты социальной защиты безработных

2.2 Нормативное регулирование социальной защиты безработных в России

2.3 Служба занятости как инструмент социальной защиты безработных граждан

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

кур по дисциплине Социально-правовая защита различных категорий населения .docx

— 63.66 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

(ФГБОУ ВПО «ПВГУС»)

Кафедра: «СТ »  

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Социально-правовая защита различных категорий населения

На тему: Социально-правовая защита безработных граждан в России.

 

 

 

 

 

 

                                                                     Работу выполнил:

                                                                                Студентка:

                                                                                гр.:

                                            Номер зачетной книжки:

                                                                                Проверил: _________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти 2014  г.

 

ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса (ПВГУС)»

 

 

 

Рецензия                              

на курсовую работу

 

 

по дисциплине Социально-правовая защита различных категорий населения  

(наименование  дисциплины)

 

Обучающийся_______ группа_______ ___

 

 

Критерии оценки

Степень соответствия

требованиям

+ /-,

Да/нет

Примечания

1.

Курсовая работа выполнена в соответствии с заданием и методическими указаниями

1. Соответствует  требованиям

   

2. Соответствует  частично

 

3. Не  соответствует 

 

2.

Структура работы:

- общий объем и  пропорциональность структурных  частей работы

1. Соответствует  требованиям

   

2. Соответствует  частично

 

3. Не  соответствует 

 

- логическая взаимосвязь структурных  частей работы

1. Соответствует  требованиям

   

2. Соответствует  частично

 

3. Не  соответствует 

 

3.

Содержание работы раскрывает сущность выбранной темы

1. Раскрывает

   

2. Частично  раскрывает

 

3. Не  раскрывает

 

4.

Изучение автором необходимого объема литературы:

- количество наименований  источников в списке литературы

1. Соответствует  требованиям

   

2. Частично  соответствует

 

3. Не  соответствует

 

- период издания источников литературы  и нормативно-правовой базы

1. Соответствует  требованиям

   

2. Частично  соответствует

 

3. Не  соответствует

 

5

Наличие и авторский анализ статистических данных,  практического и теоретического материала

1. Соответствует  требованиям

   

2. Частично  соответствует

 

3. Не  соответствует

 

4. Не  представлены

 

1

2

3

4

5

6

Качество оформления работы:

- таблицы

1. Соответствует  требованиям

   

2. Частично  соответствует

 

3. Не  соответствует

 

- графики

1. Соответствует  требованиям

   

2. Частично  соответствует

 

3. Не  соответствует

 

- расчеты

1. Соответствует  требованиям

   

2. Частично  соответствует

 

3. Не  соответствует

 

7

Наличие выводов и предложений, полученных на основе изучения исследуемой проблемы

1. Соответствует  требованиям

   

2. Частично  соответствует

 

3. Не  соответствует

 

4. Не  представлены

 

8

Особые замечания по работе (проекту)

 

Рекомендации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензент ___________________________   _______________________________________

          (подпись)                          (расшифровка подписи)

 

 

«_________»______________201____г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1 БЕЗРАБОТНЫЕ  КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 

 

1.1 Социально-правовой  статус безработного в Российской  Федерации 

 

1.2 Организационно-правовые  формы социальной защиты безработных 

 

2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ  БЕЗРАБОТНЫХ В РОССИИ 

 

2.1 Международные  стандарты социальной защиты  безработных 

 

2.2 Нормативное  регулирование социальной защиты  безработных в России 

 

2.3 Служба  занятости как инструмент социальной  защиты безработных граждан 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 В конце XX века с распадом СССР Россия  претерпела глобальные перемены как в политической, так и социально-экономической сферах жизни общества. В новых рыночных условиях экономики правительство современной России больше не могло придерживаться принципа всеобщей занятости населения и оказалось вынуждено бороться с безработицей. Именно в этот период времени встал вопрос о разработке соответствующих законов, которые регулировали бы процессы занятости и трудоустройства населения, а также гарантировали бы защиту безработных граждан. Такие законы были созданы и вступили в силу, однако встает вопрос о практической значимости этих законов и соответствии их действительности. Сегодня число безработных продолжает расти и это делает проблему социальной защиты безработных граждан наиболее актуальной для нашего времени. Совершенно очевидно, что для решения этой проблемы необходимо в первую очередь пересмотреть нормативно-правовую базу в сфере занятости населения, а также рассмотреть проблему приближения российского законодательства к нормам международного права. Безработица оказывает наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека и, соответственно, на общество в целом. Тяжесть экономической и социальной ситуации, в которой находятся безработные, очевидна. Потеря работы лишает человека привычного образа жизни, приводит к утрате источника внутренней удовлетворенности, нарушению ритма жизни, разрыву повседневных связей. Неспособность быстро адаптироваться к изменениям ситуации на рынке труда, неподготовленность к такого рода изменениям – сильные стрессовые факторы. Людям, потерявшим работу, свойственны повышенная тревожность, конфликтность, неуверенность в себе, замкнутость, неадекватная самооценка. Безработица, как фактор риска, связана с возникновением психических нарушений, а также ведет к тяжелым асоциальным последствиям: существенному росту наркомании, депрессий, самоубийств. Ввиду этого повышается роль социальной работы в предоставлении помощи людям, оказавшимся в ситуации безработицы.  Объект изучения – безработные граждане Российской Федерации.

 Предмет  – законодательные механизмы  социальной защиты безработных  в России.

