Правовые основы социальной защиты беспризорных

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 13:14, реферат

Краткое описание

Положение детей в любом государстве – это показатель морального и нравственного здоровья общества. В последнее время все большую тревогу вызывает рост беспризорности и безнадзорности детей. В этой среде широко распространены наркомания, токсикомания, алкоголизм, инфекционные заболевания и психические расстройства. Против ребенка сегодня действуют и кризисные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, и усиливающееся школьное неблагополучие, и широкий криминогенный фон общественной жизни.

Оглавление

1)Введение……………………………………………………………………………3
2)Детская беспризорность как социальная проблема……………………………..4
3) Причины детской беспризорности - семья как главный источник беспризорности………………………………………………………………………6
4) Нормативно–правовые основы социальной помощи беспризорным детям…10
5)Заключение…………………………………………………………………….....12
6)Список использованной литературы…………………………………………....13

Файлы: 1 файл

тип соц пед№1.docx

— 32.45 Кб (Скачать)

                       Министерство образования Республики  Беларусь

                     УО «Барановичский государственный университет»

 

 

 

 

 

                             Контролируемая самостоятельная  работа

                                                по дисциплине:

                          «Теория и практика социальной  педагогике»

                                                     по теме:

                  «Правовые основы социальной  защиты беспризорных»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      Выполнила:

                                                                                                      студентка 2 курса

                                                                                                      группы НС-21

                                                                                                      Латвис Светлана

                                                                                                      Чеславовна

                                                                                                          

 

                                                                                                      Проверила: 

                                                                                                      преподаватель

                                                                                                      кафедры педагогики 

                                                                                                      Черняк Юлия

                                                                                                      Григорьевна  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Барановичи, 2012 г. 

                                   

                                                                        Содержание:

1)Введение……………………………………………………………………………3 

2)Детская беспризорность  как социальная проблема……………………………..4

3) Причины детской беспризорности  - семья как главный источник беспризорности………………………………………………………………………6

4) Нормативно–правовые основы социальной помощи беспризорным детям…10

5)Заключение…………………………………………………………………….....12

6)Список использованной литературы…………………………………………....13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Введение

   Положение детей  в любом государстве – это  показатель морального и нравственного  здоровья общества. В последнее  время все большую тревогу  вызывает рост беспризорности  и безнадзорности детей. В этой  среде широко распространены  наркомания, токсикомания, алкоголизм, инфекционные заболевания и психические  расстройства. Против ребенка сегодня  действуют и кризисные процессы  в семье, и социальная напряженность  в обществе, и усиливающееся школьное  неблагополучие, и широкий криминогенный  фон общественной жизни. Ребенка  выталкивают из своего лона  неблагополучные семьи, численность  которых заметно возрастает, школа,  освободившаяся от воспитания, внешкольные  учреждения, сдавшие свои площади  в аренду коммерческим фирмам.

   Беспризорные дети - это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Беспризорность часто связана с противоправным поведением.

  Беспризорные дети отличаются более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, склонностью к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т. п.), так же у них обострено чувство справедливости и сострадания, они очень ярко и искренно выражают свои эмоции. Некоторые из них преждевременно начинают половую жизнь. Они также отличаются выносливостью, активностью, солидарностью в групповых действиях.

Криминалисты отмечают, что  у беспризорников жизненные цели могут смещаться в сторону  психологического комфорта, получения  «сиюминутных удовольствий».

   Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Детская беспризорность как социальная проблема

   В истории человечества  детская беспризорность существует  давно. Но в периоды политических, социально–экономических потрясений: войн, революций, национальных междоусобиц  число беспризорных детей возрастает.

С каждым годом увеличивается  количество семей, не способных надлежащим образом обеспечить содержание и  воспитание детей. Падение уровня жизни, увеличение числа неблагоприятных (асоциальных) семей, утрата нравственных устоев привели к тому, что дети зачастую «вытесняются» на улицу, следствием чего является невиданный с послевоенного  времени рост беспризорности. Неконтролируемая алкоголизация, рост потребления наркотических  средств являются определяющими  факторами ухудшения психического здоровья населения. Алкогольно-наркотическая  эпидемия становится национальной трагедией  многих стран, угрожающей безопасности не только отдельной личности, но и  государства в целом.

   На рост беспризорности в условиях нестабильности политической, социально-экономической жизни влияют кризисные явления в семье, нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов, рост многодетных и бедных семей. Беспризорность  детей является угрозой, так как перспективы развития государств непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения. Основные причины подростковых правонарушений это:

а) дефицит семейного, эмоционального тепла;

б) слабый контроль со стороны  родителей (вахтовый метод работы; асоциальное  поведение семьи, в том числе  алкоголизация; социальный аспект семейного  неблагополучия (многодетные, неполные, безработные); игнорирование требований школы родителями;

в) несовершенство законодательной  базы, регламентирующей ответственность  родителей за воспитание ребенка;

г) «самоутверждение» ребенка  в подростковой среде: (смещение ценностных ориентиров; преобладающее влияние  улицы; склонность к риску; неадекватность поведения).

