Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 13:14, реферат
Положение детей в любом государстве – это показатель морального и нравственного здоровья общества. В последнее время все большую тревогу вызывает рост беспризорности и безнадзорности детей. В этой среде широко распространены наркомания, токсикомания, алкоголизм, инфекционные заболевания и психические расстройства. Против ребенка сегодня действуют и кризисные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, и усиливающееся школьное неблагополучие, и широкий криминогенный фон общественной жизни.
1)Введение……………………………………………………………………………3
2)Детская беспризорность как социальная проблема……………………………..4
3) Причины детской беспризорности - семья как главный источник беспризорности………………………………………………………………………6
4) Нормативно–правовые основы социальной помощи беспризорным детям…10
5)Заключение…………………………………………………………………….....12
6)Список использованной литературы…………………………………………....13
Министерство образования
УО «Барановичский государственный университет»
Контролируемая
«Теория и практика социальной педагогике»
«Правовые основы социальной защиты беспризорных»
1)Введение……………………………………………………
2)Детская беспризорность
как социальная проблема…………………
3) Причины детской беспризорности
- семья как главный источник беспризорности…………………………………………
4) Нормативно–правовые основы социальной помощи беспризорным детям…10
5)Заключение………………………………………………
6)Список использованной литературы…………………………………………....
Положение детей
в любом государстве – это
показатель морального и
Беспризорные дети - это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Беспризорность часто связана с противоправным поведением.
Беспризорные дети отличаются более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, склонностью к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т. п.), так же у них обострено чувство справедливости и сострадания, они очень ярко и искренно выражают свои эмоции. Некоторые из них преждевременно начинают половую жизнь. Они также отличаются выносливостью, активностью, солидарностью в групповых действиях.
Криминалисты отмечают, что у беспризорников жизненные цели могут смещаться в сторону психологического комфорта, получения «сиюминутных удовольствий».
Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство).
Детская беспризорность как социальная проблема
В истории человечества
детская беспризорность
С каждым годом увеличивается
количество семей, не способных надлежащим
образом обеспечить содержание и
воспитание детей. Падение уровня жизни,
увеличение числа неблагоприятных
(асоциальных) семей, утрата нравственных
устоев привели к тому, что дети
зачастую «вытесняются» на улицу, следствием
чего является невиданный с послевоенного
времени рост беспризорности. Неконтролируемая
алкоголизация, рост потребления наркотических
средств являются определяющими
факторами ухудшения
На рост беспризорности в условиях нестабильности политической, социально-экономической жизни влияют кризисные явления в семье, нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов, рост многодетных и бедных семей. Беспризорность детей является угрозой, так как перспективы развития государств непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения. Основные причины подростковых правонарушений это:
а) дефицит семейного, эмоционального тепла;
б) слабый контроль со стороны родителей (вахтовый метод работы; асоциальное поведение семьи, в том числе алкоголизация; социальный аспект семейного неблагополучия (многодетные, неполные, безработные); игнорирование требований школы родителями;
в) несовершенство законодательной базы, регламентирующей ответственность родителей за воспитание ребенка;
г) «самоутверждение» ребенка в подростковой среде: (смещение ценностных ориентиров; преобладающее влияние улицы; склонность к риску; неадекватность поведения).
В ряде случаев беспризорность детей – следствие педагогической беспомощности родителей, их искаженного представления о границах самостоятельности детей, отсутствия контроля за их времяпрепровождением, озабоченности взрослых лишь проблемой удовлетворения естественных и материальных потребностей, нарушение взаимопонимания и доверия между детьми и родителями. Источником ослабления внимания к детям являются ситуации разводов, которые не только травмируют психику ребенка, но и нередко обусловливают разлад с родителями; взаимное недовольство взрослых и детей, стремление последних к автономизации; желание до минимума свести контакты с родными.
По данным органов защиты правопорядка, в Беларуси «не существует беспризорности как таковой». Большинство белорусских детей имеют опекуна или находятся под защитой государства.
Причины детской беспризорности - семья как главный источник
Одной из важных причин беспризорности являлось и является разрушение семейного быта и естественного уклада жизни. В подобных условиях бездомный ребенок рано включается в уличную борьбу за выживание при отсутствии воспитательной помощи взрослых и нормальной социальной среды.