Целью данной работы является определение основных форм и законодательных стандартов социальной защиты безработных в России.

Задачи:

Изучить категорию безработных граждан как объект социальной защиты;

Рассмотреть законодательное обеспечение социальной защиты безработных в России.

Практическая значимость данной работы заключается в систематизации социально-правовых знаний о формах защиты безработных, которые могут быть использованы в системе подготовки и повышения квалификации специалистов по социальной работе.

Стоит отметить, что проблему социально-правовой защиты безработных рассматривали такие видные деятели науки как Е.П. Агапов, который изучал данную проблему в контексте социально-правовой защиты населения1; Т.С. Пантелеева и Г.А. Червякова, исследовавшие экономическую значимость и последствия безработицы2; А.Я. Рыженков, рассматривавший данную проблему в рамках трудового права3; Г.Б. Челнокова, изучавшая проблему бедности населения как следствие безработицы,4 и некоторые другие.

В ходе выполнения данной работы были изучены следующие основные документы:

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)5;

Пакт ООН «Об основных социальных, экономических и культурных правах»6;

Конституция Российской Федерации7;

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ8;

Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ»9 и другие.

Основной метод изучения – качественный анализ нормативно-правовых актов и иных источников, касающихся данной проблематики. Структура данной работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав и пяти параграфов, заключение и список используемых источников.

 

1 БЕЗРАБОТНЫЕ  КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

 

1.1 Социально-правовой  статус безработного в Российской  Федерации

Безработные – это особая категория граждан, имеющая свой социально-правовой статус, который включает в себя права и обязанности, ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение обязанностей, а также социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством с целью предоставления безработному гражданину возможности реализовать предоставленные права.  Примечательно, что понятие безработицы, в отличие от понятия занятости населения, в действующем российском законодательстве отсутствует. Однако ФЗ «О занятости населения РФ» (далее – Закон о занятости) содержит нормы, предъявляемые к безработным. В соответствии со ст. 3 Закона о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан определяется постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 № 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан». При этом регистрация данной категории граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в следующем порядке:

 – первичная  регистрация безработных граждан;

 – регистрация  безработных граждан в целях  поиска подходящей работы;

 – регистрация  граждан в качестве безработных;

 – перерегистрация  безработных граждан.

 Формы  документов по ведению регистрационного  учета безработных граждан устанавливается  Минздравсоцразвития России.   Решение о признании гражданина безработным принимается органами по вопросам занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу, не имеющих профессии, – паспорта и документа об образовании.

Признание инвалида безработным принимается органами по вопросам занятости в соответствии с Законом о защите инвалидов. Тем не менее, не все категории граждан могут быть признаны безработными и зарегистрированы в качестве безработных. А именно, лица:

не достигшие 16-летнего возраста, т.е. нетрудоспособные граждане;

получающие в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсию по старости (по возрасту), за выслугу лет;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах по вопросам занятости в целях поиска подходящей работы от 2 вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии, – в случае 2 отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органах по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации их в качестве безработных;

получившие или отбывающие срок в местах заключения (осужденные);

предоставившие документы, содержащие недостоверные (ложные) данные.

Приобретение и сохранение статуса безработных связано с понятиями «подходящая работа» и «неподходящая работа», поэтому вполне уместно ввести определение этих понятий с точки зрения действующего законодательства.

В соответствии со ст. 4 Закона о занятости подходящей считается такая работа, в том числе и временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его уровня профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Неподходящей работа считается в следующих случаях:

если она связана с переменой места жительства без согласия граждан;

условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы.

Как видно, незанятость трудоспособных граждан в общественном производстве во многом не зависит от желания граждан, она связана с невозможностью в данный момент устроиться на подходящую работу. Однако, статус безработного, как говорилось выше, предполагает ряд правомочий, которые в свою очередь гарантируют права граждан на трудоустройство, это:

право на содействие в поиске подходящей работы (ст. 4);

право на выбор места работы (ст. 8), в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории РФ (ст. 10);

право на бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости (ст. 9, 23);

право участвовать в общественных оплачиваемых работах (ст. 24);

право на получение содействия в организации собственного дела (самозанятость населения);

право на социальную поддержку (ст. 28).

Там где есть права, есть и обязанности. Что касается обязанностей безработного, то в общем виде их можно сформулировать как добросовестность и дисциплинированность.

Принцип добросовестности заключается в том, что гражданин, обратившийся в государственную службу занятости, должен сообщить о себе и своей семье определенные сведения. Это должна быть полная и достоверная информация, поскольку на основании полученных сведений принимается решение о признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице. Если выяснится, что безработный получал пособие обманным путем, то выплата пособия по безработице может быть прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного. Те же последствия может повлечь за собой и непредоставление безработным в службу занятости сведений о своем трудоустройстве. Принцип дисциплинированности заложен в основе взаимодействия органа службы занятости и безработного: он должен регулярно (не реже двух раз в месяц) проходить перерегистрацию в органах службы занятости; заранее сообщать о длительном (более одного месяца) отсутствии по месту регистрации в качестве безработного; являться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; выполнять предложенную подходящую работу или успешно проходить курс обучения по направлению органов службы занятости. Кроме того, безработный обязан являться в органы службы занятости в трезвом виде, так как явка безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения влечет за собой соответствующие санкции со стороны органа службы занятости.

Информация о работе Социально-правовая защита безработных граждан в России