   В ряде случаев беспризорность детей – следствие педагогической беспомощности родителей, их искаженного представления о границах самостоятельности детей, отсутствия контроля за их времяпрепровождением, озабоченности взрослых лишь проблемой удовлетворения естественных и материальных потребностей, нарушение взаимопонимания и доверия между детьми и родителями. Источником ослабления внимания к детям являются ситуации разводов, которые не только травмируют психику ребенка, но и нередко обусловливают разлад с родителями; взаимное недовольство взрослых и детей, стремление последних к автономизации; желание до минимума свести контакты с родными.

   По данным органов защиты правопорядка, в Беларуси «не существует беспризорности как таковой». Большинство белорусских детей имеют опекуна или находятся под защитой государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Причины детской беспризорности  - семья как главный источник

                                                  беспризорности

   Одной из важных причин беспризорности являлось и является разрушение семейного быта и естественного уклада жизни. В подобных условиях бездомный ребенок рано включается в уличную борьбу за выживание при отсутствии воспитательной помощи взрослых и нормальной социальной среды.

   Причины детской беспризорности могут быть различными, но результат общий - дети вынуждены месяцами и годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормального питания, не получая ухода. Часто дети попадают в криминальную среду, живут и воспитываются по ее законам.

   Рассмотрим одну из наиболее серьезных причин, выталкивающих детей на улицу. Прежде всего, это плохое обращение с ними в семье. Эту проблему объединяют в три большие группы:

- физическое насилие

- отсутствие заботы

- сексуальное насилие

   Доказано, что если родители сами подвергались в детстве физическому наказанию и испытывали ущемление собственных интересов со стороны своих родителей, не могут адекватно относиться к собственным детям.

   Основным факторами жестокого обращения с детьми, по мнению специалистов, являются психологический фактор («синдром избитого ребенка») и социально обусловленные причины (материальная обеспеченность семьи, уровень образования родителей, культурные традиции).

   Отсутствие заботы - это широкое понятие, и явление менее заметное, но встречающееся гораздо чаще, чем физическое насилие. Речь может идти об отсутствии заботы в физическом, медицинском или эмоциональном плане. Отсутствие заботы может сопровождаться физическим или сексуальным насилием.

   Таким образом, пренебрежение можно определить, как хроническую неспособность родителей обеспечить основные потребности ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

   Причины, влияющие на способность родителей к обеспечению нужд ребенка, заключаются в экономических факторах, в физическом или эмоциональном заболевании родителей, в недостатке времени работающих родителей и т.д.

   Как насилие вообще, так и сексуальное насилие - это в основном скрытые преступления, поэтому представляется трудным оценивать истинную распространенность явления.

   Сексуальное насилие может совершаться в семье и вне ее.

   Как уже говорилось, сексуальное насилие сопряжено с физическим и психологическим насилием. Поэтому травма, которую ребенок получает в результате совершающегося над ним сексуального насилия, очень опасна для дальнейшего развития, нанеся, прежде всего, вред психическому здоровью.

    «Общенациональное  исследование по оценке ситуации  с насилием в отношении детей  в Республике Беларусь», проведенное  под эгидой ЮНИСЕФ, показывает, что  белорусские дети в большинстве  своем насилию не подвергаются.

   Как сообщил главный  инспектор управления социальной  и воспитательной работы Министерства  образования Алексей Ананенко, за прошлый год были сняты с учета более 22 тысяч детей. Из них в связи с нормализацией ситуации в семье более 16,6 тысячи. Под государственную опеку в 2009 году попало 3 838 детей, что на 417 меньше, чем в 2008 году.

   Ежегодно десятки белорусских детей убегают из дома из-за психологического, физического давления со стороны взрослых в семье.  86% мальчиков-подростков совершают побеги из дома из-за оскорблений и жестокого обращения родителей и сверстников, 30% таким образом выражают обиду на родителей.

   Проблема насилия над детьми является частью «глобальной проблемы семейного насилия». Дети-жертвы насилия часто не обращаются за помощью. В то же время существует проблема доказательства существования факта насилия, потому что дети не хотят жаловаться на родителей.

   Исходя из исследования ЮНИСЕФ, в котором приняли участие более 10 тысяч детей, родителей, учителей и работников интернатных учреждений, более 60% белорусских детей никогда не подвергались физическому насилию в семье. Но около 30% опрошенных не дали ответа на вопрос, применялось ли к ним физическое насилие: «Можно делать вывод, что тема насилия в семье имеет латентный характер».

   При этом 80% школьников сказали, что не испытывали физического насилия от учителей. Пик психологического насилия там, к слову, приходится на самый сложный подростковый возраст — 15 лет. Самый высокий уровень насилия — и психологического, и физического — у детей, находящихся в спецучреждениях, например, специализированных ПТУ, интернатах.

   Родители часто заботу о ребенке ограничивают физическим уровнем, то есть заботятся о том, чтобы у него была еда, одежда и так далее. «Дети же говорят о ненадлежащем уходе, имея в виду ощущение собственной ненужности, отсутствие поддержки и помощи со стороны взрослых.

   Семья является важнейшим институтом воспитания, ибо она представляет собой среду развития человека. В семье зарождаются и интенсивно протекают важные процессы становления нравственности и гражданского самосознания и самоопределения личности, ее духовной культуры. Поэтому именно семья в первую очередь должна давать детям ощущение добра, учить трудолюбию, умению правильно выстраивать свои отношения с людьми, ведь на примере родителей дети готовятся к будущему материнству, отцовству.

Информация о работе Правовые основы социальной защиты беспризорных