Причины детской беспризорности могут быть различными, но результат общий - дети вынуждены месяцами и годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормального питания, не получая ухода. Часто дети попадают в криминальную среду, живут и воспитываются по ее законам.
Рассмотрим одну из наиболее серьезных причин, выталкивающих детей на улицу. Прежде всего, это плохое обращение с ними в семье. Эту проблему объединяют в три большие группы:
- физическое насилие
- отсутствие заботы
- сексуальное насилие
Доказано, что если родители сами подвергались в детстве физическому наказанию и испытывали ущемление собственных интересов со стороны своих родителей, не могут адекватно относиться к собственным детям.
Основным факторами жестокого обращения с детьми, по мнению специалистов, являются психологический фактор («синдром избитого ребенка») и социально обусловленные причины (материальная обеспеченность семьи, уровень образования родителей, культурные традиции).
Отсутствие заботы - это широкое понятие, и явление менее заметное, но встречающееся гораздо чаще, чем физическое насилие. Речь может идти об отсутствии заботы в физическом, медицинском или эмоциональном плане. Отсутствие заботы может сопровождаться физическим или сексуальным насилием.
Таким образом, пренебрежение можно определить, как хроническую неспособность родителей обеспечить основные потребности ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
Причины, влияющие на способность родителей к обеспечению нужд ребенка, заключаются в экономических факторах, в физическом или эмоциональном заболевании родителей, в недостатке времени работающих родителей и т.д.
Как насилие вообще, так и сексуальное насилие - это в основном скрытые преступления, поэтому представляется трудным оценивать истинную распространенность явления.
Сексуальное насилие может совершаться в семье и вне ее.
Как уже говорилось, сексуальное насилие сопряжено с физическим и психологическим насилием. Поэтому травма, которую ребенок получает в результате совершающегося над ним сексуального насилия, очень опасна для дальнейшего развития, нанеся, прежде всего, вред психическому здоровью.
«Общенациональное
исследование по оценке
Как сообщил главный
инспектор управления
Ежегодно десятки белорусских детей убегают из дома из-за психологического, физического давления со стороны взрослых в семье. 86% мальчиков-подростков совершают побеги из дома из-за оскорблений и жестокого обращения родителей и сверстников, 30% таким образом выражают обиду на родителей.
Проблема насилия над детьми является частью «глобальной проблемы семейного насилия». Дети-жертвы насилия часто не обращаются за помощью. В то же время существует проблема доказательства существования факта насилия, потому что дети не хотят жаловаться на родителей.
Исходя из исследования ЮНИСЕФ, в котором приняли участие более 10 тысяч детей, родителей, учителей и работников интернатных учреждений, более 60% белорусских детей никогда не подвергались физическому насилию в семье. Но около 30% опрошенных не дали ответа на вопрос, применялось ли к ним физическое насилие: «Можно делать вывод, что тема насилия в семье имеет латентный характер».
При этом 80% школьников сказали, что не испытывали физического насилия от учителей. Пик психологического насилия там, к слову, приходится на самый сложный подростковый возраст — 15 лет. Самый высокий уровень насилия — и психологического, и физического — у детей, находящихся в спецучреждениях, например, специализированных ПТУ, интернатах.
Родители часто заботу о ребенке ограничивают физическим уровнем, то есть заботятся о том, чтобы у него была еда, одежда и так далее. «Дети же говорят о ненадлежащем уходе, имея в виду ощущение собственной ненужности, отсутствие поддержки и помощи со стороны взрослых.
Семья является важнейшим институтом воспитания, ибо она представляет собой среду развития человека. В семье зарождаются и интенсивно протекают важные процессы становления нравственности и гражданского самосознания и самоопределения личности, ее духовной культуры. Поэтому именно семья в первую очередь должна давать детям ощущение добра, учить трудолюбию, умению правильно выстраивать свои отношения с людьми, ведь на примере родителей дети готовятся к будущему материнству, отцовству.
Информация о работе Правовые основы социальной защиты беспризорных